В большинстве IT-компаний сейчас сезон ревью и профессиональной рефлексии: что я сделал за год и вырос ли профессионально? Ответить на эти экзистенциальные вопросы проще, если у вас есть PDP, или персональный план развития. Это инструмент, который помогает системно и экологично по отношению к себе двигаться к цели.
Я — Лена Насыбуллина, методист продуктовых образовательных программ в Selectel. В этом тексте расскажу, чем полезен PDP и как его составить.
Как выглядит PDP и кому он нужен?
План развития карьеры (personal development plan) — индивидуальный и реально существующий документ, в котором сформулированы и прописаны профессиональные цели, сроки их реализации, а еще метрики для отслеживания эффективности действий. Чтобы его составить, нужно проанализировать и оценить текущие навыки, составить стратегию и подобрать развивающие действия.
Пример оформления PDP в Trello. Автор: Евгения Ращупкина
Все это немалый труд. Так что перед стартом убедитесь, что у вас есть силы и потребность в развитии. Помните: PDP — не волшебная таблетка. Он не поможет решить проблемы, связанные с «разбалансировкой» организма или других сфер жизни.
→ PDP будет полезен, если есть:
- стремление развиваться и профессионально расти;
- готовность выйти из зоны комфорта и пробовать новое;
- запрос на самоанализ сильных и слабых сторон;
- обратная связь от руководителя и коллег, которую хочется проработать.
→ PDP будет бесполезен, если вы:
- не готовы к переменам в работе и жизни в целом;
- стараетесь делать только то, что хорошо получается;
- считаете, что рефлексия и анализ своих действий — трата времени;
- уверены, что знаете о себе все.
Как составить план развития карьеры?
Процесс составления PDP можно разделить на пять базовых этапов.
Первый этап: анализ
В основе карьерного плана — ваши компетенции и навыки, которые можно улучшить. Чтобы получить полную картину, советуем начать с анализа ситуации: разобраться, какие скиллы нужны на текущем месте работы или пригодятся в ближайшем будущем.
Какие данные и инструменты использовать:
→ результаты ревью, которое проводится в компании раз в год или полгода;
→ обратная связь 360 — самостоятельный сбор обратной связи от компетентных коллег (лучше через анонимную электронную форму);
→ SWOT-анализ — лаконичная саморефлексия, которая позволяет взглянуть на навыки с разных сторон: выделить сильные стороны, зоны развития, возможности и угрозы.
Второй этап: визуализация результатов
После сбора данных визуализируйте результаты. Это поможет увидеть картину в целом, а также установить измеримые цели.
В качестве инструмента советуем использовать колесо компетенций. Для этого выделите ключевые навыки, важные для вашей специальности. Например, для UX-специалиста необходимы прототипирование, работа с аналитикой и умение проводить пользовательские исследования, а для разработчика сайтов актуальны UI, визуальный дизайн и навыки HTML-разработки.
На старте составления PDP не стоит делить колесо на 10+ компетенций: выберите 6-8 ключевых, а после расширяйте зоны развития.
Также важно ввести шкалу с прозрачным делением, для удобства предлагаем от 1 до 10. После дайте «оценку» каждому навыку, определите исходную точку и желаемую. Подумайте, за какое время вы могли бы «подтянуть» нужные компетенции, но не переусердствуйте с планированием — важно, чтобы цели были реалистичными и ненасильственными по отношению к себе.
Шкала оценки навыков и компетенций:
→ от 0 до 3 — новичок;
→ от 4 до 6 — есть опыт;
→ от 7 до 8 — сформированная компетенция;
→ от 9 до 10 — мастер.
Третий этап: выбор стратегии
Какие навыки прокачивать и в каком порядке, определяет стратегия. Можно подтянуть все до одного уровня — стать T-shaped специалистом. Можно — усилить только преимущества и развить навыки, которые уже находятся на высоком уровне.
Иная стратегия — освоить компетенции для новой роли. Это актуально, если в ближайшем будущем хотите сменить деятельность или вырасти в смежной области.
«Идеальное решение в выборе карьерной стратегии — поговорить с руководителем подразделения и спросить, какие задачи сейчас важны и критичны для команды. Другой вариант — посмотреть во внутренней документации стратегическую цель на ближайшие полгода и определить, какие компетенции нужны компании», — Елена Насыбуллина, методист образовательных программ Selectel.
