Электросаксофон: начало

Однажды вполне успешный руководитель проектов решил, что для полного счастья ему не хватает научиться играть на саксофоне.

А начав учиться и играть, я неожиданно осознал, что саксофон очень громкий, и было бы так здорово, если бы получилось сделать что-то типа синтезатора, но именно для сакса.

А подумав немножко еще, понял, что для решения задачи все у меня есть - и электротехнические навыки, и опыт разработки, и даже понимание управления проектами. И даже времени впереди еще достаточно много. А конкурентов - не очень :)

"Ну, начало - как начало, ничего не предвещало (с)" 

Тем не менее, за 4 года проект из разряда домашних животных превратился во вполне интересный и продаваемый продукт.

Два года назад я написал статью про электросаксофон - вот она.

И еще одну год назад - вот.

Что же происходит с проектом теперь?

  • Закрыл обязательства по стартапу, вышел на самостоятельную работу

  • Непрерывно обновляю модель: изменились звук, дизайн, местами и концепция

  • Готовлюсь к выходу на рынок с новой моделью.

Посмотрим, как все происходило?

Конец 2021: работа в рамках стартап-инкубатора

Было трудно. Я хотел дорабатывать модель, но бизнес-спонсор меня за уши тащил к первым продажам.

Первые проданные электронные саксофоны были вот такими:

Поставлялись в таких вот крафтовых тубусах:

И да, они нашли своих покупателей. Правда, мне казалось, что они настолько не готовы в продакшен, что я пообещал при желании бесплатно заменить модель на новую из следующих серий. Вот так повезло первым покупателям ))

Выполнив свои обязательства с нашим стартап-инкубатором, я очутился на развилке. С одной стороны, проект отбил свои вложения. С другой - хочется сделать лучше, намного лучше. И конечно, инженерный волк, которого я кормил больше и вкуснее, победил...

Не прошло и месяца, как появилась мысль, каким образом можно сделать модель раза в полтора-два тоньше, что сразу даст лучший обхват руками и возможность поместить инструмент в тубус для винной бутылки (ну люблю я тубусы как упаковку, что тут поделать). Также, конечно, очень хотелось избавиться от батареек, соответственно аккумулятор и блок зарядки тоже надо было разместить внутри и связать с основной схемой. И звук, конечно же, хотелось сделать его лучше - более похожим на саксофон, увеличить громкость хотя бы до беспроблемной работы с обычными активными колонками, ну и уменьшить шумы.

Компактность удалась.

Теперь надо заняться общим дизайном, очень уж мне не нравились эти островки вокруг кнопок, и вот что вышло:

Вот это уже можно выпускать в продажу. И тут мне пришла в голову идея, опять отложившая все: увеличить и согнуть лицевую панель. Сопротивляться соблазнительной картинке в голове я не мог, и через полтора месяца появился такой дизайн, который дальше и будет основным:

Что касается звука - вместо китайской MIDI-карточки возникла идея использовать более профессиональную микросхему, тоже с использованием MIDI. Правда, к этой идее прилагалась еще пара месяцев работы хорошего инженера (не меня) по ее изучению и сборке на ее основе дополнительного модуля, под который я уже на материнской плате подготовил место и контакты. Теперь такой звук мы тоже можем поставить на поток, хотя и несколько дороже, чем планировали.

И да, вместо блока батареек появился аккумулятор и такой знакомый порт MicroUSB. А учитывая, что часто продаются колонки с USB-питанием, я и нормальный USB тоже вывел. А не надо - так можно и телефончик севший зарядить ))

Тем временем я провел небольшую фотосессию с профессиональным фотографом, что позволило и сюда картинок положить, и мой сайт saxilent.ru заиграл новыми красками.

В процессе фотосессии, кстати, выяснилось, что двое снимающихся (60+ лет и 10 лет) имели небольшой опыт игры на духовых - зафуне (xaphoon) и кларнете, и у них тут же получилось освоить прибор и выдать первую мелодию. Это очень меня порадовало, именно такой легкости освоения я и хотел.

Тот самый мальчик, умеющий в кларнет
Тот самый мальчик, умеющий в кларнет

Так что формирую первую партию, тестирую - и в продажи, наконец-то!

