В компании «ЛАНИТ-Интеграция» мы привыкли пользоваться всеми возможными мультимедийными технологиями – они значительно упрощают нашу работу, а это значит, что мы еще лучше взаимодействуем с нашими заказчиками. Хотя, конечно, такая «фича» есть не только в нашей компании. Мы привыкли, что нас постоянно окружают часы, телефоны, мониторы, вывески на домах, но все реже задумываемся о том, кто же был первопроходцем в мире электронных устройств. Дисплей, на который вы сейчас смотрите, – научно-технический прогресс. А раз был прогресс, значит, с чего-то это всё начиналось. В этой статье рассмотрим, как человечество пришло к тому, что читать, писать, рисовать и смотреть можно не только на бумаге.

Не бумагой единой

Источник: https://clck.ru/32Uqtx 
Источник: https://clck.ru/32Uqtx 

Устройствами, способными отображать информацию, сейчас оснащено практически все оборудование, начиная от чайников, показывающих температуру воды, и заканчивая холодильниками, которые могут заказать продукты без участия человека. Помимо «умных» приборов, которые значительно упрощают нам жизнь, экранами и дисплеями оборудованы витрины магазинов, билборды, фасады зданий и неспроста. Согласно исследованиям американского психолога Эдгара Дейла, спустя две недели человек способен вспомнить лишь 10% прочитанной информации и 50% аудиовизуальной. Именно поэтому мы запомнили историю битвы между Вилларибо и Виллабаджо и намного хуже знаем школьный курс литературы.

Механическое телевидение

Советский телевизор КВН-49. Источник: https://clck.ru/32Uqvw 
Советский телевизор КВН-49. Источник: https://clck.ru/32Uqvw 

Но всего этого могло не быть, если бы в XIX веке не начали ставить первые опыты с передачей изображений на расстоянии. В 1862 году итальянский изобретатель Джовани Казелли создал устройство, которое передавало изображение по проводам, – пантелеграф. Но такая технология требовала предварительной подготовки картинки, а именно – нанесение ее на токопроводящую медную пластинку. Ускорить передачу изображений получилось благодаря открытию фотопроводимости селена инженером-электриком Уиллоуби Смитом, а также внешнего фотоэффекта инженером Генрихом Герцем. И в начале XX века появились устройства, способные передавать неподвижные изображения на расстоянии. В октябре 1925 года в своей лаборатории Бэрд добился успеха в передаче черно-белого изображения куклы. Оно сканировалось в 30 вертикальных линиях и передавалось со скоростью пять изображений в секунду. После этого успеха Бэрд спустился на улицу и привел в лабораторию курьера, чтобы посмотреть, как будет выглядеть передаваемое в изображении человеческое лицо (см. картинку ниже). Курьер Эдвард Тайтон стал известен как первый человек на телевидении. 

Первое передаваемое изображение человека. Источник: https://clck.ru/32Uqwi 
Первое передаваемое изображение человека. Источник: https://clck.ru/32Uqwi 
Приёмник Visionette.Источник: https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/841427/841427_original.jpg
Приёмник Visionette.Источник: https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/841427/841427_original.jpg

ЭЛТ, кинескопы и APPLE

Источник: https://clck.ru/32UsQo 
Источник: https://clck.ru/32UsQo 

Думаю, телевизоры с кинескопом (p.s. как на картинке выше) вспомнят многие. А знали ли вы, что появились они благодаря немецкому ученому Карлу Фердинанду Брауну, который в конце XIX века разработал первую электронно-лучевую трубку (ЭЛТ). Изначально их использовали в качестве индикаторного прибора при исследовании электромагнитных колебаний. Но с 1902 года трубкой Брауна заинтересовался российский учёный Борис Львович Розинг. Он проводил опыты по воспроизведению изображений на ЭЛТ. Впоследствии Розинг стал основоположником принципов и устройства современного телевидения.

