Привет, Хабр! Меня зовут Лена Насыбуллина, я методист продуктовых образовательных программ — помогаю компании наращивать внутреннюю экспертизу и разрабатываю курсы и другие обучающие активности для сотрудников.
В своей работе я часто балансирую между точностью технической экспертизы и простотой, понятностью изложения. Решаю, как адаптировать комплексные определения, не усыпив при этом моего читателя.
В тексте расскажу, какими приемами подачи материала пользуюсь и как они показали себя на практике. Например, разберем, как образ ниндзя помог сделать обучающие материалы об информационной безопасности интереснее, а еще рассмотрим клевый комикс от Google про Kubernetes и наш курс про устройство сетей. Кстати, моим помощником в этом непростом деле будет желтая резиновая уточка. О ней расскажу чуть позже.
Все советы и лайфхаки работают не только для IT. Пригодятся спикерам для выступления на конференции или митапе, авторам на Хабре или лидам для ведения внутренних баз знаний.
Дисклеймер: речь пойдет именно о фиксированных способах передачи информации — не буду затрагивать формат живых лекций или практических занятий.
Также это не совсем обычный текст. Кроме моего мнения будет еще одно — от весьма реалистичного персонажа.
Знакомьтесь, это желтая уточка Кря-Кря. Она обитает практически в любой IT-компании. Присмотритесь и вы наверняка обнаружите ее на столе одного из коллег.
Уточка Кря-Кря — скептик старой закалки. Она начинала свою карьеру, когда методисты и коучи еще не были так популярны. Самостоятельно изучала языки программирования и проектную документацию. Искренне не понимает, зачем писать много букв, когда можно дать много-много полезных ссылок.
Кря-Кря обладает пытливым умом и любознательностью, поэтому несмотря на свой скептицизм к современным подходам в обучении, хочет разобраться в новых для себя веяниях и вопросах. Приступим!
Пара слов о Selectel и пользе визуализации информации
Selectel — провайдер облачной инфраструктуры и услуг дата-центров. У нас широкая продуктовая линейка, в которой сочетаются разные уровни IT-инфраструктуры: приватное облако и выделенные серверы, облачная платформа Selectel, аренда стоек. Еще — сетевые услуги, администрирование, консалтинг, защита IT-инфраструктуры в соответствии с требованиями 152-ФЗ и другие сервисы для комплексного решения бизнес-задач.
Основная проблема, с которой сталкиваюсь — это большой объем материала для изучения и его сложность. Причем как для новичков в теме, так и для людей с опытом — в Selectel много особенностей, которые могут быть непонятны тем, кто уже знаком с рынком.
В объяснении технического и теоретического материала, в котором много профессионализмов и абстракций, мне очень помогают приемы визуализации информации: использование цветов и схем, введение героев и метафор, сторителлинг и продуманная верстка. Подробнее о том, как наш мозг обрабатывает такие данные и почему визуализация часто бывает эффективной, описывается в книге «Правила мозга» или в исследованиях психологов.
Задача №1: создать нескучные обучающие материалы по информационной безопасности
Ситуация: Selectel помогает клиентам решать разные бизнес-задачи, в том числе хранить и обрабатывать данные по закону. Но каким конкретно требованиям нужно соответствовать, зачем они нужны и как их выполнять на практике не всегда понимают даже сами заказчики.
Так появилась задача создать обучающие материалы для наших sales-команд. Они чаще других коммуницируют с клиентами и раскладывают все по полочкам.
Сложность в том, что законодательные акты и требования регуляторов написаны бюрократическим, трудным для восприятия языком. Этот материал сложно усвоить и визуализировать.
Решение: создать серию лонгридов с использованием метафоры. В качестве ключевого образа выбрали ниндзя. Иллюстрации сопровождают весь объем обучающих материалов, связывая их одной понятной всем ассоциацией.
→ Информационная безопасность, а также продукты и сервисы ИБ ассоциируются с защитой, быстрой реакцией на угрозы, точностью и дисциплинированностью. Все эти черты характерны ниндзя.
Скриншоты из курса по ИБ.
Зачем нужна метафора?
Метафора – инструмент, который помогает визуализировать свойства объекта (объяснить суть вещей через привычный образ) и облегчить восприятие сложного материала.
