Обучать других способен не каждый: для этого нужны по-настоящему сильная мотивация, желание помогать другим и вдохновляться чужими успехами. Поэтому подбор экспертов на курсы похож на поиск иголки в стоге сена: мы находим не только лучших специалистов в своей сфере, но еще и энтузиастов, готовых делиться знаниями. Таня Асафьева (@Asafyeva_Tanya), тимлид рекрутеров по экспертам, и Настя Постовская (@chanast), старший продюсер направления «Кодинг», рассказывают, как проходит этот процесс и что сотрудничество дает экспертам.
В SkillFactory несколько ролей экспертов: ведущий автор, автор курса, ментор и ведущий вебинаров. Расскажем кратко о каждой из них.
Ведущий автор набрасывает программу курса широкими мазками. Например, запускается курс «Разработчик на Python». Ведущий автор предлагает все темы курса — что именно начинающий специалист должен изучить, чтобы стать джуниор Python-разработчиком. Затем он тезисно раскрывает, какой материал, примеры и задания должны быть в каждой теме. Еще ведущий автор участвует в собеседованиях с кандидатами в авторы курса, а затем проверяет написанные ими модули.
Автор курса создает для него контент. Он подробно раскрывает темы, отталкиваясь от тезисов, которые набросал ведущий автор. Помимо текстов автор записывает скринкасты или уроки в студии. Также он готовит задания для курса, чтобы студенты закрепили полученные знания, и предлагает к ним эталонные ответы.
Ментор проверяет домашние задания студентов и оставляет фидбек, сверяя с эталонными ответами. Он также отвечает в Slack на вопросы студентов по программе и домашним заданиям. Иногда менторы проводят вебинары по запросу студентов, чтобы какую-то тему раскрыть подробнее.
Ведущие вебинаров есть на некоторых курсах. Например, в онлайн-магистратурах живые вебинары обязательны, поэтому на курсе есть отдельные преподаватели, которые их ведут.
Эксперты могут совмещать разные роли. И ведущие авторы, и авторы курса могут менторить студентов или вести вебинары. А ведущий автор может раскрыть некоторые темы курса сам, если пожелает.
Как мы подбираем экспертов
Подбором экспертов на курсы занимается отдельная команда IT-рекрутеров, а поиск сотрудников в штат лежит на других специалистах. Это позволяет сосредоточиться на работе с экспертами в разработке, дизайне и менеджменте, потому что поиск подходящих людей на эти роли — непростое дело.
Для работы со студентами важна мотивация: эксперту должно быть самому интересно передавать знания и делиться опытом. Все же это нетипичные задачи для разработчика или дата-сайентиста — код писать почти не нужно. Когда оцениваем кандидатов, обращаем внимание на их мотивированность, опыт в нужной теме, оцениваем софт- и хард-скиллы, а также выполненное тестовое задание. На менторские роли приглашаем специалистов с опытом от года, на авторские — от двух-трех лет, а на ведущих авторов — экспертов уровня сеньора.
Найти экспертов на курс довольно сложно. Хороших экспертов с развитыми софтами много, но готовых активно делиться знаниями и тратить свое время на обучение новичков — единицы. Эксперту придется сталкиваться с непониманием студентов, объяснять очевидные ему вещи простым языком, вводить в профессию. В этой работе важны гибкость, эмпатия и огромное желание помогать другим в освоении навыков. Взамен эксперт получает положительный фидбек и прокачивает важные для работы навыки.
Гамид Джафаров, пентестер, ментор курса «Этичный хакер»:
«Сотрудничество со SkillFactory — прекрасная возможность для работы, саморазвития и знакомства с другими экспертами. Я многому здесь научился, тут отличное комьюнити — все друг другу помогают, а мои предложения по улучшению курсов поддерживают: я чувствую, что могу воплотить свои идеи как специалист. Также сам прохожу обучение в SkillFactory, тренирую навыки, начинаю лучше разбираться в предметной сфере.
