Новые цифровые решения сегодня позволяют трансформировать устоявшиеся процессы в разных отраслях. Технологические стартапы есть во всех сферах, логистика – не исключение. На рынке существуют десятки IT-продуктов и постоянно появляются новые. Более динамично цифровые сервисы развиваются в сегменте автоперевозок, где рынок более открытый, с низким порогом входа. Тем не менее железнодорожная отрасль не отстает: на рынке существует ряд готовых решений и от независимых разработчиков, и от самих компаний-операторов. Расскажем в материале - какие задачи они решают, каким запросам клиентов отвечают и какие разработки могут появиться в ближайшем будущем.
Трансформация клиентского сервиса
Первое, на что направлены IT-сервисы в грузоперевозках – взаимодействие с клиентом в широком смысле: от привлечения до создания комфортных условий по заказу и отслеживанию услуг. К слову, от B2B сектора, к которому преимущественно относятся транспортные компании, клиенты сегодня ждут сервис на уровне массового потребительского сегмента с высокой скоростью в принятии решений, прозрачными процессами, понятными и продвинутыми онлайн продуктами. И на рынке есть такие решения.
Например, в сфере автомобильных грузоперевозок есть технологические сервисы Ati.su, Fura.ru, которые позволяют организовать процесс транспортировки: размещать и искать заказы, проверять контрагентов, отслеживать процесс доставки и так далее.
На железной дороге тоже существуют удобные решения, где можно подать заявку и контролировать все этапы процесса грузоперевозки. Такие платформы и приложения есть у крупнейших компаний-операторов, которые стремятся сделать процедуру заказа железнодорожной перевозки прозрачной и понятной для своих клиентов.
Процесс доставки груза строится на взаимодействии нескольких участников – железной дороги, операторов, экспедиторов, грузоотправителей, грузополучателей. Координировать каждый из этапов довольно сложно, для этого на крупных предприятиях существуют специальные службы. Создание единого окна на базе онлайн-сервиса значительно упрощает весь этот путь для заказчика. Так, в «Личном кабинете клиента» Первой грузовой компании (ПГК) достаточно заполнить специальную форму и заявку увидят менеджеры. Помимо этого, пользователю доступен целый набор функций: расчет ставок, формирование предоплатных счетов, контроль сальдо, контроль ключевых показателей с помощью дашборда, отслеживание дислокации вагонов, подключение грузоотправителей и грузополучателей. То есть вся информация о перевозке всегда перед глазами клиента, он видит статус своей заявки и на каком этапе процесс подвис. Данные доступны с любого устройства – мобильного телефона, планшета, ПК.
На рынке мультимодальной логистики (груз доставляется разными видами транспорта – прим.) есть аналогичные сервисы, которые работают по принципу «одного окна». Например, на платформе Atlas Chain можно получить помощь «цифрового экспедитора». Более сжатый функционал на сайте компаний «Альдетранс» и Arivist: они принимают онлайн заявки только на транспортировку. Функция онлайн заявки на расчет доставки есть на сайте Modern Way Cross Border Logistics.
Еще одно цифровое решение на стыке улучшения клиентского сервиса на железной дороге и отслеживания состояния вагонов – «Мобильный репортер». Сервис также разработан ПГК. Его задача снять давнюю боль и грузовладельцев, и самих перевозчиков – упростить и ускорить оформление железнодорожных документов, фиксирующих коммерческую непригодность вагона. Основной принцип «Мобильного репортера» в чем-то повторяет получение автомобиля в каршеринге: прежде чем воспользоваться вагоном, клиент проводит осмотр и фиксирует повреждения, если они есть. Информация оперативно поступает экспертам компании, решение о замене вагона, как правило, принимается в течение одного рабочего дня, вместо нескольких дней. В результате клиент экономит несколько суток на процедурах приемки и забраковки вагонов. Кроме того, приложение помогает снизить расходы на простой и отвод вагона, а также позволяет контролировать их состояние. Все данные о вагонах хранятся в специальной базе и доступны также в «Личном кабинете клиента».
Оцифровка отдельных логистических процессов
Второй большой нишей являются всевозможные продукты-«хелперы», оцифровывающие отдельные процессы. Их появление – также следствие многолетнего клиентского спроса.
Например, в «доцифровую» эпоху грузоотправители и операторы не могли точно прогнозировать время прибытия груза в конечный пункт, и уж тем более – понимать, в какой точке на сети находится тот или иной состав в данную минуту. Теперь это возможно. На железнодорожном рынке существуют отдельные сервисы для контроля перемещения грузов, например, Railwagonlocation, GdeVagon.ru, также данная функция доступна на IT-платформах отдельных операторов. Так, в «Личном кабинете клиента» ПГК есть соответствующий раздел: на карте можно отследить перемещение вагонов. Также пользователям приходит оповещение о прибытии вагона на нужную станцию.
