![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/52c/a85/8a3/52ca858a37738b4caf0cce5037b21657.png)
Цифровой опыт (Digital Experience) играет ключевую роль в современном мире бизнеса.
Клиенты и пользователи ожидают быстрых, интуитивных и персонализированных взаимодействий с цифровыми каналами, будь то приложения, сайты, телефония, почта или мессенджеры. Пользователи могут в любой момент переключаться между ними, при этом бизнес через оператора или автоматизацию должен находиться всегда в контексте и знать весь накопленный клиентский путь и потребности.
Для оперативной адаптации приложений в таких каналах нам нужны подходящие инструменты. Если их множество и функциональность может стать базовой для прикладных задач, неизбежна платформизация.
Разработка платформ (Platform Engineering) – тема, которая всего за какие-то пару лет превратилась из хайпа в устойчивый тренд. Совсем недавно многие о ней даже не слышали, а на сегодняшний день существуют сотни профильных сообществ. Даже несмотря на пандемию, первая конференция PlatformCon собрала тысячи участников.
Однако несправедливо утверждать, что платформенная инженерия – абсолютно новое направление. Впервые это понятие появилось в Thoughtworks Tech Radar в 2017 году. Затем в 2019-м концепцию более подробно раскрыли Matthew Skelton и Manuel Pais в книге Team Topologies. А в 2023 году аналитики Gartner включили Platform Engineering в топ-10 стратегических технологических трендов. На сегодняшний день все больше и больше компаний из разных областей выводят платформенную инженерию на первое место среди направлений развития.
До сих пор ведутся дискуссии, к какой именно области отнести Platform Engineering. Многие связывают ее с методологиями DevOps и SRE, кто-то фокусируется на дизайне и UX, а кто-то – на разработке. Однако платформенная инженерия не замыкается на продукте и отдельных этапах его создания. Platform Engineering – это целостный подход по созданию базовой экосистемы, которая способна упростить внедрение и применение лучших практик и инструментов для решения повседневных задач компании.
В данной статье я расскажу про платформу цифрового опыта (Digital Experience Platform, DXP), ее состав и роль в производстве ценностей для компании.
DXP – это комплексное решение, которое объединяет различные технологии и инструменты создания, управления, оптимизации и контекстуализации цифрового опыта для клиентов, сотрудников и пользователей.
![Компонентная схема DXP Компонентная схема DXP](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/224/306/19a/22430619a35766342cc430901877b2c0.png)
Развивая DXP в Группе "Московская Биржа", наша команда решает множество интересных задач, мы постоянно исследуем инновационные решения, строим на них прототипы, которые развиваются в компаниях до проектов и сервисов.
Слаженная команда является ключевым фактором успешной реализации сложных архитектурных решений. Работа по созданию и поддержке DXP обычно включает в себя множество технических и организационных аспектов, и только благодаря слаженному сотрудничеству и вкладу каждого члена команды можно достичь успеха.
Наша команда
Отвечает за платформу цифрового опыта в Группе компаний, ее состав, концептуальное и стратегическое развитие.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3f7/0e9/3c9/3f70e93c92cf1a6b2c75ee0e78af05bc.jpg)
Кузнецов Виталий
Архитектор платформы
Определяет архитектуру и формирует компонентную базу платформы.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e42/dc2/6f0/e42dc26f075032dcc5c9dfca4836fcf5.jpg)
Асламов Владислав
Эксперт по платформизации
Разрабатывает и проводит экспертизу технических решений в области платформ и отвечает за их распространение по продуктовым командам.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/947/2f0/866/9472f08663dadac1d777aa03a56379f4.jpg)
Петряков Александр
Архитектор систем управления контентом
Отвечает за создание единого технического решения для публичных сайтов Группы компаний.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/827/6b3/028/8276b3028108cae5209e1b8e42f055d6.jpg)
Гублин Денис
Архитектор персонифицированных сервисов
Развивает личные кабинеты, упрощает жизнь пользователей и разработчиков.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/722/7a8/e25/7227a8e253ed4fd2dc977e51fd28ca6d.jpg)
Хейлык Илья
Лидер направления развития личных кабинетов
Отвечает за клиентские сервисы для участников торгов и эмитентов. Внедряет автоматизацию в процессы взаимодействия с клиентами.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/96b/439/be6/96b439be6b4337a2c6345fdddb5baf2e.jpg)
Елисеев Алексей
Исследователь
Внедряет инновационные технологии, планирует, ищет решения, отвечает за результат.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a25/3da/258/a253da258dd1dd2daba0304f40b736f1.jpg)
Николаева Вероника
Дизайн-лидер
Развивает направление дизайн-системы, унифицирует дизайн и компонентную базу UI Kit.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e5e/307/3d9/e5e3073d9b513af95cad17488896c853.jpg)
Лушкин Виталий
Лидер направления ЭДО
Развивает два продукта: «Электронный архив документов» и «Единая система электронного документооборота Группы компаний».
