Цифровой опыт (Digital Experience) играет ключевую роль в современном мире бизнеса.
Клиенты и пользователи ожидают быстрых, интуитивных и персонализированных взаимодействий с цифровыми каналами, будь то приложения, сайты, телефония, почта или мессенджеры. Пользователи могут в любой момент переключаться между ними, при этом бизнес через оператора или автоматизацию должен находиться всегда в контексте и знать весь накопленный клиентский путь и потребности.
Для оперативной адаптации приложений в таких каналах нам нужны подходящие инструменты. Если их множество и функциональность может стать базовой для прикладных задач, неизбежна платформизация.
Разработка платформ (Platform Engineering) – тема, которая всего за какие-то пару лет превратилась из хайпа в устойчивый тренд. Совсем недавно многие о ней даже не слышали, а на сегодняшний день существуют сотни профильных сообществ. Даже несмотря на пандемию, первая конференция PlatformCon собрала тысячи участников.
Однако несправедливо утверждать, что платформенная инженерия – абсолютно новое направление. Впервые это понятие появилось в Thoughtworks Tech Radar в 2017 году. Затем в 2019-м концепцию более подробно раскрыли Matthew Skelton и Manuel Pais в книге Team Topologies. А в 2023 году аналитики Gartner включили Platform Engineering в топ-10 стратегических технологических трендов. На сегодняшний день все больше и больше компаний из разных областей выводят платформенную инженерию на первое место среди направлений развития.
До сих пор ведутся дискуссии, к какой именно области отнести Platform Engineering. Многие связывают ее с методологиями DevOps и SRE, кто-то фокусируется на дизайне и UX, а кто-то – на разработке. Однако платформенная инженерия не замыкается на продукте и отдельных этапах его создания. Platform Engineering – это целостный подход по созданию базовой экосистемы, которая способна упростить внедрение и применение лучших практик и инструментов для решения повседневных задач компании.
В данной статье я расскажу про платформу цифрового опыта (Digital Experience Platform, DXP), ее состав и роль в производстве ценностей для компании.
DXP – это комплексное решение, которое объединяет различные технологии и инструменты создания, управления, оптимизации и контекстуализации цифрового опыта для клиентов, сотрудников и пользователей.
Развивая DXP в Группе "Московская Биржа", наша команда решает множество интересных задач, мы постоянно исследуем инновационные решения, строим на них прототипы, которые развиваются в компаниях до проектов и сервисов.
Слаженная команда является ключевым фактором успешной реализации сложных архитектурных решений. Работа по созданию и поддержке DXP обычно включает в себя множество технических и организационных аспектов, и только благодаря слаженному сотрудничеству и вкладу каждого члена команды можно достичь успеха.
Наша команда
Суровцев Владимир
Лидер платформы, @vvsurovtsev
Отвечает за платформу цифрового опыта в Группе компаний, ее состав, концептуальное и стратегическое развитие.
Кузнецов Виталий
Архитектор платформы
Определяет архитектуру и формирует компонентную базу платформы.
Асламов Владислав
Эксперт по платформизации
Разрабатывает и проводит экспертизу технических решений в области платформ и отвечает за их распространение по продуктовым командам.
Петряков Александр
Архитектор систем управления контентом
Отвечает за создание единого технического решения для публичных сайтов Группы компаний.
Гублин Денис
Архитектор персонифицированных сервисов
Развивает личные кабинеты, упрощает жизнь пользователей и разработчиков.
Хейлык Илья
Лидер направления развития личных кабинетов
Отвечает за клиентские сервисы для участников торгов и эмитентов. Внедряет автоматизацию в процессы взаимодействия с клиентами.
Елисеев Алексей
Исследователь
Внедряет инновационные технологии, планирует, ищет решения, отвечает за результат.
Николаева Вероника
Дизайн-лидер
Развивает направление дизайн-системы, унифицирует дизайн и компонентную базу UI Kit.
Лушкин Виталий
Лидер направления ЭДО
Развивает два продукта: «Электронный архив документов» и «Единая система электронного документооборота Группы компаний».
Козлов Алексей
Лидер направления Low-Code
Воплощает в жизнь магию Low-Code/No-Code-инструментов, которые дают возможность легко и эффективно решать задачи бизнеса.
Засименко Александр
Эксперт по клиентским интерфейсам
Осуществляет полный цикл работ – от проработки до внедрения продуктов в платформу цифрового опыта и распространения их в продуктовые команды.
Воронин Всеволод
Системный аналитик платформы
Собирает и анализирует требования к инструментам платформы, прорабатывает концепции решений, осуществляет документирование и управление базой знаний.
Интересно, что в какой-то момент мы стали ассоциировать себя с DXP и теперь уже сложно понять, где грань между платформой и командой ????. Словно это живой организм – свойства платформы становятся свойствами команды, и наоборот.
Попробую описать:
Многопрофильность. DXP обеспечивает совокупный цифровой опыт для различных типов пользователей, таких как клиенты, сотрудники, партнеры и другие. Это требует разработки различных модулей и функциональности с учетом разных потребностей каждой аудитории.
