27 июня 1967 года. Был душный день.

Возле здания банка Barclays в Энфилде в северной части Лондона, собралась огромная толпа, чтобы стать свидетелями церемонии открытия первого в мире автоматического банкомата (ATM). Несмотря на жару в 27°C (81°F), все собравшиеся чиновники были одеты в классические костюмы и галстуки и у всех было ощущение, что что-то в мире начинает меняться.

image
ФотоTom King/Mirrorpix/Getty Images

Появление банкомата стало грандиозным технологическим прогрессом для финансового сектора, который ранее был довольно стабильными и не особо радовал нововведениями. Но к 1960-м годам в банковском мире уже были заложены основы диджитализации.

Банки уже использовали мэйнфреймы, которые в последние десятилетия XX века превратились в центры обработки данных, что позволило клиентам использовать новые способы связи с банком.

В 1989 году Midland Bank запустил First Direct, бесфилиальный банк, работающий через колл-центры. Другие банки и финансовые службы, такие как Smile и Egg, поощряли банковское обслуживание на удалёнке в телефонном режиме и через Интернет. К 2001 году Bank of America сообщил, что три миллиона его клиентов пользуются банковскими услугами через Интернет.

Когда для банков наступили перемены


Но все это были плавные изменения. Лишь с недавних пор ситуация начала ускоряться — и финансовый кризис 2008 года стал основным толчком к этому. Возможно, крах 2008 года станет настоящим началом конца для собственных центров обработки данных в банках.

Во время экономического спада, последовавшего за крахом, банки потеряли доверие широкой общественности.

В качестве ответной реакции они начали более тесно сотрудничать с компаниями FinTech, разрабатывая новые принципы. Появились онлайн-банкинг и мобильный банкинг — все более мощные смартфоны объединили эти два вида услуг, и люди могли работать с деньгами на ходу, не посещая отделения банка.

Тем временем у FinTech компаний появились новые инструменты, и они начали обещать, что искусственный интеллект, а также универсальность и скорость мобильных сетей позволят значительно повысить культуру комфорта и оперативность. Банки, со своей стороны, пытались понять, как можно обеспечить повышение качества обслуживания.

После финансового кризиса регулирующие органы создавали дополнительные преграды, увеличивая их рабочую нагрузку и усложняя процесс работы в стремлении снизить риски.

Такое давление заставило банки пересмотреть многие принципы. Они начали плотное сотрудничество с FinTech и стали быстрее предлагать более универсальные сервисы.

Знакомство с облаком


Банки также проанализировали собственную инфраструктуру и засомневались в том, что их внутренняя digital-инфраструктура соответствует требованиям.

Оn-premise центр обработки данных стал казаться скорее обузой, чем активом. Банки перенесли свои серверы из собственных бэк-офисов в помещения общего пользования, такие как центры обработки данных — colocation. Но следующий шаг — переход к облачной инфраструктуре, работающей на общих машинах в централизованном дата центре, — все еще может казаться очень рискованным.

«Если вы следили за работой центров обработки данных в финансовой индустрии, то я бы сказал, что еще 10 лет назад переход финансовой компании на использование colocation или облачных центров считался бы весьма маловероятным», — сказал Маркус Хассен, менеджер группы из американской финансовой холдинговой компании Truist, выступая на недавней конференции DCD.

По мнению Хассена, темпы изменений впечатляют, учитывая консерватизм банков и совсем недавнее развитие облачных технологий. Онлайновые приложения появились не так давно, а публичное облако стало развиваться только после того, как Amazon всерьез занялась разработкой Amazon Web Services.

« Сегмент public cloud появился только в 2006 году, когда Джефф Безос захотел найти способы диверсификации", — говорит Хассен. «Нужно отдать должное крупным компаниям за то, как они смогли убедить многих технических директоров и ИТ-директоров в том, что облако — это лучшая бизнес-модель ».

Диджитализация


Через десять лет после финансового краха произошел глобальный кризис, вызванный пандемией, который во многом ускорил процесс диджитализации.

Во время пандемии тем из нас, у кого была работа, которую можно было выполнять из дома, приходилось проводить время в закрытых помещениях. Это привело к буму в индустрии центров обработки данных — но этот бум отразился в первую очередь в расходах на облачные услуги, а не на стационарные решения.

После пандемии стало ясно, что все отрасли, не только банковская, переводят ресурсы в облако и отказываются от локального размещения.

В исследовании IDC Worldwide Industry CloudPath Survey (май 2020 года) 57% банков, принявших участие в опросе, заявили, что уже работают в гибридных средах, еще 31% перейдет на гибридные модели через 12 месяцев, а еще 9% — через 24 месяца.

