Всем привет!

Эта статья будет полезна тем, кто продумывает внедрение системы аналитики и BI-дашбордов в своей компании. Здесь я поделюсь логикой построения, этапами и инструментами. Технической информации тут не будет.

Ещё отмечу, что это не какие-то мои наработки, а лучшие практики рынка, которые я решила собрать в одном месте. Поэтому ссылок будет много)

В своё время я выискивала эту инфу из абсолютно разных источников и пыталась складывать в уме в единую картину, поэтому мне показалось, что для таких же исследователей это будет классной форой и поможет сэкономить несколько месяцев на поисках и ошибках.

Начнём с того, что я поздравляю вас(потому что начинается всё самое интересное), если наступил тот счастливый момент, когда ваша компания настолько подросла, что для дальнейшего развития, ей просто необходимо познакомиться с целями внедрения системы аналитики:

  • желание объединить разное понимание одних и тех же метрик между направлениями, которые работают над развитием продукта и бизнеса

  • увидеть взаимосвязи и влияние этих метрик друг на друга, а также определить их иерархию

  • достижение точности и прозрачности данных, т к человеческий фактор при сборе максимально снижен и есть общая для всех структура и логика

  • не тратить время на сбор статистики по кусочкам от разных направлений с разным видением, а сразу принимать решения

В итоге должна получиться понятная иерархия общепринятых метрик, связанная структурой дашбордов в BI-системе, с единой целью для всех направлений. И никаких больше разрозненных KPI, которые канибалят друг друга и споров, почему одна метрика подросла, когда вторая упала.

Первые вопросы, которыми задаёшься, когда начинаешь пытаться построить системный подход к этой задаче:

  1. как это должно выглядеть с логической точки зрения:
    какие метрики нужно учесть, их взаимосвязь, какие “важнее” для компании и какое их понимание “самое правильное” по мнению сотрудников разных направлений ????;

  2. как выстроить структуру между дашбордами: сколько должно быть досок, до какой глубины детализации, как они связаны между собой, по какому принципу должны делиться по темам;

  3. и как подружить эти 2 пункта вместе

Что ж, начнём с первого пункта

  1. Для того, чтоб всей командой двигаться в едином направлении - нужна общая цель, которая сведёт старания каждого к какому-то конечному измеримому результату и будет являться приоритетом для всей компании. Это позволит набрать максимальную скорость, т к все смотрят в одном направлении, появляется общий язык для аргументирования.

    В качестве такого ориентира удобнее всего использовать NSM - метрика северной полярной звезды.

    Отмечу, что не стоит фокусироваться только на ней, она лишь задаёт направление, иначе можно упустить не связанные с ней возможности. Ещё эта метрика может меняться по мере развития компании.

    По своей сути - это главная метрика продукта, основной критерий роста.

    Подробнее почитать о ней можно тут + глянуть на примеры NSM известных компаний, ну а мы идём дальше.

    Когда появляется NSM - мы уже можем определить структуру метрик и их взаимосвязи.

    Для того, чтоб это сделать, сначала нужно собрать все метрики, которыми уже сейчас специалисты разных направлений оперируют в своей работе и как они их определяют. Это важно, т к зачастую бывает, что определения одних и тех же метрик от отдела к отделу разнятся или вовсе могут иметь под собой другую или даже некорректную суть.

    Сначала наводим порядок тут.

  1. И затем воспользуемся инструментом “Пирамида метрик”.

    Она объединяет в себе 2 взгляда на продукт: со стороны бизнеса и со стороны пользователя. Между слоями в этой пирамиде есть иерархия, которая подчинена логике бизнеса.

    Нам не только важно, чтоб наш продукт был востребованным у ЦА, но и чтоб бизнес мог на этом заработать. Поэтому здесь должен быть баланс.

    С помощью этого инструмента мы можем определить, на каждом ли уровне иерархии мы отслеживаем необходимые метрики, нет ли перекоса в сторону какого-то из слоёв, в ходе ресёрча может оказаться, что какие-то слои не контролируются вовсе.

    Для эффективной работы системы - она должна быть сбалансированной, устойчивой.

    Поэтому следующим шагом, все метрики, которые мы получили в п.1 , раскидываем по слоям пирамиды метрик, отмечаем, в каком блоке не хватает метрик, бренстромим с командой, заполняем остальные уровни.