Тут включается психология. Если сотрудник видит портянку на 10-15 страниц текста, из груди вырывается тяжелый вздох и мотивация разбираться в потоке слов автоматически снижается. Метафоричные иллюстрации помогают снизить градус скепсиса и работают на привлечение внимания.
Конечно, метафора это не панацея и не решит всех проблем. Но как минимум поможет задержать взгляд читателя на странице подольше, увеличит вероятность прочтения текста и создаст в памяти «якорь».
Использование метафоры, на мой взгляд, одно из самых простых и легких в реализации решений. Информация и формулировки от экспертов проходят минимальную трансформацию (да это и нельзя сделать в рамках требований ФСТЭК), но яркий образ, который связующей нитью идет через весь текст, помогает удерживать внимание на сложной теме и способствует более легкому запоминанию.
Пример работы метафоры
Представьте, что вам нужно объяснить семилетнему ребенку, что такое бэкап. В этом случае определение — «предварительно созданная копия данных для восстановления в случае потери оригинальных данных» — принесет мало пользы.
Попробуем подобрать метафору, которая позволит переложить свойства нового понятия на известные малышу явления:
«Смотри, ты построил самолетик из «Лего». Но соседские мальчишки случайно попали в него мячом и сломали. А теперь представь, что у тебя есть возможность вернуться к собранному самолетику. И даже если снова в твой самолет попадет мяч, ты сможешь вернуться к уже собранной версии. Это и называется бэкап».
Метафора не даст всестороннего понимания вопроса, но поможет сформировать образное представление.
Задача №2: рассказать о сложной услуге Managed Kubernetes в общем курсе онбординга для новичков в компании
Ситуация: в Selectel 700+ сотрудников, каждый месяц наша команда растет. Всем новичкам, независимо от их специализации, мы рассказываем обо всех продуктах, с которыми работаем. У нас нет задачи сделать каждого системным администратором, но важно сформировать базовое представление о сервисах.
Подробнее о том, как работает Managed Kubernetes, читайте на сайте Selectel. Кстати, свое погружение в продукт я тоже начала с этой страницы.
В ситуации с Managed Kubernetes одной метафорой не обойтись — это сложный сервис с высоким порогом входа для понимания. Сама тема требует подготовки для погружения, знания основ и понимания контекста. А аудитория, которой предназначены материалы, не всегда имеет глубокий технический бэкграунд.
Решение: разбить обучающие материалы на короткие, но емкие темы. А еще выстроить погружение с простого уровня на более сложный.
Зачем нужно дробить и упрощать материалы?
В двух словах рассказать о Kubernetes не получится. Важно скрупулезно выстраивать взаимосвязи между новыми сложными концепциями. Зачастую, просто определение какого-то сложного термина не даст понимания. Представим, что человек, который никогда до этого не слышал о K8s, сталкивается с определением:
Kubernetes — это ПО для оркестровки контейнеризированных приложений — автоматизации их развёртывания, масштабирования и координации в условиях кластера.
Стало ли ему легче и понятнее? Едва ли. Чтобы описание заработало, нужно поместить его в систему взаимосвязей.
Использование связей — еще один способ укрепить уверенность человека в материале и повысить лояльность к нему. Также это помогает снижать когнитивную нагрузку до комфортного уровня, бережно относиться к внутренним ресурсам человека.
Пример работы логических связей
В случае с Managed Kubernetes логическая цепочка выглядит примерно так:
- У Selectel есть услуга Managed Kubernetes, которая упрощает процесс развертывания и обслуживания контейнерной инфраструктуры Kubernetes.
- Kubernetes — удобный инструмент оркестрации контейнеров.
- Оркестраторы управляют контейнерами.
- Контейнеры нужны для микросервисов.
Оркестрация, контейнеры, микросервисы — тут нужно объяснять каждый кусочек пазла. Но для упрощения лучше начать не с «что это?» или «как это работает?», а «для чего это нужно?» или «зачем это используют?».
Нужно размотать клубок сложных терминов до минимальной атомарной единицы.
Например, так: Kubernetes используют для легкого и удобного развертывания приложений. Отсюда и нужно начинать разбирать тему, постепенно выстраивая ступеньку за ступенькой, наращивая сложность материала. Приложениями пользуются все, это будет нашей основой объяснения. Есть два глобальных подхода в архитектуре приложений: монолитная и микросервисная.