Козлов Алексей
Лидер направления Low-Code
Воплощает в жизнь магию Low-Code/No-Code-инструментов, которые дают возможность легко и эффективно решать задачи бизнеса.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a4a/ec8/2ce/a4aec82ce454bb1f33cf49ae09e60d54.jpg)
Засименко Александр
Эксперт по клиентским интерфейсам
Осуществляет полный цикл работ – от проработки до внедрения продуктов в платформу цифрового опыта и распространения их в продуктовые команды.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/324/957/475/32495747504ba27c3e7ddb0f44dd8c36.jpg)
Воронин Всеволод
Системный аналитик платформы
Собирает и анализирует требования к инструментам платформы, прорабатывает концепции решений, осуществляет документирование и управление базой знаний.
Интересно, что в какой-то момент мы стали ассоциировать себя с DXP и теперь уже сложно понять, где грань между платформой и командой ????. Словно это живой организм – свойства платформы становятся свойствами команды, и наоборот.
Попробую описать:
Многопрофильность. DXP обеспечивает совокупный цифровой опыт для различных типов пользователей, таких как клиенты, сотрудники, партнеры и другие. Это требует разработки различных модулей и функциональности с учетом разных потребностей каждой аудитории.
В то же время команда обладает разнообразными навыками, что способствует полному и комплексному пониманию потребности в цифровом опыте.
Интеграции. DXP постоянно интегрируется с существующими корпоративными системами.
Слаженная коммуникация между членами команды позволяет учесть разные точки зрения, согласовать и обеспечить совместимость решений.
Композитная архитектура. Хорошо спроектированная композитная архитектура позволяет легко добавлять и изменять инструмент/функциональность в платформе, что облегчает масштабирование и адаптацию под разные бизнес-потребности.
Для этого в команде есть четкое определение ролей и обязанностей и каждый делает то, в чем лучше всего разбирается.
Аналитика и оптимизация. Важной функцией является сбор и анализ данных о пользовательском опыте.
Команда работает над инструментами аналитики и оптимизации для улучшения цифрового опыта. Мы проводим исследования и адаптируемся под потребности.
Многоканальность. Для обеспечения единообразного цифрового опыта через различные каналы взаимодействия команда обладает исчерпывающей экспертизой в разработке пользовательских интерфейсов.
В платформенной команде выделены направления, соответствующие целостности компонента, которые являются входными точками для развития данного компонента и прикладной функции на основе него.
Кастомизация и персонализация. DXP предоставляет возможность для персонализации опыта разных пользователей и групп пользователей.
При этом команда разрабатывает инструменты для управления контентом и функциональностью, решает сложные задачи, преодолевает архитектурные трудности и кастомизирует платформенные компоненты под прикладные требования.
Новые технологии и лучшие практики. Технологии и требования в области DXP постоянно меняются.
Члены команды активно обмениваются знаниями и учатся друг у друга. Формируется созидательная атмосфера, способствующая творчеству и поиску инновационных решений.
Melvin Conway сформулировал такую зависимость полвека назад.
Поэтому, когда говорим о сложных архитектурных решениях, важно уделять внимание выстраиванию и поддержке слаженной команды, которая способна работать сообща, чтобы достичь поставленных целей.
Развивая тему платформы цифрового опыта и ее ключевых компонентов, стоит подробнее рассмотреть, как эти элементы взаимодействуют между собой и как они способствуют улучшению общего цифрового опыта.
