Трава зеленая, небо голубое, стартап проходит несколько стадий развития и не минует долины смерти – есть закономерности, которые относятся к большинству историй, связанных с созданием своего бизнеса.
Спойлерим ближайшие несколько лет типичного стартапера и рассказываем, что его ожидает, какие возможности, сомнения и психозы появятся.
Прежде чем рассуждать на тему того, как ваша жизнь изменится после того, как вы встали на бизнесовые рельсы, необходимо синхронизироваться с понятием “стартап”. Итак:
Стартап – это объединение нескольких людей в команду, которая привлекает финансирование и создает новую компанию с новым продуктом.
Итоговой целью любого стартапа может быть:
Компания, приносящая доход.
Продажа компании, то есть работа на ее капитализацию.
Соответственно, и стратегия работы в зависимости от поставленной цели может отличаться.
Есть сложившийся стереотип: все, что нужно от стартапера – это:
крутая идея;
креативная и классная команда;
прикольная технология, про которую никому нельзя рассказывать до появления патента;
выучить правильные слова для инвестора;
подготовить речь для встречи в лифте или кафе;
тусоваться в правильных местах;
… и тогда успех гарантирован!
Конечно же, это не так. Пройдет время, и вы узнаете, что на самом деле:
под идеи денег не дают;
классным командам денег не дают;
инвестор не сможет оценить вашу технологию, а еще попросит бизнес-план, прототип, анализ рынка, финансовый план, и т. д. и т. п.;
деньги вам в карман никто не положит, и тачку на них не купить.
Спойлер 1
Реальность такова, что рассказывая о своем стартапе, вы будете идти по одному сценарию и говорить примерно одни и те же слова:
вот эта классная команда;
с вот этой классной технологией;
создаст компанию с вот этими собственниками;
получит достаточное количество денег и в оговоренный срок;
выпустит обещанный продукт;
на пустом рынке, так как конкуренты вовсе и не конкуренты;
заработает достаточное количество денег;
вернет все долги;
а возможно выйдет на IPO
… в следующем году.
Здесь тезисно представлен пример практически любой презентации, которую вам предстоит слышать и делать самому. При этом каждый раз вы будете корректировать цифры более точно и глубже понимать, что за ними стоит.
Важно! Если вы не верите в то, о чем рассказываете, то это будет видно сразу, и вообще стоит задуматься, зачем вы всем этим занимаетесь.
Спойлер 2
Расслабьтесь и примите факты, что через 2+ лет:
команда будет другой минимум на 50%;
собственники и доли поменяются;
продукт будет иметь другие функции, возможно, будет вообще другой продукт;
бизнес-модель изменится N+1 раз после каждого пивота;
все сроки будут сорваны;
денег не хватит;
вы будете зарабатывать на чем-то другом;
… и это нормально и здорово!
Спойлер 3
У стартапа, как и у любой другой системы, существуют этапы развития и зрелости. В развитии стартапа на сегодняшний день вы должны пройти следующие основные стадии, которые продиктованы инвестиционным рынком:
Pre-seed: предпосевная стадия, когда у вас есть идея и понимание, что нужно рынку и потребителям, но нет четкого представления о том, как ее следует реализовывать технически.
Seed: посевная стадия, где вы изучаете рынок, составляете ТЗ и бизнес-план. У вас есть MVP, хорошая команда, высокие показатели трекшена и первая выручка.
Стартап: стадия активного роста, бизнес-модель устойчива, масштабируема, прогнозируема, есть продукт и начинается зарабатывание денег.
Стадия расширения: стадия быстрого роста с прибылью.
Стадия выхода: владелец продает свои акции инвестору (ее может и не быть).
Источники финансирования:
Pre-seed и seed: практика показывает, что на этих стадиях в ход идут личные средства, а также деньги семьи, друзей и “дураков” (в хорошем смысле) – тех людей, которые верят в вас и думают, что все получится. Сюда также можно отнести первые микро-гранты и бизнес-ангелов.
Стадия стартапа: на этой стадии бизнес становится чуть более самодостаточным, поэтому здесь появляются посевные фонды, новые собственники (например, которые покупают доли или вкладывают деньги на безвозмездной основе).
Стадия расширения: когда у вас появляется устойчивая выручка, покрывающая операционные затраты, можно вести переговоры с венчурными фондами.
Стадия выхода: здесь формируется стратегический портфель инвестора.
Нужно понимать, что такие разделения весьма условные, и в каждом отдельном проекте все может (и должно!) быть по-другому. Например, общение с венчурными фондами может начаться намного раньше и т.п.
Спойлер 4
Еще один легкий спойлер – это жизненный цикл продукта, который, как правило, всегда идет параллельно с жизненным циклом стартапа.
Proof-of-concept – подтверждение работоспособности идеи.
Прототип – уникальный образец, показывающий работоспособность.
Опытная партия – первая партия продукта, изготовленная по технологиям близким к серийным. Также она подразумевает процесс внедрения в производство (для приборостроения).
Серийный выпуск – продукт, выпускаемый на производстве уже без вашего участия.
Данная последовательность, безусловно, более применима к технологическим стартапам.
Спойлер 5
Поворотные точки:
Как правило, в любом стартапе рано или поздно наступают моменты, которые проверяют команду на прочность. В среднем это происходит примерно так:
Через полгода: начнутся проблемы с продуктом. Причины: пользователи, конкуренты, клиенты, ретроградный меркурий, все, что угодно, но только не вы:)
Через год: команда размывается. Причины: надоели лишения, ожидания не сбылись, ссора основателей.
Через полтора года: выходите на рынок. При этом: ничего не взлетает, пользователей мало, конкуренты давят.
Через два года: долина смерти стартапов. Причины: кончились деньги, продаж мало, основатели поссорились. При этом есть возможность взять новый раунд инвестиций.
Через три года: начался настоящий бизнес. Здесь меняются владельцы, продукт, сайт, офис.
Выводы:
Ничего не получится автоматически.
Нужно готовиться к изменениям, лишениям и конфликтам.
Основная ценность – не идеи, планы и технологии, а управление собой, командой, упорство и настойчивость.
Все очень просто! :)
Комментарии (4)
art3012
17.10.2022 20:09+1Горите идеей? Просто делайте. Идея, для реализации которой вам необходимо внешнее финансирование, не обладает даже минимальной ценностью.
Format-X22
18.10.2022 13:01+1Так и возникают проекты, которые "мы сделали не потому что это кому-то надо, а потому что можем". Иногда выходит очень круто, тот же Linux по сути. Но сколько миллионов пет-проектов умерло? Успех тут это случайность.
progchip666
Оформлено крайне небрежно, но по сути всё верно написано
business-incubat0r Автор
спасибо за обратную связь!