Привет, меня зовут Павел Комаровский, и я уже почти 5 лет веду авторский ТГ-канал RationalAnswer. За это время я перепробовал (зря) кучу разных вариантов привлечения подписчиков, а в этой статье расскажу вам о самом эффективном из них – благодаря которому на меня подписалось 40 тысяч человек за один только 2022 год.
Сразу скажу: я не маркетолог, у меня нет никаких профессиональных знаний о продвижении в Telegram. В этой статье я поделюсь исключительно своим опытом и личным мнением, сформированным на его основе. Уверен, что настоящие тру-SMMщики местами посмеются над моими выводами – если вы из таких, то смело можете меня разоблачить в комментах. =)
Все примеры, соответственно, тоже будут связаны с моим опытом и с моим каналом – так как чужие каналы я никогда не развивал, то ссылаться мне больше не на что.
Как рос мой канал: взлеты и падения
Для контекста сначала кратко расскажу о том, что я, собственно, продвигал. Проект RationalAnswer я запустил в 2018 году в первую очередь как хобби: мне хотелось сделать классный авторский блог про финансы для широкой аудитории – но без всяких там «торговых сигналов» и прочей инвестиционной порнографии.
Никакой монетизации канала тогда не планировалось даже близко – но, тем не менее, мне всё равно хотелось, чтобы о нем знало как можно больше людей. Чем больше твоя аудитория – тем больше интересных людей рады с тобой познакомиться, тем выше шанс встретить какие-то интересные возможности, и так далее.
Уверен, что в комментариях к статье будет куча возмущений в стиле «фу, автор инфоцыган, кому вообще нужны эти ваши Телеграм-каналы?» – но лично для себя я уверен, что решение завести свой блог точно было в топе лучших моих решений в жизни (вместе с «очень хорошо выучить английский, еще пока я был студентом» и «бросить успешную карьеру в аудите и пойти работать в консалтинг»).
Ниже я набросал краткую карту развития своего канала – как видите, она выглядит крайне неоднородно: длинные периоды стагнации соседствуют с резкими скачками вверх. На ней наглядно видно, как я методом проб и ошибок перебирал работающие и неработающие способы продвижения – обо всех из них я подробнее расскажу далее.
Живые и мертвые души
Сразу сделаю одну важную оговорку: я буду говорить в первую очередь о наборе качественной аудитории. Некоторым начинающим блогерам кажется, что количество подписчиков – это самая важная метрика, и они с завистью смотрят в сторону каналов с сотнями тысяч подписчиков.
Но на самом деле, в первую очередь (на мой взгляд) стоит обращать внимание не на валовый объем подписавшихся – а на активное ядро аудитории, которое лояльно автору и пристально следит за его материалами. Поясню на примере картинки ниже.
Евгений Борисович Коган – безусловно, одно из самых узнаваемых лиц в российской тусовке инвестблогеров. У него на канале больше 280 тысяч подписчиков, набранных в значительной степени за счет массовой рекламы. Реклама Когана выходит практически каждый второй день на крупных каналах с релевантной аудиторией («Tynu40k Goblina», «Ватное болото», «Олег Царёв» и так далее), а рекламные охваты за месяц превышают два миллиона показов – думаю, можно смело предположить, что бюджет на рекламу составляет минимум несколько миллионов рублей в месяц.
При этом каждую публикацию читают всего 60 тысяч человек – то есть, активная аудитория составляет условно только 20% от внушительного числа подписчиков. Мой канал кажется в сравнении «крохотным» (всего 65 тысяч подписчиков – в 4,3 раза меньше), но при этом аудитория в нем гораздо вовлеченнее – так что каждый пост читает 30 тыс. человек (почти половина).
UPD: Я скинул почитать черновик статьи нескольким знакомым блогерам – и на следующий день кто-то накрутил паре записей на моем канале по 100 тысяч лишних просмотров ботами. Не удивлюсь, если это сделали специально для того, чтобы потом в комментариях написать «ага, топит за якобы активную аудиторию – а сам себе эту активность накручивает на самом деле!!». =)
Качество вашей аудитории будет напрямую зависеть от того, каким конкретно образом вы собрались продвигаться. Меня всегда интересовала живая (теплая и ламповая) аудитория – поэтому мои подходы к привлечению нацелены в первую очередь на нее. Плюсом является и то, что такой подход совсем не обязательно сопряжен с гигантской тратой денег – за всё время я потратил на продвижение в Телеграме суммарно меньше 100 тысяч рублей (да и то, скорее в порядке эксперимента).
