В марте мы писали о том, что думают про Southbridge бывшие сотрудники. Они рассказали, как пришли в компанию, какой опыт получили, почему уволились. Сегодня показываем Southbridge с другой стороны — смотрим на компанию глазами инженеров, которые работают уже давно.
Для того, чтобы получился этот пост, мы поговорили с несколькими инженерами Southbridge, которые работают с нами более трех лет. Все отзывы и мнения оставляем анонимными.
Когда и как вы пришли в компанию
Коллеги, с которыми мы поговорили, пришли в компанию с 2012 по 2020 год, кое-кто из них в компании уже больше 10 лет. Всех их нанимал лично генеральный директор Игорь Олемской. Главным преимуществом компании на тот момент, по мнению инженеров, была удалённая работа. Раньше таких вакансий было очень мало.
Главным инструментом для поиска работы был hh.ru, многие читали блог компании на Хабре, нравились статьи. Один из коллег впервые попробовал устроиться в Southbridge в 2011, но взяли его на работу только в 2015. Вот что говорят инженеры:
«Я устраивался на работу в Southbridge достаточно давно, в 2012. Тогда ещё нанимал сотрудников лично Игорь. Как выбирал компанию? Я смотрел на удалённую работу, для меня это было принципиально на тот момент. Хотел попробовать, потому что нужно было совместительство, а в два места одновременно ходить не получилось бы. После того, как я откликнулся на вакансию, мы переписывались с Игорем по почте. Всё прошло просто: без личной встречи, без видеозвонков. Было общение через почту и один созвон, после которого Игорь принял решение взять меня на работу».
«В вакансии компании меня привлекла удалённая работа. На тот момент удалёнщиков брали очень мало. А я живу в провинции, мне здесь нравится, в Москву переезжать никогда не собирался. Кроме того, я читал статьи Southbridge на Хабре, они были как раз о том, чем я интересовался: Linux, сети. Я начал сходить с ума по Linux ещё, кажется, с конца школы».
«В 2018-м я решил поискать удалённую работу. Я жил тогда в небольшом городе. На тот момент уже настраивал друзьям сервера для интернет-магазинов. Поэтому решил попробовать поискать в этом направлении вакансии на hh. Откликнулся на несколько, мне написали из Southbridge и предложили ответить на стандартные вопросы. Я ответил, прислали тестовое задание – настроить сервер. И я его как-то настроил, хотя тогда опыта всё-таки было ещё мало. Мне предложили должность ночного дежурного администратора. Начинал с ночного дежурного, в 2019 перешёл на позицию дневного админа в команду поддержки».
Как изменилась компания за время вашей работы
Мы спросили у коллег, что изменилось за годы их работы. Они отметили, что изменилась структура компании. Раньше команды поддержки не состояли из трех человек, не было проектной команды, которая, в том числе, отвечает за внутреннюю инфраструктуру. Кроме того, изменились проекты, с которыми работают инженеры. Раньше это была только поддержка веб-серверов, сейчас — разные проекты с большим количеством DevOps- и не только инструментов. Коллеги работают с самым разным стеком, не работают разве что с ML.
«Компания заметно изменилась, и все значительные изменения считаю удачными. Одно из них — это структура. Мы с командой взаимодействуем напрямую с клиентами, и именно от этих взаимодействий зависит дальнейшее сотрудничество. У нас сейчас минимум бюрократии, нет посредников в работе с нашей стороны, инженеры получают процент от договора и, как следствие, имеют почти полную свободу выбора. Они могут выбирать: больше работы, рутины и зарплаты, либо меньше работы и больше свободного времени и творчества».
«Это сейчас мы работаем по командам: у нас есть команда из трёх человек, за которой закреплены клиентские проекты. Нам кажется, что такая схема работы понятна и очевидна, но раньше было вообще не так. Раньше нас было человек 15, и все инженеры работали со всеми проектами. Задачи ежедневно распределялись на каждого и не было никаких гарантий, что если сегодня ты работаешь над этим проектом, ты будешь с ним работать долго. Получалось так: тебе прилетает задача от клиента, с которым ты не работал. Вот тебе документация, старые задачи — сиди разбирайся».
«Сначала, когда я пришёл работать, не было никакой эксплуатационной или проектной команды. Если кому-то чего-то не хватало по эксплуатации, то он брал, оставлял своих клиентов, откладывал в сторону задачи и занимался внутренней инфраструктурой. Потом мы решили для комфортной работы команд поддержки выделить инженеров под задачи эксплуатации».
