Владимирский завод НПК «Автоприбор» уже 90 лет производит электрооборудование для транспортной отрасли: от моторедукторов и электродвигателей до систем стеклоочистки. Предприятие сотрудничает с такими производителями, как «КамАЗ», «Урал», «АвтоВАЗ». В 2018 году компания приступила к масштабной цифровой трансформации: в начале был выбран зарубежный PLM-комплекс «тяжелого» класса, который теперь поэтапно заменяется на решения АСКОН. Конструкторское подразделение уже перешло на систему автоматизированного проектирования КОМПАС-3D, на очереди — технологи и общее управление конструкторско-технологической информацией.

Об импортозамещении, наставничестве и сотрудничестве с технической поддержкой АСКОН рассказывает Елена Донских, заместитель начальника управления конструкторско-технологических разработок НПК «Автоприбор».

КОМПАС по трейд-ин

В 2018 году началась цифровая трансформация предприятия. Нашим первым выбором для инженеров-конструкторов стало иностранное решение. Мы проработали в системе три года, и многое нас устраивало.

Однако постепенно стало понятно, что необходимо опираться на отечественные разработки. На предприятии уже были знакомы с САПР КОМПАС-3D от АСКОН. Кроме того, со временем нам бы хотелось наладить сквозную передачу инженерной информации в едином цифровом контуре. Поэтому мы снова обратили внимание на программные продукты от этого же вендора. Особенно нам понравилось наличие библиотек материалов и стандартных изделий, которых нам не хватало, когда работали в зарубежной программе.

Одним из решающих преимуществ перехода на российское ПО стала ценовая политика компании. В результате в 2021 году предприятие приобрело КОМПАС-3D по программе «Трейд-ин. Замещение» (прим. - специальные условия покупки лицензий при замене иностранных систем).

Профессиональное образование и наставничество

Некоторым нашим конструкторам программа уже была известна, другие были настроены на смену программного обеспечения. Поэтому даже несмотря на то, что сам переход на КОМПАС не был быстрым, инженеры охотно взялись за его освоение.

Кроме того, внедряя систему, нам было важно, чтобы новые сотрудники также были с ней знакомы. С этим трудностей не возникает, так как во многих учебных заведениях изучается именно КОМПАС-3D. Так что в результате с выбором мы не промахнулись.

Элемент кабины с системой стеклоочистки
Элемент кабины с системой стеклоочистки

Дополнительно наши сотрудники прошли базовое обучение по работе в системе, организованное региональным офисом АСКОН во Владимире. К тому же, на предприятии всегда открыты к взаимопомощи, поэтому с поддержкой и наставничеством от более опытных коллег никто не чувствует себя оставленным или некомпетентным. И даже начинающие специалисты уже через полгода работы в КОМПАСе готовы показывать достойные результаты.

В конструкторско-технологическом отделе завода трудятся более 40 инженеров. Сегодня каждый из них при работе над актуальными изделиями использует КОМПАС-3D. Если требуются какие-либо несложные детали, разработанные еще в прошлой САПР, для их перевода в КОМПАС используется переходный формат. Но чаще необходимая документация переводится в КОМПАС-3D.

Один из последних наших проектов – система стеклоочистки, полностью спроектированная в КОМПАСе.

САПР для технологической оснастки

Помимо конечных изделий, САПР применяется при разработке специального технологического оборудования, которое изготавливает сам завод. Конструкторы, занимающиеся оснасткой, проектируют, к примеру, станки, включающие как механику, так и электрику, пневматику, гидравлику. С работой в КОМПАСе над подобным оборудованием у нас тоже не возникает сложностей.

Таким образом, можно сказать, что во все производственные цеха попадает конструкторская документация, подготовленная в одной системе автоматизированного проектирования.

Сотрудничество с технической поддержкой АСКОН

По моему убеждению, в любой ИТ-программе есть свои плюсы и минусы. Это относится как к зарубежным, так и к российским продуктам. Однако с одной стороны, специалисты, использующие программное обеспечение, постепенно привыкают к новым системам, а с другой – большое значение в решении возникающих сложностей приобретает техническая поддержка со стороны разработчика. В этом отношении нам повезло с техподдержкой АСКОН, которая всегда реагирует на наши запросы и по возможности предлагает пути решения проблемы.

К примеру, в приложении «Оборудование: Валы и механические передачи» конструктору требовалось разработать нестандартное червячное сцепление с меньшим углом поворота зубьев, нежели он проектируется обычно. Сделать это с помощью доступной функциональности приложения было невозможно. Тогда мы написали в ServiceDESK и попросили расширить возможности приложения. Разработчики пошли нам навстречу, и в результате у нас получилось без дальнейших трудностей решить нашу инженерную задачу.

Владимир Липин, руководитель службы поддержки пользователей АСКОН:

«Заказчик очень правильно сделал, что обратился со своей задачей в службу поддержки. Мы фиксируем каждое предложение, поступающее от пользователей нашего ПО, но нужно иметь в виду, что у любого продукта есть своя дорожная карта развития, поэтому не каждый запрос получает скорую реализацию. Однако в том числе от количества обращений по поводу той или иной функциональности будет зависеть ее дальнейшая судьба. Поэтому чем больше и чем чаще заказчики обращаются в техническую поддержку, тем скорее разработчики перейдут к решению определенного вопроса.

Мы создаем массовый продукт, который должен отражать потребности пользователей. Так что взаимодействие заказчиков с разработчиками всегда приветствуется и, в конечном счете, определяет развитие САПР».

Расширение ИТ-инфраструктуры

Вдобавок к КОМПАС-3D наши инженеры в данный момент тестируют ADEM для проектирования обработки на оборудовании с ЧПУ. Ранее я уже была знакома с этой программой и, как и в случае с АСКОН, знаю, что ADEM всегда помогает пользователям. Хотя при решении о внедрении системы нам нужно будет перестраивать привычные процессы, думаю, сложностей не возникнет.

В ближайшем будущем мы хотим полностью перейти на цифровой учет конструкторско-технологической разработки и уже сейчас готовимся к внедрению технологической САПР ВЕРТИКАЛЬ, системы управления нормативно-справочной информацией ПОЛИНОМ:MDM и системы управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM. В комплексе эти решения помогут нам управлять всеми процессами — от согласования до передачи в производство — без потерь и дублирования данных.

Комментарии (2)


  1. shushu
    20.12.2022 11:47
    +3

    Любопытно видеть статью от лица «Автоприбор» написанной "Аскон" :)


    1. kompas_3d Автор
      21.12.2022 10:26

      "Мопед не мой, я просто разместил объяву" :)