Всем привет. Я Паша, старший продуктовый дизайнер в Райффайзен Банке. Помимо улучшения опыта я обучаю других людей и занимаюсь менторством. Веду свой небольшой канал в @uxelno Я хотел бы открыть цикл статей на Хабре. Меня часто спрашивают, как стать продуктовым дизайнером, поэтому начну с компетенций. А в этой статье поговорим про софты (мягкие навыки) или Soft Skills.

Одна из ценностей Райфа саморазвитие и важно, чтобы сотрудник думал о росте своих навыков. Обычно оценивают скилы вместе с лидом и дальше строите ИПР (индивидуальный план развития). А спустя какое-то время, можно снова чекнуть навыки и увидеть прогресс. Для оценки используется классическая табличка, где напротив навыка ставится оценка от 0 - не знаю и не использую в работе, до 5 - экспертиза, обучаю.

По итогам наглядно видно: какие области требуют улучшения. Важно, чтобы они бились запросами команды. Растете вы и помогаете продукту. Такая взаимовыгодная позиция получается.

На заре карьеры UX/UI я думал: ну сделаю красивый UI и немного подтяну логику и всем будет счастье. Оказалось, что иногда рисовать ничего и не надо. Надо полечить процесс (по совместительству, так сказать), и с UI убрать лишнее. Чтобы понимать процесс, надо разговаривать с участникам и думать, как улучшить уже имеющийся опыт.

Поэтому и начнем разговор с софтов.

Коммуникация. Я объединил в этот пункт фасилитацию встреч и в целом мастерство переговоров. Вам придется много спрашивать, узнавать и докапываясь до сути. Юзеры, заказчики, разработчики, тестеры, аналитики. Не всегда вас слышат, не всегда будет так, как хотите вы. А иногда, придется объяснять респонденту как включить Zoom. Многие, кто думает что продуктовый диз, это про космические визуалы и офигенный UI, я вас огорчу. Переговоры, интервью и тестирование – это добрых 60% вашей работы. А еще надо опыт причесать, не говоря уж о UI.

Эмпатия. Считаю очень важным скилом для дизайнера. Без эмпатии нет дизайна. Это способность понимать людей, для которых вы делаете продукт. Не путать с сочувствием: это именно про понимание и про способность «встать на место» юзера. Кажется, основа для развития эмпатии – понимание того, как принимает решения юзер и о том как устроен мир.

Проактивность и самостоятельность. Команда ждет от вас решений в виде макетов и доказанных на юзерах гипотез. Ждет, что вы будете приходить и говорить как надо, попутно улучшая процесс. Многое придется изучать самому, если не знаете. Вы из тех кто постоянно ждет задачек?

Скорее всего вы джун, либо случайно тут оказались в продуктовом локомотиве долго пассажирить не выйдет и вас выдавит. Тем более ваша роль одна из ключевых, и от вас зависит сколько времени уйдет на разработку и будет ли решение удобным.

Ответственность. Возьмете её за то самое место и решите задачу. Будет ли страдать юзер, решаете во многом вы, соответственно, несете за это ответственность. Увидев лажу на проде вы закроете глаза или придете к команде и будете с пеной у рта требовать изменений? Тем самым будете защищать пользователя, добиваясь избавления от боли. Ну это и про то, как задачки доводить до прода. А потом еще надо померять результат, помогло ли.

Аргументация и работа с возражениями. Понимать собеседника и его мотивы. Правки потому что это хотелка? Или вы не до конца разобрались в процессе. Каждый из аргументов надо будет разобрать на молекулы и спокойно подумать над тем, как защититься. Если профакапились, признать и спокойно учесть на будущее. Ну и яйца придется отрастить. Они всегда пригодятся.

Эмоциональный интеллект (ЭИ). Это умение отделять свои эмоции от фактов, уметь управлять ожиданиями. И вообще понимать что от тебя хотят люди и чего хотите вы.

ЭИ можно разделить на 4 категории.

  • Умеете общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять, работать в команде. 

  • Общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт вы или интроверт, вы чувствуете эмоциональные сигналы других и редко сталкиваетесь с недопониманием.

  • Знаете свои сильные и слабые стороны и спокойно живете с ними, а также хорошо знаете свои эмоции и можете их распознать.