Первые серийные телевизоры с кинескопом выпущены компанией Telefunken в 1934 году. В СССР серийный выпуск телевизоров был запущен в 1940 году, но освоению массового производства помешала начавшаяся война. В то же время в США не переставала развиваться радиопромышленность, и уже в 1953 году началось полноценное цветное телевещание. Параллельно развитие получали телетайпы. Это электронные пишущие машинки, способные передавать между двумя абонентами текстовое послание по проводам. Позже инженеры научились подключать их напрямую к ЭВМ (электронно-вычислительной машине) и печатать сгенерированный ею текст. Однако из-за высокой стоимости телетайпов немногие могли их себе позволить. Поэтому начало 70-х годов прошлого столетия началось с поисков дешевых альтернатив. Дон Ланкастер, Ли Фезельзенштейн и Стив Возняк задались вопросом, почему бы не построить дешевые экранные видеотерминалы, используя телевизоры в качестве дисплея. Так мы получили композитный видеовыход, первые компьютерные мониторы и Apple Стива Возняка.

Смотри, какая плазма

Источник: https://clck.ru/32UsU9 
Источник: https://clck.ru/32UsU9 

В 1960-х годах учёные выяснили, что используя заряженный газ между двумя стеклянными пластинками, можно получить светящиеся изображения. Первая плазменная панель была разработана в Университете Иллинойса доктором Дональдом Битцером, Джином Слоттоу и Робертом Уиллсоном. Принцип построения заключался в том, что между двумя параллельными стеклянными пластинами находилась матрица газанаполненных ячеек. Внутри стеклянных пластин располагались прозрачные электроды, отвечающие за сканирование, подсветку и адресацию. Таким образом, разряд в газе протекал между электродами на лицевой стороне экрана и адресации на задней стороне. 

Широкое распространение плазменные дисплеи получили в начале 90-х годов прошлого столетия и до 10-х годов XXI века века являлись основным типом средств отображения, пока свое распространение не получили ЖК-дисплеи (LCD).

ЖК, LCD QLED, OLED или вы сейчас находитесь здесь

Источник: https://clck.ru/32UsWQ 
Источник: https://clck.ru/32UsWQ 

Жидкокристаллические (ЖК) или LCD-дисплеи повсюду. Хм, больше чем уверен, этот текст вы читаете именно с него. Так кого же будем благодарить за это чудо? Как обычно, появлению современных дисплеев способствовало много учёных. Думаю, стоит сказать спасибо австрийскому ученому Фридриху Райницеру. Именно он обнаружил в 1888 году жидкие кристаллы. А уже в 1927 году русский физик Всеволод Фредерикс открыл эффект, получивший его имя, который широко используется в жидкокристаллических дисплеях. В 1964 году Джордж Хейлмейер создал первый ЖК-монитор, основанный на эффекте динамического рассеяния. Первое время такие мониторы использовались в портативных устройствах из-за низкого энергопотребления, например, в часах, калькуляторах, измерительных приборах.

Технологии производства ЖК-дисплеев претерпели много хороших изменений. Первый цветной ЖК был произведён компанией Sharp в 1987 году. На основе методики Гюнтера Баура привычные нам матрицы IPS (in-plane switching) были разработаны в 90-х годах  компаниями Hitachi и NEC. Такие матрицы IPS разрабатывались с целью избавиться от недостатков предыдущей технологии TN+film.

Кстати, если сейчас посмотреть на ЖК-дисплей в разобранном виде, то он будет похож на многослойный пирог. Сначала идёт ЖК-матрица, которая в первоначальном варианте исполнения представляла собой плоский пакет стеклянных пластин с жидкими кристаллами посередине. Немного позже стали использовать гибкие материалы на основе полимеров – такая технология используется до сих пор. За ней идёт подсветка матрицы. В основном используется искусственный источник света – светодиоды, далее коммутационный жгут проводов и корпус.

