Сергей Спиро делится, чем живет ресторанный бизнес в России после начала СВО, прикидывает будущее отрасли, называет стартапы, в которые вложился сам, и рассказывает историю развития с нуля крупнейшего независимого фудтех-игрока в РФ – своей компании Chibbis.ru.

Помимо отраслевых вопросов мы поговорили про «секретный соус» успеха его проекта, про бизнес с друзьями, обсудили, чем является агрегатор доставки для ресторана – зависимостью или источником трафика.

Видео-версия интервью, для тех, кто любит смотреть 

???? Смотреть с тайм-кодами на YouTube→

«Стартап-секреты» – это подкаст для тех кто развивает свой айти-бизнес, большой-маленький-микроскопический – не важно. Ну и для тех, кто пока только мечтает о запуске стартапа.

Гость выпуска 

Сергей Крючков (Спиро) 

сооснователь проекта Chibbis.ru, ведет блог

Chibbis.ru – крупнейший независимый фудтех России по версии Forbes. Оценка – 3 млрд. рублей. 180 городов присутствия и штаб-квартира в Архангельске. Агрегатор №1 доставки еды в регионах по версии РБК. Дата основания – 2015 год. 

После всех изменений на рынке фудтеха за время пандемии и СВО топ игроков сильно изменился. Кто-то не устоял и сошел с этого поезда, а кто-то удержал баланс и получил возможность подняться на несколько ступенек выше. Толчок к развитию ниши дали ковидные ограничения: заказ и доставка еды на дом сначала стали популярны, а затем привычны.

Смерть доставки за 15 минут и другие тренды FoodTech 2023 

Сергей выделил несколько трендов, намечающихся в отрасли.

  • Сокращение сегмента e-grocery. Сейчас закрываются российские и международные компании, которые занимаются продажей товаров повседневного спроса через интернет. Например, канадская компания Tiggy, в которую Сергей вложил инвестиции. Она просуществовала на рынке доставки еды в Ванкувере и части Торонто около года. Фишкой стартапа была доставка за 15-30 минут.

  • Смерть доставки за 15 минут. Активно развивается компания Yalla!Market в Дубае, которая также предлагает быструю доставку еды: 15 минут в радиусе 3 км. Тем не менее, обещание столь быстрой доставки – это не более, чем классная фишка: чтобы успевать и на этом выходить в плюс, на доставку нужно не менее 30 минут.

  • Доставка готовых блюд (кулинария). Основатель Chibbis считает, что значительно вырастет спрос на доставку блюд форматов «ready-to-cook» и «ready-to-eat». Ready-to-cook – это продукты, готовые к приготовлению (полуфабрикаты). Ready-to-eat – продукты, готовые к употреблению: приготовленная еда в контейнерах, как например продаётся в «ВкусВилле».

Чем Chibbis отличается от Яндекс.Еды и других агрегаторов 

Во-первых, Chibbis – узконаправленный агрегатор: работает только по доставке еды, не распыляясь на другие виды товаров. Во-вторых, команда внимательно работает с текущими клиентами, консультирует, помогает, поддерживает.

Обновленный дизайн сайта Chibbis.ru 
Обновленный дизайн сайта Chibbis.ru 

Особенно ярко осознание этой возможности пришло в кризисный период. С началом СВО многие рестораторы стали нуждаться в моральной опоре, советах, и в Chibbis появился своеобразный отдел антикризиской b2b-поддержки. Партнеры звонили, им было важно услышать, что все наладится. 

А тем временем конкуренты сворачивались, рынок трещал по швам, большое количество бизнесов закрылось. Например, в марте 2022 года закрылись 400 ресторанов-партнеров из 7000 представленных на сервисе. Люди не были готовы к новым трудностям: подорожал доллар, продукты, сервисы, и они ушли с рынка.

А так выглядит админка ресторана, в которой заведение управляет своим присутствием на площадке Chibbis.ru 
А так выглядит админка ресторана, в которой заведение управляет своим присутствием на площадке Chibbis.ru 

Чтобы агрегатор мог снабжать рестораны заказами – нужен трафик, нужны люди, которые хотят заказать себе еду. И в Chibbis привлекают людей специальной программой лояльности: 10% за сделанные заказы возвращаются посетителям в баллах, за которые можно заказать «бонусные» блюда от ресторанов. Также клиент всегда знает, что баллы полагаются за вступление в группу, за репост, подписку, отзыв или приглашение друзей. 

