Пошаговый туториал от опытного методиста и дизайнера образовательного опыта

Итак, вы являетесь специалистом и подумываете запустить онлайн-курс. Хорошая идея! Многие любители знаний тянутся именно к экспертам, а не бюдженикам и эдтехам.

С помощью этого туториала вы:

  • узнаете, обладаете ли вы достаточными компетенциями для запуска курса;

  • научитесь проектировать онлайн-курсы;

  • узнаете, как оценить образовательный продукт.

Примечание. Здесь освещается образовательная сторона вопроса. Бюджет, продвижение и личный бренд не являются объектами рассмотрения.

Как понять, эксперт ли вы?

Никак. 

Точнее, окружающие с готовностью сделают это за вас, но на деле всё может обстоять совершенно иначе. Рассмотрим пример.

Пример. «Петя, который смог»

Однажды знакомые Пети проснулись и обнаружили, что их закадычный друг решил стать экспертом. Он завёл телеграм-канал и начал выкладывать кейсы из жизни айтишника. Друзья посмеялись над ним, но из вежливости решили не отписываться. 

Через пару месяцев они обнаружили, что Петю читает около 300 человек. Через пол года Петя анонсировал набор на бесплатный онлайн-марафон по Angular. На него записалось трое студентов и школьник. Друзья пожали плечами: «Мда».

Марафон длился три недели. Всё это время Петя делился успехами учеников, а когда марафон закончился, он опубликовал проекты и отзывы. Приложение школьника получилось самым оригинальным.

Следующий онлайн-марафон был платным. Среди 10 учеников оказался и Петин друг.

Мораль — если окружающие обращаются к вам за помощью, а некоторые даже платят за это, то вы явно достаточно хороши.

Проектируем онлайн-обучение

Универсального способа создать курс, марафон или мастер-класс не существует. Однако часто проектировщики обучения проходят именно через следующие шаги.

Анализ. Кого и как будем учить?

Прежде чем приниматься за презентации и задачи, необходимо сделать шаг назад и оценить все вводные. В результате анализа мы должны ответить, как минимум, на следующие вопросы.

Кого учим и зачем им ваш курс?

Набросайте крупными мазками образ вашего ученика. Каков он? Новичок или опытный? Мужчина или женщина? Недавний выпускник школы или пенсионер? Хочет узнать что-то новое или углубить имеющиеся знания? Он знает вас лично или вы никогда не были знакомы? Он готов сразу платить за обучение или ему подошла бы подписка? 

Оцените потребности учеников и собственные возможности. Например, если вы пишете курс по основам программирования, то имеет смысл запланировать время и на обучение цифровым навыкам. Если же вы будете иметь дело с профессионалами, то лучше сразу переходить к best practices и драйвовым проектам.

Как вы собираетесь учить? 

Вы будете работать в общепринятом подходе или изобретать собственную методику? Какая форма обучения вам подойдёт (онлайн-курс, буткемп, серия вебинаров)? Как долго будет длиться обучение (3 дня, неделя, месяц, год)?

Хорошей финальной точкой анализа может быть череда созвонов (они же «глубинные интервью», но подойдёт и простая беседа) с потенциальными учениками. Разделяют ли они ваш энтузиазм? 

Проектирование курса

Важно не переоценить себя. Если вы не профессионал в обучении, то лучше не усложнять этот шаг и оттолкнуться от цели курса и проектов, которые вы планируете реализовать.

Сформулируйте цель обучения

Она должна быть общей, но в то же время отражать направленность курса. Например:

  • научить азам программирования на Python и применить их в создании чат-ботов

Составьте список проектов, который вы планируете реализовать на курсе

Хорошо расписанные идеи проектов отразят ключевые темы, которые вам нужно будет раскрыть на курсе. Как определиться с проектами? Попробуйте пойти в обратном направлении от финального проекта к первому. Например:

  • Адаптированный под мобильные устройства лэндинг на основе макета.

  • Неадаптированный лэндинг на основе макета.

  • Сверстанная с нуля веб-страница из 3 секций.

  • Простейшая веб-страница из одной секции (используется файл с готовыми стилями).

Опишите навыки, которым вы собираетесь научить

Чтобы определиться с навыками, подумайте, что потребуется новичку для выполнения ваших проектов. Чем чётче вы сформулируете каждый пункт, тем легче пойдёт разработка курса.

