Если в начале проекта вы не знаете, как и когда он закончится, а только можете перекреститься, если после встреч с заказчиками вы обнаруживаете себя плачущим в туалете, если лучшие сотрудники уходят от вас так поспешно, что даже не передают дела - эта статья поможет вам (но это не точно). Главные причины расползания границ, бюджетов, сроков и отмены некоторых из 300+ проектов, в которых я принимал участие. Рекомендации, как сделать проект более управляемым и предсказуемым, чтобы избежать его провала.

На картинке вы как бы читаете мои откровения (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)
На картинке вы как бы читаете мои откровения (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)

Для кого: для всех, кто занимается реализацией ИТ-проектов.

Коротко обо мне: Меня зовут Власов Сергей, 12 лет я исполнял функции директора и менеджера проектов по цифровизации. Заказчиками выступали крупнейшие банки, региональные правительства, федеральные министерства, крупные промышленные предприятия. Самый большой проект, в котором я участвовал — порядка 35 000 человеко-дней.

Причина 1: Техническое задание (ТЗ) не проработано должным образом

У заказчика в проекте есть определенные ожидания, их важно понять, подсветить и зафиксировать в юридически значимом документе. Практически всегда у заказчика не хватает компетенций и времени, чтобы грамотно сформулировать требования, помочь ему в легальном поле — святая обязанность потенциальных исполнителей.

В зависимости от Положения о закупках есть детали и нюансы в процедурах, но в целом:

Этап 1: Работа с заказчиком в момент формирования требований ТЗ, до публикации закупки

Первое взаимодействие с заказчиком может происходить в ходе предварительного смотра рынка, рассылки ТЗ для получения коммерческих предложений (для формирования начальной цены контракта) , в ходе знакомства на выставке или конференции. Если вы заинтересованы в проекте, нужно начинать прорабатывать ТЗ как можно раньше, чтобы избавиться от невыполнимых строчек вида:

  • Система должна обладать интерфейсом, максимально удобным для всех пользователей

  • В системе должны быть все функции, необходимые пользователям при выполнении своих должностных обязанностей

  • Система должна обладать достаточным для комфортной работы всех пользователей быстродействием

    (строчки из реальных ТЗ на 10-50 миллионов рублей)

На картинке планируется демонстрация абсолютно восхитительного ТЗ, но по факту это ээээ...(После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)
На картинке планируется демонстрация абсолютно восхитительного ТЗ, но по факту это ээээ...(После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)

Помимо принципиально невыполнимых строчек ТЗ, бывают и требования в духе «все элементы управления должны быть желтыми и располагаться справа», хотя прикладной смысл таких требований может быть непонятным и заказчику. От подобных пунктов полезно избавляться, иногда предлагая дополнительный, уже реализованный у вас функционал, повышая лояльность.

Все «шероховатости» ТЗ должны быть по возможности отработаны до публикации тендера, при этом измененные пункты должны быть отдельно проговорены со стейкхолдерами. Если заказчик принципиально не хочет менять ТЗ, даже в каких-то отдельных и ошибочных требованиях, то, вероятнее всего, эти пункты добавлены под конкретного исполнителя.

Для здравой оценки объема проекта важно учитывать и дополнительные нюансы: написание всей документации проекта по ГОСТ или шаблонам заказчика, использование внешних организаций в качестве экспертных, требования дополнительных документов, на которые заказчик ссылается в своем ТЗ.

Не всегда получается «исправить» ТЗ, но даже попытки стоят затраченного времени. Как минимум, чтобы четко понимать риски проекта и нужно ли в него вообще идти.

Этап 2: Работа с ТЗ при подаче в закупку

С момента публикации тендера у вас сильно сокращаются возможности повлиять на ТЗ, разве что есть некоторые шансы на отмену закупки по причине неявки всех участников или из-за желания самого заказчика исправить технические ошибки.

Однако подача в тендер — это тот самый момент, когда у вас начинают появляться юридические обязательства перед заказчиком.

Необходимо еще раз перепроверить ТЗ на предмет реализуемости, внимательно посмотреть на планируемые трудозатраты, взвесить риски, получить юридически значимые коммерческие предложения от своих субподрядчиков (перед этим проверить, что субподряд возможен) . В большинстве случаев к заказчику можно обращаться за разъяснениями по ТЗ, практически во всех тендерах есть возможность приложить свое технико-коммерческое предложение, которое часто в дальнейшем станет приложением к договору и будет подписано с двух сторон. Это слабая, но защита от двойных трактовок положений ТЗ.