Что не работает
Перед тем, как обсуждать работающие методы продвижения в Телеграме – давайте сначала скажем пару слов о тех, которые не надо трогать даже трехметровой палкой. Конечно же, все они обязательно фигурируют в популярных «чеклистах по продвижению каналов»:
«Добавьтесь в бесплатные каталоги Телеграм-каналов». Где все эти люди, которые реально изучают пресловутые каталоги, чтобы подписаться на понравившиеся каналы? Напишите в комментах, если делали так хоть раз.
«Участвуйте в платных подборках каналов». Это когда предприимчивый рекламщик собирает по копеечке с десятка каналов похожей тематики, чтобы все они в итоге опубликовали у себя «подборку лучших в мире инвестиционных ТГ-каналов, которая составлена никому не известным ноунеймом». Выглядит отвратительно, эффекта обычно примерно ноль.
«Проведите розыгрыш/гив за подписку на канал». Ну, если у вас стоит цель по открытию у себя в ТГ филиала [экстремистского на территории РФ] Инстаграма в худшем его проявлении – то дерзайте…
«Воспользуйтесь услугой по накрутке подписчиков, чтобы канал не выглядел пустым». Ага, и любому потом будет очевидно с первого взгляда на ваш канал, что он полон ботов чуть менее, чем полностью. Вообще, накрутка ботами – это вид зловредной атаки на канал (подробнее писал об этом в статье про мою войну с инфоцыганскими ботами).
«Закажите размещение комментариев со ссылкой на ваш канал с помощью ботов в крупных ТГ-чатах». Способ также известен под названием «как сделать так, чтобы вас ненавидели и считали гребучим спамером вообще все вокруг».
«Офлайн-реклама с помощью плакатов и мерча с QR-кодами». Решительная заявка на победу в номинации «самая неэффективная трата денег ever».
Всё, с маркетинговым кринж-пакетом мы разобрались – ниже пойдут уже способы разной степени рабочести, пользоваться которыми приличным людям вполне не стыдно.
Друзья и аудитория из других соцсетей
Если вы только-только создали свой (будущий лучший в мире, конечно же!) канал в Телеграме – то первыми подписчиками на него окажутся скорее всего те, кто знают вас лично: мама с бабушкой, друзья, и так далее. Их всех можно добавить на канал / пригласить подписаться прямо через Телеграм – убедитесь только, что из названия канала и заглавного поста очевидно, что его ведете именно вы. Иначе, если большое количество приглашенных ткнут в кнопку «хз кто это, спам какой-то» – то есть риск, что Телеграм применит против вас санкции.
Таким образом можно получить первые пару сотен подписчиков. Если у вас уже есть много фолловеров в других соцсетях (FB, VK, Twitter, IG, YouTube, и так далее) – то не лишним будет призвать подписаться на канал и их. Но будьте готовы, что конверсия между разными площадками будет весьма скромной: если по ссылке перейдет и подпишется хотя бы несколько процентов вашей аудитории – то это уже неплохой результат.
Вообще, свою первую тысячу подписчиков я получил именно из Твиттера: в 2018 году как раз только зарождалась волна популярности тредов, и я сделал длинный хулиганский тред на >180 твитов про то, как обращаться со своими деньгами – в итоге он неплохо завирусился на 600 тыс. показов и про него опубликовали материал в почившем TJ (press F). До 85-го твита со ссылкой на мой ТГ-канал дочитали 15 тысяч человек, и примерно полторы тысячи из них нажали на нее.
Коллабы с другими блогерами и выступления на чужих площадках
В Твиттере сидит много айтишников – поэтому после треда про личные финансы меня пригласили в начале 2019 года поучаствовать в айтишном подкасте Podlodka, а чуть позже еще и выступить вживую на конференции разработчиков в Питере с докладом на эту же тему. Лекция получилась хорошей, слушателям вроде бы понравилось (на моем YouTube-канале ее видеозапись – это сейчас самый популярный ролик с >120 тысяч просмотров).
