Introduction

Привет, меня зовут Николай Павлов, и я разрабатываю электронные курсы в одной известной российской компании. Моя история - одна из многих в IT, когда ничего не знающий и неподготовленный новичок, имея перед собой цель, попал в потрясающий и нереально крутой мир, в котором сбываются все мечты. Уверен, она окажется интересной и полезной всем тем, кто вообще хочет попасть в IT, а особенно тем, кто желает работать в сфере Education Technologies (далее - EdTech).

Design & Presentation

Все началось 18 лет назад, когда в институте я неплохо освоил программу PowerPoint и захотел поэкспериментировать с анимацией, добавить объемные элементы в презентации. Это помогло сделать более качественный и интерактивный контент. Тогда я понял, что работая с программами и подготавливая любой образовательный контент важно не только содержание, но и то, как презентуешь, дизайн, четкость изображений, анимация, какие-то новые фишки, соблюдение структуры. Пытаясь улучшить изображения, я открывал их через программу Paint и делал простейший дизайн.

Bling printing

В институте я занимался наукой, курсовые и дипломную работу писал сам. Приходилось довольно часто набирать текст. Это привело меня к изучению слепого набора. Летом 2005 я за 3 месяца изучил слепой набор на русском языке. Следующим летом 2006 изучил слепой набор на английском языке. До сих пор я уверен, что именно навыки Blind printing в наибольшей степени помогли мне в жизни и в том числе помогают в текущей работе в сфере EdTech. Сейчас средняя скорость набора примерно 400 символов в минуту на русском и примерно 300 символов в минуту на английском. Год за годом она понемногу увеличивается. Это сильно укоряет любую работу, связанную с набором текста и не отвлекает внимание на клавиатуру.

Economy & Management

Так как я закончил институт по специальности "Экономика и управление в промышленности", то это научило меня основам управления времени, управления командой, лидерского влияния. Сформировало понимание, что проекты и инициативы должны приносить пользу или прибыль, иначе они бессмысленны. Также я изучил серию дисциплин в этих сферах, понимание которых существенно помогает анализировать материал электронных курсов и составлять сценарии для них, когда это необходимо.

English language

В школе, институте, а затем и в аспирантуре я постепенно изучал английский язык. Затем наступил перерыв, но после начала работы в сфере продаж я быстро понял, что это не мое, и возобновил изучение английского. В первую очередь очень сильно помогли и помогают сейчас программы Duolingo и CloseMaster (рекомендую их всем, кто входит/вошел в IT). Сейчас мой английский на уровне Advanced, могу свободно общаться, хотя в деловой переписке и при изучении технической документации регулярно использую Яндекс-переводчик (проверяю себя + изучаю различные смыслы, значения слов, вникаю в детали языка). Английский ежедневно нужен в сфере EdTech и является сильным преимуществом для разработчика: бывают электронные курсы, которые необходимо разработать на английском языке, и если ты способен это делать без привлечения переводчика, это очень ценится работодателем. Также благодаря изучению иностранного контента удается узнавать best practice напрямую от зарубежных компаний. Кроме того, многие программы разработки электронных курсов (например, Articulate Rise и Articulate Storyline) полностью на английском, и чтобы обратиться в их техническую поддержку, также нужно владение языком.

Soft-skills

После института я имел возможность преподавать студентам, вести дипломные проекты. Это развило такие soft-skills, как коммуникабельность, навыки презентаций, внимательность, пунктуальность. Далее работал в сфере продаж, и это развивало организаторские навыки, умение убеждать, добиваться цели, способность быстро изучать и презентовать новый материал, стратегическое видение. Тем не менее, я не очень любил эту работу и изначально понимал, что нужно быть узким и востребованным профессионалом, обладающим множеством компетенций, чья зарплата зависит больше от его квалификации, а не от иллюзорного плана продаж, который утверждают часто не компетентные люди, не вникающие в работу "в полях".

