Если у вас есть готовая идея мобильного приложения, то главная задача — найти подрядчика, который превратит задумку в реальный продукт, поймет, что конкретно вы хотите получить, и сделает именно то, что нужно. Однако среди множества разработчиков на рынке найти надежного и профессионального партнера бывает сложно. Неудачный выбор подрядчика может привести к непредвиденным трудностям, задержкам и потере денег.
В данной статье мы предлагаем вам руководство по выбору компании для разработки мобильного приложения. Рассмотрим ключевые факторы, на которые следует обратить внимание при принятии решения, а также поделимся полезными советами, которые помогут вам сделать правильный выбор.
Выбор подрядчика для разработки мобильного приложения: с чего начать
На рынке сотни компаний‑разработчиков. Нельзя ткнуть пальцем в небо и отдать заказ первому попавшемуся подрядчику. Предлагаем воспользоваться простыми правилами, которые помогут сузить круг поиска и выбрать лучшие варианты.
Набросайте предварительный список вариантов
Скорее всего, вы уже знаете, к какой сфере бизнеса будет относиться приложение. Это может быть корпоративный мессенджер, интернет‑магазин, обучающая программа, банковское приложение или что‑то иное. Если у вас пока нет определенности по окончательной функциональности, не переживайте. Когда вы определитесь с компанией‑подрядчиком, то на первом этапе к работе подключится бизнес‑аналитик. Он изучит рынок, проведет анализ конкурентов и предложит варианты реализации с учетом особенностей мобильных платформ.
Определите тип будущего приложения. Одни компании специализируются на сложных супераппах. А есть те, что реализовывают самые простые и примитивные nocode‑решения на основе готовых конструкторов. Отдайте предпочтение тем подрядчикам, которые работают в нужной вам сфере.
Оцените ваш бюджет. Правило простое: чем круче компания‑разработчик, тем дороже обойдется приложение. Кроме того, крупные компании, специализирующиеся на разработке премиум‑продуктов, могут просто отказаться выполнять небольшой заказ. Чтобы сэкономить время, сразу обратитесь к разработчикам из подходящего вам ценового сегмента. Крупнейшие рейтинги страны Ruward и Рейтинг Рунета уже сделали за вас часть работы, чтобы облегчить поиск. Платформы отличаются удобным интерфейсом и позволяют выставить фильтры по нужным параметрам (региону, отрасли, бюджету). В этих рейтингах указаны примерные цены и специализации: eCom, Финтех, спорт и развлечения, красота и мода, и т. д. Если у разработчика есть опыт работы в нужной вам нише — это большое преимущество. Подрядчик уже знает нюансы отдельной сферы рынка и, значит, потратит на создание приложения намного меньше времени, по сравнению с компанией‑универсалом. К тому же опыт внедренных решений поможет сделать приложение более оптимизированным.
Обратите внимание: опубликованные в открытом доступе рейтинги не являются истиной в последней инстанции. По‑настоящему детальное представление о работе потенциального подрядчика дадут кейсы. Многие серьезные компании описывают, как они работали над проектами, что происходило в процессе разработки, с какими сложностями сталкивались. Обратите внимание: не все компании выкладывают кейсы на свой сайт. Почитайте статьи на площадках Workspace, VC, Хабр. Там можно найти много интересной информации о разработчиках.
Если среди ваших знакомых деловых партнеров есть те, кто ранее заказывал разработку собственного мобильного приложения, обратитесь за рекомендацией. Никто из окружения ранее не сталкивался с подобной задачей? Выберите кого‑то из клиентов понравившейся компании (такая информация должна быть на сайте разработчика) и попробуйте с ним связаться: спросите, остался ли он доволен результатом. Если клиенту не понравился результат, он наверняка поделится впечатлениями. Но будьте готовы, что не все идут на контакт.
Обязательно скачайте разработанное компанией приложение, и проверьте, как оно выглядит и работает. Но учтите, что в приложении могут встречаться баги, и не всегда в этом вина разработчика. Бывает, что ошибки произошли из‑за неверно пришедшей информации с бэкенда. Возможно после разработки клиент забрал приложение в инхаус‑разработку и подрядчик не может контролировать, что стало с приложением в дальнейшем. Либо вообще поддержка приложения прекращена, и программа стала неработоспособной со временем. Такие нюансы стоит уточнить при дальнейшем общении.
