Привет! Меня зовут Павел Лапаев, я работаю в VK, а точнее VK > B2B > Tarantool. Это платформа in-memory-вычислений, крутая и комплексная технология. Разобраться в ней с наскока не получится, так что с 2020 года мы решили вплотную заняться обучением внешних пользователей.
Я расскажу о двух годах нашего пути: от сбора единомышленников и формирования материалов для тренингов до ввода в эксплуатацию, то есть до первого проведения обучения за деньги. Bonus points — нам стало в разы проще адаптировать новичков и мы написали несколько классных фундаментальных статей.
Этот опыт будет полезен тем, кто хочет организовать обучение комплексным техническим вещам внутри или за пределами компании.
Зачем мы вообще затеяли историю с тренингами
Как все начиналось
Создание материалов
Первое демо и первые косяки
Запуск тренингов для внешних пользователей
Развитие после первых проектов
Творческий кризис
2022 и расширение каталога
Выводы
Зачем мы вообще затеяли историю с тренингами
Tarantool — это комплексный инструмент, про него даже была шутка, что у него «низкий порог входа в депрессию». Tarantool есть под капотом у наших частных и публичных облаков, объектного хранилища и еще шести-семи разных продуктов. Объяснить такие решения простым языком нелегко, поэтому возникает потребность в тренингах.
Представьте, что вы внедряете в банке CRM или СУБД — выносите оттуда дорогой Oracle и заменяете его чем-то подешевле. И теперь админам нужно админить что-то новое, разработчикам — писать на чем-то новом. Всех этих людей нужно научить, как жить в новой реальности. На наших проектах такое происходит регулярно, поэтому мы хотели стандартизировать подходы к обучению.
Помимо этого, мы думали про внутренних пользователей. Люди уходят и приходят, команда постоянно изменяется и растет. Каждый раз тратить время опытных коллег на воспитание молодежи — дорого по ресурсам. Хочется ускорить и автоматизировать этот процесс. Вот тебе плейлист с видео, вот тебе классные статьи, вот документация.
Как все начиналось
В феврале 2020-го идея запуска тренингов оформилась у меня в голове в какой-то план. За предыдущие пару месяцев я много говорил с коллегами, собирал информацию по обучению. Коротко — получилось следующее.
По сусекам собираем все текстовые и видео обучалки, которые раскиданы по ноутам коллег.
Изучаем, составляем примерный план обучения.
Триажим его командой в несколько экспертов, рождается точный план обучения.
Пилим контент - слайды, лабы, образы стендов.
Репетируем на кошках.
Продаем.
Я пришел к линейному руководителю и получил аппрув на план. Но проблема в том, что у проекта не было внешнего стейкхолдера - нет конкретного заказчика с мешком денег. То есть на инициативу нет бюджета и команды, только я один в поле воин.
Раз нет внешнего стейкхолдера, поищем внутреннего. Который придет и скажет: «У меня в продукте нет обучения, им никто не умеет пользоваться, давай сделаем, мне очень надо, у меня это в KPI прописано до конца года».
Потом нужна команда единомышленников — но не подрядчики-аутстафферы, а коллеги, кому интересно заняться обучением. Многие любят рассказывать про свои классные продукты, так что это не такая уж проблема. Можно посмотреть по истории выступлений на конференциях, можно найти внутренние видо с обучением - вот они ваши потенциальные тренера.
Дальше приходится прибегать к челночной дипломатии. Идешь к сотруднику и говоришь: «Твой линейный по-любому согласится». Потом идешь к линейному и говоришь: «Твой сотрудник очень хочет». Бегаешь туда-сюда и в итоге собираешь команду.
Так я набрал группу единомышленников, и мы стали составлять план действий. Кажется, я весь март 2020 года просидел с этими людьми в переговорке. Мы думали, кому и что будем рассказывать, и в итоге выделили четыре целевые группы, которым полезна наша информация:
точно разработчики;
чуть в меньшей степени админы;
еще меньше архитекторы;
и совсем чуть-чуть аналитики.
Затем мы составили скелет из семи тем и их верхнеуровнего содержания:
Архитектура
Топология
Программирование на Lua
Создание приложений
Обслуживание и диагностика
Tarantool Cartridge
Tarantool Data Grid
А в апреле мы начали создавать учебные материалы.
Создание материалов
Сначала нужно было договориться об использовании единых инструментов. Например, банально решить — использовать один шаблон презентаций с нашими корпоративными цветами. При этом для презентаций мы не стали брать что-то из обычных редакторов вроде PowerPoint или Keynote, а остановились на hackmd, то есть писали презентации как код.