Этап 3: Работа с заказчиком по детализации требований ТЗ после заключения контракта

Документы, создаваемые в рамках этого этапа, могут называться и оформляться по-разному — Технический проект, Частное техническое задание (ЧТЗ) , зависит от заказчика. Но общий смысл этапа не в том, чтобы расширить ТЗ текстовыми описаниями и добавить скриншотов интерфейса, а в том чтобы нарисовать картинку результатов проекта и внятно донести эту картинку всем стейкхолдерам.

На картинке абсолютно счастливый заказчик, когда он понял, что он получит в результате внедрения (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)
На картинке абсолютно счастливый заказчик, когда он понял, что он получит в результате внедрения (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)

Особенность ИТ проектов в том, что любой более-менее крупный и даже средний проект можно не принять по ТЗ и ЧТЗ, если такое желание есть у стейкхолдера. А суды с заказчиком — дело крайне неблагодарное. Формальный подход к написанию ЧТЗ, где руководитель проекта стремится силами аналитиков описать существующий продукт и выполнить требования по оформлению, а затем согласовать ЧТЗ как можно скорее, похоронило не один проект.

В идеальном проекте стоит убедиться в концептуальном принятии вашего варианта реализации, продемонстрировать пример такой реализации, затем детально описать ее в составе проектных документов, и только затем приступать непосредственно к разработке или внедрению. В реальности нас обычно поджимают сроки.

Существуют инструменты, способные помочь сформировать картинку проекта. Это всевозможные прототипы и опытные эксплуатации (часто на основе уже реализованных проектов) , детальные презентации для каждого стейкхолдера/группы стейкхолдеров, карты процессов, референс-визиты к реальным заказчикам со схожими проектами, с обязательной демонстрацией и обсуждением всего процесса. Выбор конкретного способа донесения картинки зависит не только от ваших возможностей, но и от состояния проекта — некоторые проекты требуется «допродать» уже после заключения контракта, по некоторым проектам просто нужно снять требования. Бывали случаи, когда в ходе формирования картинки заказчик понимал, что он представлял себе на этапе инициации конкурса в голове совсем другое. Неприятно, но лучше, чем узнать это на этапе сдачи проекта.

Итоговый документ должен быть внимательно прочитан всеми стейкхолдерами, но подписывающих должно быть максимум 4-5. Как известно, каждый дополнительный согласующий увеличивает число итераций кратно.

По моему опыту, нормально и даже правильно, если создание проектных документов и сведение требований заказчика и ваших возможностей составляет от 20 до 40% стоимости крупного проекта в целом, (что по-прежнему существенно дешевле, чем переделывать систему 5 раз) , вклад в результат проекта, по ощущениям, сопоставимый. Заказчику это говорить не нужно — реакция, как правило, резко негативная («я же объяснял целых 2-152 часа, что нужно, почему я должен платить за ваши внутренние бумажки») .

Причина 2: Недостаточное понимание стейкхолдеров

Значительная часть разработчиков, технических руководителей проекта, системных аналитиков и иже с ними нацелены либо на создание «идеальной» системы, либо на идеальное исполнение написанного в проектных документах (плюс максимально экономное, если это есть в KPI) . Практически все проекты же, с моей точки зрения, больше про людей, их интересы и удовлетворение этих интересов. В конце-концов, изначальные требования ТЗ могут быть написаны под влиянием моды, быть взяты из чужих ТЗ, базироваться на ошибочных представлениях о способах реализации процесса, быть написанными за годы до публикации тендера. Поэтому:

Необходимо уделять достаточное внимание стейкхолдерам до начала проекта

Согласно определению PMBok, стейкхолдеры — лицо, группа или организация, которая может влиять, на которую могут повлиять или которая может воспринимать себя подвергнутой влиянию решения, операции или результата проекта.

Я бы существенно сузил для этой статьи понятие до лиц, счастье которых может существенно повлиять на факт сдачи проекта. И далеко не всегда это люди, подписывающие документы (проектная команда) .