Chibbis – достаточно крупная фудтехэкосистема, которая может сосредоточиться на действующих партнерах. Команда активно работает с базой ресторанов-партнеров, слушает их, дает советы. Например, советовали увеличить ресторану время работы с 12 до 2 часов ночи, потому что спрос в городе довольно большой. А вот после 2.00 количество заказов падает.

Как ресторанам выживать в кризисы 

Отсюда был сделан вывод: агрегатор, который заботится о своих партнерах-ресторанах, может быть максимально полезен бизнесу. В какой-то степени команда агрегатора взяла на себя функцию консультантов и на этой волне появился отдельный проект – «Академия Chibbis».

О проекте Chibbis писал Forbes 
О проекте Chibbis писал Forbes 

Его ведет директор по продукту и маркетингу Александр Якимец, и академия стала гораздо большим, чем просто рабочая задача. Рекламные коммуникации – это страсть Александра. Тематическое общение, фишки из практики и знания от опытных бизнесменов – это все делается командой Chibbis в первую очередь для ресторанов-партнеров. Недавно вышло его интервью с Леонидом Довбенко, российским основателем сервиса Yalla!Market в Дубае.

«Агрегаторы для ресторанов – игла, с которой не слезть» 

Встречается мнение, что агрегаторы – это своеобразная «игла» для ресторанов, на которую легко «подсесть», но сложно потом без этого получать заказы. На самом деле никто не мешает партнерам заниматься своим продвижением независимо от агрегатора. 

Сравнение агрегатора с иглой не самое удачное, потому что это всего лишь один из инструментов привлечения трафика. И, в отличие от традиционных рекламных каналов, здесь не нужно сначала платить деньги, а потом ждать отдачи.

– Сергей Крючков (Спиро), сооснователь Chibbis.ru

Возьмем недавно открывшийся, не сильно окрепший ресторан, который только-только на заемные средства доделал ремонт. Он готов к открытию, ему нужны лиды – и агрегатор дает их просто так, а платить за полученные заказы ресторан будет постфактум, по результату. С партнера снимается головная боль на тему «Где достать клиентов?»

Про объемы по заказам у Chibbis и Деливери и можно ли выиграть «битву с волшебниками» 

Дано: в начале 2022 года у Delivery Club было 10 млн заказов в месяц, а у Chibbis.ru – 2 млн заказов в год. Разрыв в этих метриках достаточно большой и, чтобы наверстать разницу с Голиафом рынка доставки, агрегатору из Архангельска придется привлекать внушительные сторонние инвестиции. Однако, прежде чем ломать голову над стратегией такой победы, важно принять во внимание несколько фактов.

Показатели Chibbis.ru по заказам и выручке 
Показатели Chibbis.ru по заказам и выручке 

Особенность Delivery Club заключается в том, что в 2016 году его приобрел Mail.ru. Доставщик стал своеобразным лид-магнитом для компании: кушать хотят все и это очень широкий первый этап воронки, а дальше Mail.ru мог сегментировать полученные данные о пользователях и предлагать им на следующих шагах воронки мобильные игры, дейтинговые приложения или услуги такси. И уже на этих этапах зарабатывать деньги.

Особенность Chibbis.ru: компания развивается на принципах lifestyle-бизнеса и не обладает бюджетами Mail.ru. Ребята работают по модели Lean Startup – это методика, которая помогает строить бизнес на концепции бережного производства и избегать лишних затрат. Это совершенно иная модель ведения бизнеса, поэтому сопоставлять объем заказов не имеет смысла. 

Тем не менее руководство Chibbis не отказывается от мысли об инвестировании: периодически проводятся переговоры с большими игроками. Это один из возможных и естественных вариантов развития событий, все будет зависеть от предложений, цифр, химии с инвесторами. 