Jurisprudence

С целью покинуть сферу продаж, я заочно поступил и через 3,5 года закончил магистратуру Международного юридического института. Это научило меня правовой грамотности, дало хорошие юридические знания, что я часто использую при разработке электронных курсов. Любые документы я изучаю детально и строго, вплоть до точек и запятых. Тем не менее, я не ушел в юридическую сферу, так как начинать в ней необходимо было без опыта, без наставника, с самого низкого старта максимум за 15-20 тысяч в месяц. В продажах же я тогда получал 50-60 + был корпоративный автомобиль.

Internship

Хотя работа в продажах была лично для меня крайне сложной (возможно, потому, что я всегда работал честно и стремился выжать с подконтрольной территории максимум), отнимала много времени, я все же стремился предпринимать дополнительные усилия в немногие часы свободного времени, чтобы покинуть эту сферу. Когда в компании запустили программу, в рамках которой была возможность стажироваться в других отделах компании, я принял в ней участие и победил при конкурсе 1:30, понимая, что нужно что-то менять. Мне повезло: совершенно случайно я попал в отдел электронного обучения и прошел успешную стажировку. Тогда я своими силами и с некоторой поддержкой сотрудников этого отдела изучил программу Course Lab и начал разрабатывать электронные курсы дистанционно. Удалось разработать 5 больших электронных курсов на русском языке и 1 на английском. В итоге благодаря этому я смог устроиться в этот отдел. С меня взяли обещание через 3 месяца переехать в Москву (пока что была корона, и все работали удаленно).

Administrator of corporate portal

Меня приняли на должность администратора корпоративного портала. Эта должность включала в себя функционал по web-верстке корпоративного портала (на базе WebTutor), где мне помогали html и css, которые я изучал по выходным. Также мне полностью делегировали функционал по разработке и корректировке учебных электронных курсов. По курсам работать было несложно, так как они были написаны или в программе для разработки электронных курсов CourseLab, который я более-менее знал, или в программе для разработке электронных курсов iSpring, который изучил довольно быстро. Отмечу, что CourseLab использовал только для редактирования прежних курсов. Все новые курсы разрабатывались в основном в Articulate и iSpring.

Через 3 месяца я успешно прошел испытательный срок, и мне предложили релокацию в Москву. К сожалению, заработная плата совершенно не соответствовала московским реалиям. Она не превышала 65 тысяч. А как жить в столице, если только комнату снимать стоит самое меньшее 15 тысяч? На питание в офисе уйдет 8 тысяч в месяц, на метро и т.п. Поэтому я дал понять работодателю, что буду работать только удаленно, на что он согласился.

Через полгода компания приобрела одну лицензию на программу для разработке электронных курсов Articulate 360, которую передали мне. Как обычно, своими силами, методом проб и ошибок мне удалось освоить Articulate, и работать стало проще. Вершиной освоения программы я считаю самостоятельное написание нескольких триггеров на языке JavaScript в этой программе, что существенно улучшило курсы.

Считаю, что не всегда стоит требовать от разработчика электронных курсов прямо целого спектра из функционала: разработки сценариев электронных курсов (сценарист), прямых коммуникаций с Заказчиком (это должен делать project manager), тестирования курсов (это должен делать отдельный тестировщик), дизайна электронных курсов (дизайнер). По хорошему разработчик должен заниматься именно разработкой, хотя ему и следует обязательно вникать в смешные специальности и работу коллег, при необходимости выполняя и проверяя их функционал.

Конечно же, даже со всем этим спектром аномально требовать дополнительно ко всему перечисленному: выгрузки из платформы (функционал администратора портала) и подготовки детальной аналитики по проведенному обучению (аналитик), оказания технической поддержки по проблемам корпоративного портала (специалист техподдержки), web-верстки (front end разработчик) и дизайна, видеомонтажа (видеомонтажер), организации онлайн-мероприятий (специалист по корпоративным коммуникациям), загрузки материалов на портал, заведения новых сотрудников (специалист HR).