Эти выступления принесли мне за 2019 год еще пару тысяч подписчиков. Идея здесь в том, что появление в качестве гостя на чьей-либо площадке – это ценный доступ к чужой аудитории. Если вы сможете ее заинтересовать, то получите себе новых лояльных подписчиков. Поэтому любые коллаборации, совместные проекты и гостевые выступления – это хорошо.
Но если вы думаете, что есть автоматическая зависимость «сделал крутой и популярный коллаб => получил много новых подписчиков», то, к сожалению, это не так.
Как я писал выше, конверсия в подписки на Телеграм-канал с других платформ, как правило, очень низкая. Коллабы с другими блогерами и платформами приводят к хорошему росту ТГ-подписчиков в первую очередь тогда, когда у вашего «коллаборанта» есть свой прокачанный ТГ-канал – в котором он помимо ссылки на ваше совместное видео/статью разместит еще и ссылку на ваш канал (ведь внутри Telegram конверсия как раз-таки отличная). Причем, практика показывает, что всего два слова – «рекомендую подписаться» – повышают количество новых подписчиков в разы, по сравнению с просто размещением ссылки.
У меня есть хороший пример на эту тему: в 2022 году меня пригласил на интервью популярный ютубер MyGap. Интервью почти на два часа получилось, кажется, норм – его посмотрели 250 тысяч человек, и отзывы в комментариях были положительные. После этого меня стали чаще узнавать на улице, но новых подписчиков в Телеграме этот коллаб, несмотря на большой охват, почти не принес. Просто потому, что MyGap не стал размещать в анонсе ролика у себя в Telegram ссылку на мой канал. Если бы эта ссылка там появилась, то это были бы легкие минимум +1000 к подписчикам (это я без претензий: конечно же, никто не обязан давать на вас никакие ссылки, если вы предварительно об этом не договаривались – а сходить поговорить с приятным человеком я был рад и без этого).
Платная реклама в Телеграме
Лично я почти не использовал платную рекламу, но надо признать: практически все крупные ТГ-каналы на 100к+ подписчиков активно ей пользуются. И она работает! Если вам нужно максимально быстро нарастить количество подписчиков – то эту задачу можно решить, просто тупо завалив ее деньгами.
Минуса есть два: во-первых, качество полученной аудитории будет чуть пониже – по сравнению с «органическим» набором подписчиков (которые пришли после ваших статей и т.д.) будет много рандомных людей, неблизких к вам по духу. Во-вторых, это недешевое удовольствие: в моей категории (инвестиции/бизнес) 1 нормальный подписчик стоит не меньше 100 рублей.
Несколько советов, если вы всё же решили идти по пути покупки рекламы:
Количество подписчиков не имеет значения (этот показатель легко накрутить ботами), гораздо важнее вовлеченность аудитории – количество просмотров каждого поста и активные действия по результату. Поизучайте канал, где хотите рекламироваться, в TGStat – в соответствующих разделах можно найти информацию, какие каналы там размещались раньше и с каким результатом.
Размещайтесь в авторских каналах с лояльной аудиторией (желательно – в таких, которые вы сами читаете и они вам нравятся), не идите к анонимным «мусорным» каналам и так называемым «сеткам». Чем меньше канал публикует рекламу чужих ТГ-каналов – тем более он ценен (иначе у читателей возникает «рекламная слепота»).
Чтобы реклама была эффективной, вам нужно отточить и проверить на практике сам ее текст. Важно дать четко понять, кто вы такой и зачем ведете канал; а также привести несколько ссылок на самые интересные для целевой аудитории материалы – кликнув на что-то актуальное и полезное для себя, человек переходит на канал, и дальше подписаться ему уже гораздо проще. Я сейчас использую примерно такой вариант.
Чего делать не надо: врать в рекламе! Если вы обманываете своего читателя даже еще до того, как он на вас подписался – то это какой-то зашквар титанического масштаба. В прошлом году весь Телеграм заполонила одинаковая копипаста про якобы «угарных профессоров, создавших ТГ-канал» – не будьте такими, пожалуйста (я писал про это пробитие маркетингового днища подробную статью).