Для каждого проекта существует уникальный перечень стейкхолдеров, при этом интересы каждой персоналии (группы) могут фундаментально отличаться от прекрасного «сделать быстро, за бюджет и в срок, максимум функционала и чтобы было даже удобнее, чем мы смогли придумать в проектных документах».

Мне приходилось сталкиваться в реальных проектах с:

  • Юристами, весь интерес к проекту которых был в выполнении KPI на число замечаний к документам (представьте себе ЧТЗ на 160 страниц, с документом с замечаниями и их обсуждением на 600 страниц; как минимум треть замечаний — к изначальному ТЗ, предоставленному заказчиком)

  • Ключевыми функциональными заказчиками, которые были строго против модернизации системы, просто чтобы не работать по-новому

  • Безопасниками, которые показывали свою незаменимость и были против любых элементов иностранного ПО в проектах (в том числе СПО-компонентов)

  • Замруководителями, весь интерес в проекте у которых был в том, чтобы проект не получился и инициатор проекта показал себя дураком

«Как, вы работаете не за идею?» (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)
«Как, вы работаете не за идею?» (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)

Из-за подобных конфликтов интересов, даже не связанных напрямую с проектами, проекты откладывались на годы, отменялись или же становились убыточными для стороны исполнителя.

В идеальном мире хотелось бы понимать интересы основных стейкхолдеров до принятия решения об участии в проекте, чтобы отказаться от принципиально нереализуемых проектов.

В реальном мире можно сильно «подстелить соломку» и сократить риски и затраты за счет как можно более раннего:

  • Выяснения списка стейкхолдеров и их зон ответственности, получения всех касающихся проекта документов (регламентов бизнес-процессов, правил эксплуатации ПО, требований по безопасности, стратегии цифровой трансформации, цифровизации, информатизации и так далее) . Помогает погуглить прошлое место работы ключевого стейкхолдера и изучить прикладной процесс там. Полезную информацию можно встретить в интервью и статьях стейкхолдеров

  • Выявления сильного союзника — человека, которому нужен проект для целей прямой эксплуатации, желательно с высокими полномочиями и/или вхожестью в высокий кабинет. Идеально, если он же — руководитель проекта со стороны заказчика и имеет в своем KPI реализацию проекта ????

  • Внимательного изучения информации о проекте из открытых источников — если системой занимается одна и та же компания последние 5 лет, а вам на первой встрече не говорят «мы хотим менять систему/подрядчика», высока вероятность, что вам попались очень вежливые люди, которые на самом деле вам не очень рады

На картинке вежливые люди понимают, что вы хотите от них денег, но считают вас клоуном (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)
На картинке вежливые люди понимают, что вы хотите от них денег, но считают вас клоуном (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)
  • Достаточного количества предварительных встреч и показов системы и своих возможностей, в том числе в ходе организации референс-визитов, по аналогии с процессом подготовки ЧТЗ. А еще у представителей заказчика при определенном уровне выстроенного доверия можно просто спросить «что вы ожидаете от проекта» и «почему вы отказываетесь от старой системы», и услышать неочевидные (но важные!) для проекта ответы

  • Банального выстраивания отношений со стейкхолдерами. Зачастую на шестой встрече, особенно под кофе, говорят то, что никогда не скажут на первой (в духе «вы уже третьи, кто сюда пришел, через пару показов вас попросят бесплатно дать попользоваться системой месяц и вы сольетесь, как и все прошлые»)

Необходимо уделять достаточное внимание стейкхолдерам в ходе исполнения проекта

Проекты имеют обыкновение обрастать дополнительными требованиями в ходе реализации и даже «расползаться» по срокам и границам из-за проблем с оборудованием, новых стейкхолдеров, изменений в политической конъюнктуре, появления новых нормативных документов. О реализации каких-то пунктов можно договориться после сдачи проекта, в рамках проектов развития системы и за отдельные деньги, какие-то придется реализовать за счет прибыли/рисков проекта, какие-то вещи можно уговорить не реализовывать взамен на дополнительный функционал. Где-то получится заключить дополнительное соглашение. В каждый момент времени каждый стейкхолдер с соответствующей зоной интересов должен быть в курсе текущего состояния, планов по реализации, рисков и проблем, которые возникают и по вине заказчика и по вине исполнителя.