Ну и вот вам фото довольного автора, вместо котиков )

Верьте в свои идеи и в свои силы, и все получится!

Здесь мой блог "Лаборатория странных штук" про инженерку и всякое, в том числе и про SAXILENT.

Ну и электросакс можете прикупить при желании ))

PS: Не могу не отметить участие Алексея Озолина в разработке платы для аудио-модуля. Вот ссылка на его группу разработки цифровой аудио электроники.

Комментарии (35)


  1. Javian
    08.09.2022 18:24
    +3

    Картинки в статье есть, а демонстрации звука не слышно.


    1. sbalashov Автор
      08.09.2022 19:02

      Точно! Все думал, что же упустил) Ну пока можно глянуть на сайте или в прошлой статье, но думаю, да, запишу игру с новым звуком в течение пары дней


      1. Javian
        08.09.2022 19:26

        На сайте "Site under construction. Please try again later. "

        В предыдущих статьях не заметил ссылки.


        1. sbalashov Автор
          08.09.2022 19:53

          Прошу прощения, сайт поправил, на всякий случай ссылка на звук ))

          https://www.youtube.com/watch?v=v3c0Xz4Q_kc


      1. SADKO
        08.09.2022 19:30
        +4

        Только игру какую-нибудь интересную, нарочито саксовую, и мидишку запишите, что бы можно было её глазами рассмотреть да на синтаках послушать. Ибо по имеющемуся видео, складывается впечатление что это разве что аппликатуру учить, а ни как не брэс контролд девайс.


        1. vconst
          08.09.2022 19:34
          +1

          Там же не только «брэс», управление тростью один из самых важных приемов игры. А ее там, кмк — нет.


          1. SADKO
            08.09.2022 19:55

            Я тоже не заметил и потому не ожидал услышать, а «брэс» ожидал, хотя-бы тупо в виде велоситей и\или экспрессии + артикуляционная логика...


          1. sbalashov Автор
            08.09.2022 19:59

            Абсолютная правда. Управление тростью (даже амбушюром) - тема для дальнейшей разработки. В эти деньги влезает только аппликатурный тренажер. У меня есть опытный образец с управлением тростью (тензорезистор, у флагманов - трость качает движок с засветкой фоторезистора), но там минимум +20к на экземпляр получается, а скорее больше. Будет спрос на этот проект - возьмусь и за тот. Более того, есть наработки, которых у флагманов нет, а именно исследование объема амбушюра, а именно это влияет на изменение тона, трость в меньшей степени. Но это тоже требует времени и денег, не успеваю на голом энтузиазме ))

            Управление громкостью путем изменения давления воздуха - есть.


            1. vconst
              08.09.2022 20:53
              +1

              Мне кажется, недорого и более менее приближено к реальности, для начала — будет емкостной датчик передвижения губ по трости. Без
              учёта давления, но тоже влияет на звук

              А давление…
              Трость может быть как рычаг, с пьезокристаллом на коротком конце. Недорого и аналогово


              1. sbalashov Автор
                08.09.2022 21:20

                Ну пьезокристалл - это почти как тензорезистор. Соответственно, схема управления, сомнительная живучесть (год, может, и протянет, но зажигалки с пьезоэлементами иной раз и столько не живут, как раз из-за элемента), и не очень хорошая повторяемость. Фотоэлемент лучше, но там механику надо продумывать, да и смысл укладывать кучу работы в те же деньги? Есть же синтезаторы и электронные пианино. Вот мой вариант - скорее как синтезатор. Есть еще вариант с датчиком Холла, мой друг придумал и даже воплотил, но там тоже есть моменты с масштабированием.

                Обобщаю: на прототипе - да и еще раз да. В промышленных масштабах все эти подходы требуют серьезной доработки, чтобы бизнес не превратился в ремонтное бюро.


