Привет! К определению сущности ИТ-бизнес-партнёра зачастую возникает больше вопросов, чем к названиям большинства других должностей. Для рядового сотрудника порой куда понятнее, чем занимается тот же scrum-мастер или agile-коуч. А вот с ИТ-бизнес-партнёром всё иначе: кто-то думает, что это такой аналог классического продуктолога, который просто чуть более вхож в руководящие круги. Другие считают, что это просто перемычка между бизнесом и чистым ИТ, мол, коммуникации такого рода не автоматизируешь, так что вот, пусть должность будет для живого человека.
В этом посте мы постараемся объяснить, чем же именно занят ИТ-бизнес-партнёр на работе, что входит в его обязанности, какими качествами он должен обладать. И сделаем мы это на живом примере: меня зовут Светлана Евстигнеева, я ИТ-бизнес-партнёр блока розничного бизнеса Московского кредитного банка (МКБ).
Так где же место такого человека в структуре компании?
Для начала определим зону ответственности ИТБП — далее будем использовать эту аббревиатуру, чтобы не перегружать текст, тем более что для бизнеса такой человек вполне себе является и источником бесперебойного питания. Итак, ИТБП целиком и полностью отвечает за продуктовое или сервисное направление. В моём случае это направление розничных продуктов. Направление разделено на функциональные команды, каждая из которых отвечает за поставку конкретного продукта или продуктов и управляется руководителем проекта.
В МКБ мы категорически не приемлем формат «заказчик — исполнитель», где заказчик придумывает набор хотелок и делает постановку в форме: «Некогда объяснять, просто возьмите и сделайте». Мы стремимся к истинному партнёрству и выстраиваем между бизнесом и ИТ доверительные отношения, основанные на открытости коммуникаций и прозрачности информации. Отсюда и роль ИТБП, которая предназначена для создания и поддержания разумной синергии между участниками процесса поставки ценности конечному клиенту.
В рамках взаимодействия с бизнесом ИТБП может и должен предлагать оптимизацию с точки зрения систем. Например, подробно и аргументированно расписать, как замена одной ИТ-системы может оказать влияние на бизнес-функционал и принести пользу, зачастую даже не конкретному заказчику, а банку в целом. Или же наоборот: объективно обосновать, почему нужно остаться на текущем стеке, иногда и в форме «Работает — не трогай».
Вообще, специфика направления розничных продуктов — в постоянном прогрессе: старт там есть, а вот финиша нет. Чаще всего новые задачи поступают в работу, когда старые ещё в процессе реализации.
При работе в режиме повышенной готовности к всевозможным изменениям крайне важно следить за климатом внутри команд разработки, не допуская перегрузов и выгорания сотрудников. Оценка ресурсов и компетенций участников команд, их настроения — это всё ответственность ИТБП: он должен понимать, когда и в каком объёме необходимо усилить команду с точки зрения компетенций или количества человек, а когда и пора делать «переливание крови».
Основная работа ИТБП — это всё же вопрос правильно выстроенных коммуникаций и умения вовремя донести нужную информацию о проблеме и возможных путях её решения до людей, уполномоченных принимать эти решения. Такой подход нам ощутимо помогает в ежедневной работе: например, когда проходило подключение к мобильному приложению СБПэй, мы (совместно с НСПК) единственные среди всех системообразующих банков запустили сервис в сроки, изначально установленные ЦБ. Так же оперативно мы в 2021 году реализовали продажу депозитов на Мосбирже и стали предлагать одни из лучших условий среди банков.
Особенность задач моего направления в том, что чаще всего у них нет финальной точки — всё время внедряются новые продукты, оптимизируются или выводятся с рынка действующие продукты.
ИТ и бизнес. Как с ними разговаривать
Прежде всего надо понимать, что оба этих лагеря — части одного бизнес-организма.
ИТ — это ваше всё, как бы пафосно сейчас ни прозвучало. ИТ отвечает за разработку продукта, услуги или сервиса на всех этапах жизненного цикла (включая те, о которых вы даже не подозреваете), в том числе и за обеспечение нужными мощностями и создание архитектуры решений, с соблюдением требований информационной и экономической безопасности и прочее. Для каждого клиента с момента «Вот бы стать клиентом МКБ» до окончания использования наших продуктов ИТ являются тем столпом, который обеспечивает бесперебойность работы всех продуктов и банковских услуг, делающих клиента счастливым.
Бизнес — это уже про клиентские пути, экономическую эффективность, планирование и умение быстро менять парадигму работы. Бизнес отслеживает критичные показатели, задаёт вектор развития компании на достижение её целей.
Каждая из сторон имеет колоссальную экспертизу, поэтому критично важно, чтобы они работали в тесной связке.
Вот тут и нужен ИТБП, который выстраивает доверительные партнёрские отношения между бизнесом и ИТ для достижения целей банка в ИТ- и бизнес-стратегиях.
Моё рабочее время делится примерно так: 50/50. Половина времени уходит на взаимодействие внутри ИТ, другая половина — на взаимодействие с бизнес-заказчиками.
Такая же пропорция и в переговорных процессах: кое-где нужно проявить гибкость и участливость, а кое-где вооружиться суровыми аргументами, цифрами и сухими фактами. В любом случае необходимо оставаться бесстрастным, помня про первоочередность достижения целей самой компании, а не конкретных участников спора.