С одним студентом, которого я менторил, будучи еще новичком, мы общаемся до сих пор. Он не закончил курс, но переехал в Москву и уже работает пентестером. Мы дружим, вместе ведем телеграм-каналы, и он даже сам предлагает мне работу.
Я пробовал работать в другой онлайн-школе, но основной и любимой для меня остается SkillFactory. Здесь я ведущий ментор, мы все как семья и дружим друг с другом. Во второй школе не так, нет такой семейности и дружности, а еще они не работают через удобнейший Slack».
Как проходит интервью с рекрутером
Интервью проходит в два этапа: собеседование с рекрутером и командой разработки курса. На первом этапе мы оцениваем софт-скиллы, опыт и желание работать с нами. Самое главное, что должен уметь эксперт, — объяснить сложное простым языком. И в целом уметь коммуницировать с разными людьми, быть отзывчивым и гибким.
Чтобы проверить главный навык, мы просим экспертов рассказать об одном рабочем инструменте и о том, как он помогает бизнесу, что приносит в работе. Например, когда мы искали специалистов по компьютерному зрению, они объясняли, как вообще это устроено: как программа считывает картинку, какие у нее должны быть цветовые параметры, как программа сравнивает одну картинку с другой и какой выдает результат.
Еще мы спрашиваем про опыт в образовании. Это не обязательный критерий, но обычно так или иначе он есть у тех, кто откликается на наши вакансии: кто-то помогал однокурсникам в университете, другой был репетитором, третий погружал джунов в работу или вел стажеров в компании. Все это релевантный для нас опыт. Также мы спрашиваем, зачем эксперт приходит к нам, что хочет получить и какого развития ожидает.
Тестовое задание предлагаем по-разному: кому-то перед вторым собеседованием, кому-то — после него, а другим и вовсе не даем — такое тоже бывает. Если кандидат получил тестовое, то после выполнения он попадает на второй этап — интервью с командой разработки курса.
Как проходит интервью с командой курса
В собеседовании на авторскую позицию участвуют ведущий автор и продюсер. Ведущий автор дает фидбек о тестовом и оценивает хард-скиллы, проверяя, понимает ли кандидат тему. Продюсер задает вопросы по условиям: сможет ли эксперт достаточно времени уделять работе. Для авторов и менторов это обычно 10–15 часов подработки в неделю. Ведущий автор больше всего занят, когда пишет программу, — 10–20 часов в неделю, а затем он только поддерживает курс, отвечая на вопросы команды или проверяя материал авторов. Это максимум 3–5 часов в неделю.
В собеседовании на менторскую позицию участвуют тимлид менторов и будущий коллега — другой ментор курса. Здесь то же самое: рассказываем о задачах, условиях, спрашиваем про опыт, а текущий ментор проверяет новичка на харды. Он опрашивает кандидата по навыкам, приводит примеры вопросов от студентов. В свою очередь, собеседуемый может пообщаться напрямую с действующим ментором и задать ему вопросы.
Что из себя представляет тестовое для экспертов
Тестовое для экспертов готовят команда разработки курса и ведущий автор. Для менторов это несколько реальных кейсов из работы: вопросы студентов, примеры небольших домашних работ. Цель задания — увидеть, что кандидат уверенно владеет инструментами, которые мы даем студентам, умеет общаться со студентами, понимает, как лучше дать положительную или корректирующую обратную связь.
Авторов в качестве тестового просим написать небольшой кусочек контента. Обычно это текст, практическое задание и скринкаст. Чаще всего даем его до собеседования, чтобы можно было сообщить фидбек и задать несколько точечных вопросов. Когда автора утвердили на этот курс, он использует свое тестовое в работе.
Что экспертам дает сотрудничество
Мы стараемся создать для экспертов дружелюбную и комфортную атмосферу. Сами эксперты называют разные причины, почему им нравится в SkillFactory. Например:
прокачка софт-скиллов для роста до тимлида — например, умение объяснять сложное простым языком;
реализация потребности в передаче опыта и знаний, помощь другим;
возможность общаться и получать положительный фидбек от своей деятельности;
высокое качество курсов — все учебные материалы SkillFactory открыты для экспертов, многие учатся у нас;
нетворкинг, сообщество экспертов и студентов, среди которых можно даже найти сотрудников себе в команду;
особенно приятный для нас пункт: отзывчивая и дружная команда, с которой приятно работать.
