Введение
Узнать и понять пользователя за 3 месяц вполне реально. Узнать и понять продукт за 3 месяца — иногда реально. Обкатать первую гипотезу и поднять метрику — да, тоже звучит довольно выполнимо.
По одиночке все эти задачи звучат достижимо, но на практике их все нужно выполнять параллельно. В дополнение к этому предстоит решать и другие задачи: неожиданные детали, связанные с процессами компании или беклогом, АСАПы, изменение курса, а, если повезёт, то можно попасть на квартальное планирование с заполнением OKR.
А еще нужно запомнить, как всех зовут, получить доступы, научиться пользоваться новым софтом, понять, кто все эти люди, которые тебе пишут, и выстроить какую-то неформальную иерархию, расшифровать сокращения в чатах, начать изучать продукт, подружиться с командой и влиться в процессы. И моё самое любимое — перенять наследие.
Чтобы ты ни делал в течение трёх месяцев испытательного срока, твоя главная задача — показать видимый результат, и сегодня мы поговорим о том, как это сделать.
Дисклеймер
Я прошу откинуть идеальный мир, где у тебя прекрасный лид, вы лидеры рынка, где конкурентам до вас далеко, все команды в перформинге и мотивированные профессионалы, ресурсов в достатке, а процессы автоматизированы настолько, что ты можешь сфокусироваться только на своих задачах.
Не имеет значения, устраиваешься ты на новую работу или начинаешь управлять новым продуктом, план действия от этого меняться не будет. В этой статье я подготовил конкретные практические рекомендации, которые сформулировал для себя за время работы продактом и лидом.
Весь процесс погружения я разделяю на три логических блока:
работа с лидом, потому что именно он будет оценивать справился ты или нет, и тут очень важна работа с ожиданиями;
работа с командой, потому что именно от того, как человек будет работать с коллективом, будет зависеть продуктивность команды;
продуктовую деятельность, то есть непосредственно то, что ожидается от продакта.
Определи ожидания
В первый день работы в компании, а иногда и еще до принятия оффера, твоя первоочерёдная задача — убедиться, что у тебя есть план на испытательный, вы одинаково с лидом понимаете его описание и договорились о методах оценки. Оценка может быть как однозначной, так и вариативной, например: обратная связь от команды, рост метрик, документ со стратегией, исследование, проверка гипотезы и т.п.
Задавай вопросы, как твой лид видит достижение этих целей. Не ожидай чётких инструкций — тебя наняли, чтобы ты думал своей головой. Запиши договорённости в публичный документ, каждую неделю под ними пиши, что ты собираешься сделать, именно сделать, то есть начать и закончить, чтобы стать ближе к выполнению своих целей. Такой трекинг целей будет держать тебя в фокусе, регулярно показывать прогресс твоему лиду и прекрасным поводом для разговора в конце испытательного.
Зона ответственности
Продакт отвечает за метрику. То есть первое что нужно сделать — определить все точки продукта, которые явно влияют на твою метрику. Для этого я рекомендую:
Схема. Опиши, что входит в твой продукт. Я люблю описывать такие схемы в Миро.
Факторы. Для каждой части продукта опиши, как или почему каждая из веток влияет на твою главную метрику.
Аналитика. Узнай побольше про свою метрику: как она считается, почему именно так, почему она падала и росла в прошлом, какие другие метрики косвенно влияют на неё. Представим, что твоя метрика — это конверсия в первую покупку: выясни, какие действия увеличивают её вероятность. Например: пользователи фильтров лучше конвертируются в покупку товара. Узнай, как сейчас работают фильтры. Убедись, что фильтры есть в твоей схеме в Миро.
Инсайты. Запроси исследования, в которых идёт речь о твоей зоне ответственности. Задай вопросы исследователям.
Трекинг. Если не всё затрекано, убедись, что в первые 3 месяца это не помешает твоей работе.
Рынок. Если у тебя незнакомый продукт, то почитай статьи об управлении такими продуктами. Вернись к составлению схемы.
Утверждение. Покажи лиду схему, расскажи почему она такая, обозначь, за что ты будешь отвечать, а за что не будешь. Расскажи об этом всей команде.