    Подробнее о пирамиде метрик и её построении можно посмотреть здесь:

    Пирамида метрик: как построить и найти NSM вашего продукта

    Выстраивание такой иерархии поможет нам в принятии решений:
    А стоит ли релизить эту фичу? Ведь она позволит увеличить средний чек. Если при этом доля пользователей снизится и это негативно скажется на общем доходе компании - конечно нет. И теперь у нас есть инструмент, который позволит продумать необходимость тех или иных изменений, а также риски.

    Кстати, прикрепляю ещё ссылку, которая поможет собрать каркас пирамиды метрик:
    здесь список вопросов, которые помогают думать про метрики в верном направлении, не уходя в гиперфокус на каком-то направлении или расфокус.

  2. Для наглядного понимания взаимосвязей можно также расписать дополнительно древо метрик - какие происходят из каких, начиная от NSM.

    Не все выводятся математически, какие-то могу иметь корреляционную связь, но в любом случае, такое древо обычно не может охватить все метрики и их взаимосвязи продукт+бизнес и либо их нужно делать несколько - под каждую цель/направление своё, либо можно расписать только главное, на которое все будут смотреть чаще всего.

    Такая визуализация может быть очень полезна и особенно наглядна при аргументации на перспективу и по рискам, ну и для поиска точек роста.

    Ссылка с примером от меня.

Итак, логику мы обсудили, теперь перейдём к структуре дашбордов.

И здесь уже есть замечательный, прекрасный фреймворк Dashboard Map, который поможет сделать нам и первый шаг и все остальные.

Dashboard Map — фреймворк сбора данных для разработки системы дашбордов. Помогает правильно пообщаться с командой, структурировать мысли, подобрать нужные виды дашбордов и организовать их в согласованную структуру.

Ссылка на него.

Здесь вы найдёте и саму методику и этапы и примеры, а также раскрывающие тему презентации и видео.

Кратко описывать его содержание не вижу смысла, сэкономлю ваше время, т к автор всё отлично раскрывает сам в своих материалах. Я только дополню, что для лучшего понимания его сути рекомендую посмотреть это видео:

Dashboard Canvas 2.0

Отвечая на первые 2 пункта, мы уже увидели, каким образом они дружатся между собой.

Это становится очевидным, после изучения Dashboard Canvas.

Но для бОльшей дружбы и всеобщего понимания приоритетов можно ещё сделать где-то в оглавлении системы дашбордов визуализацию пирамиды метрик с описаниями или даже гиперссылками на дашборды, которые оказывают влияние на метрики этого уровня. Чтоб эта взаимосвязь и иерархия были не только в голове у аналитика, но и команда всегда могла обратиться к наглядной логике, ответить на свои вопросы, решить спорные моменты по гипотезам и экспериментам.

Где-то там же можно разметить древо взаимосвязей и/или можно их раскидать по направлениям.

Есть вот такие примеры:

И последний пункт, бонусный)

Наверное остался нераскрытым вопрос - как управлять этой махиной.
На мой взгляд эффективнее всего использовать в команде, которая работает с такой системой, подход OKR + KPI.

Почему именно так? Вот тут нужно как раз понимать, что такая мощная система строится не просто так, чтоб продолжать жить на текущем уровне, а для того, чтоб осваивать новые горизонты и расти изо всех сил, где на бОльшем масштабе уже даже маленькие изменения будут иметь огромный вес. И планы в таком случае строятся соответствующие - смотрящие далеко в будущее и грандиозные в меру возможностей.
Плюс этот подход привносит системность в постановку и соответственно реализацию общих целей компании и помогает спускать достижение результата от самых родительских метрик до нижнеуровневых и распределяет грамотно ответственность между направлениями, которые работают над развитием компании. В итоге, картина для всех становится прозрачной - как общий результат зависит от усилий каждого, кто участвует в процессе, и как каждый влияет друг на друга.

Вот классная статья по OKR с шаблонами.

Всем желаю успехов в построении собственной системы аналитики в вашей компании и ещё больше - достижений с её помощью)) Не зря же столько трудов будет приложено)

Те, кто может поделиться своим опытом и лайфхаками - напишите, пожалуйста, в комментариях, мне интересно + буду рада дополнениям.

Комментарии (0)