                1. vconst
                  08.09.2022 21:24

                  Тогда, пока ограничиться перемещением губ по трости. Это проще сделать и заметно влияет на звук в реальности

                  Вообще, любопытный проект
                  Жаль, нет реализации механизма скольжения с клавиши на клавишу, через ролики и тому подобных техник. Не тот уровень эиуляции ))


                  1. sbalashov Автор
                    08.09.2022 21:31

                    Емкость же тоже у всех разная, забыл дописать. Но можно попытаться автокалибровку сделать. Подумаю, спасибо за хорошее направление мыслей.


                    1. vconst
                      08.09.2022 21:38
                      +1

                      «Обхватите мундштук и проведите губами от начала и до конца. Повторите несколько раз»


                      1. sbalashov Автор
                        08.09.2022 21:47

                        Да не, достаточно среднего значения, дальше чисто статистически подстроится. Другой разговор, что я как саксофонист не вижу большой разницы при движении по трости. Вот где именно прижать, чтобы колебался меньший кусок, как горло раздуть, чтобы массу воздуха увеличить - это да.

                        Но опять же, сейчас время камни собирать, чисто психологический и экономический момент. Если рынку понадобится мой электросакс - будут деньги и время на исследования, и я пойду дальше. Если нет - у меня есть и другие проекты, которые тоже ждут внимания )) Жизнь трудна, но, к счастью, коротка (с)


                      1. vconst
                        08.09.2022 21:52

                        Мне кажется, это уже слишком сложно для игрушки в стиле «гитар хиро». Кстати, можно ведь и контроллер из него сделать


                      1. sbalashov Автор
                        08.09.2022 22:04

                        У него есть миди через USB, тут все ок ))


  1. vconst
    08.09.2022 19:26

    По картинке непонятно — там есть какой-то механизм имитирующий трость или чисто дырка для подуть?


    1. sbalashov Автор
      08.09.2022 20:01

      Дырка и измеритель давления) Как я уже и написал чуть раньше)) Плюс отвод воздуха, чтобы задержки были минимальны.

      Врать не будем, у конкурентов по цене других вариантов тоже нет.


  1. SADKO
    08.09.2022 19:34

    Anyway, прикольная тема, особенно если продажи пошли.
    Но о каких объёмах речь, если не секрет?
    Не пробовали синтезировать звук?


    1. sbalashov Автор
      08.09.2022 20:02

      Пока пошел второй десяток экземпляров. Синтез как синтез - есть наработки, но сюда не очень влезают, дорого. Используем промышленные возможности.


  1. mister_pibodi
    08.09.2022 20:01

    Вчера прочитал статью "Зачем ты это пишешь?" и "Как докопаться до слона", и да, сразу подумал что "это же просто мелодика с электронной начинкой и изогнутой складывающейся трубкой(мундштук?)". Но ничего не делая на диване все кажется просто)

    Возможно, я пропустил этот момент в статьях - можно ли менять длину трубки, выпрямляя и укорачивая/удлинняя, превращая из саксофона в гобой, кларнет и прочие похожие духовые, менять настройки звука?


    1. sbalashov Автор
      08.09.2022 20:06
      +2

      Можно менять наклон эски (трубки)), таким образом получая тенор и сопрано/кларнет, можно менять тембр звука на соответствующий инструмент комбинацией клавиш. Чуть позже программно сделаю смену транспозиции (для сопрано, альта и тенора клавиша "до" на нотном стане находится в разных местах)

      И да, первый вариант "просто мелодики", чтоб не разваливалась при переезде к друзьям, занял года два ) Все ж пет-проект был, без выделенных денег и времени, а семья без денег не умеет )) Но очень интересный опыт, а сколько всего узнал по дороге...


  1. DS28
    09.09.2022 05:08

    Интересно и прикольно, но нужны хорошие (даже профессиональные) видео с игрой на инструменте, чтобы показать возможности... Фото есть, но лучше бы побольше примеров игры


    1. sbalashov Автор
      09.09.2022 11:18
      +1

      Постепенно все будет, но я все же больше инженер, чем продажник )) Сделать сделал, а вот правильно показать и продать - уже сложнее и не так интересно ))


      1. DS28
        09.09.2022 15:12

        Да, это понятно, но статью ведь написали, предзаказы ожидаете, значит "продажник" тоже... Ну и видео в целом есть, просто нужно чуть больше)

        И чтобы ещё больше сделать как инженеру, всё же нужно показать и продать))


        1. sbalashov Автор
          09.09.2022 19:01
          +1

          Да и да )) Все будет, просто оправдываюсь, почему нет прям сейчас ))


  1. lumag
    09.09.2022 10:20

    Скажите, а выход MIDI есть? Чтобы при желании его можно было подключить к внешнему синту.


