Привет! Меня зовут Азамат Сиражитдинов, я занимаюсь аутсорсингом и аутстаффингом для IT‑задач. Предоставляю разработчиков разных стеков, DevOps‑специалистов и тестировщиков, чтобы усиливать команды или формировать их с нуля. И вроде как аутстаффинг — явление не новое, но вопрос «Почему бы нам просто не нанять человека в штат?» я слышу довольно часто. В статье постараюсь на него ответить, основываясь на цифрах.

Откуда ноги растут

2022 год показал, насколько хрупким может быть «IT‑пузырь». Мировые политические и экономические события привели к массовым сокращениям у крупных игроков (Twitter, Google, Apple) — количество уволенных исчисляется тысячами. Это сказывается на уровне зарплат, и рынок снова постепенно переходит в руки работодателя.

Верхняя планка снизилась на 11% по сравнению с предыдущим годом и составила 160 тыс. рублей (РБК). На 3,2% уменьшилась и медианная зарплата по сравнению с мартом прошлого года.

В то же время российские компании, заинтересованные в IT‑услугах, не спешат сокращать штат, а их запросы растут. Сказывается тренд на продолжение цифровой трансформации и импортозамещение. Бизнес в России всегда голосовал рублем, а сейчас эта тенденция лишь усилилась. Согласно исследованию компании «Технология доверия» «ключевыми критериями, влияющими на выбор формы сорсинга, являются стоимость, критичность для бизнеса и сложность выполняемых задач» (ITWeek).

Чистая стоимость рабочего часа сотрудника в штате ниже, чем у разработчика, нанятого через аутстаф

Допустим, мы нанимаем специалиста и платим ему 200 000 рублей в месяц. Он работает в среднем 165 часов в месяц. Пока не берем в расчет другие расходы работодателя на сотрудника, получаем стоимость приблизительно в 1212 рублей за 1 час работы. Стоимость часа аутстаф‑разработчика в зависимости от специальности и стека начинается от 2500 рублей в час. В чем выгода?

Считаем расходы

Работодатель платит «штатнику» не только зарплату на руки. Мы проанализировали все статьи расходов, и вот что у нас получилось.

Отталкиваться будем от тех же 200 000 рублей в месяц. К ним прибавим:

  • НДФЛ (13% от зарплаты) — 29 885 рублей;

  • сборы СФР (взносы в ПФР, ФСС и ОМС объединили) — 22%. Это 69 425,27 рублей;

  • отпускные — 20 431 рубль

  • больничные — 22 674 рублей.

В сумме получаем 342 415 рублей и соответственно часовую ставку — 2083 рубля. Но это всё еще дешевле аутстаф‑разработчика. Идем дальше.

Чтобы нанять человека в штат, его надо найти. За это отвечает рекрутмент, а в него входят затраты на рекрутера (7 250 рублей), HR‑специалиста и менеджмента (31 974,1 рубля). То есть накинем еще 39 224,1 рубля, поскольку подбор каждого специалиста — это поиск кандидатов, встречи, тестирования, собеседования. Как показывает практика, на 8–10 претендентов приходится один специалист, полностью соответствующий требованиям компании.

А обустройство рабочего места? Хоть пандемия и показала, что сотрудники способны работать удаленно вполне эффективно (а разработчики, порой, намного эффективнее), стоит учесть стоимость офиса (аренда, оплата коммунальных услуг и т. д. — 30 000 рублей), оборудования, софта — 4 166,67 рубля).

И, наконец, поощрительные «печеньки» — 2 000 рублей

Таким образом, к общему числу добавляем 75 390 рублей за все вышеперечисленное.

Итоговая стоимость найма штатного сотрудника — 417 805 рублей. Часовая ставка — 2 541 рубль. Вровень с аутстафом! Но и это еще не все. При увольнении сотруднику иногда приходится выплачивать 3 месячных оклада, особенно в случае сокращения. Поскольку это бывает не так часто (в основном расставание со специалистом происходит в спокойном режиме), будем ориентироваться на среднее значение в 2–3 оклада «сверху». Вместе с тем держим в уме, что последние одну — две недели работы сотрудникам уже не ставят новые задачи. То есть это время, которое придется оплатить, но его эффективность практически «нулевая».

