Подводные кабели поддерживают интернет в рабочем состоянии, но когда таких кабелей в одном месте становится становится слишком много, то возникают проблемы. Это перевод статьи Мэтта Берджесса для Wired.

Кабель AAE-1 (Asia Africa Europe-1) протяженностью более 25 тысяч километров проходит по морскому дну, соединяя Гонконг с Марселем. Он огибает Южно-Китайское море и направляется в Европу. Кабель помогает обеспечить подключение к интернету во множестве стран от Индии до Греции. Когда 7 июня кабель был поврежден, миллионы людей оказались столкнулись с временными отключениями интернета.

Кабель AAE-1 был поврежден в месте, где он проходит по суше на территории Египта. В результате инцидента был поврежден еще один кабель. Причина обрыва соединения все еще неизвестна. Эффект был незамедлительным. «Это инцидент затронул семь стран и несколько важных сервисов», — говорит Розалинд Томас, управляющий директор SAEx International Management, которая планирует создать новый подводный кабель, соединяющий Африку, Азию и США. «Больше всего пострадала Эфиопия, которая потеряла 90% связи, а также Сомали потерями в 85%». Облачные сервисы, принадлежащие Google, Amazon и Microsoft, также пострадали, как показал последующий анализ.

Несмотря на то, что подключение было восстановлено за несколько часов, такие сбои говорят о хрупкости подводных интернет-кабелей (которых насчитывается более 500 штук), а также огромную роль Египта и Красного моря в мировой интернет-инфраструктуре. Глобальная сеть подводных кабелей составляет большую часть интернет-магистрали, передавая значительную часть данных по всему миру. Такие подводные кабели соединяют Нью-Йорк с Лондоном и Австралию с Лос-Анджелесом.

Шестнадцать из этих подводных кабелей, которые часто не толще шланга и уязвимы для повреждений от корабельных якорей и землетрясений, пролегают на расстоянии 2000 километров через Красное море, прежде чем они пересекают сушу в Египте и попадают в Средиземное море, соединяя Европу с Азией. За последние 20 лет этот маршрут стал одним из самых уязвимых мест для интернета на Земле. Не стоит забывать про то, что в этом регионе также располагается Суэцкий канал — одна из главных  судоходных артерий в мире. Еще свежа в памяти история про контейнеровоз Ever Given, который встал поперек канала и вызвал транспортный коллапс.

Этот проблемный регион также отмечали в июньском отчете Европарламента. «Наиболее критичном местом для ЕС является проход между Индийским океаном и Средиземным морем через Красное море, потому что по этому маршруту проходит основное интернет-сообщение с Азией», — говорится в отчете. 

Египетская проблема 

Если посмотреть на Египет на карте мировых подводных интернет-кабелей, то сразу станет ясно, почему эксперты беспокоятся об этом регионе. 16 кабелей в этом районе сосредоточены в Красном море, из которого они выходят на сушу, чтобы через 160 километров попасть в Средиземное море. (Карты кабелей не показывают точное расположение кабелей). 

По подсчетам экспертов 17% мирового интернет-трафика проходит по этим кабелям. Алан Молдин, директор по исследованиям компании TeleGeography, занимающейся исследованиями рынка телекоммуникаций, говорит, что в прошлом году в регионе было 178 терабит пропускной способности, или 178 000 000 Мбит/с. 

Египет стал одним из самых критичных мест для интернет-соединения по нескольким причинам, говорит Дуг Мадори, директор по интернет-анализу в мониторинговой компании Kentik. В первую очередь, его географическое расположение способствует концентрации кабелей в этом районе. Путь через Красное море и Египет является кратчайшим (в основном) подводным маршрутом между Азией и Европой. Хотя некоторые межконтинентальные интернет-кабели проходят по суше. Их, как правило, безопаснее размещать на дне моря, где их труднее нарушить или отследить.