В логистической сфере создают цифровые решения для помощи диспетчерам. Такой продукт разрабатывают и внедряют в ПГК. «Навигатор», используя алгоритмы машинного обучения и анализ больших данных, проводит оценку ситуации на сети и подсказывает диспетчеру, какие конкретно вагоны ПГК и по какому маршруту лучше направить клиенту, чтобы обеспечить, с одной стороны, требуемый уровень сервиса, а с другой – минимальные затраты. Программа рассчитывает оптимальный вариант из 3,5 млн комбинаций, опираясь на множество параметров – месторасположение и техническое состояние вагонов, прогноз их прибытия и высвобождения после погрузки, обстановку на железной дороге, размер тарифов и многое другое. Аналогов данному IT-решению на российском рынке нет.
Цифровой ремонт
Один из важнейших бизнес-процессов в сфере грузоперевозок – это ремонт. Современные цифровые сервисы помогают устранить «факторы внезапности» на рынке вагоноремонта и способствовать безопасности перевозок. Например, запланировать ремонт вагонов заранее. Так, в ПГК разрабатывают «Цифровой вагон»: сервис использует данные о состоянии колесных пар, получаемые с датчиков, установленных на железнодорожной сети, и с высокой точностью предсказывает - каким вагонам необходим ремонт. Подобное решение в сфере ремонтов – ServiceVizor, разработка объединяет технологии Промышленного интернета, дополненной реальности и цифровой двойник для комплексного сопровождения эксплуатации и сервисного обслуживания. Изначально продукт создавали для газовой отрасли, но оно оказалось актуальным и в железнодорожной логистике.
Также на рынке существуют цифровые сервисы учета деталей. Например, железнодорожный оператор НефтеТрансСервис автоматизировал учет производственного цикла ремонта колесных пар с помощью RFID технологии, единую систему учета жизненного цикла деталей от маркировки до ремонта реализует «Нумерал», ПГК разработала комплекс решений и технологий для эффективного планирования и отслеживания движения материальных потоков и складских запасов – «Цифровой склад».
Аутсорс или инхаус?
При переходе в «цифру» компании идут разными путями: одни «играют по-крупному» и создают собственный штат разработки, другие – передают эти задачи на аутсорс. Аналогичная ситуация и в логистической сфере.
Какой формат выбрать - коллаборацию или inhouse – зависит от потребностей и возможностей бизнеса. Для разработки одного цифрового продукта в логистике требуется команда не менее 10 человек. Если идет речь о создании полноценной конкурентоспособной платформы, численность штата идет на сотни. Не для каждой компании это стратегически оправданно.
Кто-то использует сразу обе схемы: часть продуктов разрабатывает собственными силами, часть – вместе с партнерами. Например, ПГК наращивает собственную экспертизу, активно набирая в штат IT-специалистов разного уровня и специализации. И в это же время компания сотрудничает с внешними командами экспертов. Такой подход оптимален потому что позволяет развивать и сохранять экспертизу внутри компании, поддерживая при этом высокий темп разработки.
У вас уже есть инновационное решение для логистики и в готовы поделиться им – пишите нам на почту innovations@pgk.ru, мы поможем вывести проект на новый уровень.
OlegZH
Тут было бы крайне любопытно узнать, сколько вагонов бракуется, насколько удаётся снизить браковку, если следить за состоянием, и можно ли каким-нибудь образом повысить живучесть вагонов (технология производства, материалы)?
cofein51
Иногда мне кажется, что вагоны это расходник в РФ...
Вот смотришь видео как разгружают гравий/уголь/сыпучку "не в моем городе", они "опрокидывают вагон", а у нас в городе чуть ли не экскаватором их 24/7 и стараются выгрести каждую крошку, и пофиг что весь вагон в итоге мятый....
Толи кто то решил что так дешевле или лень переделывать метод разгрузки ...
В целом хорошо видно что вместо автоматизированных лент для перевалки, используется "ручной труд и экскаватор"....
FreightOne Автор
Способы выгрузки зависят от типа вагона и самого груза. Действительно, погрузка и выгрузка далеко не всегда проводятся аккуратно. Приложение в этом случае как раз дает нам информацию о состоянии вагонов в процессе эксплуатации. Пока вагон ездит по стране, мы видим, когда и какие дефекты появились на нем и можем оперативно принять решение по его ремонту.
FreightOne Автор
Количество забракованных вагонов в абсолютных значениях не показательно. Оно в каждом случае может быть индивидуально и тут не прослеживается закономерность. И важно понимать, что само по себе приложение не может снизить забраковку вагона и повысить их качество, его задача – сократить время принятия решения по замене вагона клиенту и это нам удалось. Такие вопросы решаются в течение рабочего дня вместо 2-3 или более. Кроме того, благодаря «Мобильному репортеру» мы полностью понимаем в каком состоянии наш парк. С 2019 года мы оцифровали 90% крытых вагонов. Наши инспекторы провели более 65 тыс. осмотров и сделали 500 тыс. фотографий вагонов. Каждый месяц с помощью приложения проводится порядка 2 тыс. осмотров. Эти данные помогают нам своевременно направлять вагоны в ремонт и уменьшать количество непригодных вагонов.