Чтобы заработать больше денег на медийной рекламе, владельцы сайтов наращивают количество рекламных форматов. Это не всегда нравится пользователям и может даже привести к оттоку трафика и потере дохода. 

Меня зовут Сергей Самонин, CEO programmatic‑платформы RTBSape, и в этой статье я расскажу, как с помощью рекомендательных виджетов зарабатывать на рекламе больше и сделать сайт более привлекательным для посетителей.


Стремление владельцев сайтов больше зарабатывать на трафике иногда идет вразрез с разумной умеренностью. Из-за этого можно наблюдать явно перегруженные рекламой ресурсы, посетители которых испытывают раздражение и теряют лояльность. В таких случаях многие пользователи начинают реже посещать сайт, а некоторые уходят навсегда.

Также — поскольку пользователи приходят на сайты вовсе не для того, чтобы смотреть на чужие коммерческие креативы — растет спрос на программы-блокировщики рекламы. В этом случае трафик может сохраняться на прежнем уровне, а вот количество показов рекламы и кликов на баннеры заметно упадет, нарушая замысел владельца ресурса.

В качестве ответа на эти процессы возникла потребность в новом рекламном формате, который, с одной стороны, позволял бы нарастить доход, а с другой — положительно влиял на пользовательский опыт и другие аспекты работы сайта. Одним из решений этих задач стали рекомендательные виджеты.

Что такое рекомендательный виджет

Всем хорошо знаком блок «Читайте также», обычно располагающийся в конце прочитанной статьи. Как правило, он предлагает посетителю анонсы со ссылками на другие актуальные материалы. Рекомендательный виджет представляет собой аналогичный блок, однако, в нем могут одновременно размещаться не только собственный контент сайта, но и рекламные креативы. Внешне он выглядит как сетка плиток или боковой слайдер с возможностью прокрутки. При этом рекомендательный виджет гибок в настройке и может успешно применяться как в десктопной, так и в мобильной версии сайта.

Примеры рекомендательного виджета на сайте «Спорт-Экспресс» в вариантах для различных типов устройств 
Примеры рекомендательного виджета на сайте «Спорт-Экспресс» в вариантах для различных типов устройств 

Особенности формата

Блок с рекомендациями может быть встроен нативно — он не будет сильно выделяться на фоне остального контента. За счет этого посетители будут подсознательно считать такой формат как естественным элементом сайта. Так он будет восприниматься аудиторией более позитивно, чем обычные баннеры или видеоблоки.

Наличие на странице рекомендательных виджетов позволяет заметно увеличить рекламный доход — в некоторых случаях на 50% или даже более. Однако это — далеко не все полезные функции данного формата. Если не заполнять весь блок рекламой, то с его помощью можно, например, осуществлять ротацию анонсов материалов на сайте. Это может принести значительную выгоду владельцу.

Блок рекомендаций подбирает популярные и релевантные материалы для каждого конкретного пользователя. К примеру, посетитель сайта изучает какую-либо статью. В числе рекомендаций ему обязательно покажут анонс еще нескольких материалов по той же тематике. Если таким образом удастся вызвать интерес у пользователя, он с высокой вероятностью кликнет на ссылку в блоке. 

Переходя по ссылке, посетитель попадает на новую страницу, на которой тоже отображается реклама. И хотя вы теряете 1-2 показа внутри рекомендательного виджета, одновременно вы получаете десятки показов баннеров и видео на новой открывшейся странице. В итоге от такого размена владелец сайта только выигрывает. 

Кроме того, мотивируя пользователей совершать больше переходов внутри сайта, вы перераспределяете вес страниц и улучшаете поведенческие факторы. Увеличивается глубина просмотра и общее время, которое посетители будут проводить на страницах вашего ресурса. Рост данного параметра позитивно сказывается на стоимости показов рекламы и на позициях в поисковой выдаче. В результате владелец сайта получает еще больше нового подогретого трафика — заинтересованной аудитории — а вместе с тем и новые рекламные показы. То есть, заработок снова растет естественным образом.

Также рекомендательные виджеты активно используются в рамках партнерских программ. Помещая в блоки анонсы материалов с других сайтов, вы сможете — в зависимости от договоренностей — получать деньги за переходы вашей аудитории на сайты партнеров и определенные целевые действия, которые посетители будут там совершать. 

Недостатки рекомендательных виджетов

Как и любой рекламный формат, рекомендательные виджеты имеют ряд специфических недостатков, которые необходимо учитывать при монетизации вашего ресурса.

Так, не на всех сайтах они будут смотреться уместно и не всегда смогут принести желаемый эффект. Например, если на вашем ресурсе мало контента, в рекомендательных блоках не из чего будет формировать анонсы. Главная особенность формата не сможет раскрыться в полной мере и вы не получите прироста просмотров, а также улучшения поведенческих факторов. 

Другое дело — новостные сайты, развлекательные порталы или иные многостраничные ресурсы, которые содержат большое количество материалов. В этом случае рекомендательные виджеты могут быть применены с оптимальными результатами. Они станут не просто удобным и эффективным рекламным инструментом, а выгодной инвестицией в развитие вашего сайта.

Настройка формата

Чтобы рекомендательные блоки выглядели нативно, а также улучшали поведенческие факторы сайта, способствуя росту аудитории и рекламных доходов, нужно обратить внимание на некоторые нюансы их настройки.

Необходимо следить за соблюдением единого стиля. Любой нестандартный элемент в поле зрения раздражает. В случае с рекламными форматами на сайте, все, что нарушает внутреннюю логику ресурса, может провоцировать негатив и ухудшать пользовательский опыт. Чтобы этого не произошло, руководствуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Заранее продумайте, какой размер будет иметь сетка виджета и какое количество плиток вы хотите в нее включить. Ориентируйтесь на другие элементы дизайна страницы и ставьте себя на место пользователя. Даже если портал богат информационными материалами, которые могут быть вам интересны, рекомендательный блок с двумя десятками плиток будет выглядеть слишком пестро и громоздко. Он скорее напугает и разозлит вас, чем побудит ознакомиться с анонсами.

  2. Следите за тем, чтобы шрифты виджета и их размер совпадали с теми, что уже используются у вас на сайте. Вы не сможете реализовать одно из основных преимуществ рекомендательного блока — его нативность — если текст будет заметно отличаться. Особенно стоит обратить внимание на шрифт заголовков. Хотя они и должны обращать на себя внимание, делать их чрезмерно броскими не следует. Небольшого отличия в размерах будет достаточно.

  3. Уделите время выбору цветовой гаммы рекомендательного блока. Лучше не полагаться на слишком яркие варианты. Господствовавшая в 90-е годы теория о привлекательности элементов с кричащим дизайном не выдержала испытания временем. Из-за эффекта баннерной слепоты пользователи склонны игнорировать излишне цветастые блоки — они чаще провоцируют негатив, чем интерес.


Рекомендательные виджеты — эффективный инструмент для монетизации трафика. За счет отличий от прочих рекламных форматов он способен гарантировать дополнительный доход, не формируя внутреннюю конкуренцию — его можно уверенно применять в дополнение к уже установленным на страницах баннерам и видеоформатам. При этом такой виджет способен одновременно выполнять сразу несколько функций, не только принося владельцу сайта деньги, но и улучшая общую эффективность его ресурса.

При грамотной настройке рекомендательные блоки создают положительный пользовательский опыт и мотивируют посетителей на взаимодействие. Виджет достаточно просто настраивается и подходит для применения как опытными вебмастерами, так и начинающими паблишерами, которые только делают первые шаги к монетизации сайта. 

Комментарии (0)