Управление продуктом, проектом и персоналом – это важная часть стартапа, от которой зависит его рост и развитие. Общение с командой и внешней аудиторией требует четкости и единого понимания процессов. Один из наиболее эффективных подходов в постановке целей – метод SMART.

Что такое SMART?

SMART – это метод постановки целей. Данный подход позволяет на этапе целеполагания подробно описать конкретную и измеримую цель, синхронизируя ожидания с реальностью.

Несмотря на то, что инженеры и ученые начали дискуссию об измеримых целях еще с 1940-х годов, само понятие SMART появилось только в 1980-х и очень быстро стало распространяться. Апогея популярности постановка задач по SMART достигла в нулевых среди IT-компаний, где много сотрудников стали работать удаленно.

Зачем нужен SMART?

SMART может закрыть много проблемных точек в вашей компании, особенно если вы находитесь на ранней стадии, когда команда еще не сформирована, будущее не определено. Зачем нужен SMART:

  • Фокусирует команду на конкретных целях.

  • Удаляет искусственные барьеры.

  • Позволяет оценить, насколько вы близки к цели.

  • Упрощает коммуникацию и устраняет разночтения.

  • Увеличивает шансы на успех.

Цель по SMART должна быть сформулирована по следующим критериям:

S – Specific. Конкретность.

M – Measurable. Измеримость.

А – Achievable. Достижимость (практичность).

R – Relevant. Актуальность (значимость).

T – Time bound. Ограниченность по времени (определенность по срокам).

Поговорим о каждом пункте отдельно:

Specific – это про четкость

Цель фокусирует и задает направление работы. Она должна быть четкой, понятной, с прозрачными формулировками. Понимается всеми сотрудниками компании одинаково, не содержит возможности для интерпретаций. Не допускаются расплывчатые формулировки, жаргонизмы.

Данным пунктом мы отвечаем на вопрос: «Что делать?». Например, открыть торговую точку, запустить рекламную кампанию и т. п.

Важно: одна цель = один результат. Если одна цель приводит более чем к одному результату – это уже разные цели.

Наводящие вопросы:

  1. Каким должен быть результат достижения цели?

  2. Почему именно эта цель приводит к результату?

  3. Цель и результат ведут вперед по стратегии развития?

Measurable – это можно измерить

Цель всегда выражается через количественные показатели, как абсолютные, так и относительные. Обязательно нужно задать ключевую метрику, например, открыть 10 торговых точек, повысить продажи на 2 %, увеличить трафик на сайт на 15 %.

Важно: одна цель = один показатель. Если цель имеет несколько показателей, то это признак разных целей.

Наводящие вопросы:

  1. Как вы понимаете, что цель достигнута?

  2. Над каким показателем вы работаете, чтобы достигнуть цели?

Achievable – достижимость

Цель должна быть достигнута в обозримом будущем, это не мечта и не план на будущее. Поэтому заранее проанализируйте, какими силами вы обладаете на данный момент: бюджет, персонал, инвестиции, рыночная ситуация. Кроме ресурсозависимости цель также опирается на данные из прошлого, выходит из них и не противоречит им.

Важно: цель должна быть амбициозной, чтобы мотивировать команду. Лучше сделать 80 % великой цели, чем перевыполнить заурядную.

Наводящие вопросы:

  1. Если цель находится в ближайшем будущем, вы можете назвать дату?

  2. Что может помешать выполнить цель? Достаточно ли у вас ресурсов?

Relevant – это про актуальность

Цель не противоречит текущей рыночной ситуации, а, напротив, должна быть релевантна ключевым трендам и тому, что происходит в мире.

Цель также не должна противоречить другим целям. Например, если у вас есть задача увеличить продажи в одном регионе, не надо этим заниматься в другом, распыляя ресурсы.

Важно: цель укладывается в глобальную стратегию компании, поэтому при ее достижении команда должна переходить хоть немного, но на новый уровень в своем глобальном плане.

Наводящие вопросы:

  1. Какие преимущества получит компания при достижении?

  2. Что вы теряете, если цель не будет достигнута?

  3. Вы движетесь вперед по роадмэпу?

Timely – временные рамки

У цели должны быть оптимально обозримые сроки: месяц, квартал, год. Срок должен учитывать среднюю ротацию кадров в компании, иначе те, кто начинал задачу, не смогут ее продолжить. Закладывайте срок передачи задач новому сотруднику. Разбивайте сложные цели и задачи на простые, выставляя срок для каждой.