В то же время команда обладает разнообразными навыками, что способствует полному и комплексному пониманию потребности в цифровом опыте.
Интеграции. DXP постоянно интегрируется с существующими корпоративными системами.
Слаженная коммуникация между членами команды позволяет учесть разные точки зрения, согласовать и обеспечить совместимость решений.
Композитная архитектура. Хорошо спроектированная композитная архитектура позволяет легко добавлять и изменять инструмент/функциональность в платформе, что облегчает масштабирование и адаптацию под разные бизнес-потребности.
Для этого в команде есть четкое определение ролей и обязанностей и каждый делает то, в чем лучше всего разбирается.
Аналитика и оптимизация. Важной функцией является сбор и анализ данных о пользовательском опыте.
Команда работает над инструментами аналитики и оптимизации для улучшения цифрового опыта. Мы проводим исследования и адаптируемся под потребности.
Многоканальность. Для обеспечения единообразного цифрового опыта через различные каналы взаимодействия команда обладает исчерпывающей экспертизой в разработке пользовательских интерфейсов.
В платформенной команде выделены направления, соответствующие целостности компонента, которые являются входными точками для развития данного компонента и прикладной функции на основе него.
Кастомизация и персонализация. DXP предоставляет возможность для персонализации опыта разных пользователей и групп пользователей.
При этом команда разрабатывает инструменты для управления контентом и функциональностью, решает сложные задачи, преодолевает архитектурные трудности и кастомизирует платформенные компоненты под прикладные требования.
Новые технологии и лучшие практики. Технологии и требования в области DXP постоянно меняются.
Члены команды активно обмениваются знаниями и учатся друг у друга. Формируется созидательная атмосфера, способствующая творчеству и поиску инновационных решений.
Melvin Conway сформулировал такую зависимость полвека назад.
Поэтому, когда говорим о сложных архитектурных решениях, важно уделять внимание выстраиванию и поддержке слаженной команды, которая способна работать сообща, чтобы достичь поставленных целей.
Развивая тему платформы цифрового опыта и ее ключевых компонентов, стоит подробнее рассмотреть, как эти элементы взаимодействуют между собой и как они способствуют улучшению общего цифрового опыта.
Рассмотрим ключевые компоненты платформы:
Дизайн-система и наборы компонентов пользовательского интерфейса всегда в тесной связке, не только обеспечивая красивый и интуитивно понятный дизайн, но и повышая производительность разработки.
Используя вместе готовые компоненты пользовательского интерфейса, дизайнеры и разработчики создают единый узнаваемый пользовательский опыт, сосредоточившись на реализации бизнес-функций, исключив затраты на согласование содержания UI-компонентов и примитивов.
Всё это задает высокую планку дизайна и разработки интерфейсов, посредством единых стандартов. А где есть стандарты, там и централизованные знания, опыт, принципы, стили, наработки. Это приводит нас к унификации каналов, улучшению цифрового бренда, упрощения онбординга новых специалистов, повышает эффективность рабочего часа и уменьшению количества ошибок в дизайне.
Системы управления контентом обеспечивают надежное хранение, управление и распространение контента по разным каналам. Они позволяют создавать, редактировать и публиковать контент через визуальный и программный интерфейсы.
В нашем IT ландшафте CMS имеет интеграцию с производственной платформой, что позволяет парой кликов подготовить DEV-окружения для новых прикладных задач. Она использует дизайн-систему и набор компонентов, обеспечивая быструю и согласованную публикацию информации.
Конструкторы форм и страниц дополняют системы управления контентом, предоставляя возможность бизнес-пользователям создавать и настраивать страницы и формы без необходимости обращаться к разработчикам. Это увеличивает скорость реагирования на изменения в бизнес-процессах.
Хранилище цифровых активов является единым ресурсом для хранения типизированных документов Группы Московская Биржа. Эти активы могут использоваться в любых приложениях и системах группы.
Платформа работает с несколькими репозиториями, что позволяет обеспечить безопасное хранение как внутренних документов, так и документов клиентов.
Сейчас система активно используется 19-ю командами, в следующем году будет осуществлена интеграция с Единым ЭДО и дочерними компаниями. В этом году был реализован No-Code конфигуратор типов документов на базе платформы DXP, что позволяет управлять типами документов и их атрибутами без привлечения разработчиков.
Графический редактор и корпоративные плагины к нему решают сразу несколько разноплановых задач:
Создание и редактирование графического контента, что особенно важно в цифровом опыте, где визуальный аспект играет значимую роль,
Является площадкой для обсуждения и груминга концепций и получения обратной связи для всех участников команды, что повышает эффективность коммуникаций и выводит их на новый уровень,
Обеспечивают прямую бесшовную передачу дизайн-макетов в код, что сокращает избыточные операции для фронтовой верстки,
Ускоряет и увеличивает производительность труда дизайнеров, с помощью разнообразных плагинов.
Интересно, что графический редактор стал у нас ключевым инструментом для генерации, трансформации и материализации идеи.