Сейчас это кажется весьма спорным решением, но тогда все казалось нормальным. Ты пишешь код, потом reveal.js тебе это рендерит и создает красивый слайд. Главное правильно настроить шаблоны. Почему мы так поступили? Потому что инструмент надо было брать под единомышленников-добровольцев, а ребятам было привычно писать все as code.
Потом мы поняли, что, кроме презентаций и рассказов, нужно давать людям пощупать живой продукт — то есть нужны стенды. В том числе для того, чтобы все участники тренинга могли проходить наши шаги на стандартизированных машинах с одинаковыми ОС, настройками и пакетами.
Это очень важный момент. Если инструкция говорит "введи А, получи Б", то это должно работать в 100% случаев. Такое возможно только если мы контролируем окружение, если мы выдаем одинакомые стенды каждому участнику. В противном случае возникает слишком много неконтролируемых переменных, которые вносят ненужные риски и сложности.
Первое демо и первые косяки
Как-то на одном тренинге я услышал фразу: «Если тебе не стыдно за свой продукт, показывать его уже поздно». А в книге Show your work я прочитал, что работу надо показывать в процессе, пока она сырая, чтобы понять, насколько она вообще интересна и в каком направлении ее дорабатывать. Мы решили, что возьмем каких-нибудь партнеров и уже в апреле 2020 года бесплатно покажем им преальфа-сборку нашего тренинга.
Получилось очень круто, им понравилось, нам понравилось. Конечно вскрылась куча косяков, а тайминги летели во все стороны. И вопрос со временем на самом деле критичен: у всех встречи, тикеты в Jira и никто дольше положенного сидеть не хочет. Мы разделили 7 тем на 14 занятий, каждое по три часа. Но мы не могли быть уверены, что для каждого занятия подобрали оптимальное количество контента
Когда тренинг длится три часа, достаточно замедлиться всего на 10 %, чтобы в итоге опоздать на 20 минут. Чтобы лучше контролировать время, мы в каждую презентацию "вшили" время, которое на нее заложено. И во время показа слайдов внизу видно две полоски. Синяя показывает, какой процент слайдов мы уже прошли. Красная показывает время, точнее какой процент от заложенного на презу уже прошел. Как на YouTube во времена не самого быстрого интернета, когда прогресс видео стремился догнать прогресс его загрузки.
Запуск тренингов для внешних пользователей
В мае 2020 года мы начали проводить тренинги за деньги. Допустим, есть проект по внедрению на 100 млн рублей (сумма условная, совпадения случайны). Из них 2 млн выделяется на обучение. В целом схема показала себя хорошо, и с клиентами проблем у нас не было.
Но возник принципиальный вопрос: все тренинги мы проводили в Zoom и нужно было решить — записывать трансляцию и отдавать записи или нет? Я был против: казалось, что если отдать запись, то тренинг больше не купят, даже если наймут в команду новых людей. Что будут просто тиражировать запись внутри компании.
В итоге решили все-таки отдавать записи, но с доступом на два месяца. Это сильно повысило лояльность участников. Во-первых, встречу можно было пропустить по куче разных уважительных причин. Во-вторых, не все можно понять с одного раза, лекцию полезно переслушать, чтобы разобраться в сложном моменте.
Со временем мы осознали, что записи можно отдавать даже бессрочно. Потому что корпоративные клиенты покупают у нас не только контент, они покупают заботу. Это как персональный тренер в качалке - он нужен не для того, чтобы составить какую-то уникальную секретную программу. Он нужен для поддержки, сопровождения, ответов на вопросы, просто для компании.
Развитие после первых проектов
Понемногу мы стали ставить тренинги на поток, и это стало серьезной работой. Одна сессия занимает три часа, еще полчаса на настройку всего перед лекцией, полчаса после, чтобы ответить на вопросы и по горячим следам поправить материалы. Вылетает минимум полдня, это дополнительная работа, и ее, по-хорошему, надо оплачивать.
Я отправился к боссам просить деньги на премии, и они спросили: «А прибыль есть»? Пришлось считать и показывать пайплайны, думать про юнит-экономику, считать ФОТ (фонд оплаты труда) и все такое. Это непросто и довольно нудно, но будьте к такому готовы, если ваше тренинги переживут статус МВП и встанут на поток.
Лето 2020 года мы пережили. А к осени наш ведущий архитектор, который единственный мог рассказать любую из семи тем, просто устал объяснять одно и то же в десятый раз. Поэтому мы стали выращивать новых тренеров, подтягивать старых до уровня «знаю все» и снимать нагрузку с тренеров-звезд.
Потом неожиданно люди стали просить у нас сертификат. Почему бы и нет — задизайнили и сделали. А затем придумали схему подтверждения: на каждый сертификат добавили QR-код, который при сканировании вел на сайт Tarantool.io с тем же сертификатом. Для многих руководителей подразделений это было важно.