Хуже «угарных преподов» была только копипаста про «бывшего советника Эльвиры Набиуллиной» – вместе с ребятами из vc.ru мы там даже делали целое расследование с написанием запроса (и получением официального ответа) из ЦБ; а по итогу моему каналу была объявлена война инфоцыганскими методами, и мне пришлось несколько месяцев отбиваться от атаки ботов.
Отдельно отмечу, что после статьи про эту (очевидную всем) дичь ко мне в чат пришли ребята-маркетологи, которые стали доказывать, что «это другое», «всё не так однозначно», и наконец (мое любимое): «в рекламе вообще нет понятия этичности, только понятие эффективности».
Напоследок, чего я лично не пробовал: реклама через официальный таргетинг Телеграма (вот эти маленькие рекламные плашечки, которые Павел Дуров вставляет внизу ленты каждого канала). Подозреваю, что по стоимости подписчик отсюда будет стремиться к обозначенному чуть выше числу, но при этом его качество будет еще ниже (но я могу ошибаться).
«Взаимный пиар» в Telegram
Как я уже писал, платную рекламу я практически не покупал. Вместо этого я долгое время продвигался за счет так называемых «ВП»: это когда вы с каким-то другим Телеграм-каналом размещаете у себя предложение подписаться друг на друга.
Взаимный пиар можно делать правильно и неправильно:
Неправильно: Когда обоим блогерам на самом деле наплевать друг на друга – они размещают чужие заготовленные тексты просто ради притока новых подписчиков.
Правильно: Когда блогеры действительно читают друг друга, могут написать авторский текст от себя и искренне рассказать, что они видят интересного в другом канале.
Читатели прекрасно отличают искренность от фальши – поэтому рекомендация «от души» приведет к гораздо большему притоку подписчиков, чем чужой унылый текст. Сложность тут одна – чтобы вас могли с радостью и искренне рекомендовать другие люди, надо вести действительно интересный и полезный блог.
Публикация статей на крупных агрегаторах пользовательских материалов: vc.ru, Habr, Pikabu
Наконец, мы добрались до самой мякотки! Использование именно этого способа продвижения принесло мне подавляющее большинство подписчиков. В отдельной статье про разные площадки я приводил статистику за 2020–2022 годы: за 20 месяцев активной публикации статей на чужих ресурсах на меня подписались 59 тысяч человек; а 15 месяцев размещения контента только у себя принесли мне всего 1 (одну) тысячу подписчиков.
И я тут, кстати, не одинок: похожую стратегию продвижения через годные статьи используют также Саша «Finindie» Елисеев, Леша «Disruptors» Подклетнов, Илья «Groks» Пестов и Василий «Засужу для вас злую корпорацию» Черепанов.
В продвижении статьями на площадках-агрегаторах есть два огромных плюса:
Вы получаете доступ к чужим гигантским аудиториям: ежемесячно через vc.ru/Habr/Pikabu проходит трафик в десятки и сотни миллионов просмотров – если ваш материал действительно хорош и окажется «в топе» (то есть, наверху ленты на главной странице), то площадки сами будут подталкивать своих пользователей его прочитать.
Подписчики, которые приходят после прочтения ваших статей – это те, кто уже потратили свое время на прочтение вашего материала, и решили, что хотят читать вас и дальше. Для любого блогера такие подписчики минимум в несколько раз ценнее, чем, например, рандомы, пришедшие по платной рекламе в ТГ.
И, к тому же, это всё можно получить абсолютно бесплатно! Единственная, правда, загвоздка – надо уметь хорошо писать на интересные для людей темы… Но тут, как я выяснил на своем опыте, мастерство вполне может прийти с опытом (о моих принципах написания популярных статей как-нибудь потом напишу отдельный материал).
Сразу предупрежу еще: готовьтесь к куче хейта. Под каждой статьей вы гарантированно увидите комментарии в стиле «увидел в конце призыв подписаться на говноканал в Телеграме, сразу не читая поставил дизлайк и закрыл высер инфоцыгана!».
Не слушайте этих людей – это те, кто уверен, что им почему-то все в жизни кругом должны. На самом деле, это работает так: если вы написали реально крутой, интересный и полезный текст – то люди за него будут благодарны независимо от приписки про ТГ-канал. Если ваша статья получилась так себе – то ее так и так никто читать не будет (хоть со ссылкой на Telegram в конце, хоть без).