А вот по поводу атмосферы в компании и отношения коллег друг с другом мнения разделились:
«Как изменилась компания? На самом деле это уже совершенно другая компания. Раньше у нас был уютненький чатик, а сейчас я половину людей в общем чате не знаю. Знаю про некоторых коллег, что они инженеры, но в какой команде работают и чем занимаются, не в курсе. Дело в том, что большинство вопросов решается внутри команды, между разными командами общения минимум».
«В плане взаимодействия между людьми и внутреннего климата, общения компания не поменялась. Это всё ещё небольшой бизнес, где все друг с другом знакомы, все хорошо общаются, каждый друг другу поможет, готов подсказать, объяснить. Технически, в плане компетенций, компания очень сильно выросла».
Про профессиональный рост
Почти все инженеры отмечают, что значительно выросли профессионально за годы работы в компании. В основном они связывают быстрый рост со спецификой аутсорса — разные проекты, технологии, подходы на стороне заказчика позволяют очень быстро учиться и развиваться.
«В чем особенность нашей компании? Это аутсорс. В продуктовой компании, если занимаешься инфраструктурой, существует какой-то стандарт. Используется такой софт, такой и ещё вот такой. Разобрался с ними за несколько месяцев и всё — ты в своей инфре разбираешься. У нас — нет. У каждого клиента всё индивидуально. Мы, конечно, работаем по стандартам и пытаемся проекты стандартизировать, но всё равно одни программисты пишут так, другие — иначе. На одном проекте используют один софт, на другом — совершенно другой.
Если у тебя новый клиент, то ты как будто устраиваешься на новую работу, потому что надо со всем разобраться. Это сложно. Но скилы быстро растут».
«Пока я работал ночным дежурным, я постоянно смотрел, как работают коллеги. Некоторые из них подробно расписывали, что они делали. Я всё это изучал: и задачи по классическому администрированию, и DevOps-задачи, Kubernetes. За время работы в компании я очень сильно вырос профессионально, пять лет назад я такого даже представить себе не мог».
Есть и альтернативная оценка:
«На самом деле, я считаю, что слабо вырос профессионально, недалеко ушёл от своего уровня 2020 года. Просто я ленивый человек. Я дорос в какой-то момент до нужных компетенций, и мне этого уровня хватает. Конечно, в Southbridge я познакомился и поработал с разными инструментами, но не могу сказать, что знаю их глубоко. Во многих аспектах коллеги меня выручают. Я это постоянно в голове держу и пытаюсь выйти на новый уровень».
Плюсы компании
Среди плюсов работы в компании коллеги отметили удалёнку без необходимости приходить в офис, возможность развиваться и изучать новые технологии, свой учебный центр и отсутствие бесконечных встреч в зуме. Посмотрим, какие моменты ещё оказались важными.
«Для меня плюсы работы в компании — это комфорт, стабильность, возможности и открытость. Работать комфортно, руководство не делает резких движений, которые могут всё сломать».
«Плюсы для сотрудников — организация работы, стабильность компании. Мы постоянно работаем с новыми технологиями и инструментами. Это даёт возможность развиваться, если человек хочет развития. Кроме того, компания предоставляет достаточно много инструментов и наработок. Есть поддержка для каждого со стороны компании и старших коллег. В то же время есть свобода в том, каким образом использовать предложенные инструменты.
Существует мнение, что аутсорсер — это галера. Я полностью не согласен с этим, про Southbridge с текущей организацией работы так сказать нельзя».
«Важный плюс — это возможность работать удалённо. Сейчас многие компании предлагают гибрид, где нужно обязательно приходить в офис. Мне нравится работать полностью удалённо, но это, конечно, тоже не каждому подойдёт. Нужна хорошая самодисциплина, потому что ты сам должен организовывать время, когда за тобой никто не следит. У нас главное — чтобы ты задачи выполнял, а как ты планируешь свой день и что вообще делаешь, не важно. Я могу начать работать попозже, какие-то задачи отложить на вечер, когда нет сообщений от клиентов.
Ещё один весомый плюс — у нас нет бесконечных зумов. Нет такой практики: а давайте будем раз в неделю собираться и вот это обсуждать. Мы не практикуем Agile ради Agile. Если есть, что обсудить — соберёмся, если обсуждать нечего — не станем».
«В Southbridge появился проект Слёрм, для наших сотрудников любые курсы в учебном центре можно проходить бесплатно. Я периодически прошу добавить мне интересных курсов. Но изучать, к сожалению, получается, не всегда».
