Одни предприниматели стремятся к полной независимости своего дела, другие – встраиваются в денежный поток крупных игроков и зарабатывают миллионы на дополнениях для чужого продукта...
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3dc/3c0/601/3dc3c06010380a1647f1648a2386946a.jpg)
Если вы предпочитаете слушать, то сделать это можно на подкаст-площадках:
«Стартап-секреты» – это подкаст для тех кто развивает свой айти-бизнес, большой-маленький-микроскопический – не важно. Ну и для тех, кто пока только мечтает о запуске стартапа.
Гость выпуска
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/df4/f1a/896/df4f1a896db72af9fc117843db55b9ee.jpeg)
Радик Юсупов
основатель и гендиректор онлайн-сервиса «Радист Онлайн»
Radist.Online помогает сделать интеграцию мессенджеров и банков с CRM-системой, чтобы менеджеры вели переписку с клиентами внутри привычного интерфейса Битрикс24 и amoCRM.
У сервиса Radist.Online 2000 клиентов, в числе которых Теле2, Модульбанк, Первый ОФД.
Зависимость от крупного игрока – почему выбрал такую стратегию развития бизнеса
Так сложилось исторически: первый успешный бизнес был построен на интеграции с CRM-системами и большинство последующих запросов приходило на чат-боты и лендинги в мессенджерах. В это же время в amoCRM пришли операторы WhatsApp. У CRM была начата автоматизация ботов, но никто не брался за связку этих возможностей. Увидев эту потребность клиентов, Радик решил создать дополнение.
Интеграции в бизнес крупного партнера – это реальный шанс для молодой IT-компании: появиться с каким-то продуктом, заработать первые деньги, заявить о своем бизнесе, выстроить маркетинг, продажи и команду. Это был подходящий вариант и потому, что Радик не хотел и не любил продавать, а через «маркетплейс» amoCRM клиенты сами находил продукт и покупали без дополнительного убеждения.
По статистике Росстата в России 6 миллионов бизнесов: действующих ипшек и юрлиц, которые открыты и которые работают. Если посмотреть на количество клиентов у amoCRM и Битрикс24, то до 6 миллионов все еще очень далеко, потому что у Амо порядка 100-150 тысяч клиентов, и у Битрикса платящих примерно столько же. Мы вместе с CRM-системами пытаемся рынок освоить и дать предпринимателям хорошее решение.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d82/d7b/c99/d82d7bc991e0793b2e829ae8a399e0fd.jpeg)
Плюсы и минусы заработка на виджетах для крупных CRM
В случае заработка на маркетплейсах крупных CRM-систем плюсы и минусы тесно связаны друг с другом и в какой-то степени минусы нивелируются плюсами.
Плюсы:
Не нужно искать аудиторию и продавать, и это – самый большой плюс, особенно для начинающей IT-компании. Первые полтора года виджет «Радист Онлайн» продавал бот в WhatsApp, и только по мере роста компании появились менеджеры продаж. Под крылом у крупного бизнеса всегда есть клиенты, которым можно предложить решение тех или иных проблем.
Существенный плюс: если продукт действительно хороший и успешно решает проблемы клиентов, если ты в диалоге с партнером, то варианта что тебя выкинут из системы просто нет.
Минусы:
Крупный партнер может влиять на развитие компании в худшую сторону, например, тормозить ее.
Главным минусом Радик назвал то, что компания ограничена экосистемой продукта, который сопровождает. Ведь на рынке много других CRM-систем, которым может пригодится разработанный функционал.
Но этот минус нивелируется плюсом: ограничение только одной экосистемой гарантирует глубокое погружение в проблему, что позволяет максимально проработать все аспекты и сделать самый крутой продукт. Без распыления внимания.
Например, в 2020 году «Радист Онлайн» сделал интеграцию с банками, а через полгода amoCRM запустила свою интеграцию, которая входила в тариф. Вроде конкуренция, но виджет от CRM был менее функциональным. А если бы клиенту потребовалось что-то дорабатывать, amoCRM потребовалось бы больше времени. Руководство только поддержало наличие виджета конкурента, наравне со своим.
Такие крупные IT-машины, как amoCRM и Битрикс24, очень тяжело маневрируют в мелких задачах для клиентов. Иногда требуется быстро дополнить функционал, который соответствовал бы изменившимся требованиям бизнеса или закона. Небольшой компании это сделать легче и бизнес готов платить за быстрое решение своих вопросов.
![Как выглядит виджет в каталоге маркета Битрикс24 Как выглядит виджет в каталоге маркета Битрикс24](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/1bb/920/ee4/1bb920ee402c9333c536c2f35ee57beb.png)
Как разработчику заработать на обновлениях amoCRM и Битрикс24
У каждой CRM есть функция, которая закрывает 80% задач. Но бывает так, что какая-то потребность не закрывается, а клиентам это важно. Поэтому нужно смотреть на то, что выкатывается разработчиками CRM-системы, и делать тоже самое, только лучше. Искать задачи клиента и делать продукт, который решать их, даже узкую задачу.