Путь через Египет - один из немногих оптимальных маршрутов. Если тянуть кабель через юг Африки, то выйдет длиннее, а на севере всего один кабельный маршрут — Полярный экспресс, который лежит через Баренцево, Карское и Восточно-Сибирское море. “Каждый раз, когда кто—то пытается проложить альтернативный маршрут, вы в конечном итоге проходите через Сирию, Ирак, Иран или Афганистан - во всех этих местах много проблем”, - говорит Мадори. По словам Мадори, кабельная система JADI, которая шла в обход Египта, была отключена из-за гражданской войны в Сирии, и она все еще не была восстановлена. В марте этого года в результате Российско-Украинского конфликта был оборван еще один кабель, идущий в обход Египта.

Повреждения кабелей происходят и вокруг самого Красного моря. «Красное море — довольно мелкий водоем, и исторически там много повреждают кабель», — говорит Мэдори. В 2013 году военно-морские силы Египта арестовали трех человек, которые якобы перерезали интернет-кабели в этом районе. Другие кабели в этом районе также имели проблемы с повреждениями в этом году. 

Этот регион — не единственная точка кабельного перекрытия в мире. Великобритания, Сингапур и Франция являются ключевыми точками подключения к Интернету, а Малаккский пролив, недалеко от Сингапура, является еще одним узким местом. «У Малаккского пролива тоже есть свои особенности, но я не думаю, что он такой же проблемный, как Египет», — говорит Розалин Томас из SAEx.

Алан Молдин говорит, что египетский регион можно считать единственной критической точкой из-за количества кабелей в одном месте. Однако существуют причины, помимо затрат, для прокладки нескольких кабелей через Красное море. «В концентрации есть несомненный плюс, если вы хотите, чтобы сети соединялись друг с другом», — говорит Алан Молдин. «В то же время здесь нужен баланс для разнообразия маршрутов».

Когда подводные кабели пролегают по суше, на самом севере Красного моря и Суэцкого залива, в дело вступает Telecom Egypt, главный интернет-провайдер страны. Компания взимает плату с владельцев кабелей за прокладку кабелей по всей стране.

«Это дает Египту большие возможности в плане переговоров о телекоммуникациях», — говорит Николь Старосельски. В недавнем отчете Data Center Dynamics пишут о «мёртвой хватке» Египта в индустрии подводных кабелей. Исследователи цитируют неназванные источники в отрасли, которые утверждают, что Telecom Egypt взимает «грабительские» сборы за свои услуги.

Доступные альтернативы

Подводные кабели относительно хрупкие и легко повреждаются. Ежегодно происходит более 100 инцидентов, связанных с обрезанием или повреждением кабелей. Большинство из них вызвано транспортировкой или естественными повреждениями. Однако в последние месяцы обеспокоены потенциальным саботажем. После взрывов на газопроводе Nord Stream правительства всего мира обязались лучше защищать подводную инфраструктуру и подводные кабели. Великобритания также заявила, что российские подводные лодки отслеживают прокладку кабелей в стране.

Несмотря на потенциальную опасность, интернет базируется на принципах устойчивости. Нелегко отключить крупные кластеры интернета. Компании, которые отправляют данные по подводным интернет-кабелям, используют не один, а несколько кабелей. Если один кабель выходит из строя, трафик перенаправляется через другие. (В некоторых регионах, таких как Тонга, где есть только один кабель, повреждения могут иметь разрушительные последствия). Поэтому необходимы резервные варианты — Google, Facebook и Microsoft в последние годы тратят сотни миллионов долларов на прокладку собственных подводные интернет-кабелей.

Когда дело доходит до Египта и Красного моря, выбор ограничен, и требуется большее количество кабелей. Конечно, Starlink Илона Маска популяризировал спутниковый интернет. Но такие системы не являются полноценной заменой подводным кабелям. Спутники используются для обеспечения связи в сельской местности или в качестве резервных вариантов, но они не могут полностью заменить физическую инфраструктуру. “Они не справятся с трансфером сотен терабит данных между континентами. Тут подойдет только кабельная инфраструктура”, - говорит Маулдин. (Спутниковые системы также зависимы от проводных соединений для подключения к Интернету.)