Важно: цель должна быть записана, сроки выставлены, исполнители пропингованы на разных этапах достижения.

Наводящие вопросы:

  1. Сколько нужно времени для достижения цели?

  2. Какие этапы?

Работа перед постановкой целей

  1. Проведите исследование, определите проблему.

  2. Посчитайте, достаточный ли у вас запас по времени относительно людей.

  3. Определите, над каким решением вы работаете, какие показатели прокачиваете.

  4. Решите, как вы будете контролировать исполнение цели.

  5. Сверьтесь, какие нужны ресурсы, чтобы получить результат.

И еще несколько хаков:

  • Представьте, что вы ничего не знаете. Каждый имеющий опыт в стартапах человек думает, что все понимает, заранее навешивая ярлыки на определенные ситуации. Попробуйте представить, что вы не специалист в своей области, а обыватель. Посмотрите на ситуацию критически.

  • Говорите и пишите просто. Заумный человек говорит сложно о простых вещах. Умный, наоборот, – просто о сложном. С проникновением гаджетов во все сферы жизни у нас развилась «слепота» к тексту, поэтому старайтесь писать самую суть просто и коротко.

  • Введите внутрикорпоративную Википедию или словарь терминов. Командный жаргон позволит вам общаться на одном языке, избегая различных интерпретаций.

  • Формулируйте свой посыл полностью. Существует тема и рема, и для многих свойственно переходить сразу ко второму, опуская бэкграунд. Не делайте этого.

  • Объясняйте свои решения, адаптируйте новых сотрудников.

  • Не спешите сразу грузить собеседника вопросами, сначала попробуйте ПОГУГЛИТЬ :)

Правила эффективной постановки целей и задач

  1. Все цели должны быть декомпозированы на задачи.

  2. Задачи всегда формулируются в письменном виде.

  3. У каждой задачи всегда есть ответственный.

  4. У задачи всегда есть дата начала и завершения.

  5. Всегда оповещайте ответственное лицо о том, что задача поставлена, убедитесь, что задача принята.

  6. Отмечайте большие сутевые отрезки – вехи вашего проекта, чтобы видеть развитие и рост.

  7. Отслеживайте стадии исполнения задач.

  8. Работайте с диаграммой Ганта – визуальным способом отображения запланированных задач.

  9. Помните, что одна компания не равно один проект. Систематизируйте работу и делите ее на проекты, подпроекты, секции и т. п.

Toolkit

Asana – таск-менеджер, с помощью которого можно создавать задачи и контролировать их выполнение. Обладает набором удобных инструментов для общения внутри команды, организации рабочего процесса, может сформировать отчет и отследить личную эффективность и все взаимодействия с клиентами.

Trello – облачный сервис для управления небольшими командами и проектами. Работает по принципам методологии Kanban, которая является частью философии Agile. На каждую задачу создается отдельная карточка, которая перемещается по доскам (колонкам) в зависимости от стадии работы.

Airtable – сервис, позволяющий создавать базы данных на все случаи жизни. Каждая база данных – это набор таблиц.

Notion – сервис для создания заметок и текстовых документов, списков дел, баз данных, таблиц, канбан-досок, баз знаний, ведения проектов и совместной работы. Notion позволяет не перескакивать между вкладками с кучей открытых сервисов, а иметь всё необходимое в одном месте.

N8N – инструмент автоматизации процессов. Он может брать данные (как открытые, так и через авторизацию), обрабатывать их, строить логические цепочки и создавать разнообразные события на их основе.

Битрикс24 – система, которая позволяет наладить управление работой компании. С ее помощью можно увеличить продажи и сэкономить на управлении. Эта система нужна, чтобы оптимизировать бизнес-процессы организации, а также дать руководителю надежные инструменты контроля сотрудников.

Slack – корпоративный мессенджер с простым интерфейсом, заточенный под рабочее общение сотрудников внутри команд любого размера. Slack поддерживает личные сообщения, голосовые и видеозвонки, а также групповые чаты.

Discord – кроссплатформенная система мгновенного обмена сообщениями с поддержкой VoIP и видеоконференций, предназначенная для общения между сообществами по интересам и стартап-командами.

Комментарии (0)