Конкуренты снизу и «секретный» соус успеха 

За 8 лет существования команда видела несколько десятков агрегаторов, которые работали за 2-3% от стоимости заказа, но все они позакрывались. Ведь ресторанам главное не размер скидки на доставку, а постоянный источник заказов. Chibbis обеспечивал заказы ресторанам и со временем обошел конкурентов, среди которых были и «Доставкус», и «Зака-Зака». Конкурентов, которые бы дышали в спину, на данный момент нет.

Роман и Сергей – основатели Chibbis.ru – перед встречей с командой Delivery Hero, немецкой онлайн-службой доставки еды, базирующейся в Берлине, Германия. Компания работает более чем в 50 странах мира и сотрудничает с более чем 500 000 ресторанами. 
Роман и Сергей – основатели Chibbis.ru – перед встречей с командой Delivery Hero, немецкой онлайн-службой доставки еды, базирующейся в Берлине, Германия. Компания работает более чем в 50 странах мира и сотрудничает с более чем 500 000 ресторанами. 

Можно привести в пример еще «СберМаркет», который, помимо имеющейся доставки продуктов, смотрит сейчас в сторону сотрудничества с ресторанами. Проект с таким мощным стратегом за спиной, как Сбербанк, конечно займет какую-то долю рынка в нише. 

В «секретном» соусе Chibbis, благодаря которому компания пришла к успеху, несколько ингредиентов:

  1. Своевременность: ребята вовремя начали – идея родилась в 2013, а запустились в 2015 – сейчас уже сложно представить появление таких проектов с нуля.

  2. Гибкость: Chibbis старается не тонуть в бюрократии, команда работает по HADI-циклу, быстро тестирует гипотезы, выявляет работающие и запускает их;

  3. Рост в своей локации: задачи покорять Москву и Санкт-Петербург не было, для этого нужен был бы бездонный кошелек. Компания стала развиваться на локальном рынке: Архангельск, Северодвинск, Мурманск, Иваново, Курск, Псков, Сыктывкар. Именно здесь был не избалованный вниманием, голодный до удобных сервисов клиент-пользователь. Таким образом, сервис набрал 2 миллиона пользователей, что и позволило выжить и укрепиться на рынке.

  4. Плотная работа с имеющимися клиентами: Chibbis всегда консультирует, поддерживает, спрашивает своих партнеров, предлагает нужные решения.

Что делать, когда хочется все бросить: HADI циклы 

Бывает состояние, когда хочется все бросить – это своеобразные предпринимательские качели. И тут спасает методология HADI-цикла, с которой не может не получаться. Это исследование, включающие четыре этапа: формулирование гипотезы (H), действие (A), сбор данных (D), выводы (I).

Сергей на фоне старого логотипа компании 
Сергей на фоне старого логотипа компании 

Тестируются гипотезы и если какая-то не срабатывает – это плюс, потому что бизнес избавляется от ошибок, от нерабочих решений и в любом случае больше узнает о своей нише или целевой аудитории. А если срабатывает – то получает работающий инструмент, который идет в дело.

Также важно наличие правильной команды. В этом случае, даже если у основателя появляется состояние «я не могу», «у меня недостаточно компетенции», замечательные и надежные сотрудники дают понимание, что компания будет работать.

Chibbis в стадии стартапа: как компания проходила акселератор 

В 2016 году компания прошла в акселератор ФРИИ, и это решение вывело команду на новый уровень мышления и на совершенно другой уровень игры. До этого не было понимания того, что Chibbis – это стартап.

Роман и Сергей – основатели Chibbis.ru – в коворкинге «Акселератора ФРИИ»  
Роман и Сергей – основатели Chibbis.ru – в коворкинге «Акселератора ФРИИ»  

Первое обращение в акселератор закончилось отказом, хотя по всем пунктам компания проходила. Потом, когда на одном из курсов лекций от акселератора аудиторию спросили «Есть тут команды, которые отвечают нашим требованиям?», Сергей поднял руку. После нескольких коротких переговоров, в последний день закрытия набора компанию пригласили на кастинг и по результатам Chibbis стал одной из лучших команд в акселераторе. 

Как же стать лучшей командой в акселераторе 

В акселераторе ФРИИ очень строгая система оценивания: команда Chibbis билась за каждую оценку. Возможность попасть в акселератор была воспринята как получить шанс на миллион.