  • Умеете управлять эмоциями, ограничиваете их разрушительное влияние на себя, способны поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.

Насмотренность. Да, я отнес это к софтам. Потому что чувство стиля это тонкое умение. Тренируется ежедневными просмотрами и анализом решений и паттернов. Но избавь вас Бог, это делать только на дрибле. Это 50% решения задачи. Остальные 50 – красивый титул к макету в Figma).

Аналитическое мышление. Если вначале налажать, получится фигня. Поэтому, сперва думаем логику и как будет работать а только потом UI. Пригодится и чтобы говорить с командой на одном языке, и просчитывать поведение, и предугадывать крайние ситуации, а еще работа с цифрами и аналитикой. Во всё вам придется вникать. А ну процесс ещё, куда ж без него. Может случиться так, что вам придется рисовать карту процесса, за аналитика. Это нормально, в команде может его не оказаться.

Критическое мышление. Это про способность воспринимать, сопоставлять информацию и делать из нее выводы. А это будет удобно? А почему так, а не иначе? Есть несколько фреймворков один из: плохо/хорошо/интересно. Любую задачку или решение можно раскинуть на него. Постоянный поиск альтернатив, наблюдение и формирование выводов. Есть упражнения, для тренировки. Напишу как его можно тренировать.

Креативное мышление. Часто в процессе обсуждения надо придумать что-то. В контексте проддиза, речь о решении задачи (не о красивом бантике): очевидно и понятно. Креативность креативов для креатива в маркетинге, оставьте для тех, кто рисует билборды. Хотя метафоры хорошие подбирать/рисовать тоже надо уметь, но скорее это про харды.

Обложка взята Изображение от storyset на Freepik

Комментарии (9)


  1. KirovA
    00.00.0000 00:00
    +3

    Я надеялся, что в 2023 мы избавимся наконец от изображения людей в образе имбецилов с маленькой головой и огромными руками. Но нет..


    1. SuperTEHb
      00.00.0000 00:00
      +1

      У такого стиля, оказывается, даже название отдельное есть: "Corporate Memphis".


  1. pewpew
    00.00.0000 00:00
    +2

    Раз уж это статья о дизайне, то расскажите, зачем художники рисуют такие несуразные конечности? Это какая-то болезнь с гипофизом у людей на иллюстрации?


    1. dalie Автор
      00.00.0000 00:00

      Так этоже стилистика ???? тебе не заходит?


      1. Ivnika
        00.00.0000 00:00

        Таки да, мне наоборот нравится и иногда очень в тему такие картинки, в любом случае это дело вкуса, вроде как в статье речь о другом ))


  1. strokoff
    00.00.0000 00:00
    +1

    Забавно, когда старший продуктовый дизайнер не последнего банка в стране, для корпоративной публикации вставляет картинку из клипарта, а потом что-то пытается рассказать про дизайнерские скиллы? + Сама картинка такая, что я как и другие комментаторы просто пролистал пост, чтобы почитать комменты на тему этой картинки и оставить свое мнение на тему дизайна.

    `Одна из ценностей Райфа саморазвитие и важно, чтобы сотрудник думал о росте своих навыков. `

    Надеюсь вы действительно подумаете над своим саморазвитием и в следующих публикациях мы увидим авторские иллюстрации


    1. dalie Автор
      00.00.0000 00:00

      да, придется задрать планку) сейчас скорее это проба пера на хабре. Спасибо за коммент


    1. dalie Автор
      00.00.0000 00:00

      Так это не корпоративная публикация ????


  1. Tolerantnaya
    00.00.0000 00:00

    Помню в начале своего пути думала, куда бы пойти учиться и на кого? Хочу ли я быть просто штатным дизайнером, или занимать высокие должности. В общем, решилась сначала пойти отучиться на UX/UI дизайнера, выбор пал на курс от Alice K. По мере прохождения стали вырисовываться свои какие-то принципы. По итогу поняла, что я просто хочу быть прорфи в своей сфере, а вот должность уже для меня не так стала важна. Но многие скиллы, которые вы описали в статье, действительно почерпнула для себя на курсе, и думаю, в будущем уже точно определюсь, буду ли я продуктом или открою свою студию)))