Еще одно непредвиденное последствие: в какой-то момент, когда я стал писать много популярных текстов на vc.ru/Habr, мне начали предлагать публиковаться у себя уже «полномасштабные» издания, вроде The Bell, The Village, – и еще одно, признаваться в сотрудничестве с которым, к сожалению, недавно стало уже наказуемо на территории РФ. Денег я с них никогда не брал (если честно, гонорары везде предлагали ну такие), но в качестве еще одного способа продвижения это работало неплохо: когда ссылку на тебя публикуют в Телеграм-канале с аудиторией более одного миллиона людей – то можно сразу получить тысячу-другую новых подписчиков.
Подводим итоги: что сработало у меня лучше всего
Ниже сводный график со статистикой по разным источникам подписчиков моего канала. Наглядно видно, что статьи на крупных площадках принесли мне подавляющее большинство читателей. Но на самом деле, их непрямое влияние даже еще выше: чем больше ты публикуешь популярных статей – тем чаще к тебе приходят с предложениями взаимного пиара, интересных коллабораций и написания гостевых материалов. А еще у тебя охотнее покупают рекламу на канале (но об этом – в одной из следующих статей).
Конечно, это только мой личный опыт – даже не собираюсь претендовать на то, что он единственно верный. Есть куча других (хороших) каналов, которые развиваются по совершенно другим принципам – например, с помощью успешной конверсии зрителей с Ютуба в Телеграм. Если у вас есть такой опыт – то мне будет супер-интересно прочитать про него в комментариях (или даже в отдельной статье).
Напоследок – немного сумбурных мыслей о будущем
«Незабаненных» социальных сетей в России осталось не так много – так что значение Телеграма в будущем будет увеличиваться. Бизнесы будут вливать туда всё больше рекламных бюджетов – а значит, админы всяких Telegram-сеток будут тратить еще больше денег на продвижение своих каналов. Я уверен, что в этом контексте ценность независимых авторских каналов будет только расти.
И еще: в условиях постоянных блокировок, ни один блогер не может быть спокоен, если его аудитория сосредоточена только в одной соцсети. Так что я, как (в основном) Телеграм-автор, всё больше думаю о том, что надо двигаться в сторону развития своего YouTube-канала – правда, пока взрывного роста там отчего-то не получается. На каждой площадке работают свои законы продвижения – и в отношении Ютуба я их, кажется, еще просто не понял.
Если статья показалась вам интересной, то у меня в планах еще целая серия на эту тему: про правила написания популярных статей, подходы к «монетизации канала здорового человека», а также сага про то, как я уже почти год сужусь из-за своей статьи на vс.ru. Так что, если не хотите их пропустить – буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал RationalAnswer.
Комментарии (28)
RalphMirebs
00.00.0000 00:00+12"Проблема" телеграмм-каналов в том, что тексты статей нормально не индексируются поисковиками, в отличии, от того-же ЖЖ. В ЖЖ написал хорошую статью и на следующий день её народ сам растаскивал по пикабу, фишкам и пр. И оттуда читатели шли в ЖЖ и подписывались. И не нужно никакого специального пиара и привлечения, хороший материал сам находил читателя и был доступен через поиск даже спустя десятилетие.
RationalAnswer Автор
00.00.0000 00:00-16Зато статьи на Хабр, например, отлично индексируются поисковиками. Вообще, Телеграм (пока) прекрасен тем, что он не вводит всякие "умные ленты" и прочий контроль за тем, что конкретно видят пользователи. Поэтому из всех способов быстрого донесения информации до подписчиков он является одним из самых надежных.