Вместо 1 я выполнял сразу 10 функций и работал как минимум за пятерых. Удивительным образом мне это удалось. В первую очередь благодаря быстрой самообучаемости, имеющимся навыкам (особенно слепому набору), пройденной стажировке, во вторую очередь благодаря тому, что стремился не просто делать, а управлять процессами, оптимизировать работу, что-то стандартизировать, постоянно сокращал лишние действия. Я продолжал учить английский в свободные минуты и часы.

Итак, в процессе стажировки и работы в компании, связанной с продажами, я в той или иной мере освоил технические навыки:

  • html (полностью);

  • MS Office (полностью);

  • CSS (основы);

  • Javascript (основы);

  • Articulate 360 (полностью);

  • Course Lab (полностью);

  • iSpring (полностью);

  • дизайн (основы);

  • видеомонтаж (основы);

  • английский язык (Intermediate).

Дополнительно я в той или иной мере освоил функционал следующих профессий:

  • разработчик электронных курсов;

  • тестировщик;

  • сценарист;

  • менеджер проектов;

  • администратор;

  • переводчик;

  • дизайнер;

  • аналитик;

  • специалист техподдержки;

  • front end разработчик;

  • видеомонтажер;

  • специалист по корпоративным коммуникациям;

  • специалист HR.

E-learning developer

В конце прошлого 2021 года сразу двое коллег не выдержали высокой нагрузки и покинули отдел, остались только я и руководитель. Я понимал, что хочу развиваться дальше, расти в направлении разработки, в будущем - программировать - и открыл резюме на hh.ru.

Работу нашел практически сразу и с намного более комфортными и позитивными условиями. После перехода на новую работу, с hh.ru поступали и другие предложения, тоже на отличные условия, но так как мне все очень понравилось, то я просто закрыл резюме. Уже потом я открыл для себя habr.com. Если бы я тогда понимал значение Хабра, как площадки для трудоустройства, вероятно, резюме я бы разместил и на Хабре.

Сейчас я работаю в крупной и уважаемой IT-компании (входящей в TOP-5 по России), в подразделении, разрабатывающем электронное обучение, в основном как сценарист и как разработчик электронных курсов, где также делаю дизайн. 100% удаленно. Иногда бывают задачи по тестированию и видеомонтажу. Здесь важны внимательность, структурированность, концентрация, профессиональное владение программами разработки, способность совмещать 2-3 функции (тестировщик + разработчик + сценарист, разработчик + дизайнер), время от времени нужен английский, обязательно нужно знать русский язык и глубоко внимать в тему курса. Даже если ты разработчик, а сценарист предоставил готовый материал - нужно все за всеми перепроверять, страховать команду. Слаженная команда в IT, где рекомендации даются уважительно и на них реагируют позитивно - это, наверное, 25% успеха. Еще 25% - постоянное саморазвитие и самообучение.

В работе я чаще всего использую программы Articulate, Photoshop, Paint.net, Vegas и iSpring. Параллельно как pet-проекты разрабатываю авторские электронные обучающие IT-продукты, благодаря этому учусь сам.

Понемногу начал изучать китайский язык - наблюдаю рост вакансий со знанием китайского языка на hh.ru. Также меня подключили к программе изучения английского языка, обеспечили и дополнительное обучение по направлению Information Security.

Основная мотивация - уважительное и позитивное отношение, в первую очередь со стороны руководителя.

Machine Learning & Deep Learning developer

С момента трудоустройства в IT-компанию я считаю себя IT-специалистом. Мой общий путь от конкурса на попадание на стажировку до попадания в IT-компанию составил примерно 3 года. Переход был в целом сложным, зато я не сильно потерял финансово, а также за счет приобрел некоторые навыки с разных специальностей.

