«Умные» технологии все больше входят в нашу жизнь. Они помогают распознавать документы, ставить диагнозы, составлять «фоторобота» по ДНК нарушителя, находить на спутниковых снимках пожары, ДТП и другие опасные ситуации. Налоговая служба имеет своего интеллектуального чат-бота Таксика.

Государство принимает меры по стимулированию разработки, внедрения и использования таких технологий. Они способствуют экономическому развитию и достижению лидирующих позиций в сфере разработки технологий искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники.

Развитие ИИ в России становится системной задачей. В рамках господдержки:

  • предоставляются гранты стартапам и ИИ-разработчикам;

  • предусмотрены налоговые льготы для бизнеса, который внедряет решения, связанные с ИИ;

  • запущены акселерационные программы, которые позволяют «прокачать» проекты, повысив их эффективность и экономическую привлекательность;

  • формируются стандарты по ИИ;

  • запускаются программы высшего образования по ИИ.

Дополнение по амортизируемым основным средствам

Статья 257 НК РФ регулирует порядок определения стоимости амортизируемого имущества.

В налоговом учете первоначальной стоимостью основного средства признается сумма расходов (за исключением НДС и акцизов) на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объекта и доведение до состояния, в котором этот объект пригоден для использования (абз 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

С 01.01.2023 эта норма дополняется абз. 3 (подп. «а» п. 28 ст. 1 закона 323-ФЗ), который позволяет организациям, приобретающим основные средства, при формировании их первоначальной стоимости учитывать перечисленные расходы с увеличением на коэффициент 1,5. Но это правило касается лишь тех основных средств, которые включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (РЭП) и относятся к сфере ИИ.

Реестр формирует и ведет Минпромторг России, принимая решения о включении РЭП в реестр или об ее исключении из реестра (п. 3 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).

В реестре (edinyy-reestr-rep-1-.xlsx) должен быть предусмотрен специальный признак (новый п. 4 ст. 257 НК РФ), который будет выделять основные средства, относящиеся к сфере ИИ (подп. «в» п. 28 ст. 1 закона 323-ФЗ).

Пример

Организация в начале 2023 года приобрела основное средство, включенное в единый реестр РЭП. По специальному признаку основное средство относится к сфере ИИ. Расходы на его приобретение составили 1 648 080 руб. без НДС.

Учетной политикой в целях налогообложение предусмотрено использование ко всем объектам амортизируемого имущества линейного метода начисления амортизации. В марте 2023 года при вводе основного средства в эксплуатацию объект был отнесен к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно (Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1)). Объекту был установлен срок полезного использования 72 месяца.

Наличие основного средства в едином реестре российской РЭП с признаком отнесения его к сфере ИИ, позволяет организации учесть его в амортизируемом имуществе по первоначальной стоимости, равной 2 472 120 руб. (1 648 080 руб. х 1,5). Исходя из этого в налоговом учете в апреле 2023 года по объекту будет начислена амортизация в сумме 34 335 руб. ((2 472 120 руб. х 1,389%), где 1,389 (1 : 72 х 100%) – норма амортизации).

В бухгалтерском учете объект основных средств оценивается по первоначальной стоимости. Ею считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания его в бухгалтерском учете (п. 12, 13 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н). Под капитальными вложениями понимаются затраты организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств (п. 5 ФСБУ 26/2020 утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н). В бухучете первоначальная стоимость составит 1 648 080 руб. Срок полезного использования определен исходя ожидаемого периода эксплуатации 72 месяца. Объект оценивается по первоначальной стоимости, его ликвидационная стоимость равна нулю, начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта в бухгалтерском учете (п. 9, 12, 13, 31,33 ФСБУ 6/2020).

С учетом этого в апреле 2023 года в бухгалтерском учете амортизационные отчисления по объекту составят 22 890 руб. ((1 648 080 руб. – 0 руб.) : 72 мес. х 1 мес.). Начисление амортизации отражается в учете записью:

Дебет 20 Кредит 02

- 22 890 руб. – начислена амортизация по объекту.