MoscowBrownBear
00.00.0000 00:00+4люто ненавижу этот формат, я понимаю, что всем пофиг на мое мнение и это ничего по сути не меняет если людям удобно так общаться. Просто, это похоже на "кавказский чат" если кто помнит такой мем, когда люди выкладывают миллион голосовых сообщений всё это превращается в курятник. Короче, для меня телеграмм каналы это ещё один гвоздь в гроб старому доброму интернету
MAXH0
00.00.0000 00:00+5
В "старый добрый" вбили столько гвоздей, что уже и крышки не видно. Копирайт, деаномизация, цензура, seo-копирайтеры, фабрики троллей...Поэтому тут соглашусь с Павлом. Телеграмм без интеллектуальной фильтрации ближе к тому "старому-доброму".
gmtd
00.00.0000 00:00+2После прочтения статьи возникла одна мысль (аналитическая) и один вопрос автору
Хабр превратился в эффективнейший инструмент для инфоцыганства
Как с помощью вас я могу заработать денег?
anonymous
00.00.0000 00:00НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
RationalAnswer Автор
00.00.0000 00:00В смысле, по каналу? Нет никаких глобальных целей - просто нравится этим заниматься, плюс хочется, чтобы канал рос. Сейчас одна из больших целей - книгу дописать.
Narewen
00.00.0000 00:00+1Я вот если нужно поискать нужной тематики ТГ каналы, пользуюсь каталогом. Взял, поклацал, никакой рекламы или заманухи. Посмотрел что внутри, понравилось, остался, нет ищу дальше. Крипто тема сейчас в топе, неудивительно, что вы писали неплохой контент и он зашел людям. Писали бы про заработок на кликах, такую аудиторию не собрали бы) Раз про канал есть инфа, хотелось бы увидеть в статье и результаты того, что ваши читатели смогли за этот период заработать. А то получается, смотрите, я сам крут и ничего более. Информативность слабая
RationalAnswer Автор
00.00.0000 00:00-2хотелось бы увидеть в статье и результаты того, что ваши читатели смогли за этот период заработать
Я вроде бы торговые сигналы не продаю - к чему этот запрос? =)
evgajukov
00.00.0000 00:00-5Спасибо за статью. Как раз сейчас решил начать активно развивать ТГ канал своего проекта в сфере ЖКХ https://t.me/dom24x7 тоже думаю использовать статьи на Хабре и на VC, по крайней мере опыт с получением регистраций в самом проекте был положительный.
ChaosOrganizer
00.00.0000 00:00-5Спасибо за статью. Как раз сейчас думаю, как найти подписчиков для своего телеграм-канала. Он про психологию, так на хабре едва ли будет многим интересен, но другие агрегаторы можно попробовать.
Моя цель примерно та же - писать хорошие тексты и найти тех людей, которым он будет интересен и важен.
realevil
00.00.0000 00:00+1Вопрос пользователям хабра: когда инфоцыган увеличивающий энтропию делится тем, как это делать эффективнее: это увеличение энтропии или уменьшение?
AlexBaggins
00.00.0000 00:00У нас с Хабра и Пикабу переливать в Телегу не получилось: посты на десятки и тысячи прочтений там и чуть больше 2000 в телеге
RationalAnswer Автор
00.00.0000 00:00А что за тема была? Интересно было бы посмотреть на ссылки. Возможно, люди не воспринимали это как полезный контент, за которым хотелось бы следить дальше.
Ronef
00.00.0000 00:00Понимаю, почему заминусовали статью. Но карму может не надо? :)
Павел — хороший автор и он точно всё понял по заминусованной статье. ИМХО, это достаточное «наказание» в данном случае.
Survtur
Спасибо, очень интересно и познавательно. Однако я лично прошу вас с такими статьями оставаться на VC.
MAXH0
Зато карма в 370 сама себя не нарастит...
Loxmatiymamont
Если окинуть взглядом список статей, их тематику и даты публикаций, невольно возникают аналогии про выращивание.
RationalAnswer Автор
А в чем конкретно mismatch, на Хабре нет блогеров? =)
Survtur
С таким посылом можно и рецепты постить, ведь на Хабре наверняка кто-то кушает, а возможно даже и готовит. Просто "как я нарастил количество подписчиков" - это не то зачем лично я заглядываю на Хабр.
strelkan
не только лично вы, но и все остальные,
рекламщиков телеги сразу в бан
lncln
Ну это как писать на форуме для школьников про авиастроение, немного равноценно
krokokosh
Хабр — форум для школьников, продвижение тележек — авиастроение?
Я правильно понял?)
Zel
Рискую быть заминусованным, но что такое "Хабр" по-вашему?