Примеры навыков («Выпускник моего курса…»):

  • уверенно пользуется стандартной библиотекой Python

  • своими словами описывает, что такое ООП

Составьте карту обучения

Это должна быть последовательность шагов того, как вы планируете достигнуть цели обучения и научить знаниям и навыкам. 

Результатом должна стать карта курса с целью, списком тем и навыками. Например:

Название курса

React 0+

Цель курса

научить основами React и применить их в создании SPA

Тематический план курса

Тема 1. Знакомство. Введение в React. Компоненты и состояния

Тема 2. Проектируем интерфейс с помощью Formik

[…]

Проекты курса

· таймер с обратным отсчётом;

· трекер задач;

[…]

Выпускник курса будет

· уверенно знать, что такое состояние;

· уверенно пользоваться терминалом для запуска приложения;

[…]

Разработка курса

Настало время продумать «кухню».

  • Кто будет вести этот курс? Если я, то какие материалы мне потребуются?

  • Где я буду созваниваться с учениками? Удобна ли эта платформа для обучения? 

  • Потребуются ли ученикам сопроводительные материалы? Если да, то в какой форме? Где они будут храниться?

  • Будут ли ученики присылать мне свои проекты? Если да, то как я буду их оценивать?

  • Буду ли я собирать с учеников обратную связь? Если да, то в какой момент и как?

На самом деле, всё индивидуально. Если вы планируете вебинары, то для наглядности не помешали бы презентации. Если вы большая часть материала будет заливаться на онлайн-платформу (например, Stepik), то для начала стоит расписать текст в отдельном документе, как сценарий. 

Если всё же попытаться обобщить, то starter pack материалов для нишевого IT-курса может выглядеть так:

  1. Дорожная карта курса с таймлайном.

  2. Подробные описания проектов в форме заданий.

  3. Эталонные решения ко всем проектам.

  4. К каждому вебинару — презентации с основными понятиями и иллюстрациями.

  5. К каждой новой теме — документ с теорией, полезными ссылками и задачами.

  6. Инструкции по новым цифровым инструментам (VS Code, GitHub и т. п.).

  7. Закрытый телеграм-чат для напоминаний и обмена результатами работы

  8. Эксель-таблица со списком учеников и их активностью.

Оценка результатов курса

Курс можно оценивать с разных сторон.

Во-первых, можно оценить его образовательную ценность. Самый простой способ — посмотреть, смогли ли ученики реализовать запланированные проекты. Если каждый смог справиться с базой, то курс точно работает. Другим способом аттестации является защита финального проекта. Это позволяет не только формально проверить усвоение программы, но и оценить глубину её понимания.

Во-вторых, можно оценить продуктовую ценность обучения. Например, порекомендует ли выпускник курс своему другу? Для этого часто пользуются метрикой NPC — net promoter score. Вот как она считается на примере одного вебинара:

  • По окончании попросите участников вебинара оценить его от 1 до 10.

  • Зафиксируйте в процентах число тех, кто оценил его от 1 до 6. Это критики. 

  • Зафиксируйте в процентах число тех, кто оценил его от 7 до 8. Это нейтралы. 

  • Зафиксируйте в процентах число тех, кто оценил его на 9 и 10. Это промоутеры. 

  • Вычтите из процента промоутеров процент критиков. Получаем процент тех, кто порекомендует ваш курс. 

Есть и другие способы оценить курс. Например, определение числа людей, прошедших его до конца (проверяется легко) или сумевших воспользоваться полученными знаниями в реальной жизни (проверяется сложно).

Выводы

Надеюсь, этот туториал не разубедил вас заниматься обучением, а лишь показал, что к такому делу стоит подходить серьезно. В конечном счёте всё зависит от ваших компетенций, формы, в которой вы собираетесь их преподать, и вашей аудитории.

Несколько идей, которые помогут классной идее обрести почву под ногами:

  • Только вы сами определяете, являетесь ли вы экспертом и можете ли делиться знаниями. Однако стоит быть готовым к тому, что ваши друзья или коллеги могут не согласиться с вами. Хороший тест — запуск бесплатного обучения в мини-формате.