Мы узнали, что экономика CRM-маркетплейсов отличается от привычных: у Amo и у Битрикса есть по 2 разных варианта заработка, которые сосуществуют. Первый вариант, одинаковый для amoCRM и Битрикс24 – виджет есть на витрине маркетплейса, клиент находит, покупает, пользуется. Клиент платит напрямую создателю виджета.
Второй вариант различается.
У Битрикс24 – виджет, наравне с другими продуктами CRM, входит в подписку (Битрикс24.Маркет Плюс) в рамках которой он может установить любой виджет. Маркетплейс платит компании-создателю виджета процент с подписки клиента. Размер процента зависит от того, насколько активно клиент использует продукт. И именно процент за подписку дает хорошую прибыль: «Радист Онлайн» – это интеграция с мессенджером, которым пользуются очень активно, а значит и процент приличный.
AmoCRM дает возможность зарабатывать своим партнерам, даже если у них нет для этого инфраструктуры: CRM-система принимает деньги от клиентов, а партнеру переводится сумма за вычетом своего процента. И клиентам удобно - они платят в «одно окно», и партнеру настраивать интернет-банкинг не нужно.
Способы продвижения в маркетплейсах Битрикс24 и amoCRM
Если сравнить возможности продвижения продукта в вебсторах и CRM-маркетплейсах, тут опять нарисуется плюс: не нужно ломать голову, как привлечь внимание к виджету.
На маркетплейсе amoCRM можно покупать рекламные места на определенный период. «Радист Онлайн» пробовал этот способ продвижения, но лучший эффект дает наличие оценок и отзывов. Если у виджета высокая оценка и много отзывов, то клиенты уверенно приходят. Поэтому компания Радика плотно работает с отзывами от текущих клиентов.
![У Радист Онлайн высокий рейтинг в каталоге дополнений amoCRM У Радист Онлайн высокий рейтинг в каталоге дополнений amoCRM](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6b3/5cd/4f1/6b35cd4f1945c5514dfa437f49f63e42.png)
Про работу с отзывами и негативом
Команда Радика разработала систему, чтобы получить отзыв от клиента. Через 3 недели после установки виджета клиент получает сообщение с просьбой оставить отзыв. Стимулом к действию становится прибавление нескольких дней сверх имеющегося тарифа. Этот процесс автоматизирован при помощи amoCRM.
Если получен негативный отзыв, то его можно исправить. Компания связывается с клиентом, оставившим отрицательный отзыв, узнает причину и предлагает компромиссное решение в обмен на изменение оценки.
Это хорошо работает в случае с реальным негативом: клиент идет на контакт и рассказывает, что было плохо, а что хорошо. Но бывает, что клиенту не успели ответить достаточно быстро, и он написал отзыв на эмоциях, а не по факту. Тогда его можно попросить исправить комментарий, потому что он не имеет прямого отношения к функционалу виджета. Но иногда найти клиента, оставившего негативный отзыв, не получается (он не отвечает на сообщения), и отзыв остается.
Кто больше всех зарабатывает на виджетах для Битрикс24 и amoCRM
В маркетплейсе немало виджетов, но не все они приносят ощутимую прибыль. Это видно по количеству скачиваний, по отзывам. Тем не менее, есть явные лидеры, по которым можно сделать выводы о размере прибыли.
Взлетают те виджеты, которые предоставляют клиентам весь необходимый функционал для решения конкретной задачи. Тут важно отметить, что это должен быть не просто набор популярных фишек, а связка полезностей, которые упрощают или ускоряют конкретный рабочий процесс.
Для примера Радик привел виджет Textback – функциональное предложение для рассылок. Команда получает много обратной связи и лидов, дает клиентам аналитику (open rate по мессенджерам, возврат клиентов, эффективность продаж). И есть с чем сравнить: в виджете «Радист Онлайн» рассылка была сделана еще полтора года назад, но в ней не было аналитики. Предприниматели пользуются, но уходят в поиске более функционального решения. Поэтому сейчас команда Радика активно дорабатывает виджет рассылки, чтобы клиентам было удобнее решать свои задачи.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ede/711/5cc/ede7115cc7729ebd9577c516232318f8.png)
Где потолок выручки бизнеса на виджетах для CRM
Несмотря на замкнутость экономики маркетплейсов, уровень дохода на них ограничен только недостаточными характеристиками готового продукта. Всегда есть возможности для увеличения прибыли:
если у amoCRM 100-150 тысяч прибыльных клиентов, а у виджета 2 тысячи, решение – привлекать новых клиентов.
можно расти вширь и сделать еще какой-то виджет.
Есть еще одна очевидная возможность для компании, но уже за пределами маркетплейса: разработать самостоятельный продукт, который продается вне маркетплейса. Так «Радист Онлайн» запустил Телегомагазин – интернет-магазин в мессенджере Телеграм. Ни amoCRM, ни Битрикс не пойдут пока в эту сторону, а небольшая компания вполне может завоевать некоторую долю рынка, а потом и расшириться под CRM-маркетплейсы. Потолка в выручке можно достигнуть, только если сфокусироваться на одном продукте или узкой задаче.
