В блоге T1 Cloud мы уже рассказывали, как события в мире влияют на развитие дата-центров. Сегодня обсудим, как меняется облачный ландшафт в условиях кризиса: провайдеры сокращают стоимость услуг, вводят уникальные сервисы в попытке захватить нишевые рынки и ищут способы сократить издержки в сложных условиях.
Контекст
Облачные вычисления — одна из немногих отраслей, которая регулярно показывает свою устойчивость в сложной экономической обстановке. Так, на фоне кризиса 2008 года экономика развитых стран замедлила рост. Однако облачные платформы оказались одними из немногих, кто укрепил позиции в непростой ситуации. Похожим образом дела обстояли в первые два года пандемии — многие компании теряли деньги и клиентов, но представители облачной сферы вышли из коронакризиса сильнее, чем прежде.
В 2022 году история повторяется — бизнес и общество вновь сталкиваются с вызовами. Каждая отрасль реагирует по ситуации: одни снижают затраты на маркетинг, другие — сокращают штат, третьи — стремятся снизить затраты на ИТ-инфраструктуру и обращают внимание на облачные технологии. Последний тренд подтверждает статистика. Только во втором квартале этого года мировые траты на облако составили порядка $62 млрд, что на 33% больше, по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
В России облачным провайдерам тоже есть за что побороться. Бизнес реагирует на уход западных вендоров и массово переходит в облако российских провайдеров — переносят фронт-системы сайтов, средства аналитики, системы машинного обучения, а также тестовые среды и IDE. Облака местных провайдеров становятся платформой для размещения российского ПО и хранения данных. Ряд поставщиков говорит о десятикратном увеличении числа заявок на подключение. У игроков меньшего размера рост не столь впечатляющий, но все равно измеряется десятками процентов.
Конкуренция нарастает
Повышенный интерес к облачной инфраструктуре ожидаемо привел к усилению конкуренции в отрасли. Подогревают её несколько ключевых трендов.
Работа с ценами. В попытке перехватить инициативу на рынке некоторые западные провайдеры постепенно понижают свои тарифы. В то же время они предлагают пользователям инструментарий для оптимизации расходов на инфраструктуру — например, калькуляторы для расчета стоимости аренды виртуальных машин.
Что интересно, в сфере управления облачной инфраструктурой появляются профильные стартапы, которые тоже стремятся ухватить свой кусочек пирога. Они анализируют облачную конфигурацию клиентов — правильно ли работают их приложения и какие ресурсы потребляют. Например, если на сервере «крутится» один сервис, который не задействует все доступные мощности, его предлагают перенести на другую машину в целях экономии. Аналитики видят в этом сегменте потенциал и ожидают, что к 2025 году он достигнет планки в $31,4 млрд. Это в три раза больше оценки двухлетней давности.
Уникальные продукты. Всего несколько лет назад IaaS-провайдеры предлагали типовые услуги для запуска частного или публичного облаков. Теперь их сервисы выходят за пределы виртуальной инфраструктуры. Они предоставляют инструментарий, который упрощает развертку приложений в облаке и позволяет решать более широкий спектр задач — например, базы данных, DevOps, Kuberentes и даже услуги консалтинга.
В попытке привлечь определённые сегменты аудитории сервис-провайдеры выводят на рынок и нишевые продукты. Так, в одном западном облаке внедрили аналитический инструмент на базе машинного обучения. Им смогут пользоваться трейдеры, занимающиеся высокочастотной торговлей на бирже.
Но несмотря на высокую конкуренцию за клиентов и долю рынка, сервис-провайдеры реализуют и совместные проекты. Так они расширяют пользовательскую аудиторию всего сегмента — например, за счет углубленных интеграций баз данных в облаке. Подобные партнерские решения иностранных провайдеров уже привлекли несколько крупных клиентов — среди них, телекоммуникационные компании, организации, управляющие гостиничными отелями и банковские структуры.
Технологический суверенитет. Конкуренцию на рынке подогревают масштабные проекты, направленные на поддержание технологической независимости государств. Так, Федеральное министерство экономики и защиты климата Германии наконец приступило к разработке облачной платформы Gaia-X. Цель проекта — снизить зависимость европейцев от американских и китайских облаков. Регулятор провел конкурс среди провайдеров и в марте этого года выбрал несколько подрядчиков.
Хотя перспективность инициативы еще предстоит оценить. Разработку тормозят разногласия между участниками проекта, а также бюрократические процедуры. К тому же в Европе уже экспериментировали с запуском государственных облачных провайдеров, но они проявили себя не лучшим образом. Так, еще десять лет назад французское правительство основало компании Cloudwatt и Numergy. Однако проекты продали, так как они не смогли привлечь клиентов.
Нужно сбалансировать аппетиты
Снижая стоимость на свои услуги и предлагая потребителям дополнительные способы сэкономить, провайдеры сами ищут возможности сократить издержки на содержание инфраструктуры — особенно в условиях полупроводникового кризиса. В частности, они снижают расходы на закупку нового железа и продляют жизнь уже работающему.
Западные провайдеры перепрофилируют старые серверы под менее требовательные вычислительные задачи — в итоге среднее время эксплуатации серверов выросло с трех до четырех и даже шести лет. Некоторые поставщики используют железо, приобретенное еще в начале нулевых. Продлевая срок службы, компании рассчитывают сэкономить порядка $4 млрд долларов до следующего года.
Российские провайдеры тоже занимаются перепрофилированием серверов и закупками б/у-оборудования. В каком-то смысле эти задачи стали вынужденной мерой в условиях кризиса и санкций, но такой подход действительно позволяет сэкономить серьёзные суммы на железе. Можно ожидать, что в ближайшие годы рынок подержанного сетевого оборудования будет развиваться усиленными темпами.
Мы продолжим рассказывать о мировых трендах и развитии облачных технологий. Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить новые материалы:
vconst
Stanislavvv
Кто ж признается-то? :-)
vconst
Я надеюсь, что что-то изменится к лучшему. Но увы…