Рассмотрим ключевые компоненты платформы:
Дизайн-система и наборы компонентов пользовательского интерфейса всегда в тесной связке, не только обеспечивая красивый и интуитивно понятный дизайн, но и повышая производительность разработки.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d45/a4d/f15/d45a4df1588a6b2fd0091f18c71419a7.png)
Используя вместе готовые компоненты пользовательского интерфейса, дизайнеры и разработчики создают единый узнаваемый пользовательский опыт, сосредоточившись на реализации бизнес-функций, исключив затраты на согласование содержания UI-компонентов и примитивов.
Всё это задает высокую планку дизайна и разработки интерфейсов, посредством единых стандартов. А где есть стандарты, там и централизованные знания, опыт, принципы, стили, наработки. Это приводит нас к унификации каналов, улучшению цифрового бренда, упрощения онбординга новых специалистов, повышает эффективность рабочего часа и уменьшению количества ошибок в дизайне.
Системы управления контентом обеспечивают надежное хранение, управление и распространение контента по разным каналам. Они позволяют создавать, редактировать и публиковать контент через визуальный и программный интерфейсы.
В нашем IT ландшафте CMS имеет интеграцию с производственной платформой, что позволяет парой кликов подготовить DEV-окружения для новых прикладных задач. Она использует дизайн-систему и набор компонентов, обеспечивая быструю и согласованную публикацию информации.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/34e/c43/bc1/34ec43bc1ce3e3e72299930fdb238208.png)
Конструкторы форм и страниц дополняют системы управления контентом, предоставляя возможность бизнес-пользователям создавать и настраивать страницы и формы без необходимости обращаться к разработчикам. Это увеличивает скорость реагирования на изменения в бизнес-процессах.
![Конструкторы форм и страниц Конструкторы форм и страниц](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ca6/4a4/83b/ca64a483b2860de51262071ccfc6d2a7.png)
Хранилище цифровых активов является единым ресурсом для хранения типизированных документов Группы Московская Биржа. Эти активы могут использоваться в любых приложениях и системах группы.
Платформа работает с несколькими репозиториями, что позволяет обеспечить безопасное хранение как внутренних документов, так и документов клиентов.
![Конфигуратор электронного архива Конфигуратор электронного архива](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c17/ed5/1b8/c17ed51b89b08a812c3ba3b78ed02f13.png)
Сейчас система активно используется 19-ю командами, в следующем году будет осуществлена интеграция с Единым ЭДО и дочерними компаниями. В этом году был реализован No-Code конфигуратор типов документов на базе платформы DXP, что позволяет управлять типами документов и их атрибутами без привлечения разработчиков.
Графический редактор и корпоративные плагины к нему решают сразу несколько разноплановых задач:
Создание и редактирование графического контента, что особенно важно в цифровом опыте, где визуальный аспект играет значимую роль,
Является площадкой для обсуждения и груминга концепций и получения обратной связи для всех участников команды, что повышает эффективность коммуникаций и выводит их на новый уровень,
Обеспечивают прямую бесшовную передачу дизайн-макетов в код, что сокращает избыточные операции для фронтовой верстки,
Ускоряет и увеличивает производительность труда дизайнеров, с помощью разнообразных плагинов.
![Графический редактор и корпоративные плагины Графический редактор и корпоративные плагины](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2ce/123/14b/2ce12314b7e31ecf94615a9b9b873977.png)
Интересно, что графический редактор стал у нас ключевым инструментом для генерации, трансформации и материализации идеи.
Библиотеки и шаблоны предоставляют разработчикам готовые протестированные решения для ускорения разработки, помогают соблюдать правила и стандарты, установленные в дизайн-системе. Это обеспечивает единообразие в разработке и снижает вероятность возникновения ошибок.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/26d/380/641/26d3806418b23f546ccd2c13acdbe7bd.png)
Данное решение включает в себя готовые модули, блоки и даже целые шаблоны приложений.
Технологические стандарты обеспечивают согласованность и безопасность всей архитектуры, упрощают разработку, помогают выдерживать качество и облегчают интеграцию.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/4e4/cc6/d40/4e4cc6d40f795b7f67b8447a8d90cb89.png)
Они определяют лучшие практики, архитектурные принципы и рекомендации по разработке ПО. Тех. стандарты помогают нам сократить время и усилия, потраченные на принятие решений по проектированию и разработке, снижают время на онбординг новых сотрудников, а также помогают гарантировать, что разработанный софт соответствует метрикам качества, регуляторным требованиям и регламентам информационной безопасности.
