Компания Baykar - знаменитый турецкий производитель беспилотников "Байрактар" - на днях впервые показала, как будет выглядеть украинский завод. Сообщается, что общая площадь производства Baykar на Украине составит более 30 000 кв. метров, а количество украинских инженеров и техников должно составить более 300 человек.

Проект украинского завода "Байрактаров"
Проект украинского завода "Байрактаров"

Посол Украины в Турции в августе сообщал, что производитель уже приобрёл земельный участок и разработал проект завода. Такая публичная наглость Baykar у некоторых сторонних наблюдателей вызывает подозрения в "договорняке". Например, Asia Times пишет:

"Маловероятно, что Турция начала бы такой дорогостоящий проект, если бы не получила гарантий от Москвы, что завод не станет мишенью для российских военных. Анкара прекрасно понимает, что ее военное сотрудничество с Украиной никак не повлияет на отношения с Кремлем".

Думаю, всё намного сложнее, и одна из целей турецкой публикации - выражение политической поддержки Украины, а до реального начала строительства завода пока ещё далеко. Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков не так давно прямо заявил, что "факт создания такого объекта, скорее всего, сразу попадет под тему демилитаризации".

Проект украинского завода "Байрактаров"
Проект украинского завода "Байрактаров"

Увидим. Но напомню, что без украинских двигателей никаких "Байрактаров" не будет. И именно с этим, прежде всего, можно связать позицию Baykar по поддержке усилий Вооружённых Сил Украины.

Около месяца назад Baykar представили лётный прототип высокоманевренного реактивного беспилотника Bayraktar Kizilelma ("Байрактар Кизилелма" - "Красное яблоко"). Таким образом, заканчивается формирование полноценной линейки беспилотных летательных аппаратов турецкого производителя:

???? "Байрактар TB2". Скорость 130-220 км/ч. Полезная нагрузка - 150 кг. Первый полёт - 2014 год. Российский аналог - "Орион"/"Иноходец".

???? "Байрактар Акынжи". Скорость 240-360 км/ч. Полезная нагрузка - 1400 кг. Первый полёт - 2019 год. Я писал о них недавно. Российский аналог - "Сириус".

???? "Байрактар Кизилелма" MIUS-A. Скорость - 0,6 Маха. Полезная нагрузка - 1500 кг. Первый полёт - 2023 год. Российский аналог отсутствует (не считать же таковым намного более крупный и дорогой С-70 "Охотник").

???? "Байрактар Кизилелма" MIUS-B. Скорость - сверхзвуковая (не раскрывается). Полезная нагрузка - 1500 кг. Первый полёт - неизвестно.

Всё это - серьёзная, высокотехнологичная авиационная техника. Но самое интересное - это применяемые двигатели - разработки и производства украинской компании "Мотор-Сич" (Запорожье):

???? АИ-450Т - для Akinci.

???? АИ-25ТЛТ - для MIUS-A.

???? АИ-322Ф - для MIUS-B.

Советские в своей базовой конструкции, эти двигатели до сих пор отличаются выдающимися характеристиками и полностью устраивают заказчиков. Baykar, конечно, заявляет, что хочет вместо украинских поставить в перспективе турецкие двигатели, но, откровенно говоря, их не существует, и создать их в Турции будет почти невозможно. Нет до сих подобных двигателей и у Китая, с которым, кстати, турецкий производитель сотрудничества избегает - из-за позиции Китая в отношении мусульман.

Отсюда вывод: турецкий производитель будет прилагать максимум усилий для поддержки Украины. Они лучше всех понимают: без запорожских двигателестроителей не будет никаких "Байрактаров".

Примечательно, что украинские двигатели используются не только в этих беспилотниках, но и в перспективном турецком ударном вертолёте ATAK 2. Больше того, Турция не так давно выражала интерес к покупке "Мотор-Сича" в целом. При этом очевидно, что переход украинских двигателестроителей под контроль России с высокой вероятностью приведёт к приостановке деятельности или к банкротству ставшего знаменитым турецкого спонсора украинской войны.

Пока же, несмотря на боевые действия и пару высокоточных ударов по цехам (25 мая и 28 августа), запорожский "Мотор-Сич" спокойно продолжает свою работу: и по "Байрактарам", и по этому проекту, и по всем другим заказам. Возможно, российская сторона рассчитывала на скорый переход Запорожья под российский контроль, но очевидно, что ситуация быстро меняется. Не пришло ли время пересмотреть некоторые решения?

Подробнее: http://t.me/rogozin_alexey

Комментарии (0)