Библиотеки и шаблоны предоставляют разработчикам готовые протестированные решения для ускорения разработки, помогают соблюдать правила и стандарты, установленные в дизайн-системе. Это обеспечивает единообразие в разработке и снижает вероятность возникновения ошибок.
Данное решение включает в себя готовые модули, блоки и даже целые шаблоны приложений.
Технологические стандарты обеспечивают согласованность и безопасность всей архитектуры, упрощают разработку, помогают выдерживать качество и облегчают интеграцию.
Они определяют лучшие практики, архитектурные принципы и рекомендации по разработке ПО. Тех. стандарты помогают нам сократить время и усилия, потраченные на принятие решений по проектированию и разработке, снижают время на онбординг новых сотрудников, а также помогают гарантировать, что разработанный софт соответствует метрикам качества, регуляторным требованиям и регламентам информационной безопасности.
Создавая в платформе компонент по единым технологическим стандартам, мы гарантированно получаем ускорение в интеграции его с существующей и будущей компонентной базой.
Система управления платформой – это уникальное решение в Группе, задуманное как сервис для быстрой и удобной доставки клиентам создаваемой платформой цифрового опыта ценности, с фокусом на потребности команд разработки, устранении их болей и снижении нецелевых активностей.
На основе системы управления мы сделали "цифровую витрину" компонентов платформы - со всеми доступными управленческими функциями и артефактами по ним.
Я постарался раскрыть наиболее развитые компоненты платформы, некоторые мы ввели только в этом году, некоторые уже эволюционировали. В любом случае это множество интегрированных инструментов и их набор не конечен. При таком объеме возникает вопрос, как нам сократить издержки на развитие платформы и производство прикладных задач, ответ – берем готовые инструменты и минимизируем собственную разработку.
С готовыми инструментами подбираем Open Source с достойным сообществом или работаем с поставщиками инструментов, обеспечиваем себя лицензией и качественной поддержкой, не стесняемся близкого партнерства, когда вы можете влиять на backlog поставщика и выносить часть функций в базовое ПО.
Говоря о минимизации собственной разработки, мы начинаем затрагивать Low-Code-парадигму, которая зачастую ходит парой с No-Code:
Low-Code-решения предоставляют инструменты для быстрого создания приложений с минимальным кодированием за счет визуальной среды и преднастроенных компонентов, что упрощает и ускоряет создание цифрового опыта;
No-Code-решения идут еще дальше, предоставляя возможность создавать приложения без написания кода вообще, используя визуальные интерфейсы и автоматизированные инструменты для разработки приложений.
Как Low-Code/No-Code влияет на архитектуру платформы цифрового опыта, расскажу в следующей статье.
В завершение текущей хотелось бы пояснить: как вы заметили, в отличие от предыдущей статьи про электронный архив документов, в этой я ни слова не сказал про ПО, которое используется под капотом. Это намеренное решение, чтобы не сбивать вас с вашего собственного пути платформизации. Получайте удовольствие от экспериментов, конструируя и прототипируя новые функции вашей платформы.
Инвестирование в платформу цифрового опыта сегодня является не просто инновацией, а стратегической необходимостью для многих компаний, стремящихся развить всеобъемлющий опыт (Total Experience), включающий в себя как пользовательский, так и клиентский опыт, опыт сотрудника, повысить гармонию услуг, располагая к себе клиента и добиваясь доверия на всех этапах взаимодействия с ним.
AndrewYaremko
Не совсем понятно, что такое цифровой опыт. Экспирианс клиента в цифровых точках контакта? Или только по цифровым точкам, даже при наличие например физической сети магазинов как летуаль, или услуг как убер? Или это оценка цифрового опыта человека по его экспириансу в общем цифровом пространстве. 13 лет назад все работали в почте и джире, сегодня по любой задаче чатик в ТГ открывается сначала — тоже вроде цифровой опыт. Вроде под цифровой опыт у нас уже есть определение User experience, а под физический + цифровой customer experience. Я за введение новой дефиниции, но ее стоит как то определить.
vvsurovtsev Автор
Что такое цифровой опыт, я его представляю как, взаимодействие и восприятие клиента в цифровой среде. Это совокупность знаний, навыков и умений, вынесенных из взаимодействия с представлением компании через цифровые каналы, такие как сайты, приложения, соц. сети, эл. почту, умные устройства.
Цифровой опыт вполне устоявшаяся дефиниция. Цифровой опыт (Digital Experience) и пользовательский опыт (User Experience, UX) связаны между собой и имеют много общего, но они фокусируются на разных аспектах взаимодействия пользователя с цифровой средой.
Пользовательский опыт фокусируется на конкретных аспектах взаимодействия пользователя с продуктом, включая дизайн интерфейса, навигацию, производительность и удовлетворение пользователя. В то время как цифровой опыт включает в себя все аспекты взаимодействия клиента с брендом в цифровой среде, в том числе UX, контент, коммуникации и даже общее восприятие бренда.
В целом, цифровой опыт является более широким понятием, включающим в себя пользовательский опыт как один из его компонентов.