На картинке счастливый стейкхолдер слышит, что весь его вклад в ТЗ «все кнопочки желтые и справа» не будет реализован по объективным причинам (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)
На картинке счастливый стейкхолдер слышит, что весь его вклад в ТЗ «все кнопочки желтые и справа» не будет реализован по объективным причинам (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)

Необходимыми являются еженедельные и ежемесячные отчеты с рассылкой по почте всем ключевым участникам, с организацией встреч по возможности. О чем-то договорились — продублируйте почтой и закрепите в еженедельном отчете.

Худшее, что может случиться с точки зрения хода проекта — формализация требований в рамках ЧТЗ, его подписание и уход на три месяца на разработку. С новостью для заказчика в конце срока о том, что разработка не успевает и будет задержка еще на пару месяцев. «Ну, вы же сами попросили добавить две кнопки, мы думали, что вы понимаете, что еще какое-то время потребуется».

Ожидания стейкхолдеров в части функциональности системы, должным образом не проговоренные в ходе проекта, на этапе сдачи уже поздно проговаривать. «Одна бабка (со стороны заказчика) сказала, что система будет в пять раз быстрее, чем прошлая» — на этапе сдачи превращаются в «вы не держите свои обещания, почему тупит как прошлая система?».

Необходимо уделять достаточное внимание стейкхолдерам после исполнения проекта

Что, как раз, влияет на то, как ПО будут использовать, как его будут развивать, порождая новые проекты, как вас будут рекомендовать другим заказчикам и как вас будут звать в гости на новое место работы.

«Сколько денег? Неважно, просто дай ей эти деньги» (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)
«Сколько денег? Неважно, просто дай ей эти деньги» (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)

Много раз на моей памяти проекты кратно вырастали в бюджетах в том числе благодаря визитам вежливости раз в месяц-два, за счет формирования новых контрактов на дополнительные интеграции, внедрения дополнительных процессов или распространения системы на дочерние предприятия. Даже если новый проект не случится, вы поддержите репутацию ответственного специалиста и поможете с адаптацией и технической поддержкой.

С другой стороны, я видел проекты с хорошим потенциалом, которые были заброшены через полгода после внедрения с причиной вида «у нас порушились все бекапы, не было времени поднимать сервис, мы ушли обратно в Excel». Одна крупная компания, которая как-то купила 6 разных систем для автоматизации бизнес-процессов за 3 года для разных департаментов, в результате ушла обратно в электронную почту и Jira.

Причина 3: Низкая мотивация сотрудников

Даже если вы хорошо понимаете потребности стейкхолдеров, имеете идеальную техническую документацию, хорошо оценили и запланировали проект, заниматься разработкой, внедрением, опытной эксплуатацией, обучением, гарантийной поддержкой будут ваши аналитики, инженеры и разработчики. Один сотрудник, вовремя не отработавший замечание или возражение заказчика на одной встрече, может послужить причиной изрядных (больше его годовой зарплаты, а то и зарплаты за десять лет) затрат на переработку системы. Присутствовать на всех встречах и читать всю переписку руководитель проекта не может физически. Единственный вариант — быть уверенным в мотивации каждого.

На тему мотивации написаны сотни статей и научных публикаций. Если говорить конкретно о моем опыте:

  • Сотрудник должен получать хотя бы среднюю зарплату по его квалификации; хороший вклад в проект должен качественно повышать его доход за счет бонусов

  • Сотрудник должен видеть и чувствовать, что его работа имеет значение и для компании и для заказчика; скорость выгорания на бесполезных проектах кратно выше. Любой проект приводит к фундаментально лучшим результатам, если сотруднику действительно не все равно, если он не ограничивается должностными инструкциями (и, кстати, если он налаживает отношения с заказчиком со своей стороны) . Отмахиваться от инициатив сотрудника недопустимо

  • Сотрудник должен четко понимать, что документы и софт — это инструменты удовлетворения потребностей заказчика, повышения удобства и качества работы (в прекрасном мире) . Я видел много проектов, где аналитик не задерживался на встрече на 20 минут, потому что «ну какая разница, они могут говорить часами ни о чем». «Синдром советской продавщицы» действительно присутствует в реальных проектах на десятки миллионов рублей и способствует их заваливанию. Иногда — даже со стороны собственников и генеральных директоров. Даже если клиент будет доволен софтом, но не доволен качеством сервиса, это сильно повлияет и на сдачу текущего проекта и на будущие проекты