Попросите подготовить коммерческое предложение
Напишите по электронной почте, отправьте сообщение в чат на сайте либо обратитесь к разработчикам через социальные сети или мессенджеры. На этом этапе некоторые варианты тоже отсеются — те, которые заставляют слишком долго ждать. Оптимальное время ожидания — 24 часа. Если вы ждете ответа больше суток, позвоните по телефону и уточните, получили ли ваш запрос. Кстати, не все компании указывают номера телефонов на сайте. Это нормально: многие разработчики предпочитают общаться исключительно в письменном формате, так как в разговоре можно упустить или забыть важные детали.
Изучите коммерческие предложения
Сравните стоимость и перечень услуг, которые входят в цену. Если вам предлагают просто цифры прайса без подробностей или вилку без раскрытия деталей, то это тревожный звонок. Либо компания не компетентна, либо вы ей неинтересны. Профессиональный подрядчик должен запросить основные детали будущего приложения, уточнить ваше виденье конечного продукта и предложить вилку стоимости «от‑до», которая будет уточняться уже в процессе составления подробного ТЗ со всей функциональностью. Если предварительная оценка стоимости вас не устроит, подрядчик может предложить несколько вариантов: скорректировать стартовую функциональность или изменить подход к разработке.
Сделайте окончательный выбор
Чаще всего хочется сделать выбор в пользу компании, которая присутствует на рынке много лет и имеет в портфолио сотни выполненных заказов. Но не торопитесь снимать со счетов молодые команды, которые недавно вышли на рынок и еще не успели обзавестись солидным портфолио. Делайте выбор, ориентируясь на кейсы, заявленные компетенции и личное впечатление от общения. Конечно, у компаний с большим опытом есть важное преимущество перед новичками: риск, что организация «сольется» в процессе, минимальный.
Еще раз пообщайтесь с оставшимися компаниями. Узнайте, каких специалистов включат в будущую команду. Выясните, будут это исключительно сотрудники компании, или подрядчик планирует привлечь специалистов‑фрилансеров. Уточните, насколько прозрачны процессы компании, заложены ли в стоимость будущего продукта публикации в сторах и последующая гарантия после релиза.
Обратите внимание на заявленный срок разработки. Бывает, компания уверенно утверждает, что уложится в отведенное время. С одной стороны, это хорошо, но с другой — нельзя забывать, что в процессе разработки могут возникать задержки, если только речь не идет о максимально простом приложении (и даже не по вине исполнителя), поэтому быть уверенным в сроках на 100% нельзя. Уточните у команды, заложен ли в указанные в договоре сроки запас на форс‑мажорные ситуации. И отдайте предпочтение той команде, которая планирует работу этапами. Сделали один этап — перешли к следующему. Это и дает контроль над процессом, и в крайнем случае позволит сменить команду, если что‑то пойдет не так.
Если вам задают много вопросов по будущему приложению — это прекрасно. Гораздо хуже, если потенциального исполнителя интересует только бюджет.
Вы должны сами для себя понять, как именно хотите работать:
быть максимально вовлеченным в процесс или полностью делегировать задачу профессионалам;
сразу отдать сумму и обговорить, чтобы команда не выходила из бюджета, или быть готовым, что в процессе разработки появятся новые идеи по улучшению, за которые придется доплатить;
прописывать каждый шаг в спецификации или подписать один договор и больше не касаться к бумагам.
Исходя из этого и выбирайте подрядчика. Общаясь с менеджером компании, можно быстро понять, ваша это команда или вам будет сложно работать на одной волне. Кстати, уровень комфорта в процессе общения — еще один важный фактор. Если вам приятно общаться с командой, а компания в целом вызывает чувство надежности, то почти наверняка вы сработаетесь.
С какой компанией точно не стоит заключать договор
не отвечает на звонки, не перезванивает, заставляет долго ждать ответа по электронной почте;
не задает вопросы по приложению;
соглашается на любые, даже безумные идеи (в качестве эксперимента придумайте какую‑нибудь нехарактерную фичу будущего приложения и посмотрите на реакцию);
торопит события и настаивает на срочном подписании договора.
Обратите внимание, дает ли компания гарантии и готова ли вносить правки (речь идет о действительно важных итерациях и исправлениях багов, а не о десятках правок одного слова). Обязательные условия: официальное подписание договора, составление письменного ТЗ и NDA (вы должны быть уверены, что конфиденциальную информацию не узнает никто из посторонних). Надеемся, наша подборка правил поможет найти хорошего подрядчика для разработки вашего приложения. Напоследок дадим еще одну подсказку: начните поиск с компании CleverPumpkin. Возможно, даже не придется искать дальше. Если мы подходим по вышеуказанным параметрам, пишите! Обсудим вашу идею!