Сергей на мероприятии «Акселереатора ФРИИ» 
Сергей на мероприятии «Акселереатора ФРИИ» 

У многих команд были проблемы с генерацией гипотез, но не у команды Сергея: ребята генерировали по несколько десятков гипотез. И проблемой стало выбрать идеи, которые стоит в первую очередь обкатать. Многие гипотезы тестировались самостоятельно и уже имелся некоторый запас работоспособных идей. 

Поэтому на еженедельный митинг в акселераторе Chibbis приносил заведомо доказавшие себя идеи, в то время как конкуренты представляли идею с предполагаемым результатом, которую еще нужно было протестировать. 

О своем менторстве и инвестировании в стартапы 

По базовому образованию Сергей – учитель иностранных языков. Как говорится, учителя всегда видно на пляже: поэтому подтягивать, наставничать он начал еще до открытия бизнеса. А когда попал в бизнес-среду, на постоянной основе начал менторить другие проекты. Также Сергей хочет быть полезным людям бизнеса – делиться своим опытом и обучать.

Сергей ведет активный образ жизни :) 
Сергей ведет активный образ жизни :) 

В этом году на сайте Forbes было опубликовано исследование о вреде менторства, которое подготовил основатель Chibbis. Там Сергей размышляет о пользе менторства и предостерегает бизнесменов и стартаперов от бездумного полагания на ментора.

Запустить свой проект – это дает адреналина сильно больше, чем просто прыгнуть с парашютом.

– Сергей Крючков (Спиро), сооснователь Chibbis.ru

Сергей инвестирует на небольшие чеки до 3 млн рублей в российские и международные стартапы (мы уже упоминали Tiggy). В этом году он вложился в дубайский сервис доставки еды Yalla!Market и стал его совладельцем. В бизнесе, как и в жизни, случаются разные повороты сюжета, и вот один из них: когда начались проблемы с импортными автомобилями, Сергей в компании с парой предпринимателей закупил несколько контейнеров с BMW для перепродажи в России. 

3 совета основателям стартапов от Сергея 

1. Тщательно выбирайте людей, с кем вы будете двигаться.

Одна из любимых философских тем о бизнесе – это бизнес и дружба: правда это или миф. Бизнес с друзьями реален, и все будет упираться в ваши отношения. Важно четко понимать, кто такой друг, что такое – просто пить водку на кухне, грустить, либо прожигать деньги в клубе. 

Настоящий друг – это значит хорошо знать друг друга, предвосхищать очень многие вопросы. Это экономит время на тесте отдельных гипотез, позволяет избежать многих конфликтов. В бизнесе достаточно факторов, которые могут рассорить, столкнуть лбами. Поэтому тщательно выбирайте, с кем идти в этот путь.

Команда Chibbis.ru 
Команда Chibbis.ru 

2. Скорость бьет качество

Не пытайтесь быть идеалистами. Лучше иметь любой MVP, а еще лучше – качественный кастдев. 

Не пилите продукт, пока не поговорите со своей потенциальной аудиторией. Книга Роба Фитца Патрика «Спроси маму» настоятельно рекомендуется для изучения! Научитесь правильно задавать вопросы, и не придется пилить что-то, ковыряться с интерфейсами и дизайнами: все ответы люди дадут сами.

3. Нужно четко отвечать себе на вопрос – «Какова моя цель?» 

Очень важно определить свою цель без самообмана, без иллюзорного очарования мечтой. Это позволит добиться успеха. 

Часто бывает, что есть мечта. Потом рядом с ней появляется дата: мечта превращается Цель. Появляются дедлайны и под них выстраиваются шаги – и это уже План. А когда есть план, то мы уже знаем, что делать и ради чего стоит просыпаться сегодня с утра. И вот так мы действительно становимся ближе к цели. Но нужно быть реалистом.


Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой блог, чтобы узнавать больше историй от русскоязычных основателей ИТ-компаний. А для ценителей аудио-формата я веду подкаст на всех доступных площадках: Apple • Яндекс • Google • Catsbox • YouTube • И еще в 5 плеерах. Присоединяйтесь и слушайте каждую неделю новый эпизод «Стартап-секретов»!

Комментарии (0)