  • Переработки возможны и даже неминуемы, особенно при сдаче нескольких проектов сразу, но сотрудник должен видеть, что его переработки вносят существенный вклад в успех проекта; он должен знать о них заранее

  • От проекта к проекту сотрудник должен развиваться. Малое количество высокообразованных и высокоорганизованных людей способны годами и десятилетиями монотонно делать одну и ту же работу. Если ваша компания делает десятки маленьких одинаковых проектов, у вас нет вариантов, кроме как осуществлять ротацию команд хотя бы в части функций. Сотрудник должен понимать, что и как ему нужно сделать, чтобы вырасти в должности или в должностных обязанностях

  • Бороться с выгоранием сильно помогает четкое разделение ролей в команде. Продавец или аккаунт-менеджер защищает интересы клиента, менеджер проекта — интересы своих сотрудников. Это касается и новых требований заказчика, и переработок, и подъемов по ночам «у нас все сломалось, немедленно чините». Если ваши сотрудники получают нагоняй — получайте вместе с ними. Если перерабатывают — сидите вместе с ними. Если осталось сделать только настройки — носите кофе.

На картинке счастливый и абсолютно замотивированный сотрудник готовится совершить прорыв (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)
На картинке счастливый и абсолютно замотивированный сотрудник готовится совершить прорыв (После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн)

В рамках этой статьи мы не обсудили такие причины провала проектов, как стейкхолдеров со стороны исполнителя, проблемы с разработкой, недостаточность компетенций, проблемы с оценкой и планированием, слишком большое количество проектов, всевозможные форс-мажоры. Возможно, это тема для следующий статьи. Возможно, ваши проекты оказывались проблемными по другим причинам. Поделитесь?

Лучший способ делать проекты, который я нашел для себя за 12 лет — чтить PMBok и проектные документы, но помнить, что проекты — это про людей и их интересы и со стороны заказчика и со стороны исполнителя.

Хочется завершить этот учебный материал про ошибки и ИТ проекты диалогом из чудесного фильма После прочтения сжечь (2008); Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн:

– Мать твою за ногу… чему мы научились, Палмер?

– Не знаю, сэр.

– Я тоже… Научились больше этого не делать.

– Да, сэр.

– Еще бы знать, что мы сделали.

– Да, сэр, это сложно сказать.

Титры ????

Комментарии (25)


  1. vvpoloskin
    24.05.2023 21:18
    +3

    Прям чувствуется боль ФЗ-44.


    1. SergeiVlasov Автор
      24.05.2023 21:18
      +1

      Да нет, из 300 проектов, наверное, около 200 было просто коммерческих закупок и по 223-ФЗ) это совокупная боль


    1. Pavel_SD
      24.05.2023 21:18
      +1

      На самом деле в роли заказчика тут читается любая крупная компания, не столь важно частная или государственная.
      Я как-то пересматривал Служебный роман. Самое начало, когда Самохвалов начинается знакомится, дарит сигареты секретарю, выясняет кто с кем дружит, собирает тусовку у себя и так далее. И поймал себя на мысли что ничего не поменялось с тех пор кроме интерьеров. Даже в не государственных корпорациях работают те же самые паттерны поведения.


      1. SergeiVlasov Автор
        24.05.2023 21:18

        Абсолютно! Да и мало осталось, если уж откровенно, крупных компаний, которые не имеют отношения к госкапиталу/не имеют выходцев из госкомпаний в руководстве, которые перестраивают процессы под знакомые.


  1. dzhokhar1
    24.05.2023 21:18

    Спасибо за статью. Подскажите пожалуйста, как можно подтянуть навыки в составлении ТЗ и юридических документов?


    1. vvpoloskin
      24.05.2023 21:18

      ГОСТ34, просто им проникнуться. Очень здорово, что наш гост в отличие от забугорных стандартов описывает этапы создания


    1. SergeiVlasov Автор
      24.05.2023 21:18

      Спасибо за комментарий)

      Сильно помогает общая насмотренность, можно ориентироваться на ТЗ, которые уже были выполнены вашей компанией. Посидите с аналитиками, посмотрите, как и по каким критериям они оценивают ТЗ, на какие пункты обращают внимание. В идеале нужно понимать, для чего в ТЗ заказчиком оставлена каждая строчка и какую функциональность он планирует получить с помощью этой строчки.

