Привет, Хабр! Меня зовут Лена Насыбуллина, я методист продуктовых образовательных программ — помогаю компании наращивать внутреннюю экспертизу и разрабатываю курсы и другие обучающие активности для сотрудников.

В своей работе я часто балансирую между точностью технической экспертизы и простотой, понятностью изложения. Решаю, как адаптировать комплексные определения, не усыпив при этом моего читателя.

В тексте расскажу, какими приемами подачи материала пользуюсь и как они показали себя на практике. Например, разберем, как образ ниндзя помог сделать обучающие материалы об информационной безопасности интереснее, а еще рассмотрим клевый комикс от Google про Kubernetes и наш курс про устройство сетей. Кстати, моим помощником в этом непростом деле будет желтая резиновая уточка. О ней расскажу чуть позже.

Все советы и лайфхаки работают не только для IT. Пригодятся спикерам для выступления на конференции или митапе, авторам на Хабре или лидам для ведения внутренних баз знаний.

Дисклеймер: речь пойдет именно о фиксированных способах передачи информации — не буду затрагивать формат живых лекций или практических занятий.

Также это не совсем обычный текст. Кроме моего мнения будет еще одно — от весьма реалистичного персонажа.


Знакомьтесь, это желтая уточка Кря-Кря. Она обитает практически в любой IT-компании. Присмотритесь и вы наверняка обнаружите ее на столе одного из коллег.

Уточка Кря-Кря — скептик старой закалки. Она начинала свою карьеру, когда методисты и коучи еще не были так популярны. Самостоятельно изучала языки программирования и проектную документацию. Искренне не понимает, зачем писать много букв, когда можно дать много-много полезных ссылок.

Кря-Кря обладает пытливым умом и любознательностью, поэтому несмотря на свой скептицизм к современным подходам в обучении, хочет разобраться в новых для себя веяниях и вопросах. Приступим!

Пара слов о Selectel и пользе визуализации информации


Selectel — провайдер облачной инфраструктуры и услуг дата-центров. У нас широкая продуктовая линейка, в которой сочетаются разные уровни IT-инфраструктуры: приватное облако и выделенные серверы, облачная платформа Selectel, аренда стоек. Еще — сетевые услуги, администрирование, консалтинг, защита IT-инфраструктуры в соответствии с требованиями 152-ФЗ и другие сервисы для комплексного решения бизнес-задач.

Основная проблема, с которой сталкиваюсь — это большой объем материала для изучения и его сложность. Причем как для новичков в теме, так и для людей с опытом — в Selectel много особенностей, которые могут быть непонятны тем, кто уже знаком с рынком.

В объяснении технического и теоретического материала, в котором много профессионализмов и абстракций, мне очень помогают приемы визуализации информации: использование цветов и схем, введение героев и метафор, сторителлинг и продуманная верстка. Подробнее о том, как наш мозг обрабатывает такие данные и почему визуализация часто бывает эффективной, описывается в книге «Правила мозга»‎ или в исследованиях психологов.

Задача №1: создать нескучные обучающие материалы по информационной безопасности


Ситуация: Selectel помогает клиентам решать разные бизнес-задачи, в том числе хранить и обрабатывать данные по закону. Но каким конкретно требованиям нужно соответствовать, зачем они нужны и как их выполнять на практике не всегда понимают даже сами заказчики.

Так появилась задача создать обучающие материалы для наших sales-команд. Они чаще других коммуницируют с клиентами и раскладывают все по полочкам.

Сложность в том, что законодательные акты и требования регуляторов написаны бюрократическим, трудным для восприятия языком. Этот материал сложно усвоить и визуализировать.

Решение: создать серию лонгридов с использованием метафоры. В качестве ключевого образа выбрали ниндзя. Иллюстрации сопровождают весь объем обучающих материалов, связывая их одной понятной всем ассоциацией.

→ Информационная безопасность, а также продукты и сервисы ИБ ассоциируются с защитой, быстрой реакцией на угрозы, точностью и дисциплинированностью. Все эти черты характерны ниндзя.



Скриншоты из курса по ИБ.

Зачем нужна метафора?


Метафора – инструмент, который помогает визуализировать свойства объекта (объяснить суть вещей через привычный образ) и облегчить восприятие сложного материала.