Четвертый этап: выделение конкретных целей
Цели в PDP — это четко сформулированные векторы работы. Они должны:
→ быть по SMART (конкретными, достижимыми, измеримыми, актуальными и ограниченными по времени);
→ отвечать реальным потребностям человека (не навязанными начальником или средой);
→ содержать образ желаемого результата действий (отображать поведение, к которому стремитесь, через глаголы «знаю», «понимаю», «умею»);
→ не содержать запретов и отрицательных формулировок (цель «меньше времени сидеть в телефоне» лучше изменить на «читать две научные статьи в неделю»).
Пятый этап: подбор развивающих действий
Развивающие действия — конкретные способы, с помощью которых будете двигаться к цели. Можно идти через инструкции — это источники знания (книги, курсы, семинары), через тренировки — практические задачи, где тренируется навык; через челленджи — краткосрочные активности, повышающие мотивацию.
Чтобы «собрать» сбалансированные и работающие на цель действия, рекомендуем действовать по формуле:
→ 75% — работа с практическими задачами (например, написать кусок кода, настроить инфраструктуру в тестовой среде);
→ 15% — коммуникация с экспертами (с ментором или бадди, коллегами на работе или профессиональной конференции);
→ 10% — курсы и тренинги.
«Интересный вариант развития навыка — реализация рабочего спецпроекта. Так в короткий срок пройдете весь процесс и изучите подводные камни, а в конце увидите вполне конкретный результат», — Елена Насыбуллина, методист образовательных программ Selectel.
Как оценить качество PDP?
Оценить эффективность плана развития карьеры можно с помощью таблицы ниже. В ней — шесть ключевых критериев.
→ 45 баллов и выше — отличный результат;
→ от 30 до 44 баллов — рабочий PDP, но для достижения максимального результата нужны корректировки;
→ до 30 баллов — PDP стоит доработать.
Как оценить свой прогресс?
Метрики
Метрики эффективности сильно зависят от природы развиваемого навыка: одни компетенции можно освоить быстро (например, научиться работать в программе по графическому дизайну), а на обучение другим может уйти год или несколько (если нужно освоить иностранный язык).
Но и в том, и другом случае советуем использовать количественные показатели. Например, навык тайм-менеджмента можно измерить в количестве закрытых тикетов за рабочий спринт, а навык коммуникации с коллегами — в количестве смолл-токов перед деловыми встречами или во время обеденных перерывов.
Спринты
Чтобы PDP был реально полезным инструментом (а не красивой табличкой в блокноте) и помогал двигаться к цели системно, предлагаем разбить процесс на трехнедельные спринты.
«Три недели — срок, за который можно оценить работу и не зависнуть в процессах.
Если работа прошла гладко, похвалите себя, возьмите неделю на отдых и продолжайте прокачивать навык по плану. А если чувствуете, что выбрали неподходящие развивающие действия или неправильно определили нужную компетенцию — вернитесь на шаг назад и скорректируйте PDP», — Елена Насыбуллина, методист образовательных программ Selectel.
Форма
Внешний вид плана развития карьеры может быть любой. Главное, чтобы он был наглядным и удобным для вас. Можно использовать один из предложенных вариантов:
- Notion;
- Trello;
- Google Sheet;
- ежедневник;
- Miro;
- трекеры привычек.
Делитесь в комментариях своим опытом развития карьеры и составления планов.
Возможно, эти тексты тоже вас заинтересуют:
→ Как ускорить адаптацию сотрудников с помощью продуктового онбординга? Опыт Selectel
→ Как проходит онбординг сотрудников ИТО? Что нужно, чтобы выйти на смену в дата-центр
→ Когда лучше делегировать, а когда оставить задачу себе? Инструкция для начинающих руководителей
Комментарии (12)
mDOGx
10.12.2022 10:17-2Было бы интересно услышать мнение Елены Насыбуллиной, методиста образовательных программ Selectel.
yurikk
10.12.2022 12:01Пример такого плана для программиста или админа был бы полезен
a1ekseevna Автор
10.12.2022 19:38Больше пользы будет от хорошего шаблона skillset-а должности) PDP все-таки очень индивидуальная штука. У двух условных разрабов-мидлов могут быть сильно разные pdp даже на одной позиции. Тут важна и стартовая точка, какие-то навыки развиты сильнее, какие-то западают. Да и сами формы и методы развития будут разные в зависимости от особенностей самого человека.