    1. vconst
      09.09.2022 10:32

      Ответили же — есть


    1. sbalashov Автор
      09.09.2022 11:09

      Есть MIDI over USB, то есть можно подключить к компьютеру.

      Принципиально и воткнуть классический MIDI-выход туда ничего не стоит, но запроса на такое пока не было.


  1. sav13
    09.09.2022 10:38

    Если я "научусь играть" на этом чуде, а потом вдруг решу поиграть на реальном инструменте, сколько времени мне понадобиться переучиться?


    1. vconst
      09.09.2022 10:42

      Столько же, как если бы не играли на этом ))))


    1. sbalashov Автор
      09.09.2022 11:15

      Вопрос неоднозначный. Это как спросить "научусь ли я играть на рояле, освоив синтезатор" )

      У саксофона есть два направления обучения - собственно создание звука (завести трость, управлять высотой звука амбушюром, дышать на опоре, менять громкость и т.д.) и аппликатура.

      Часть этой дороги с SAXILENT будет уже пройдена, а именно - аппликатура и некоторая часть звукоизвлечения - динамика и игра на опоре могут быть отработаны.

      Звукоизвлечение лучше начинать изучать на настоящем саксофоне под руководством опытного преподавателя.


      1. SADKO
        09.09.2022 12:26

        На правах клавишника не умеющего в фортепьяно, замечу что это не слишком верная метафора. С детства играя на мягких клавишах не стандартных размеров, я выработал определённую технику, и если когда по пьяни я доползаю до рояля, мне не просто физически тяжело и не удобно, до настоящего пианиста мне как до луны, я не владею звукоизвлечением этого инструмента, хотя и понимаю его, и могу продемонстрировать, но начиная с постановки движений я всё делаю иначе...
        ...и нельзя сказать что сильно переживаю за это, мне нравятся именно синтаки, и композиторы с которыми я работал, которые владели именно таки фортепьяно, часто просили что-то переиграть, прописать контролы, прекрасно понимая как это должно быть, но не имея возможности сыграть это на сэмплере или синтаке.
        У меня не было опыта игры на саксах и кларнетах, самое близкое что я умею это дудук, и я понимаю о чём речь шла выше, и допускаю возможность отделить аппликатуру сделав некий тренажер трубача, но...
        ...очень хочется верить, что автор, как саксофонист, занимаясь дизайном тренажера, позаботился о том, что-бы у людей которые потом возьмут в руки реальный инструмент, не было тех-же проблем, что у меня с фортепьяно. Ибо люди выбирают саксофон или гитару именно из-за возможностей живого звукоизвлечения, а гитархиро, будующему гитаристу не помощник.


        1. sbalashov Автор
          09.09.2022 13:16
          +1

          Клавиатуру сделал максимально похожую на альтушку, как по размерам, так и по ощущениям, оч приличные кнопки для механической клавиатуры, под пальцами очень похоже на оригинал. И да, это не гитархиро )


          1. Earthsea
            09.09.2022 13:33
            +2

            Кнопки это хорошо, вот только саксофон это в первую очередь не кнопки. Дыхание, зубы и т.д. Все это на таком тренажере не отработать.
            За 39000 покупать такую игрушку - ну только если кого-то устраивает купить игрушку за 39000.
            2000 стоит нормальная блокфлейта.
            За 25000-39000 можно б/у саксофон-сопрано купить.
            12000 стоит новая Venova, которая почти саксофон, процентов на 50. Для сравнения, Saxilent это саксофон процентов на 10.
            Ну да, конечно, громкость - ради нее все затевалось, это понятно. Но 39000 это 39000, как ни крути. Блокфлейта за 2000 тоже не очень громкая, нормально для квартиры.