Компания Baykar - знаменитый турецкий производитель беспилотников "Байрактар" - на днях впервые показала, как будет выглядеть украинский завод. Сообщается, что общая площадь производства Baykar на Украине составит более 30 000 кв. метров, а количество украинских инженеров и техников должно составить более 300 человек.
![Проект украинского завода "Байрактаров" Проект украинского завода "Байрактаров"](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7c4/781/ce1/7c4781ce1756734e549c577697e89a27.png)
Посол Украины в Турции в августе сообщал, что производитель уже приобрёл земельный участок и разработал проект завода. Такая публичная наглость Baykar у некоторых сторонних наблюдателей вызывает подозрения в "договорняке". Например, Asia Times пишет:
"Маловероятно, что Турция начала бы такой дорогостоящий проект, если бы не получила гарантий от Москвы, что завод не станет мишенью для российских военных. Анкара прекрасно понимает, что ее военное сотрудничество с Украиной никак не повлияет на отношения с Кремлем".
Думаю, всё намного сложнее, и одна из целей турецкой публикации - выражение политической поддержки Украины, а до реального начала строительства завода пока ещё далеко. Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков не так давно прямо заявил, что "факт создания такого объекта, скорее всего, сразу попадет под тему демилитаризации".
![Проект украинского завода "Байрактаров" Проект украинского завода "Байрактаров"](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b19/d21/6d2/b19d216d26a13455e81347f307a93b61.png)
Увидим. Но напомню, что без украинских двигателей никаких "Байрактаров" не будет. И именно с этим, прежде всего, можно связать позицию Baykar по поддержке усилий Вооружённых Сил Украины.
Около месяца назад Baykar представили лётный прототип высокоманевренного реактивного беспилотника Bayraktar Kizilelma ("Байрактар Кизилелма" - "Красное яблоко"). Таким образом, заканчивается формирование полноценной линейки беспилотных летательных аппаратов турецкого производителя:
???? "Байрактар TB2". Скорость 130-220 км/ч. Полезная нагрузка - 150 кг. Первый полёт - 2014 год. Российский аналог - "Орион"/"Иноходец".
???? "Байрактар Акынжи". Скорость 240-360 км/ч. Полезная нагрузка - 1400 кг. Первый полёт - 2019 год. Я писал о них недавно. Российский аналог - "Сириус".
???? "Байрактар Кизилелма" MIUS-A. Скорость - 0,6 Маха. Полезная нагрузка - 1500 кг. Первый полёт - 2023 год. Российский аналог отсутствует (не считать же таковым намного более крупный и дорогой С-70 "Охотник").
???? "Байрактар Кизилелма" MIUS-B. Скорость - сверхзвуковая (не раскрывается). Полезная нагрузка - 1500 кг. Первый полёт - неизвестно.
Всё это - серьёзная, высокотехнологичная авиационная техника. Но самое интересное - это применяемые двигатели - разработки и производства украинской компании "Мотор-Сич" (Запорожье):
???? АИ-450Т - для Akinci.
???? АИ-25ТЛТ - для MIUS-A.
???? АИ-322Ф - для MIUS-B.
Советские в своей базовой конструкции, эти двигатели до сих пор отличаются выдающимися характеристиками и полностью устраивают заказчиков. Baykar, конечно, заявляет, что хочет вместо украинских поставить в перспективе турецкие двигатели, но, откровенно говоря, их не существует, и создать их в Турции будет почти невозможно. Нет до сих подобных двигателей и у Китая, с которым, кстати, турецкий производитель сотрудничества избегает - из-за позиции Китая в отношении мусульман.
Отсюда вывод: турецкий производитель будет прилагать максимум усилий для поддержки Украины. Они лучше всех понимают: без запорожских двигателестроителей не будет никаких "Байрактаров".
Примечательно, что украинские двигатели используются не только в этих беспилотниках, но и в перспективном турецком ударном вертолёте ATAK 2. Больше того, Турция не так давно выражала интерес к покупке "Мотор-Сича" в целом. При этом очевидно, что переход украинских двигателестроителей под контроль России с высокой вероятностью приведёт к приостановке деятельности или к банкротству ставшего знаменитым турецкого спонсора украинской войны.
Пока же, несмотря на боевые действия и пару высокоточных ударов по цехам (25 мая и 28 августа), запорожский "Мотор-Сич" спокойно продолжает свою работу: и по "Байрактарам", и по этому проекту, и по всем другим заказам. Возможно, российская сторона рассчитывала на скорый переход Запорожья под российский контроль, но очевидно, что ситуация быстро меняется. Не пришло ли время пересмотреть некоторые решения?
Подробнее: http://t.me/rogozin_alexey