Я принял решение не терять ускорение и продолжать "погружаться" в IT (хотя тут чем глубже, тем меньше вижу дно).

Через два-три года уверен, что стану специалистом по разработке искусственного интеллекта, смогу освоить машинное и глубокое обучение (Machine Learning, Deep Learning), освоить Python, сумею улучшить китайский и укрепить английский языки. Продолжу создавать успешные и все более сложные pet-проекты, превращающиеся в инновационные IT-продукты.

Conclusion

Надеюсь, эта статья даст некоторое представление о профессии разработчика электронных курсов в сфере EdTech и ее окружении. О том, как можно войти в эту профессию, какие soft и hard skills нужны.

Желаю всем начинающим IT-специалистам никогда не сдаваться, четко поставить цель и идти к ней всеми силами! В начале - труднее всего, особенно, когда нет поддержки. Но это очень закаляет характер, и формирует склонность к постоянному самообучению.

Комментарии (10)


  1. Albatum
    10.08.2022 14:26

    Желаю всем начинающим IT-специалистам никогда не сдаваться, четко поставить цель и идти к ней всеми силами! В начале - труднее всего, особенно, когда нет поддержки. Но это очень закаляет характер, и формирует склонность к постоянному самообучению.

    Спасибо огромное за хорошую и позитивную статью) такие истории очень вдохновляют и помогают


    1. NikolayRussia Автор
      11.08.2022 15:47

      Спасибо, очень рад, если вдохновила история и поможет войти в АйТи! В свое время читал такие истории, замотивировался тоже! )


  1. el_tka
    10.08.2022 16:58

    Интересная история перехода в ИТ. 100% согласна с автором, что постоянное саморазвиетие и обучение имеют решающее значение в этой сфере, т.к. сама переходила из преподавания английского в ИТ


    1. NikolayRussia Автор
      11.08.2022 15:56

      Благодарю за отзыв! Желаю успехов Вам в сфере IT!


  1. chuikoffru
    11.08.2022 10:00

    Сейчас мой английский на уровне Advansed.

    Что-то тут не так…разве не должен человек уровня Advanced, знать как правильно пишется это слово?! Или это опечатка?)


    1. NikolayRussia Автор
      11.08.2022 12:42

      Да, спасибо, поправил!


    1. ArtemVasilenko
      11.08.2022 13:45

      Так тут много опечаток. Быстрая печать 400 знаков в минуту даёт о себе знать.
      Знание CSS кажется маловато, так как пишется именно CSS, а не SCC. Хотя можно пользоваться мозгом и называть его мосг.

      Сколько зарабатываешь?


      1. NikolayRussia Автор
        11.08.2022 15:49

        Спасибо, поправил! Да, писал статью быстро, уже после работы, увидишь вдруг еще опечатки, дай знать. По сумме компенсации не могу подсказать, подписал соглашение о неразглашении.


  1. chuikoffru
    11.08.2022 10:03

    я закончил институт по специальности "Экономика и управление в промышленности", то это научило меня основам управления времени, управления командой, лидерского влияния

    а правда закончив институт можно научится лидерскому влиянию? Мне кажется быть лидером в студенческой среде, и лидером в коммерческой слегка отличается. А вы как думаете?


    1. NikolayRussia Автор
      11.08.2022 12:47

      По книгам учился в институте + активно участвовал в жизни НСО - научного студенческого общества. Там, в свою очередь, нужно было конференции организовывать, привлекать добровольцев в помощь, агитировать. Вот, в чем-то тогда научился мотивировать людей, как минимум чаще улыбаться и использовать неформальные стимулы. В коммерции, лидерство было более формализовано, что сказали - делаешь - и не обсуждается. В IT лидерство больше похоже на институтское - многое зависит от руководителя, его примера, компетенций, экспертизы. Можно, будучи подчиненным управлять отдельными проектами и функциями, и при этом доносить точку зрения руководителю - ты будешь услышан. В любом случае последнее слово остается за ним.