Поэтому я и говорю о скиллсете: перечень навыков и задач для разных грейдов, опираясь на который можно быстрее сориентироваться где я сейчас и чего мне не хватает, и уже на основе этого составить свой план развития.
Что-то похожее можно тут https://github.com/kamranahmedse/developer-roadmap посмотреть)
nronnie
10.12.2022 18:23+1В моем русскоговорящем понимании может быть или "план развития" или "карьерный план", а словосочетание "план развития карьеры" может родиться только в ИИ-мозгу какого-нибудь бла-бла-бла HR-а. "Personal development plan" переводится именно как "план персонального развития".
a1ekseevna Автор
10.12.2022 19:43Мы тут хотели сделать упор именно на профессиональном развитии) вы совершенно правы, что PDP - план персонального развития, это инструмент, который можно применить к разным сферам. Может быть pdp по финансам, например, или для прокачки языковых скиллов.
speshuric
11.12.2022 22:00+1Ответить на эти экзистенциальные вопросы проще, если у вас есть PDP
Я сразу представил PDP-11.
DMGarikk
Всегда с удивлением смотрел на людей которые способны выстраивать такие планы и им следовать
У меня просто терпения не хватит ставить себе такие задачки и еще более того им следовать.
У меня както карьерный план был какимто таким — 'во, мне нравится позиция _такаято_ по набору задач и т.п.' и все, просто делал задачи, общался с коллегами (обращая внимание на то как они работают и что делают)… через год-два менял работу с повышением грейда с учетом появившегося опыта. за все время прочитал две книжки по яве, пролетев за 5 лет цепочку джун-миддл-сеньор-тимлид, задержавшись на первых двух гдето полтора года
Главная метрика была в том чтобы
было не напряжно, потому что напряжно — это вести учет достижений, строить графики встреч и развития, брать список литературы и муторно штудировать (подавляющее число книг я пролистываю через 3-5страниц, потому что там банальщина написана и вода… в итоге бросил вообще читать всякие учебники кроме какихто конкретных глав связанных с работой), переступать через себя и побеждать прокрастинацию например
потому что читая такие статьи и случая отзывы людей которые кропотливым и долгим трудом саморазвития достигают уровня… миддла!.. и сравнивая с собой… я в некотром недоумении… кактак?
Мне в итоге интересно, а 'нифига специально не делаю, оно само получается' — насколько распространено в саморазвии и карьерном росте?
Delta-f
"У меня както карьерный план был какимто таким — 'во, мне нравится позиция _такаято_ по набору задач и т.п.' и все, просто делал задачи, общался с коллегами (обращая внимание на то как они работают и что делают)… через год-два менял работу с повышением грейда с учетом появившегося опыта. за все время прочитал две книжки по яве, пролетев за 5 лет цепочку джун-миддл-сеньор-тимлид, задержавшись на первых двух гдето полтора года "
Завидую , вот честно, завидую такому подходу ) белой завистью к таким Дж Бондам от IT ,
но "нормальные герои" читают книжки и развивают скиллы.
Время рассудит ))
a1ekseevna Автор
PDP - вспомогательный инструмент) план помогает системно выстроить процесс развития. Если вы не против, я тут немного душных фактов приведу)
Давайте разберём «нифига специально не делаю, оно само получается», на самом деле вы делаете очень много.
«Просто делал задачи, общался с коллегами (обращая внимание на то как они работают и что делают)… через год-два менял работу с повышением грейда с учетом появившегося опыта». Между строк читается, что у вас хороший уровень развития рефлексии профессиональных навыков)
А записываете вы эти действия в какой-то план или нет, не так уж и важно) Важно, что этот процесс развития есть, он идет своим чередом и приносит результаты.
В чем тогда может помочь PDP? Оптимизировать этот процесс, разложить по полочкам все этапы работы и посмотреть где можно докрутить, какие задачи вызвали сложности, порассуждать почему так и какие есть варианты решения, скорректировать приоритеты с учётом постоянных изменений и т.д.