Али Мойнуддин из Uptime Institute рассказал об этом переходе:»За последние несколько лет мы увидели, что все больше и больше компаний становятся гораздо разумнее в отношении того, как они разворачивают свои ИТ-ресурсы, и какие площадки они используют".

«Компании часто пользуются услугами многооблачных и многоколокейных партнеров, а также управляют собственным центром обработки данных. Они трансформировали свою собственную инфраструктуру, что планировалось сделать еще до финансового кризиса. Но после этого события многие компании провели реструктуризацию. Поэтому мы наблюдаем значительный рост использования облачной инфраструктуры и, что более важно, поставщиков услуг колокейшн».

Будущее за гибридными технологиями


Несмотря на это, локальные ИТ решения еще (пока) не умерли. Есть веская причина, по которой банки переходят на гибридные технологии — поддерживают свою стационарную инфраструктуру наряду с новыми решениями в облаке.

Эта причина — риск. Оказывается, использование нескольких облачных провайдеров может создавать трудности.

Мойнуддин объяснил это более подробно: «Когда вы начинаете распределять свою инфраструктуру между несколькими провайдерами, вы увеличиваете вероятность возникновения проблем. И по мере того, как вы начинаете все усложнять, фактически повышается уровень риска в плане потенциальных сбоев, которые могут произойти в важных ИТ-услугах, поддерживающих критически значимые бизнес-продукты».

«Существуют некоторые опасения по поводу рисков, связанных с уровнем концентрации, когда определенные крупные провайдеры услуг могут размещать в одной зоне ряд финансовых учреждений, имеющих критически важное значение для национальной экономики в конкретном регионе. Таким образом, если произойдет отключение, то пострадает не один банк, а несколько, что окажет весьма ощутимое и негативное влияние на репутацию сектора финансовых услуг».

В феврале этого года в Канаде одновременно вышли из строя пять банков, в результате чего клиенты не могли пользоваться онлайн и мобильным банкингом, а также дебетовыми картами. Объяснения причин внезапного отключения не было дано.

Жизнь без наличных?


Еще одним последствием пандемии стал отказ от использования наличных денег.

Спустя полвека после появления первого банкомата мы начинаем двигаться к безналичному обществу. Во время пандемии многие магазины принимали только карточные платежи, чтобы максимально ограничить физический контакт, а в 2020 году наличные платежи сократились на 35%. После пандемии ситуация еще не успела восстановиться.

image

Неожиданным эффектом этого стала возросшая зависимость от онлайн-систем. Наличные деньги — это то, что можно всегда носить с собой и использовать, независимо от того, есть ли у нас доступ к работающим цифровым банкам. Мобильные банковские дебетовые карты и кредитные карты — все они в той или иной степени зависят от онлайн-сервисов.

В нашем мире, когда сервисы не работают, люди могут оказаться крайне уязвимыми. Важно, чтобы банки защитили себя и своих клиентов от этого риска. Когда банки оценивают степень надежность облачных и локальных ИТ инфраструктур, они должны учитывать все.

В подобной ситуации может возникнуть большое желание сохранить инфраструктуру на локальном уровне и под своим контролем. Чарльз Хуп, ведущий специалист по международному ИТ-сорсингу в компании Aon, сказал DCD, что: «многое из этого стремление носит философский, почти религиозный характер с точки зрения некоторых стереотипов, которые движут этим [желанием оставаться на собственном оборудовании]».

«Поскольку все было переведено на аутсорсинг, а это все сторонние компании. Я не уверен, что в штате есть много инженеров-электриков, которые могу быстро найти ошибку и обнаружить конкретную неисправность».

Но Хуп считает, что усиление контроля недостаточно, чтобы оправдать стоимость локальных систем в сравнении с облачными: „Я думаю, если вы просто посчитаете стоимость, обратите внимание на технические преимущества, то смысла, что бы строить собственный ЦОД нет“.

Реальная стоимость локального размещения


Конечно, строительство собственного центра с нуля повлекло бы за собой множество сопутствующих расходов. Но в банковском секторе мы часто говорим не о строительстве новых центров обработки данных, а о модернизации уже функционирующего локального центра или о переводе ресурсов из него в colocation или облако.

Такой процесс сам по себе является дорогостоящим, но в конечном итоге он может сэкономить деньги в долгосрочной перспективе, если все сделать должным образом.

Эффективное решение приходит в результате планирования и четкого понимания того, какие данные и вычисления должны быть в облаке, а какие должны остаться.

Учитывая все это, Али Мойнуддин утверждает, что действительно будущее за гибридными решениями.