Мы проводили эти расчеты и отразили их в калькуляторе. Для удобства мы уже обозначили там все параметры, необходимые для расчета стоимости штатного сотрудника. Туда можно подставить и свои значения. Например, работодатель оплачивает только первые 3 дня больничного, а остальное — государственный фонд. Мы спрогнозировали, что дней, оплачиваемых работодателем, будет 18 в год. У вас вполне может быть другая картина.

Один важный параметр мы не указали — упущенную выгоду. У каждого она своя в зависимости от сферы деятельности. Посчитать, сколько потеряет ваш бизнес, пока будет искать и адаптировать человека, можете только вы сами. Мой опыт говорит, что поиск и онбординг эффективного кандидата занимает от 3 до 6 месяцев в текущих реалиях. За это время конкурент может выйти на рынок с похожим продуктом, быстрее запустить маркетинговую активность и т. д.

Штат vc аутстаф: кто эффективнее решает задачи

Плюсы и минусы есть у обоих вариантов. Штатный сотрудник более лоялен, проникается корпоративной культурой (если она есть), вовлекается в специфику деятельности компании и приобретает опыт, полезный для конкретной ниши бизнеса. Вдобавок соблюдается и иерархия: есть руководитель, а есть подчиненный, контролировать такого сотрудника проще.

Присутствует и обратная сторона — эффективность. Никто не спорит, что есть более чем ответственные работники, но со временем даже самый опытный и сознательный специалист с высоким уровнем самоконтроля на работе начинает уделять время не только задачам. Сразу вспоминаются «встречи у кулера», смол‑токи с коллегами и сторонние дела, если это удаленка. Конечно, делать перерывы тоже важно, но их чрезмерное количество снижает эффективность для бизнеса.

Аутстаф‑сотрудники в среднем работают на 20–30% лучше. Их время — это деньги, которые платит клиент, и аутстаф‑компания не может позволить себе, чтобы они уходили впустую. Если такое случится — клиент уйдет, что негативно скажется на репутации «аутстафферов».

Учтем еще и компетенции, которыми обладают аутстаф‑разработчики. Они сотрудничают с разными компаниями, имеют хорошую насмотренность в технических решениях и применяют ее. Сказывается и общение с командой — разработчики обсуждают возникающие проблемы, делятся опытом и профессионально растут быстрее.

Кто же победитель?

Мне как владельцу аутстаф‑компании логично было бы написать, что аутстаф — лучший вариант. Действительно, при таком подходе бизнес получает трудовой ресурс здесь и сейчас. Не тратит время на рекрутмент и собеседования. Не ждет, пока новый сотрудник успешно вольется в коллектив, и при необходимости быстро его «отключает», не затрачивая время на объяснения, беседы «по душам» и т. п.

Аутстаф‑сотрудник наравне со штатным специалистом может стать неотъемлемой частью команды, привнести новую экспертизу и опыт и быстро взять на себя решение задачи.

Но я задумал эту статью, чтобы поделиться расчетами, которые мы провели самостоятельно. Сухими безэмоциональными цифрами, которые говорят наиболее убедительным языком.

Конечно, аутстаф, как бы ни был хорош и эффективен, — не панацея. Аутстаф — это максимальная рациональность, исключение не совсем оправданных затрат (как, например, в случае с выплатами при увольнении). И в то же время это усиление команды компетенциями не в отложенном периоде, а здесь и сейчас.

Тогда как формирование собственного штата — это выстраивание долгосрочной корпоративной культуры, вливание в неё каждого нового сотрудника, проработка механизмов карьерного роста, системы лояльности и т. п.

Думайте, считайте, оценивайте. Выбор всегда за вами. Дискуссии в комментариях буду только рад ????

Комментарии (0)