Теперь ты знаешь многое о своей метрике, это много новой информации, так что смени фокус с метрики на контекст.
Схема на 2ой неделе работы
Сориентируйся на местности
Попроси лида нарисовать/показать оргструктуру компании — это поможет тебе найти нужные контакты, ориентироваться на групповых звонках и понимать контекст встречи, лучше понять людей, которые буду приходить к тебе с вопросами и/или предложениями. Понимание зон ответственности порядочно упрощает работу и коммуникацию.
Определив границы своей отвественности, тебе будет проще смотреть на беклог. Схема продукта в миро и оргструктура помогут тебе найди членов команды, которые в данный момент влияют на твою метрику, узнай, чем они занимаются и планируют заниматься. Есть вероятность, что наследие, которое ты получишь вместе с продуктом, устарело, а команда делает что-то не то.
Сейчас ты чужой человек и никто не знает, чего от тебя ожидать. Уровень доверия низкий, а от этого будут неизбежно возникать конфликты и непонимания. Чтобы быстрее сойтись с командой:
встреться с каждым её членом, поговори с ним в неформальной обстановке, это сильно ускорит процесс адаптации в команде и повысит доверие друг к другу. Не экономь время на этом, если ситуация позволяет.
Расскажи команде, чем они будут заниматься и что из себя представляет продукт.
Добавься во встречи, посмотри как они проходят.
Не занимайся оптимизацией процессов первое время, если от тебя этого не требуется. Веди заметки, что, по-твоему мнению, идёт так, а что не так. Неверно заниматься менеджментом изменений, пока ты не понимаешь истории и сложившейся культуры (опять же, если нет такой цели).
Управляй ожиданиями
Первый беклог который получает продакт — это беклог чужих ожиданий. Люди с такими ожиданиями заполнят твой календарь и, возможно, беклог задач. Если неверно управлять их ожиданиями, то появится очередь из негатива и испорченных отношений, которая может повлиять на итоги испытательного срока.
Чтобы этого избежать, на первых установочных встречах с командой обозначай всем свои задачи на испытательный, настойчивых отправляй к лиду обсуждать приоритеты. Говори “нет” там, где задачи не соответствуют твоей цели. Если появляется еще одна цель, то обсуди с лидом, чем ты жертвуешь из текущих целей и убедись, что вы поняли друг друга, возможно, изменили/дополнили способы оценки целей. Все новые договорённости зафиксируй в документе с целями на испытательный.
One-on-one
Лид — твой главный наставник, союзник и друг, так что вам нужно доверять друг другу. Чтобы установить с ним контакт, тебе необходимо с ним говорить. В период онбординга очень рекомендую задавать вопросы на темы, в которых сложно быстро разобраться, иначе будет потрачено много времени, цели будут буксовать, а лид не будет видеть прогресса. Как итог — всем плохо. Просить помощи — это нормально. Если от тебя будут ожидать большей самостоятельности, то тебе об этом скажут.
Получай и давай обратную связь. Говори не только о своих задачах, но и об ощущениях и чувствах. Не стесняйся ставить встречи, если они тебе нужны. Сообщай, если что-то не успеваешь/не понимаешь, спрашивай совета, как это исправить.
Приходи на встречи подготовленным, то есть веди заметки в течении всего времени работы, а на встрече задавай по ним вопросы своему лиду — он даст тебе нужные ответы или сведёт тебя с людьми, у которых они есть. Уточняй, каким деталям тебе стоит уделять внимание, а каким нет.
Я рекомендую первые две недели встречаться по полчаса ежедневно, потом частоту встреч можно сократить.
Действуй
Не важно, какой метрикой/продуктом ты управляешь, важно показывать результат короткими итерациями. Каждую неделю нужно показывать, что ты движешься к своей цели: погрузился в контекст, описал ключевые сценарии, задизайнил борд для мониторинга метрик. Всё, что приближает тебя к цели, есть прогресс. Но каждая из таких задач должна быть завершена, то есть она служит целям, ради которых создавалась, или, иначе говоря, приносит пользу.