Минусы работы в Southbridge
Среди минусов, которые отметили для себя коллеги — недостаточно глубокое изучение технологий, средняя по рынку зарплату, дежурства и отсутствие бонусов вроде ДМС и оплаты спортзала. Вот что говорят инженеры:
«Минус вытекает из плюсов аутсорса. С одной стороны, ты разбираешься с новыми инструментами у каждого клиента, но с другой стороны не каждую технологию можно изучить глубоко. По многим инструментам знания остаются поверхностными. Нет глубокого погружения в часть технологий. Но может, нам этого и не надо».
«Из минусов — средняя по рынку зарплата. Мы тут не сидим и не гребём миллионы. Если бы мы заняли какую-то нишу, которая помогла бы компании получать больше и повысить зарплаты, было бы хорошо».
«Дежурства — это, конечно, минус. У нас есть команда ночных дежурных, но есть и дневные дежурства с 10 утра до 10 вечера по Москве. Иногда они выпадают на выходные и праздничные дни, это бывает не очень приятно».
«У нас нет ДМС, компания не предоставляет ноутбук для работы. Для кого-то, может, это и будет минусом при выборе компании».
Про общение внутри компании
Как уже отмечали выше, инженеры работают над проектами в командах по три человека. В каждой команде свои особенности, по рабочим задачам команды редко пересекаются. Иногда инженеры обращаются к коллегам из других команд за советом. Есть общие встречи в зуме, где каждый может высказаться по любому вопросу. Есть встречи для команд, про которые мы раньше писали. Вот какие моменты коллеги отметили в коммуникации внутри компании.
«Когда я пришел в Southbridge, мне показались очень необычными дружелюбные, ненатянутые отношения между коллегами, искреннее желание помочь и разобраться, если возникла проблема. Этакое "админское братство".
Очень многие из тех людей, которые уже работали, когда я пришёл около 7 лет назад, до сих пор работают. Это примерно половина команды. Такой стабильный коллектив тоже влияет на атмосферу».
«У нас в команде всё хорошо с общением. А с другими командами мы, если можно так сказать, изолированы друг от друга. Конечно, мы можем что-то в общем чате спросить, обсудить. Но на удалёнке из кабинета в кабинет не походишь, чтобы просто поговорить».
«Иногда проходят общие созвоны всей компании, где кто-то из менеджеров что-то рассказывает, разные вопросы обсуждаем. По-моему, очень хороший способ взаимодействия с сотрудниками, когда каждый может высказаться, а не просто руководство выступает и говорит: “Вот вы делаете всё так или мы вас уволим”».
«У нас такая философия: если ты доверяешь человеку, которого нанял на работу, и считаешь, что он профессионал, то доверь ему выполнение задачи. Приходить с вопросами можно, когда возникнут какие-то ошибки или проблемы. В этом случае менеджер должен разобраться, что произошло. Но когда всё работает хорошо, когда есть стандарты, процессы, и люди им следуют, выполняют свою работу хорошо – плевать, во сколько они приходят на работу, во сколько уходят.
Мне нравится, что у нас не нужно с кем-то дружить через силу, чтобы к тебе получше относились и зарплата была повыше. Если ты хочешь зарплату больше, у тебя есть условия, при которых ты можешь самостоятельно повлиять на это. Здесь у нас появляется свобода. Но при этом есть и ответственность. Когда все в коллективе профессионалы, не нужен менеджмент, который будет получать кучу денег и говорить: “Ты сделай это, ты сделай то”, а потом ходить и контролировать».
Про планы на будущее
Наш последний вопрос был о том, как коллеги видят будущее компании, какой путь развития им нравится. Инженеры говорили о новых рынках, собственной разработке и автоматизации.
«С одной стороны, нам нужно больше автоматизации. Но такой автоматизацией должна заниматься выделенная группа людей, как было когда-то у нас, когда мы развивали Ansible. Возможно, нужно увеличивать команды, набирать больше трёх человек».
«Я бы хотел, чтобы компания развивалась, в сторону качества, а не количества проектов, чтобы мы развивались в направлении собственной профессиональной разработки. То, что мы сейчас сами пишем, нельзя назвать полноценной разработкой. Хотелось бы разрабатывать инструменты, решения, которые мы могли бы принести в Open Source, чтобы другие люди ими пользовались, потому что мы работаем с большим количеством проектов и понимаем, какие инструменты помогли бы в нашей работе. Эти же инструменты смогли бы помочь и другим людям».
«Если работать с зарубежными клиентами, можно будет дополнительно прокачивать язык. Это полезно».
Такие мысли про настоящее и будущее Southbridge у наших инженеров. Если вам интересно узнать подробнее о работе в компании, переходите на сайт.