Творческий кризис
В феврале 2021 года всей этой истории исполнился год. У нас была программа, сбитая команда — в общем, все отлично. Мы стали привлекать тренеров из других отделов - solution delivery и пресейл. Важно было не потерять текущих людей, потому что они банально выгорали и уставали по пять раз рассказывать одно и то же. Ротация помогла снять утомление от рутины.
К лету 2021 года даже новые люди устали делать одно и то же. Возможно, сказывалась пандемия: люди уже год сидели дома и страдали от изоляции, а однообразная работа утомляла еще сильнее. Тогда мы составили таблицу — в строках тренеры, в колонках темы; единицы на пересечениях, где тренер с темой работал, и нули, где пока не касался. После этого перетасовали и стали делать ротацию: «Ага, ты уже читал про администрирование, давай займешься топологией». В итоге появилась мотивация, люди стали чувствовать себя повеселее и из творческого кризиса мы выбрались.
2022 год и расширение каталога
Сейчас с теми тренингами, с которых мы начинали, у нас все хорошо. И мы стали думать о расширении ассортимента — делать тренинги не только по Tarantool, но и по другим продуктам: облакам, объектному хранилищу, почте, мессенджеру. У нас есть портреты пользователей, скелеты презентаций, готовые пошаговые планы — осталось перенести лучшие практики на другие продукты.
Появилась довольно неожиданная синергия между бизнес-юнитами. Внезапно оказалось, что информация про одну технологию полезна другому отделу, потому что он ее использует. Например, часть нашей корпоративной почты написана на Tarantool. Мы просто отдаем коллегам записи тренингов, а если собирается большая группа - проводим для них отдельное обучение.
Кроме того, нам стало интересно выйти на E-learning-площадки. Потому что у нас цены корпоративные и высокие, а на площадках можно будет продавать курсы массово (надеемся) частным пользователям. Эта история пока что в проработке, потому что тут надо переходить с синхронного на асинхронное обучение, думать над автоматизацией проверки домашки, переделывать структуру курса, договариваться в площадками - много подводных камней. Надеюсь что через год-другой расскажу и эту историю.
Выводы
В общем и целом, история появление тренингов по Tarantool оказалась историей со счастливым концом. Нам удалось создать продукт, который оказался востребован нашими корпоративными клиентами, нашими внутренними пользователями, и даже самой командой Tarantool. Тезисно, что я могу сказать по всей этой истории:
Без единомышленников никуда. Пока не найдете тех, кто тоже хочет создавать обучающий контент, ничего не получится. Не нужно заставлять человека делать то, что он не любит и не умеет делать.
Неожиданная польза. По материалам тренингов у нас получились две офигенные статьи, которые собрали х10 от нашего обычного трафика. А плейлист с записями тренингов стал обязательной частью онбординга.
Вот статьи:
Для лекторов тоже есть польза. Старая присказка — Учитель в школе говорит: «Дети такие тупые. Я им три раза все объяснил. Уже сам понял». Это реально работает. Если ты объясняешь другим людям, то начинаешь понимать лучше. Начинаешь лучше разбираться в той технологии, с которой работаешь. Плюс прокачиваются софт-скиллы от общения с клиентами, с аудиторией твоего продукта. Каждый, кто проводил обучение, стал лучше разбираться в продукте, вырос как спикер и стал лучше понимать наших пользователей.
Дайте команде выбирать инструменты. Пусть они пишут слайды как код, если им удобно. Переехать на более понятные инструменты вы успеете, когда контент окрепнет. В начале у вас все идет на голом энтузиазме.
Помните про деньги. Рано или поздно придется считать бюджеты, говорить про юнит-экономику, ставки, социальные отчисления, заниматься наймом и прочим. Первый год можно обойтись и без этого, но потом Excel станет вашим лучшим другом.
Show your work. Как можно раньше показывайте то, что вы делаете. Даже если вы посидели час, поштормили, составили скелет обучения, зайдите в параллельный отдел и скажите: «Чуваки, мы хотим рассказать о том, чем мы занимаемся. Вот примерный план. Вам нравится или не нравится? Интересно или неинтересно?». Обратная связь в самом начале максимально полезна. Стремление к идеалу убивает.
Show your worth. Ходите на демо, если они у вас есть, рассказывайте, что обучили 500 человек, заработали столько-то денег, помогли такому-то проекту. Рассказывайте коллегам, как стажеры-тренеры стали проходить на Хайлоад как спикеры. Так вы будете постоянно привлекать новых тренеров, которые будут помогать постоянно улучшать материалы.