Одно из моих ожиданий от продакта на испытательный — это проверка хотя бы одной гипотезы. Уже в конце первого месяца продакт должен приступить к её валидации и придёт с результатами и выводами на второй месяц работы.
Другое ожидание — это простой CJM. Не нужно делать его идеальным, достаточно взять типичный профиль своего пользователя и пройтись по типичному сценарию работы с твоей частью продукта. Подсвети все моменты, которые вызывают вопросы, предложи к ним точки роста. Обязательно укажи эмоцию и критичность взаимодействий.
Хорошим итогом испытательного будет беклог на следующие 3 месяца, а также вектор развития твоего продукта на ближайший год крупными мазками. Уровень детализации может быть разным, но у такого вектора должно быть описание, почему именно это направление правильное для твоего продукта.
Не забудь про себя
Последняя рекомендация не касается твоих результатов, она полностью направлена на твои чувства. Испытательный срок — это двусторонний процесс. Ты можешь прекрасно справляться со своими задачами, но какой в этом смысл, если они не приносят тебе удовольствия?
Определи, что у тебя получилось/не получилось, подумай, почему так. Разберись, что ты чувствовал на новом месте. Не нужно ждать конца третьего месяца, чтобы обсудить итоги испытательного с лидом, нормально делать это на протяжении всего срока работы. Весь этот период не будет простыми, но тебе важно понять, почему этот продукт, компания, команда, метрика мотивируют тебя начинать рабочий день, потому что без мотивации ничего хорошего не выйдет.
Итог
Часть из того, что написано применима не только на испытательному периоду. Например, практика квартальных целей и еженедельное заполнение задач, направленных на достижение целей, применима в ежедневной работе. Мелкие задачки, переключение фокуса, увеличение скоупа — всё это неизбежно отдаляет тебя от их достижения. Прохождение испытательного в огромной степени зависит от того, насколько хорошо ты фокусируешься, то есть делаешь только то, что направлено на достижение твоих целей.
Appendix
Приложу онбординг план, который я использую в своей работе для продактов
1 неделя
Обсуди цели на испытательный
Запроси список людей у своего руководителя, с которыми тебе нужно познакомиться, проведи встречи
Начни строить простенький CJM на свою часть продукта, выбери самую перспективную платформу для твоего направления
Получи нужные доступы
2 неделя
Познакомься с командой разработки
Заполни документ с недельными целями
Запроси руководителя/скрам-мастера/проджекта добавить тебя в релевантные встречи
Закончи CJM по своей части продукт и покажи его своему лиду
Изучи уже существующий CJM по всему продукту
Опиши, что входит в твой продукт, из чего он состоит
3 неделя
Собери все метрики которые есть по твоему направлению, начни их изучать
Изучи шаблон постановки продуктовой задачи
Сгенери первую гипотезу по шаблону, определи что нужно, чтобы её проверить
4 неделя
Погрузись в процесс delivery
Начни проверку 1ой гипотезы
5 неделя
Изучи архитектуру сервиса, углубись в свою часть
Изучи инфраструктуру, на которой крутится сервис (без понимания деталей, просто имей представление)
AlexeyALV
Все правильно. Важно задавать вопросы, не стесняться, не думать, что спрашивая, ты показываешь свою некомпетентность. Естественно, это не должно оказаться переваливанием своей работы на других.
Нормальный тим-лид и не ждёт, что ты в первые несколько дней сразу полноценно включиться в команду. Опять же в команде люди разные - кто-то благожелательно настроен к новичкам, а кого-то они раздражают.
mauspb Автор
Спасибо за поддержку. Согласен, лиды бывают разные, и наверное предостерегу всех, что лично я имею некоторое представление о работе лида и текст в статье — это то, как я бы хотел работать со своими продактами.
Кстати думаю написать нечто подобное для лидов: как правильно управлять продактами в первые 3 месяца. Но пока не понимаю актуальна ли эта тема.
Лайкните этот коммент если чувствуете сложности при онбординге (как продакты так и лиды). Будет хоть какая-то аналитика)