В целом, если посмотреть на объем российского рынка, то даже у самих CRM-систем не так много клиентов (из 6 млн бизнесов – только малая часть рынка), поэтому есть масса возможностей для роста.
В ближайшем будущем CRM-маркетплейсы будут активно развиваться и брать на вооружение опыт продуктовых маркетплейсов, таких как WildBerries, внедрять продвинутую систему оценок и отзывов, легкую оплату и удобство продления подписок. Также будут упрощать и путь для партнеров: предлагать более гибкие условия и удобные API, развивать взаимодействие на уровне win-win.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/824/1d3/e9d/8241d3e9d0b51ff8c94734641381fbb6.jpeg)
С чего начинался Radist.Online
Бизнес Радика построен на его умении объединять мелкие разрозненные продукты в единое решение. И главный рецепт успеха – понимать, искать и решать задачи бизнеса.
Уже было понимание потребности целевой аудитории, на основании предыдущего опыта работы в интеграторах. Радик решил действовать как в инфобизнесе: сначала собрать лиды, чтобы понять, существует ли спрос, а потом делать продукт. На такой волне летом 2018 года запустили лендинг с рекламой (WhatsApp лендинг в amoCRM) и за 2 дня получили 80 заявок.
Фишка такого подхода в том, что не приходится перебирать гипотезы: зная потребности и проблемы аудитории, выбираешь работающую гипотезу. В самом начале помогли соцсети, в которых Радик развивал свои аккаунты, рассказывая про amoCRM подписчикам. Там и прорекламировал лендинг.
Первым этапом был сбор предварительных заявок, а после приступили к созданию продукта, который будет решать задачи для уже готовой аудитории. «Радист Онлайн» появился в январе 2019 года, прошло полгода с получения заявок. Потом поднимали ту аудиторию (часть из них до сих пор с нами), и привлекали новую.
Продукт был на стадии MVP: тогда интеграции с WhatsApp еще никто не делал. Сначала делали все вручную, но потом подсчитали: на подключение одного клиента нужен час, больше 8 клиентов в день не подключишь. И решили абсолютно все автоматизировать на базе amoCRM. Доработка автоматизации заняла 2 года. Только в 2021 году появился личный кабинет, который позволил снять нагрузку с менеджеров.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6b6/050/2a0/6b60502a013d86d5ba7d5c472178c33f.jpeg)
Вести бизнес с женой – каково это?
Над проектом Радик работает вместе с супругой Еленой.
На Радике вопросы, связанные за стратегию развития компания и продукта, Елена – операционный директор, закрывает все текущие вопросы.
Мы разобрали, какие могут быть плюсы и минусы такого семейного дела. Самый главный плюс – семья на одной волне, муж и жена полностью понимают проблемы и задачи друг друга, работа не мешает жизни.
Совместный бизнес гарантирует наличие общих интересов, проще планировать совместный отдых и состыковывать графики.
Есть и минус: иногда происходит столкновение мужского и женского эго, ведь сбалансировать видение и потребности бывает непросто. В целом получается, что пара развивает не только бизнес, но и друг друга.
Как не бросить, когда сложно
Как и у многих предпринимателей, у Радика были моменты, когда что-то не получалось, долги росли. Удержаться помогали люди вокруг: такие же начинающие бизнесмены, более успешные, которые тоже посещали тусовки Бизнес-Молодости или Лайк-центра, на которых смотришь и понимаешь, что у тебя тоже все получится.
Ну и конечно,всегда нужен источник вдохновения. Радик выбирает чтение, но читает непросто по настроению или рекомендациям. Он выбирает литературу, которая может помочь найти подсказку, идею, помощь в конкретном моменте.
Например, недавно нашел книжку Мелиссы Перри «Product-management без ошибок» и купил сразу два экземпляра, себе и продакт-менеджеру. Ведь развивать продукт – это не про развитие функционала, это больше про отношение к продукту, маркетингу и клиентам. После прочтения книги Радик и Елена поняли, что идут верным путем, но есть что докрутить, чтобы развиваться еще успешнее.
3 совета тем, кто хочет создать бизнес на виджетах для amoCRM и Битрикс24
Найдите проблему клиента при работе с каким-то продуктом и сделайте на основе этого принципиально новую или улучшенную версию имеющихся продуктов.
Не бросайте клиентов: сделайте так, чтобы они закрыли свою задачу с опережением ожиданий.
Не останавливайтесь в развитии своего продукта, особенно если этого просят клиенты.
Остались вопросы к Радику после прочтения статьи? Задавайте их в комментариях к статье ???? Если вам есть, что дополнить к рассказу из своего опыта, также буду признателен.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой блог, чтобы узнать больше о развитии ИТ-бизнеса и стартапов.