Источник: https://clck.ru/32UsZA
Источник: https://clck.ru/32UsZA

Помимо таких плюсов, как небольшая толщина дисплея, яркость и хороший уровень контрастности (по сравнению с плазменными дисплеями), у классических LCD-дисплеев со временем были выявлены и минусы. Производители начали искать пути борьбы с недостаточной насыщенностью цветов, которая стала следствием паразитной засветки светодиодов на стоящие рядом друг с другом пиксели.  В этой борьбе производители пришли к технологиям OLED (organic light-emitting diodes) и QLED (quantum dots light-emitting diode). Сразу же стоит отметить, что QLED является модернизацией классической LCD-технологии, в то время как OLED – это принципиально новая разработка.

Итак, что же представляет из себя технология QLED? Между блоком подсветки из синих светодиодов и слоем с жидкими кристаллами добавляется прослойка с квантовыми точками, которые поглощают световой поток нижнего слоя светодиодной подсветки, – обычно этот поток синего цвета. Вследствие этого кристаллы возбуждаются и начинают излучать свет определенной длины волны. Это позволяет точнее передавать оттенки цветов и управлять их яркостью. А вот принципиально новая технология OLED работает абсолютно иначе. Органическая пленка на углеродной основе помещается между двумя проводниками, пропускающими электрический ток. Под таким воздействием эта пленка начинает излучать свет. По сути, каждый пиксель самостоятелен. Он излучает цвет, но при этом не мешает своим соседям светить другими цветами. Такая технология позволяет создавать более тонкие панели по сравнению с классическими LCD-дисплеями. 

Интересный факт: с помощью OLED строятся полностью прозрачные мониторы.

ЧБД: что будет дальше

Источник: https://clck.ru/32Usbu 
Источник: https://clck.ru/32Usbu 

Уже давно большое распространение получили светодиодные дисплеи (LED-дисплей). Светодиод – это полупроводниковый прибор с электронно-дырочным переходом, создающий оптическое излучение при пропускании через него электрического тока в прямом направлении. LED-дисплей представляет собой поверхность, плотно усеянную светодиодами, каждый из которых имеет свой цвет пикселя. Отличительной особенностью светодиодных дисплеев стала возможность использования их на улице без дополнительной влагозащиты. Это касается специализированных и уличных решений. Именно поэтому светодиодные экраны можно увидеть буквально везде, начиная от небольшого караоке клуба или фасадов зданий и заканчивая светодиодными полами, на которых проводят спортивные соревнования.

Благодаря научно-техническому прогрессу наша команда Центра мультимедийных решений использует в своих проектах передовые технологии отображения, начиная от LCD-панелей и заканчивая прозрачными экранами. Они позволяют заказчикам разнообразить способы взаимодействия между собой и своей аудиторией и повысить эффективность бизнес-процессов. Дальше больше.

Комментарии (12)


  1. saipr
    22.11.2022 10:18
    +6

    Думаю, телевизоры с кинескопом (p.s. как на картинке выше) вспомнят многие.

    Я вспоминаю свою попытку собрать миниатюрный телевизор в 1967-68 годах (да, да в 1967 году):


    Апофеозом стал магнитофон, где самое трудное было собрать лентопротяжный механизм, и миниатюрный телевизор.


    1. JShabolin
      22.11.2022 12:48
      +4

      Завидую белой завистью, что в ваше время были кружки радиолюбителей! В моем детстве и молодости уже такого не было, по крайней мере повсеместно. Думаю, они отлично прививали интерес к науке и технологиям молодому поколению.


      1. saipr
        22.11.2022 13:00
        +6

        Вы абсолютно правы. Есть чему позавидовать:


        Но самое главное было то, что весь первый этаж был отдан под Станцию Юных Техников (СЮТ). Сразу скажу, что сегодня этой станции там нет, и все помещения занимают коммерческие предприятия. И вот в один прекрасный день, уже учась во втором классе, я открыл дверь, переступил порог СЮТ и попал в волшебный мир. Меня приветливо встретили и провели по всей станции. Ребята (правда, они были постарше меня, я учился во втором классе) собирали модели кораблей и самолетов, строили планеры, печатали фотографии, а кто-то показывал фильмы. Глаза разбежались. В итоге я записался практически во все кружки: фото, авиа- и судомодельный. Записался и на курсы киномеханика. На курсах киномехаников нас учили крутить фильмы на кинопроекторе «Украина».
        Всё было абсолютно бесплатно.