Дальше начинаем сматывать наш клубочек. Сначала расскажем, что это за архитектура такая микросервисная и зачем она нужна, затем перейдем к объяснению контейнеров и для чего их используют, потом объясним принципы работы оркестраторов, особенности самого Kubernetes и наконец покажем, как это устроено в Selectel.
Можно, но придется подбирать метафору для каждого нового понятия. В какой-то момент их станет слишком много. Это только запутает нашу аудиторию.
Другой вариант — создать серию метафор и поместить их в выдуманную ситуацию для связности. Именно так, например, сделали ребята из Google: они создали комикс о Kubernetes.
Принцип построения сюжета в подобных решениях такой: реальный рабочий контекст разворачивается в фантастических декорациях. Для объяснения разных сущностей подбираются свои метафоры (иногда весьма неожиданные). Например, Монолиты — это древнегреческие монстры, а Афина — богиня контейнерных приложений.
Мы перевели этот комикс на русский и используем в обучающих материалах. Естественно, с указанием авторства и ссылками на первоисточник.
Возможно, эти тексты тоже вас заинтересуют:
→ Как проходит онбординг сотрудников ИТО? Что нужно, чтобы выйти на смену в дата-центр
→ Когда лучше делегировать, а когда оставить задачу себе? Инструкция для начинающих руководителей
→ Как ускорить адаптацию сотрудников с помощью продуктового онбординга? Опыт Selectel
Задача №3: собрать курс об устройстве сетей для сотрудников с разных техническим бэкграундом
Ситуация: тема устройства и работы с сетями — краеугольный камень для многих сотрудников компании. Так, кроме коллег из сетевого департамента, сети важны и sales, и pre-sales инженерам, и команде саппорта, и ИТО, и ребятам из продуктовых команд.
Выходит, нужно создать обучающие материалы для очень разнородной аудитории — и по уровню стартовых знаний о теме, и по специфике задач, с которыми сталкиваются в процессе работы.
Решение: курс со свободной траекторией обучения, который будет полезен новичкам и профи.
На старте собрали обратную связь от потенциальных участников курса. Спрашивали, какие именно темы и вопросы они хотели бы решить с помощью этого обучения. Полученные ответы рассортировали на несколько категорий:
- общие сетевые вопросы,
- устройство сети Selectel — какие технологии мы используем,
- наши сетевые продукты и сервисы.
Начать изучение можно с любого раздела. Если участник хорошо знаком с основными понятиями об устройстве сети и знает принципы работы базовых протоколов, он может перейти непосредственно к той теме, которая ему нужна и интересна.
Внутри самих блоков тоже есть спецификация для разной аудитории. Например, в блоке о наших сетевых продуктах есть отдельные материалы для sales-специалистов — в них сделан акцент на конкурентных преимуществах услуги. Для support-команды про эти же услуги есть материалы по траблшутингу — настройке и решению типовых проблем.
Кое-что все-таки будет: упрощения и сторителлинг.
С точки зрения эксперта, сети — это большая и сложная тема. Чтобы понять ее, нужно иметь представление о большом количестве сущностей — например, о топологии и резервировании, проектировании сетей, структуре пакетов, сетевом оборудовании, подсетях и префиксах.
Попробуем упростить — преобразовать сложныи комплекс деталеи в общие, понятные идеи, которые служат ступенями к будущему пониманию.
- Забудем о деталях, нюансах и исключениях и сосредоточимся на общих идеях.
- Пожертвуем точностью ради понятности.
- Используем самые простые слова.
- Мысленно уменьшим масштаб предмета объяснения, чтобы получить максимально широкую перспективу.
Есть такой совет: если хочешь что-то объяснить, представь, будто рассказываешь историю другу за чашкой чая. И в случае с нашей темой подход точно такой же. Сетевые стандарты и правила организации сетей это уже общемировая история, а что если поместить ее в более камерные декорации?
В старых учебниках по сетям компании Cisco была вводная глава, которая рассказывала происхождение доисторических сетей на примере персонажей из мультфильма «Флинстоуны».