Мы наблюдаем стабильную миграцию старых корпоративных активов в публичнные и частным облачным вычислениям, а также к колокейшену. В процессе формирования нашей оценки финансовых услуг, около 50% банков заявили нам, что в настоящее время они не используют публичные облака. И что бы Вы понимали, это были крупные банки со всего мира.

«Тем не менее они создают частные облака в колокейшн и собственных корпоративных центрах обработки данных».

В январе 2022 года было JPMorgan заявил, что построил собственные центры обработки данных для размещения частных облаков. Компания потратила $2 млрд на новые дата центры в 2021 году, несмотря на общую стратегию перехода в облако. Эти расходы были подвергнуты критике, и даже упали цены на акции, но компания заявила, что инвестиции были необходимы для того, чтобы развивать центры обработки данных и облачные сервисы на новых рынках, таких как Великобритания.

«Мы потратили 2 миллиарда долларов на абсолютно новые центры обработки данных, которые обладают всеми облачными технологиями, которые только могут быть в частных ЦОДах», — сказал главный исполнительный директор Джейми Даймон аналитикам во время телефонного разговора.

«Все, что поступает в эти новые центры обработки данных, которые сейчас полностью готовы к работе, — это приложения. Большинство приложений и данных, которые туда поступают, должны быть совместимы с облаком».

Это все еще часть долгосрочного плана по переходу на полностью облачные технологии. Но Мойнуддин утверждает, что: „Мы видели, как представители ряда финансовых служб, расширяя свои масштабы, понимают, что не все должно быть в облаке, и начинают возвращать обратно часть данных и услуг, которые были переданы на аутсорсинг“.

Некоторые приложения не оптимизированы для работы в облаке


Рокко Алонзи, старший вице-президент по обслуживанию и управлению центрами обработки данных канадской финансовой компании Manulife, столкнулся именно с этой проблемой.

«Когда мы начали рассматривать вариант переноса приложения, которое мы использовали в течение многих лет, в облако, выяснилось, что оно не совместимо с облаком и может работать некорректно, и тогда вы должны спросить себя, стоит ли это делать?».

»Но гибридные технологии однозначно вступают в игру, и это необходимо по нескольким причинам. Раньше, когда центр обработки данных лопался по швам, нам приходилось строить новые цоды или собирать вещи и перевозить все. Но когда вы начинаете переносить свои нагрузки в облако, у вас появляется возможность сохранить этот центр обработки данных и сделать его максимально эффективным в том смысле, что в нем будут размещаться только критически важные приложения".

Хотя ряд банков, включая Barclays и Natwest, встретили облачные вычисления с распростертыми объятиями и собираются полностью перейти на частное облако, но в целом банковское дело, похоже, в настоящее время не хочет или не может полностью отказаться от корпоративных центров обработки данных.

По-прежнему локальные вычисления все еще предлагают решения для защиты наиболее значимых и критически важных данных, но нежелание переходить к гибридной ИТ-архитектуре может привести к тому, что обычные банки не смогут идти в ногу с новыми финансовыми технологиями, которые внедряют изменения и тенденции в отрасли, и в конечном итоге понесут финансовые потери.

Все технологии имеют свой жизненный цикл



Хотя банкомат был великим прогрессом, он достиг своего пика. Во многих местах банкоматы убирают со стен, поскольку люди используют меньше наличных денег. В то же время центры обработки данных, которые поддерживали банковские услуги того поколения, также прошли свой пик, их строят все меньше, а многие старые закрываются.

Но это еще не конец для собственных локальных центров обработки данных. Они не вымирают, им просто нужно найти новую задачу.

Немного рекламы


Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).

Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Maincubes Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?

Комментарии (2)


  1. krig
    28.07.2022 14:08
    +5

    Во время экономического спада, последовавшего за крахом, банки потеряли доверие широкой общественности.

    В качестве ответной реакции они начали более тесно сотрудничать с компаниями FinTech, разрабатывая новые принципы. Появились онлайн-банкинг и мобильный банкинг — все более мощные смартфоны объединили эти два вида услуг, и люди могли работать с деньгами на ходу, не посещая отделения банка.

    Эти два абзаца выглядят примерно как:

    - автомобиль, который вы мне продали - сломан, он не едет

    - а вот вам в подарок кожаный салон, чтобы вам было комфортней!


  1. Gasaraki
    29.07.2022 03:42
    +1

    В статье смешали все, датацентры, колок, приватное облако, классику. Вот прям так взяли и все посчитали затраты.

    Эти прекрасные сообщения в инцидентном чате - сайт перестал работать, к кому бежать, кто ответственен, срочно бить подрядчика т.к. сайт у него крутится а не в нашей инфре и вобще починить может только он.