Тут включается психология. Если сотрудник видит портянку на 10-15 страниц текста, из груди вырывается тяжелый вздох и мотивация разбираться в потоке слов автоматически снижается. Метафоричные иллюстрации помогают снизить градус скепсиса и работают на привлечение внимания.


Конечно, метафора это не панацея и не решит всех проблем. Но как минимум поможет задержать взгляд читателя на странице подольше, увеличит вероятность прочтения текста и создаст в памяти «якорь»‎.

Использование метафоры, на мой взгляд, одно из самых простых и легких в реализации решений. Информация и формулировки от экспертов проходят минимальную трансформацию (да это и нельзя сделать в рамках требований ФСТЭК), но яркий образ, который связующей нитью идет через весь текст, помогает удерживать внимание на сложной теме и способствует более легкому запоминанию.


Пример работы метафоры


Представьте, что вам нужно объяснить семилетнему ребенку, что такое бэкап. В этом случае определение — «предварительно созданная копия данных для восстановления в случае потери оригинальных данных» — принесет мало пользы.

Попробуем подобрать метафору, которая позволит переложить свойства нового понятия на известные малышу явления:

«Смотри, ты построил самолетик из «Лего»‎. Но соседские мальчишки случайно попали в него мячом и сломали. А теперь представь, что у тебя есть возможность вернуться к собранному самолетику. И даже если снова в твой самолет попадет мяч, ты сможешь вернуться к уже собранной версии. Это и называется бэкап»‎.

Метафора не даст всестороннего понимания вопроса, но поможет сформировать образное представление.

Задача №2: рассказать о сложной услуге Managed Kubernetes в общем курсе онбординга для новичков в компании


Ситуация: в Selectel 700+ сотрудников, каждый месяц наша команда растет. Всем новичкам, независимо от их специализации, мы рассказываем обо всех продуктах, с которыми работаем. У нас нет задачи сделать каждого системным администратором, но важно сформировать базовое представление о сервисах.


Подробнее о том, как работает Managed Kubernetes, читайте на сайте Selectel. Кстати, свое погружение в продукт я тоже начала с этой страницы.

В ситуации с Managed Kubernetes одной метафорой не обойтись — это сложный сервис с высоким порогом входа для понимания. Сама тема требует подготовки для погружения, знания основ и понимания контекста. А аудитория, которой предназначены материалы, не всегда имеет глубокий технический бэкграунд.

Решение: разбить обучающие материалы на короткие, но емкие темы. А еще выстроить погружение с простого уровня на более сложный.

Зачем нужно дробить и упрощать материалы?


В двух словах рассказать о Kubernetes не получится. Важно скрупулезно выстраивать взаимосвязи между новыми сложными концепциями. Зачастую, просто определение какого-то сложного термина не даст понимания. Представим, что человек, который никогда до этого не слышал о K8s, сталкивается с определением:

Kubernetes — это ПО для оркестровки контейнеризированных приложений — автоматизации их развёртывания, масштабирования и координации в условиях кластера.

Стало ли ему легче и понятнее? Едва ли. Чтобы описание заработало, нужно поместить его в систему взаимосвязей.

Использование связей — еще один способ укрепить уверенность человека в материале и повысить лояльность к нему. Также это помогает снижать когнитивную нагрузку до комфортного уровня, бережно относиться к внутренним ресурсам человека.

Пример работы логических связей


В случае с Managed Kubernetes логическая цепочка выглядит примерно так:
  • У Selectel есть услуга Managed Kubernetes, которая упрощает процесс развертывания и обслуживания контейнерной инфраструктуры Kubernetes.
  • Kubernetes — удобный инструмент оркестрации контейнеров.
  • Оркестраторы управляют контейнерами.
  • Контейнеры нужны для микросервисов.

Оркестрация, контейнеры, микросервисы — тут нужно объяснять каждый кусочек пазла. Но для упрощения лучше начать не с «что это?» или «как это работает?», а «для чего это нужно?» или «зачем это используют?».

Нужно размотать клубок сложных терминов до минимальной атомарной единицы.

Например, так: Kubernetes используют для легкого и удобного развертывания приложений. Отсюда и нужно начинать разбирать тему, постепенно выстраивая ступеньку за ступенькой, наращивая сложность материала. Приложениями пользуются все, это будет нашей основой объяснения. Есть два глобальных подхода в архитектуре приложений: монолитная и микросервисная.