Разница в суммах ежемесячной амортизации в налоговом и бухгалтерском учетах - 11 445 руб. (34 335 – 22 890) в бухгалтерском учете признается постоянной. Эта сумма учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признается для целей бухгалтерского учета как отчетного, так и последующих отчетных периодов. Организация при этом начислит постоянный налоговый доход. Под ним понимается сумма налога, которая приводит к уменьшению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде (п. 4, 7 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н). Начисление постоянного налогового дохода отражается в учете записью:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99

- 2289 руб. (11 445 руб. х 20%) – начислен постоянный налоговый доход.

Данную проводку организация будет осуществлять ежемесячно вплоть до окончания срока полезного использования объекта.

Конец примера

Сведения из реестра можно получить через государственную информационную систему промышленности (ГИСП) либо по запросу в ведомство. Минпромторг должен ответить в течение 10 рабочих дней. Сведения в реестр ведомство должно включить в течение трех рабочих дней со дня выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ (постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719).

Подтвердить производство в России можно и сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1. Согласно сертификату РФ является страной происхождения товара (промышленной продукции), который отвечает установленным критериям (Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009).

Новация по нематериальным активам

Первоначальная стоимость амортизируемых НМА в общем случае определяется как сумма расходов (за исключением НДС и акцизов) на приобретение (создание) НМА и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования (абз. 2 п. 3 ст. 257 НК РФ).

С начала будущего года указанная норма дополнена абзацем 13 (подп. «б» п. 28 ст. 1 закона 323-ФЗ). Согласно введенному дополнению при формировании первоначальной стоимости НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, организация вправе учитывать в целях налогообложения фактически понесенные расходы на НМА с применением коэффициента 1,5. При этом программы и базы данных должны быть включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящиеся к сфере ИИ.

Единый реестр российского программного обеспечения создан в целях (п. 1 ст. 12.1 Федерального закон от 27.07.06 № 149-ФЗ):

  • расширения использования российских программ для ЭВМ машин и баз данных;

  • подтверждения их происхождения из РФ;

  • оказания правообладателям программ для ЭВМ или баз данных мер государственной поддержки.

Формирует реестр Минцифры России (п. 3 правил утв. постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236), а ведет реестр оператор.

Официальный сайт оператора. Сайт определен п. 1 приказа Минцифры России от 11.06.2019 № 278. Другим приказом Минцифры России от 22.09.2020 № 486 утвержден Классификатор программ для ЭВМ и баз данных.

В едином реестре российских программ, также, как и едином реестре российской РЭП должен быть предусмотрен специальный признак, в соответствии с которым происходит выделение программ и баз данных, относящихся к сфере ИИ. Использование коэффициента к осуществленным расходам на НМА также приводит к возникновению постоянной разницы в суммах ежемесячной амортизации в налоговом и бухгалтерском учетах и соответственно к начислению постоянного налогового дохода в бухгалтерском учете.

Комментарии (3)


  1. tvr
    02.08.2022 14:34
    -1

    Государство принимает меры по стимулированию разработки, внедрения и использования таких технологий. Они способствуют экономическому развитию и достижению лидирующих позиций в сфере разработки технологий искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники.

    Да-да, именно так оно и есть — прогресс в экономическом размытии и достижении с удержанием в разработке несётся стаей стремительных домкратов.


  1. shchepin
    02.08.2022 19:12

    А при чем тут ИИ?


  1. Ziptar
    03.08.2022 08:51

    Налоговая служба имеет своего интеллектуального чат-бота

    Все эти "интеллектуальные" (тупые как пробки и абсолютно бесполезные) чат-боты и боты в IVR уже в печёнках сидят. Они не способны решить ни одного вопроса, который не способен решить гораздо более быстрый запрос в поисковик. Бот на госуслугах яркий пример - нужная услуга классическим поиском находится значительно (буквально с ввода первых трёх символов) быстрее, чем при использовании чат-бота, который шлёт вообще не туда.