Проблемы, с которыми столкнулись герои истории, аналогичны тем, с которыми столкнулись первопроходцы реальных сетевых технологий. Более того, схожи и сами решения. А еще в этой истории представлены основополагающие тезисы концепции сетей.
Верно. Однако те, кто только начинает изучать тему, сталкиваются с проблемой информационного перегруза — информации слишком много, непонятно, с чего начать и что делать дальше.
Дополнительная сложность в том, что сети сложно изучать самостоятельно. Там много технологий и протоколов. Необходимо знать не только как они устроены, но и как взаимодействуют друг с другом.
В учебниках и внешних курсах есть свои нюансы. Например, информация там бывает избыточной. Слишком подробный и обстоятельный рассказ о большом количестве технологий без купюр. То, что используется чаще всего (или специфично именно для устройства сетей в Selectel) и наиболее важно, никак не отделяется от того, что редко используется или вообще представляет собой исторический интерес.
Можно. Даже больше — можно не давать готовую информацию, а очертить направление, в котором нужно искать. В интернете уже точно кто-то об этом писал :)
Есть два мощных «НО»: это время и эффективность такого подхода.
Обучение давно вышло за рамки скучных лекций с презентациями, где картинки счастливых команд или безликих человечков вызывают тоску. А навык объяснять, доносить сложную информацию в понятной форме стал, во-первых, профессиональным, а во-вторых — востребованным.
Описанные в статье приемы и способы разложить непростой материал и сделать его интересным работают на то, чтобы аудитория как можно быстрее «въехала» в тему. Чтобы как можно больше тех, кто стартовал, финишировали, а не отвалились по пути из-за сложностей и банальной скуки. Плюс ко всему — это серьезный фундамент долгосрочных отношений с аудиторией.
Мой финальный совет — заботьтесь о своих читателях, думайте о тех сложностях, с которыми они могут столкнуться на пути изучения, и не жалейте сил на то, чтобы подобрать нужные инструменты и обойти подводные камни сложного материала.
P.S. Кстати, разговор с уточкой-скептиком — еще один способ донести информацию и аргументировать свою позицию.
Делитесь своим опытом и примерами из практики в комментариях.
Комментарии (3)
angos1206
26.10.2022 16:41+1Уметь обьяснять явления, как Ландсберг физику это поэзия человеческой логики.
Наверное это главное умение, пробиться в чужую черепную коробку.
UprightMan
Интересный практический экскурс - спасибо! Я, как автор ИТ-статей и гайдов, часто сталкиваюсь с похожими проблемами (перевести с технического на человеческий).
Но тут имхо есть и тонкие моменты, которые невольно бросились в глаза с самого начала:
1. Выбор персонажа. Раскрыть условное УТП «скрытый от глаз защитник» с помощью персонажа — идея на 5. Проблема в том, что ниндзя большинством воспринимается не как охранник (хотя, если покопаться в истории, такое применение у «специальности» было), а как наемный убийца. Этот образ скорее подошел бы для тех, кто предлагает услуги этичного хакерства и другие подобные.
2. Концентрация на теме. Яркие метафоры, флёр экзотики, элементы геймификации конечно облегчают знакомство с техническим контентом, но (лично меня) все это сильно отвлекает от самого предмета повествования. Что отложится в голове у ЦА после такой подачи — красивые образы из «мультика» про воина в маске (забавная уточка) или полезный и разложенный по полочкам материал..?
a1ekseevna Автор
Спасибо????
1) Про выбор персонажа: согласна, что у ниндзя есть много трактовок, поэтому старались выбирать иллюстрации более мультяшной рисовки, без какой-то демонстрации "агрессии". Для меня наемник - это все-таки больше образ какого-то ассасина. А какой образ, на ваш взгляд, для этой задачи подходит?)
2) Про концентрацию на теме: о да, переборщить «с красотой» очень легко. Мне кажется, тут важно помнить, что метафоры и прочие инструменты это лишь вспомогательные средства, у которых есть вполне конкретная цель. Именно поэтому важно подбирать инструмент под задачу, а не просто вставлять картинки в материал. И еще момент, что мы в статье говорим только про теорию, а если рассматривать обучающие мероприятия в совокупности, то концентрация на теме и закрепление знаний реализуется еще и с помощью практических занятий, тестов и заданий)