Дальше начинаем сматывать наш клубочек. Сначала расскажем, что это за архитектура такая микросервисная и зачем она нужна, затем перейдем к объяснению контейнеров и для чего их используют, потом объясним принципы работы оркестраторов, особенности самого Kubernetes и наконец покажем, как это устроено в Selectel.


Можно, но придется подбирать метафору для каждого нового понятия. В какой-то момент их станет слишком много. Это только запутает нашу аудиторию.

Другой вариант — создать серию метафор и поместить их в выдуманную ситуацию для связности. Именно так, например, сделали ребята из Google: они создали комикс о Kubernetes.

Принцип построения сюжета в подобных решениях такой: реальный рабочий контекст разворачивается в фантастических декорациях. Для объяснения разных сущностей подбираются свои метафоры (иногда весьма неожиданные). Например, Монолиты — это древнегреческие монстры, а Афина — богиня контейнерных приложений.


Мы перевели этот комикс на русский и используем в обучающих материалах. Естественно, с указанием авторства и ссылками на первоисточник.

Возможно, эти тексты тоже вас заинтересуют:

Как проходит онбординг сотрудников ИТО? Что нужно, чтобы выйти на смену в дата-центр
Когда лучше делегировать, а когда оставить задачу себе? Инструкция для начинающих руководителей
Как ускорить адаптацию сотрудников с помощью продуктового онбординга? Опыт Selectel

Задача №3: собрать курс об устройстве сетей для сотрудников с разных техническим бэкграундом


Ситуация: тема устройства и работы с сетями — краеугольный камень для многих сотрудников компании. Так, кроме коллег из сетевого департамента, сети важны и sales, и pre-sales инженерам, и команде саппорта, и ИТО, и ребятам из продуктовых команд.

Выходит, нужно создать обучающие материалы для очень разнородной аудитории — и по уровню стартовых знаний о теме, и по специфике задач, с которыми сталкиваются в процессе работы.

Решение: курс со свободной траекторией обучения, который будет полезен новичкам и профи.

На старте собрали обратную связь от потенциальных участников курса. Спрашивали, какие именно темы и вопросы они хотели бы решить с помощью этого обучения. Полученные ответы рассортировали на несколько категорий:
  • общие сетевые вопросы,
  • устройство сети Selectel — какие технологии мы используем,
  • наши сетевые продукты и сервисы.

Начать изучение можно с любого раздела. Если участник хорошо знаком с основными понятиями об устройстве сети и знает принципы работы базовых протоколов, он может перейти непосредственно к той теме, которая ему нужна и интересна.

Внутри самих блоков тоже есть спецификация для разной аудитории. Например, в блоке о наших сетевых продуктах есть отдельные материалы для sales-специалистов — в них сделан акцент на конкурентных преимуществах услуги. Для support-команды про эти же услуги есть материалы по траблшутингу — настройке и решению типовых проблем.


Кое-что все-таки будет: упрощения и сторителлинг.

С точки зрения эксперта, сети — это большая и сложная тема. Чтобы понять ее, нужно иметь представление о большом количестве сущностей — например, о топологии и резервировании, проектировании сетей, структуре пакетов, сетевом оборудовании, подсетях и префиксах.

Попробуем упростить — преобразовать сложныи комплекс деталеи в общие, понятные идеи, которые служат ступенями к будущему пониманию.
  • Забудем о деталях, нюансах и исключениях и сосредоточимся на общих идеях.
  • Пожертвуем точностью ради понятности.
  • Используем самые простые слова.
  • Мысленно уменьшим масштаб предмета объяснения, чтобы получить максимально широкую перспективу.

Есть такой совет: если хочешь что-то объяснить, представь, будто рассказываешь историю другу за чашкой чая. И в случае с нашей темой подход точно такой же. Сетевые стандарты и правила организации сетей это уже общемировая история, а что если поместить ее в более камерные декорации?

В старых учебниках по сетям компании Cisco была вводная глава, которая рассказывала происхождение доисторических сетей на примере персонажей из мультфильма «Флинстоуны».

Проблемы, с которыми столкнулись герои истории, аналогичны тем, с которыми столкнулись первопроходцы реальных сетевых технологий. Более того, схожи и сами решения. А еще в этой истории представлены основополагающие тезисы концепции сетей.