Настя Гаврилова, менеджер по интеллектуальному анализу данных в FMCG-компании, ментор на курсе по аналитике данных:
«Когда-то я пришла в SkillFactory на пару месяцев по рекомендации знакомого ментора, чтобы накопить на свадьбу, но в итоге осталась и работаю уже больше года, все нравится. Мне нравится передавать знания. Раньше я делала это в университете, а теперь — в рамках школы. Я получаю много положительного фидбека, что дает мне энергию развиваться самой.
Мне передают обратную связь студентов со всего курса, где они особенно отмечают меня, пишут, что я помогла, старалась объяснить и найти подход к каждому, — это очень приятно.
Здорово работать с мотивированными студентами: я вижу, как они пытаются понять, изучить вопрос, глубоко копают, просят дополнительные задания. А если заданий нет, я предлагаю поискать кейсы в личной жизни или работе. Например, я веду личный бюджет в Google-таблице и советую так делать студентам, отрабатывая полученные знания на собственных данных».
Авторы и менторы часто рекомендуют в SkillFactory коллег и знакомых. Например, ментора на курс по маркетингу посоветовал ментор с линейки курсов по разработке — оказалось, что они брат и сестра. Еще был случай, когда эксперт рекомендовал своего руководителя. За рекомендации мы платим небольшой бонус по реферальной системе. Рекрутер навсегда остается важным контактом для экспертов: они приходят с рекомендациями, идеями, решениями проблем, доработками.
Еще несколько отзывов экспертов
Дима Беляев, DevOps в маркетинговом агентстве Arora, автор на курсе по Java, эксперт на хакатонах школы:
«Для меня работа в SkillFactory — это возможность морально разряжаться. На основной работе задачи сложные, бывают морально тяжелые дни. А студентам ты объясняешь то же самое легко и сам понимаешь, что не так уж и тебе было сложно. И, конечно, очень приятно рассказывать о своих достижениях: был автором и ментором на курсе, экспертом на хакатоне.
В SkillFactory отличный онбординг, процессы прозрачные — мне сразу всё объяснили, и вопросов не возникало».
Даниил Ципляров, frontend-разработчик в «Метр квадратный м2», автор модулей по JavaScript:
«Самое главное, что дает мне роль эксперта, — это развитие софт-скиллов. Умение ясно излагать мысли помогает в работе в компании, например, когда нужно объяснить менеджеру, почему задача требует столько времени. К тому же при написании материала для курса теоретическая база намного больше того, что я использую в реальной работе. Это помогает лишний раз повторить то, что знаешь, и не забывать основы. Например, в разделе про Git было много тем, с которыми не работаешь каждый день, но помнить об этом полезно, особенно когда сталкиваешься с нестандартными кейсами».
Оксана Андросюк, аналитик данных в T1A, ментор на курсе по аналитике данных:
«Сотрудничество со SkillFactory дает мне возможность делиться знаниями и опытом со студентами, вдохновлять их не бояться менять свою жизнь к лучшему в профессиональном плане. Еще нравится вносить свой вклад в улучшение материалов курса: я принимала участие как соавтор при разработке нового курса по SQL.
Во многом благодаря SkillFactory я получила позицию в моей текущей компании. Менторство научило меня находить ответы на нестандартные вопросы от студентов, углубляться в разные аспекты профессии, правильно выстраивать конструктивную коммуникацию с абсолютно разными людьми. Команда на основном месте работы увидела, что я готова браться за новые задачи, хочу расти как профессионал при работе с данными, а также умею налаживать конструктивный диалог при общении с заказчиками, — это важный аспект на этапе сбора требований».
Если вы хотите стать экспертом SkillFactory, заполните анкету, и мы с вами свяжемся!