Есть книги, которые нужно обязательно добавить в личную библиотеку, если вы хотите хранить как в базе данных знания об окружающем мире. Бестселлер, о котором мы сегодня поговорим, как раз такой. Это топовое фундаментальное чтение, в первую очередь, предназначено для дизайнеров, архитекторов и художников, но заинтересует всех, кто готов открывать ранее неизвестные знания о цвете.

Иоханнес Иттен — художник и исследователь из Швейцарии. Преподавал в Баухаузе — топовом немецком учебном заведении для строителей, архитекторов и талантов в Германии начала ХХ века. Свою творческую и педагогическую деятельность посвятил изучению цвета и форм. Подошел к делу новаторски: его эстетическое учение не теряет актуальности уже больше ста лет.

Книга изобилует отсылками к шедеврам мирового искусства: можно хорошенько прокачаться в живописи и архитектуре, если читать и сразу гуглить иллюстрации. На примерах автор раскрывает теорию цвета:

  • как мы видим цвета с точки зрения физики;

  • почему «белый квадрат на черном фоне будет казаться более крупным, чем черный квадрат такой же величины на белом фоне»;

  • из-за чего люди считают идеальными абсолютно разные цветовые сочетания;

  • что такое «цветовое конструирование» и т.д. 

Иоханнес раскладывает все по полочкам, систематизирует информацию и для обывателей, и для профессионалов. 

Все дело в закономерностях и природе 

Потрясающим образом Иоханнес Иттен доказывает, что у науки цвета есть закономерности и что человек как бы всегда стремится к прекрасному: это заложено в нас природой. 

«… Если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» — зеленый. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом», — пишет автор. 

Дополнительные цвета находятся ровно на противоположных сторонах цветового круга, то есть расположены симметрично. А это и есть гармония и соотношение равных сил, согласны?

Так много контрастов

В прямом смысле, автор раскрывает, почему глядя на два цвета, мы находим между ними очевидные различия. Даже если это зеленый и зеленый.

Не имея дизайнерского опыта, можно сказать: да, разумеется, это желтый светлее, а этот более прозрачный и т.д. Но на самом деле, согласно Иттену есть как минимум семь оснований сравнить два оттенка между собой:

  • контраст по цвету;

  • контраст светлого и темного;

  • контраст холодного и теплого;

  • контраст дополнительных цветов, о которых мы уже упомянули выше;

  • контраст по насыщенности;

  • контраст по площади цветовых пятен и симультанный контраст, что бы это ни значило.

Если хотя бы один из пунктов вызывает смятение и вопросы — скорее читайте книгу и ищите ответы. Будете знать о цвете больше других.

Вы в курсе, что треугольник желтый, а квадрат красный?

Иоханнес убежден, что как для трех основных цветов — красного, желтого и синего, так и для трех основных форм — квадрата, треугольника и круга должны существовать свойственные им выразительные характеристики.

«Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение. В Египте квадрат служил иероглифом слова «поле». И понятно, почему мы чувствуем сильное напряжение, если хотим заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченных форм, включая сюда крест, прямоугольник, меандр и их производные. Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжелой формой квадрата. Форма треугольника возникает из трех пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как, например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник — символ мысли и его невесомый характер соответствует светло-желтому цвету. Круг — это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определенной точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжелому, напряженному чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создает чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг — символ постоянно подвижной духовности. В Древнем Китае планировка храмов строилась на основе круга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является круг с точкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет», — пишет он. 

Можно подумать, что это уже эзотерика, но именно в таких ассоциациях открывается возможность проводить больше параллелей. Например, продолжить подбирать формы для цветов второго порядка и понять, почему трапеция — оранжевая, а эллипс — фиолетовый. Либо просто довериться Иоханнесу. Рекомендуем использовать информацию из раздела «Цвета и формы» для тренировки креативного мышления.

Фокусы подсветки

Автор практически не приводит в качестве примеров истории из жизни. Видимо, в его время сторителлинг был не самым популярным методом. Но зато приводит в пример историю, которую рассказали ему самому.

Однажды на деловом торжественном ужине гостям включили красное освещение. Из-за этого мясо на тарелках окрасилось в нежно-розовый и смотрелось аппетитно, картофель стал ярко-красным, а шпинат — черным. Затем освещение сменили на синее и картина снова поменялась: «Жаркое приняло гнилостный оттенок, а картофель словно заплесневел». На этом эксперименты не остановились и зал залили желтым цветом. Красное вино стало как постное масло, а гости приобрели зловещий мертвецкий вид. Особо чувствительным натурам это даже перебило аппетит.

Это иллюстрирует то, как цвет важен для нас и как можно управлять обстановкой, используя лишь цветовосприятие людей.

В книге можно найти и сложные теоретические объяснения в стиле энциклопедии, и простые любопытные факты, которые дополнят кругозор.

Закономерности цвета принимайте как данность. Обретайте вдохновение и пробуйте создать что-либо еще таким же упорядоченным и полезным, как теория Иоганнеса Иттена.

Полезное от Онлайн Патент:

→ Бесплатный онлайн-поиск по базам данных Роспатента и Мадридской системы (доступно после регистрации).

 Как стартапу защитить свою интеллектуальную собственность?

→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО

→ Как запатентовать технологию?

Комментарии (1)


  1. gatoazul
    15.09.2023 17:09
    +2

    Такое типичное правополушарное сочинение. Смутные намеки непонятно на что и высосанные из пальца ассоциации.