Верно. Однако те, кто только начинает изучать тему, сталкиваются с проблемой информационного перегруза — информации слишком много, непонятно, с чего начать и что делать дальше.

Дополнительная сложность в том, что сети сложно изучать самостоятельно. Там много технологий и протоколов. Необходимо знать не только как они устроены, но и как взаимодействуют друг с другом.

В учебниках и внешних курсах есть свои нюансы. Например, информация там бывает избыточной. Слишком подробный и обстоятельный рассказ о большом количестве технологий без купюр. То, что используется чаще всего (или специфично именно для устройства сетей в Selectel) и наиболее важно, никак не отделяется от того, что редко используется или вообще представляет собой исторический интерес.


Можно. Даже больше — можно не давать готовую информацию, а очертить направление, в котором нужно искать. В интернете уже точно кто-то об этом писал :)

Есть два мощных «НО»‎: это время и эффективность такого подхода.

Обучение давно вышло за рамки скучных лекций с презентациями, где картинки счастливых команд или безликих человечков вызывают тоску. А навык объяснять, доносить сложную информацию в понятной форме стал, во-первых, профессиональным, а во-вторых — востребованным.

Описанные в статье приемы и способы разложить непростой материал и сделать его интересным работают на то, чтобы аудитория как можно быстрее «въехала»‎ в тему. Чтобы как можно больше тех, кто стартовал, финишировали, а не отвалились по пути из-за сложностей и банальной скуки. Плюс ко всему — это серьезный фундамент долгосрочных отношений с аудиторией.

Мой финальный совет — заботьтесь о своих читателях, думайте о тех сложностях, с которыми они могут столкнуться на пути изучения, и не жалейте сил на то, чтобы подобрать нужные инструменты и обойти подводные камни сложного материала.

P.S. Кстати, разговор с уточкой-скептиком — еще один способ донести информацию и аргументировать свою позицию.

Делитесь своим опытом и примерами из практики в комментариях.

Комментарии (3)


  1. UprightMan
    26.10.2022 15:58
    +1

    Интересный практический экскурс - спасибо! Я, как автор ИТ-статей и гайдов, часто сталкиваюсь с похожими проблемами (перевести с технического на человеческий).
    Но тут имхо есть и тонкие моменты, которые невольно бросились в глаза с самого начала:
    1. Выбор персонажа. Раскрыть условное УТП «скрытый от глаз защитник» с помощью персонажа — идея на 5. Проблема в том, что ниндзя большинством воспринимается не как охранник (хотя, если покопаться в истории, такое применение у «специальности» было), а как наемный убийца. Этот образ скорее подошел бы для тех, кто предлагает услуги этичного хакерства и другие подобные.
    2. Концентрация на теме. Яркие метафоры, флёр экзотики, элементы геймификации конечно облегчают знакомство с техническим контентом, но (лично меня) все это сильно отвлекает от самого предмета повествования. Что отложится в голове у ЦА после такой подачи — красивые образы из «мультика» про воина в маске (забавная уточка) или полезный и разложенный по полочкам материал..?


    1. a1ekseevna Автор
      26.10.2022 18:03

      Спасибо????

       1) Про выбор персонажа: согласна, что у ниндзя есть много трактовок, поэтому старались выбирать иллюстрации более мультяшной рисовки, без какой-то демонстрации "агрессии". Для меня наемник - это все-таки больше образ какого-то ассасина. А какой образ, на ваш взгляд, для этой задачи подходит?) 

      2) Про концентрацию на теме: о да, переборщить «с красотой» очень легко. Мне кажется, тут важно помнить, что метафоры и прочие инструменты это лишь вспомогательные средства, у которых есть вполне конкретная цель. Именно поэтому важно подбирать инструмент под задачу, а не просто вставлять картинки в материал. И еще момент, что мы в статье говорим только про теорию, а если рассматривать обучающие мероприятия в совокупности, то концентрация на теме и закрепление знаний реализуется еще и с помощью практических занятий, тестов и заданий)


  1. angos1206
    26.10.2022 16:41
    +1

    Уметь обьяснять явления, как Ландсберг физику это поэзия человеческой логики.

    Наверное это главное умение, пробиться в чужую черепную коробку.