      По юридическим документам - юрфак) доводилось править контракты и доп.соглашения, но нужен опыт и лучше все-таки ориентироваться на мнение юристов.

      Какую роль вы выполняете в проектах?


  1. Asaphalandor
    24.05.2023 21:18
    +2

    Хорошая статья, спасибо.

    Знакомы многие моменты, хотя несколько в другой сфере. Близка эта боль, когда паровоз не едет потому что вместо колеи построили вертолётную площадку, и настолько тупик что даже непонятно - плакать или смеяться. Но, тут хотябы со стейкхолдерами заказчика проще, обычно не мешают.

    В конечном итоге - МОМ, конфирм ТЗ по мейлу и викли статус - наше душное всё, без этого каша и шапито.


    1. SergeiVlasov Автор
      24.05.2023 21:18
      +1

      Спасибо! Да, стейкхолдеры, которые воюют только за себя, могут множить хаос кратно. Иногда приходишь на совещание и думаешь, наверное, все-таки я идиот, или там проблемы с ощущением действительности у меня. Невозможно представить, чтобы руководитель, имеющий в своем подчинении 25 тысяч человек, серьезно говорил такое.


  1. assylbetti
    24.05.2023 21:18
    +2

    какая то слишком очевидная статья. плохо старайтесь не делать, старайтесь делать хорошо и все обговорить заранее. камон камон, стоило ли писать статью?


    1. clientbase
      24.05.2023 21:18

      Ну тогда бы мы не узнали, как сильно автор любит фильм "После прочтения сжечь" ) . А если серьезно, мне кажется нужно определится аудиторией и языком. Статья написана не простым языком (вставки скринов из фильма не спасают) , но видимо для начинающих компаний. У меня по ходу прочтения статьи несколько раз возникало желание переписать базовые советы, простыми словами, чтобы они легко выдерживались из контекста статьи и понимались любым человеком. В целом же хорошая попытка, тема действительно актуальная!


      1. SergeiVlasov Автор
        24.05.2023 21:18

        Спасибо! Объем порезал от итогового раза в 3, старался максимально концентрированно подавать информацию. По поводу начинающих компаний - совет про синдром "советской продавщицы", например, написан под впечатлением от большого проекта для регионального правительства и поведения генерального директора одного из лидеров рынка, который устроил скандал на час перед губернатором области)

        Хотелось написать под широкий спектр проектов и обсудить опыт, который есть у других людей.


    1. SergeiVlasov Автор
      24.05.2023 21:18
      +1

      В ходе написания часто ловил себя на мысли, что выступаю Капитаном Очевидность, но:

      1) Есть ощущение, что не боги горшки обжигают. Практически у всех в карьере были провальные проекты, мало кто может сказать, что они случились из-за абсолютно и нереально сложных и сверхъестественных вещей. Видел многие проекты, которые хоронили РП с PMP и Prince2 сертификатами, которые не дорабатывали со стейкхолдерами или ТЗ.

      2) "Чтобы не попасть в ДТП, достаточно двигаться по дороге на исправной машине и не сталкиваться с другими объектами". Дьявол, мне кажется, как всегда в качестве процесса и способности взглянуть на процесс со стороны.


      1. clientbase
        24.05.2023 21:18

        Я думаю, что в статье в заголовки можно вынести именно советы что делать, а не фиксацию проблемы. Тогда начинающий проект менеджер уже пробежавшись глазами по статье может зацепиться за важное. И желательно давать эти советы простыми словами, например: "Высылайте уведомление об изменении сроков и ТЗ всем представителям заказчика при каждом подобном случае" или "Высылайте уведомление о каждом "чихе" )

        Второй совет, это описывать термины при первом использовании, например стейкхолдер.


        1. SergeiVlasov Автор
          24.05.2023 21:18
          +1

          Спасибо! Один из форматов, о котором думал, статья в духе "50 советов начинающему проджекту". Как думаете, будет спрос? Не будет ощущения, что советы в вакууме, за все хорошее против всего плохого?

          В рамках этой статьи хотелось поднять проблему и предупредить о последствиях, а потом дать советы, как проблему сделать контролируемой.