  • Всё же загорелись идеей обучать? Потратьте время на анализ собственных ресурсов и потребностей ваших предполагаемых учеников.

  • Перед началом работы составьте action plan. Что, как и почему мы собираемся делать? Какими будут ключевые моменты обучения?

  • Универсального чек-листа материалов курса не существует. Боитесь потерять мысль во время вебинара? Составьте к нему план или презентацию. Ученики теряются в обилии информации? Составьте конспекты ко всем новым темам.

  • Не бойтесь ошибиться, но и не снимайте с себя ответственность за качество. Если ученик чем-то недоволен, не прячьтесь и не лукавьте, а назначьте встречу. Узнайте причину недовольства и предложите пути решения. Конкретные компетенции, открытость и адекватность — это именно то, почему люди предпочитают частников корпорациям. 

Удачи!

UPD. Спасибо неравнодушным читателям, которые объяснили мне, что слова «экспертность» и «экспертиза» не являются синонимами. Соответствующие исправления были внесены в заголовок и текст статьи.

Комментарии (13)


  1. slavanikolsky
    10.07.2022 22:02

    «How-to: упаковать вашу экспертизу в IT в восхитительный онлайн-курс.» Лично у меня заголовок с содержанием не сложился. Декларируете одно, а пишите про другое.


  1. slavanikolsky
    10.07.2022 22:08

    «С помощью этого туториала вы, узнаете, есть ли у вас достаточная экспертиза,» Что значит достаточная экспертиза?


    1. PGolubtsova Автор
      11.07.2022 09:46
      -1

      Я раскрыла этот вопрос в первой части статьи. Если коротко, универсального лекала не существует. Однако это не мешает многим it-специалистам задумываться, достаточно ли они хороши для того, чтобы запустить собственный курс


  1. sunnybear
    11.07.2022 00:01
    +2

    Несколько по верхам. Имеет смысл взять пример Пети и в нескольких статьях разложить его путь.


    1. PGolubtsova Автор
      11.07.2022 09:48

      Да, каждый пункт — это отдельная большая тема. Здесь же скорее попытка направить тех, кто только задумывается о создании обучения или менторстве


  1. COKPOWEHEU
    11.07.2022 09:33
    +2

    Заголовок «How-to: упаковать вашу экспертизу проверку экспертами в IT в восхитительный онлайн-курс». Что имелось в виду? Проверку чего вы собрались упаковывать и зачем?


    1. PGolubtsova Автор
      11.07.2022 09:52
      -3

      Вы прочитали статью? Здесь нет речи о проверки экспертами. Есть некоторое число it-специалистов, которые подумывают запустить собственные мини-обучения или менторство над новичками. В статье я рассказываю, как такой специалист может создать собственный онлайн-курс, где он будет экспертом.


      1. DVF
        11.07.2022 11:38
        +1

        Экспертиза — означает проверку компетентными лицами. На русском языке, то, что Вы имеете ввиду, называется компетентность или экспертность (наличие познаний). Это всё равно что функциональность называть функционалом. Особенно здесь. Могут даже заподозрить в инфобизнесменстве.


      1. COKPOWEHEU
        11.07.2022 13:32

        Вы прочитали статью? Здесь нет речи о проверки экспертами.
        Тогда зачем вы вынесли «проверку экспертами» в заголовок?


        1. PGolubtsova Автор
          11.07.2022 15:01

          Что ж, грамота.ру на вашей стороне, не буду спорить) http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=экспертиза&all=x Пойду исправлять заголовок


          1. COKPOWEHEU
            11.07.2022 15:31
            +1

            How-to: упаковать вашу экспертность

            Fail:
            www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
            Вам ведь DVF уже предложил устоявшееся в русском языке слово, зачем вы изобретаете костыли?
            www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C


          1. hw_store
            11.07.2022 21:04

            Ничего кроме "компетентности" на этом месте быть не должно.
            ...а впрочем, как говаривал майор Зильберов, "Солдата вначале нужно ошарашить, а уж потом озадачить", так что для поколения Z и так сойдёт


            1. COKPOWEHEU
              12.07.2022 09:01

              На самом деле «компетентность» тоже инородно звучит. Да даже «навыки» или «способности» будет лучше. Но по-хорошему надо все предложение переформулировать в стилистике русского языка.