Это еще один аргумент в пользу защиты маршрутов, идущих через Египет. Маулдин говорит, что вдоль побережья Египта строятся дополнительные посадочные площадки, такие как в Рас-Гаребе, чтобы кабели могли стыковаться в разных местах. Египетские телекоммуникационные власти строят новую наземную трассу для кабелей, которые  идут вдоль Суэцкого канала — предполагается, что кабели будут размещены в бетонных каналах для их дополнительной защиты.

Тем не менее, самую амбициозную попытку пойти в обход Египта предпринял Google. В июле 2021 года компания объявила о создании подводного кабеля Blue-Raman, который соединит Индию с Францией. Кабель будет проходить через Красное море, но вместо того, чтобы пересекать территорию Египта по земле, он будет проложен до Средиземного моря через Израиль. Google разделил кабель на два отдельных проекта: Blue проходит через Израиль и уходит в Европу, а Raman соединяется с Саудовской Аравией, прежде чем добраться до Индии. (Все из-за сложных политических отношений между Израилем и Саудовской Аравией).

Молдин говорит, что новый маршрут, который, как ожидается, будет готов к 2024 году, вероятно, создаст прецедент для большего количества кабелей, проходящих через Израиль. Как только один кабель будет построен, появятся и другие. «Трудно воплотить хорошую идею в реальность», — добавляет Мэдори. «Если вы не Google, и у вас есть безграничные средства, чтобы делать эти вещи».

Розалин Томас говорит, что кабель SAEx, который компания прокладывает в обход Европы, чтобы соединить Африку с Америкой и Сингапуром будет «полностью мокрым» и утверждает, что им удастся избежать многих рисков. «Наш кабель и Blue Ramen вряд ли заменят [хаб] в Египте, мы всего лишь предлагаем альтернативу».

В конечном счете, Египет всегда будет центром интернет-соединений Европы и Азии. Географию изменить нельзя. Тем не менее, по словам Молдина, необходимо сделать больше усилий для защиты подводных интернет-кабелей, поскольку от них зависят все. «Для национальной безопасности и экономики очень важно, чтобы вся эта система работала».


Также подписывайтесь на наш телеграм-канал «Голос Технократии». Каждое утро мы публикуем новостной дайджест из мира ИТ, а по вечерам делимся интересными и полезными мастридами.

Комментарии (4)


  1. vladvul
    15.11.2022 15:18

    "В конечном счете, Египет всегда будет центром интернет-соединений Европы и Азии. Географию изменить нельзя.  "

    разумно провести кабели через Ледовитый океан: Норвегия - Аляска - Япония - Китай


    1. arheops
      16.11.2022 01:10

      Не очень. Во первых, есть требования к рельефу и глубине по трассе пролегания. Во вторых, льды очень уж мешают, даже одинственный кабель сверху России строили с большими напрягами. А он проведен по трассе, где льдов летом нету. А если что случится зимой — врядли починят.
      В данный момент нет ни систем прокладки, ни систем ремонта в подводном положении, подлодками, и врядли в обозримом будущем появятся. Дорого.
      Мы вообще как цивилизация не очень осваиваем воду, космос и то быстрее.


  1. Exchan-ge
    15.11.2022 20:05

    что вдоль побережья Египта строятся дополнительные посадочные площадки,


    Я понимаю, что это перевод, но все же…


  1. Exchan-ge
    15.11.2022 20:06

    Несмотря на то, что подключение было восстановлено за несколько часов, такие сбои говорят о хрупкости более подводных интернет-кабелей


    Там чуть выше было:
    Кабель AAE-1 был поврежден в месте, где он проходит по суше