Что должен делать ИТБП
Как вы поняли из абзацев выше, уметь разговаривать с людьми и договариваться с ними — основной навык успешного ИТБП. ИТБП не форвардит письма и не играет в пинг-понг запросами, не занимается критикой таких запросов. ИТБП решает проблемы, а в большинстве случаев сам их находит, подсвечивает всем заинтересованным участникам и уже после этого приступает к их решению.
ИТБП постоянно развивается, работает над прогрессом своей команды. Развиваешься ты сам — развивается команда, развивается команда — развивается продукт… Продолжать можно бесконечно.
А ещё для ИТБП важен именно результат, а не процесс. Если человек городит кучу различных монструозных процессов, в которые вроде как все вовлечены и активно работают, но при этом результата-то нет вообще (кроме видимой занятости и борьбы с безработицей), то ваш ИТБП что-то делает не так. Или тот, кто его нанял.
Критичной является способность время от времени останавливаться и осознавать происходящее, перезагружаться. Конечно, все мы можем работать в highload-режиме. Но лишь какое-то время мы будем делать это продуктивно. И если не брать паузу, то вы просто загоните себя, а кроме этого — и работающие с вами команды. Хотите этого? Спойлер: команды — тоже нет.
Мне в работе помогает классическая матрица Эйзенхауэра.
Итого
Итак, ИТБП:
Всегда знает краткосрочные и долгосрочные коммиты своих заказчиков, приоритеты бизнеса и следит за тем, чтобы деятельность вверенных ему команд обеспечивала достижение стратегических целей компании.
Всегда знает температуру в своих командах, как в целом, так и ключевых её участников в отдельности.
Подсвечивает текущие и потенциальные проблемы и предлагает пути их решения/недопущения, прилагает максимум усилий для того, чтобы проблемы решались эффективно и комфортно для всех участников.
Обеспечивает прозрачность деятельности команд разработки и портфеля проектов в управлении.
Отвечает за использование и формирование ИТ-бюджета.
Участвует в выборе ИТ-решений с учётом всех требований и ограничений. То же касается работы с подрядчиками.
Работает с очень разными людьми, так что если вы искали пример, для какой вакансии софт-скиллы могут быть критичны, то вы его нашли.
Комментарии (12)
XaBoK
27.07.2022 13:06ИТ на ХаБР плохо интерпретируют токены: "ИТБП из МКБ совместно с НСПК смогли удовлетворить требования ЦБ по СБПэй"
ess_artist Автор
27.07.2022 17:03+1С аббревиатурой ИТБП после прочтения статьи у вас точно не должно возникнуть проблем. Как и с МКБ, ведь мы в блоге Московского кредитного банка.
Остальные с удовольствием расшифрую (каюсь, в повседневной работе слишком привыкли к сокращению терминов):
СБПэй – платежное приложение Системы быстрых платежей (СБП)
НСПК – национальная система платежных карт
ЦБ – Центральный банк
sshmakov
28.07.2022 11:37С этим абзацем другая проблема, второе предложение никак не подтверждает первое.
Основная работа ИТБП — это всё же вопрос правильно выстроенных коммуникаций и умения вовремя донести нужную информацию о проблеме и возможных путях её решения до людей, уполномоченных принимать эти решения. Такой подход нам ощутимо помогает в ежедневной работе: например, когда проходило подключение к мобильному приложению СБПэй, мы (совместно с НСПК) единственные среди всех системообразующих банков запустили сервис в сроки, изначально установленные ЦБ.
Может это ИТБП помог, а может нет. Видимо, предлагается поверить на слово.
Но если ИТБП в одно лицо занимается донесением информации о проблеме и возможных путях её решения до людей, уполномоченных принимать эти решения, вместо спрямления коммуникаций и принятия решений на месте без излишних согласований, то это выглядит как ещё одна прослойка с bus-фактором.
ess_artist Автор
28.07.2022 18:20+1ИТБП имеет высокий уровень ответственности и уполномочен принимать большую часть решений, что успешно практикуется в повседневной деятельности.
Иногда все же возникают вопросы, требующие привлечение сторонних подразделений и внешних организаций, в т.ч. самого регулятора. В абзаце, который вызвал диссонанс, речь больше про внешние коммуникации на высоком уровне.
Arty_Fact
28.07.2022 11:50+1У меня не возникло проблем с МКБ. Все знают, что это международная классификация болезней.
AstorS1
27.07.2022 21:02+1По примеру сравнительно недавно появившихся HR бизнес-партнёр, это тот же кадровик, только за штатом предприятия. Просто личное наблюдение в некоторых компаниях.
ess_artist Автор
28.07.2022 18:06+1Понятие «Кадровик» примерно как и «ИТшник» может прятать в себе множество функций – подбор, развитие, охрана труда, долгосрочное планирование, бюджеты и прочее. Функция HR очень разносторонняя. Важно понимать, что каждый работодатель вкладывает в данное понятие.
В МКБ HR Бизнес-партнер – полноценный партнер бизнеса, который является проводником в HR, зная стратегию организации, вверенного подразделения и HR, помогает достичь успеха.
DrPass
И если подытожить раздел «итого», получается, что ИТ-бизнес-партнёр — это 100% синоним руководителя проекта. А называется он «ИТ-бизнес-партнёром», очевидно, по классическому принципу «потому что гренка не может стоить 7 баксов, а крутон может».
ess_artist Автор
Отчасти, бесспорно, есть пересечения по функциям. Иногда достаточно привлечения руководителя портфеля, например.
Но когда мы говорим про роль ИТБП, мы говорим
про сложную специфику проектов, масштаб и глубину работы с командой, как на
стороне ИТ (зачастую, более 100 человек), так и на стороне Бизнеса.