          Про стейкхолдеров согласен, лучше определение было перенести на страницу повыше, хоть понятие и общепринятое. Обязательно учту в следующих статьях.


  1. klimkinMD
    24.05.2023 21:18
    +2

    25+ проектов в год, 12 лет, да автор -- мегастахановец


    1. SergeiVlasov Автор
      24.05.2023 21:18
      +1

      Спасибо! Часть проектов по технической поддержке с маленьким кусочком развития (100-150ч.д.), на первом месте работы было много маленьких (по 200ч.д. итого с разработкой и внедрением) проектов. В целом карьера была интенсивной.


  1. cross_join
    24.05.2023 21:18

    Итого: в ТЗ можно обойтись одной строчкой: "Система должна удовлетворять заказчика"


    1. SergeiVlasov Автор
      24.05.2023 21:18

      Заказчики периодически пытаются так сделать для каскадных проектов, но фактически это ТЗ будет бесполезным)

      Внутри заказчика есть разные группы стейкхолдеров с разными требованиями к системе, здравомыслящий исполнитель на такое не подпишется и даже если проект в итоге сдадут, проверяющие и контролирующие органы потом по голове погладят всех, и заказчика и исполнителя.

      Гибкая разработка и внедрение идеологически решают эту проблему, но для большинства госкорпораций и госухи невозможны.


      1. cross_join
        24.05.2023 21:18
        +1

        Насчет одной строчки я иронизирую, конечно. "Гибкая" разработка, если под этим понимать аджайлы и прочий стыд-и-скрам не решают проблему, а переносят её на плечи заказчика (что не так уж и плохо). Попытки действительно решить задачу были в 1990-е, спиральные методики. Но для них нужен высокий уровень организации у самого подрядчика. В общем, все безрадостно пока.


  1. timsiling
    24.05.2023 21:18

    Чтобы проект не был заброшен спустя некоторое время, надо чтобы от результатов внедренного продукта зависел какой-нибудь обязательный бизнес процесс, чтобы пользователи системы не могли не пользоваться вашим продуктом. Но умение правильно выставить такие бизнес процессы это отдельное искусство.


    1. SergeiVlasov Автор
      24.05.2023 21:18

      На самом деле, в моем опыте регулярно забрасывали и даже в таком случае. И даже при условии что генеральный директор/владелец требовали обязательно использовать систему. На мой взгляд, тут больше история про "продажу" проекта внутри. Пользователи, по крайней мере критическое большинство, должны понимать важность и ценность системы. Важность и ценность должны быть больше по значимости, чем геморрой от изучения и временные затраты на использование (хотя бы на период, пока пользователи "втянутся"). В идеальном мире инициатор проекта продает проект внутри компании, в реальном мире часто этим приходится заниматься исполнителю.


      1. timsiling
        24.05.2023 21:18

        Да, именно, что посмотрите чуть шире. Если без системы не заработает сборочная линия, то систему будут использовать. Если без неё не разместят заказы, то её будут использовать. Отдельный вид искусства это перестроить бизнес процессы, чтобы системой невозможно было не пользоваться.


  1. hellobuddy
    24.05.2023 21:18

    Спасибо за статью. Было бы классно глянуть на список рекомендуемых автором книг/лекций/иных материалов для изучения базовой базы и разбора кейсов.


    1. SergeiVlasov Автор
      24.05.2023 21:18

      Спасибо! Вам для себя или профессиональной деятельности?

      Если речь идет о литературе - важно понимать PMBoK, ГОСТ Р ИСО 21500-2014. Если о лекциях - видел курс по проектному менеджменту от Гугла на 6 месяцев, по крайней мере первая часть выглядит здраво и полезно, они приводят примеры кейсов. Для сертификации по PMI есть свой учебный курс. Много книг по проектному управлению, в том числе с кейсами, подборок много, вот на хабре: https://habr.com/ru/articles/683360/

      В каждой организации, в которой я работал, были свои регламенты проектного управления, хоть и базирующиеся на ГОСТах/PMBoK и свое обучение для проектных менеджеров, в некоторых компаниях даже были корпоративные университеты, куда они брали в том числе стажеров со стороны. Заказчики периодически выдвигают свои требования по проектному управлению.

      Технически, это базовая база, но не то чтобы чтиво на ночь для всех. Уточню в личке цели)