Создавая в платформе компонент по единым технологическим стандартам, мы гарантированно получаем ускорение в интеграции его с существующей и будущей компонентной базой.
Система управления платформой – это уникальное решение в Группе, задуманное как сервис для быстрой и удобной доставки клиентам создаваемой платформой цифрового опыта ценности, с фокусом на потребности команд разработки, устранении их болей и снижении нецелевых активностей.
![DXP Manager DXP Manager](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c6a/5e8/d37/c6a5e8d3707fb0397bfffb2c4eb7a8c1.png)
На основе системы управления мы сделали "цифровую витрину" компонентов платформы - со всеми доступными управленческими функциями и артефактами по ним.
Я постарался раскрыть наиболее развитые компоненты платформы, некоторые мы ввели только в этом году, некоторые уже эволюционировали. В любом случае это множество интегрированных инструментов и их набор не конечен. При таком объеме возникает вопрос, как нам сократить издержки на развитие платформы и производство прикладных задач, ответ – берем готовые инструменты и минимизируем собственную разработку.
С готовыми инструментами подбираем Open Source с достойным сообществом или работаем с поставщиками инструментов, обеспечиваем себя лицензией и качественной поддержкой, не стесняемся близкого партнерства, когда вы можете влиять на backlog поставщика и выносить часть функций в базовое ПО.
Говоря о минимизации собственной разработки, мы начинаем затрагивать Low-Code-парадигму, которая зачастую ходит парой с No-Code:
Low-Code-решения предоставляют инструменты для быстрого создания приложений с минимальным кодированием за счет визуальной среды и преднастроенных компонентов, что упрощает и ускоряет создание цифрового опыта;
No-Code-решения идут еще дальше, предоставляя возможность создавать приложения без написания кода вообще, используя визуальные интерфейсы и автоматизированные инструменты для разработки приложений.
Как Low-Code/No-Code влияет на архитектуру платформы цифрового опыта, расскажу в следующей статье.
В завершение текущей хотелось бы пояснить: как вы заметили, в отличие от предыдущей статьи про электронный архив документов, в этой я ни слова не сказал про ПО, которое используется под капотом. Это намеренное решение, чтобы не сбивать вас с вашего собственного пути платформизации. Получайте удовольствие от экспериментов, конструируя и прототипируя новые функции вашей платформы.
Инвестирование в платформу цифрового опыта сегодня является не просто инновацией, а стратегической необходимостью для многих компаний, стремящихся развить всеобъемлющий опыт (Total Experience), включающий в себя как пользовательский, так и клиентский опыт, опыт сотрудника, повысить гармонию услуг, располагая к себе клиента и добиваясь доверия на всех этапах взаимодействия с ним.
AndrewYaremko
Не совсем понятно, что такое цифровой опыт. Экспирианс клиента в цифровых точках контакта? Или только по цифровым точкам, даже при наличие например физической сети магазинов как летуаль, или услуг как убер? Или это оценка цифрового опыта человека по его экспириансу в общем цифровом пространстве. 13 лет назад все работали в почте и джире, сегодня по любой задаче чатик в ТГ открывается сначала — тоже вроде цифровой опыт. Вроде под цифровой опыт у нас уже есть определение User experience, а под физический + цифровой customer experience. Я за введение новой дефиниции, но ее стоит как то определить.
vvsurovtsev Автор
Что такое цифровой опыт, я его представляю как, взаимодействие и восприятие клиента в цифровой среде. Это совокупность знаний, навыков и умений, вынесенных из взаимодействия с представлением компании через цифровые каналы, такие как сайты, приложения, соц. сети, эл. почту, умные устройства.
Цифровой опыт вполне устоявшаяся дефиниция. Цифровой опыт (Digital Experience) и пользовательский опыт (User Experience, UX) связаны между собой и имеют много общего, но они фокусируются на разных аспектах взаимодействия пользователя с цифровой средой.
Пользовательский опыт фокусируется на конкретных аспектах взаимодействия пользователя с продуктом, включая дизайн интерфейса, навигацию, производительность и удовлетворение пользователя. В то время как цифровой опыт включает в себя все аспекты взаимодействия клиента с брендом в цифровой среде, в том числе UX, контент, коммуникации и даже общее восприятие бренда.
В целом, цифровой опыт является более широким понятием, включающим в себя пользовательский опыт как один из его компонентов.