      1. BigBeerman
        22.11.2022 14:22
        +4

        Я в 90-е ходил в радиокружок, бесплатно, да. Сейчас есть куча всего, робототехника, программирование, электроника(ардуинят правда, в основном). Да, стоит денег, во-первых, не таких уж больших, а во-вторых, почему они должны быть бесплатными? В СССР экономика была совсем другая, государство, забирая всю прибыль, распределяло её по своему усмотрению.


        1. mihailm
          22.11.2022 15:43

          раньше да столько всего было, а сейчас ничего нет . Сам сколько ходил записывался в разные спорт.секции и прочее и самое главное это было всё бесплатно.


        1. JShabolin
          22.11.2022 16:02
          +3

          Согласен, сейчас дела обстоят намного лучше и не вижу ничего страшного в том, что это стоит денег. Очень круто, что ребёнка с детства можно знакомить с современными технологиями не только через экран телевизора/телефона/планшета. Мне в начале 2000-х этого немного не хватило.


        1. MinimumLaw
          22.11.2022 16:16
          +5

          Беда лишь в том, что концепцию "после нас - хоть потоп" за все эти годы так и не побороли.

          Если раньше "руководящая роль партии и правительства" готовила инженеров, военных, слесарей, учителей и прочих со пионерско-октябрятского возраста, то нынче работодатели разве что за студентами стоят. И то неохотно. Потому как и там не обучение а отсрочка от армии.

          Нет системы без недостатков. Вопрос только выбора допустимых недостатков каждым отдельным индивидумом.

          И, к слову, - у меня НЕ БЫЛО радиокружка. Совсем. Ничего. Даже труды в школе вопросы электричества обошли. Только физика с законом ома и лабораторными работами. Но это уже в старших классах - к тому моменту для меня это был детский сад. За то была литература. В библиотеке подборка тематических журналов, в книжном магазине методические пособия руководителям - вот на них и рос. Что-то спрашивая в телеателье, что-то постигая. Разживаясь деталями со всех источников - от свалки до посылторга.

          Другой вопрос, что сегодня я даже не знаю чему учить схемотехников. В ДВ/СВ вещания нет - детекторный приемник как отличный старт мимо. Пищалка-мультивибратор сегодня не вызовет никаких эмоций. Слишком просто. А на что-то более сложное... Ардуино и прочие... Но там больше про программирование. Я б может и сам пошел кружок вести, но я не понимаю что и как сегодня преподавать. Да преподавать так, чтоб у ребят было желание ходить.

          А дальше - в следующем поколении будет еще меньше схемотехников, чем есть сейчас. Нужны ли нам при таком раскладе "импортозамещенные" чипы (даже если они появятся) - вопрос сильно более важный, чем даже появление этих самых чипов.


          1. VT100
            22.11.2022 19:42
            +2

            КВ живо. В конце 80-х ловил Дойч Велле на приёмник прямого усиления.
            Можно и сразу на прямое преобразование замахнуться по книжкам Полякова. Сверхрегенератор на УКВ или на "таксистов".


        1. Komrus
          23.11.2022 10:52
          +1

          Кстати, сейчас и вполне бесплатные детские кружки есть. Раньше назывались "дом пионеров", а сейчас в Питере - это "Кванториум"


          1. BigBeerman
            23.11.2022 10:56
            +1

            Дома пионеров переименовали в центры детского творчества, там не всё бесплатно, но многое. Другое дело что желающих заниматься детьми немного, вы же не пойдете радиокружок вести? А так мой однокурсник ведет курсы робототехники, не бесплатные, понятно, нужно же ему на что-то материальную базу покупать, ну и чтоб самому какой-то интерес был.


  1. ZekaVasch
    22.11.2022 13:07
    +1

    А ЭЛП что такое? ЭПЛ с ошибкой?


    1. JShabolin
      22.11.2022 14:37
      +1

      В данном случае ЭЛП - это электронно-лучевые приборы, но исходя из истории тонкая связь с ЭПЛ всё же есть.