Модуль навигации (проект)
Модуль навигации (проект)

Меня зовут Евгений Юшкин, я основатель проекта TFT aero.

В 2009 году мы с командой построили первый в стране авиасимулятор Боинг 737 на подвижной платформе, предназначенный для демонстрационных полетов. Мне было интересно оказаться в кабине пилотов, но, так как я сам не пилот, такой возможности у меня не было. Была задача достигнуть максимального сходства, построить реалистичную кабину и смоделировать то, что происходит с самолетом во время полета.

До нас рынка развлекательных авиатренажеров не существовало — мы стали первыми, показали свой тренажер на МАКС-2009 и надолго стали единственной компанией, дарящей людям таинство управления современными самолетами.

Занимаясь созданием тренажеров, мы погрузились не только в инженерные разработки, но и открыли для себя много нового, в том числе в области психологии, узнали, как устроен тот самый «человеческий фактор» и как вообще люди воспринимают сложные технические устройства в стрессовом состоянии. 

Пару лет назад, набив руку на производстве тренажеров летательных аппаратов планетарного уровня, мы решили создать «правильный» космический корабль будущего, в котором можно воплотить современные технологии и предположить использование новых, не нарушая при этом фундаментальных законов и физических теорий. 

В фантастических фильмах, где космические корабли бороздят пространство, а их экипажи выполняют героические миссии, часто бывает, что компетентные зрители видят косяки сценаристов, связанные с недостаточным вниманием к фундаментальным законам физики. 

Сами же корабли — сложнейшие в управлении устройства со множеством лампочек, кнопочек, непонятных диаграмм на экранах и со всем остальным, таким загадочным и непонятным.

Итак, где‑то в космической глуши случилась какая‑то неприятность, и группа пассажиров чудом эвакуировалась в спасательном челноке. Радость их была непродолжительной, так как выясняется, что запасов провизии и воздуха явно недостаточно, на помощь никто не придет, а челнок мчится в сторону квазара. Внезапно экипаж получает сигнал от объекта, который оказывается заброшенным исследовательским кораблем. Как всем хорошо известно, все корабли будущего оснащены «искусственным интеллектом», который в нашей истории сообщает беженцам, что от жесткого гамма‑излучения почти всё сломалось, но шансы что‑то исправить в ручном режиме еще есть. Стыковка проходит в автоматическом режиме, и люди оказываются на борту корабля, питающегося от резервных батарей. Да, следует добавить, что на подлете челнок транслирует немного полезной информации о корабле и его текущем состоянии. Далее, руководствуясь индивидуальными подсказками корабля, новый экипаж приступает к «оживлению» систем, чтобы улететь из опасного места, причем времени на раздумья не так уж и много.

Шлюз (проект)
Шлюз (проект)

Внутри космического корабля — функциональные отсеки: управление источником энергии, электропитания, навигации, систем жизнеобеспечения, командный пункт, биолаборатория (стоит ли говорить, что там тоже неспокойно?), управление двигателями, отсек дальней связи. В иллюминаторах можно увидеть окружающее пространство. На пультах все, что нажимается, имеет свое назначение, экраны отражают текущий статус систем и результаты управляющего воздействия. Ни единого муляжа! Системы корабля взаимосвязаны, а все действия членов команды подчинены единой логике.

Схема расположения модулей
Схема расположения модулей

Полезная площадь корабля составляет около пятисот квадратных метров, которая вмещает в себя все перечисленное и еще несколько отсеков и шлюзов. Предполагается, что на корабле сохранилась система искусственной гравитации, поэтому по потолку ходить не придется. Тем не менее, в проекте заложены технические решения, которые позволят физически ощутить некоторые, скажем так, события.

Бортовой ПАК корабля несколькими способами отслеживает каждого участника команды, маршрутизирует его и дает пошаговые рекомендации, что и зачем делать. То есть не только руководит участником, но и дает пояснения. У каждого будут свои задачи.

Кроме того, участники имеют при себе портативные устройства, которые дополнят источники параметров определения индивидуального уровня стресса. Для самых продвинутых участников задачи усложняются, для тех, кому сложно — упрощаются, при этом в режиме реального времени мониторится каждый участник команды и группы в целом с целью достижения успешного результата миссии. В некоторых ситуациях участникам понадобится проявить коммуникативные навыки и человеческие качества. Иногда придется принимать сложные человеческие решения.

Итак, на этом художественная часть описания окончена. Давайте немного приоткрою завесу базиса идеи.

Проект ПАК «Интерактивный космический корабль» создается с научным участием межотраслевой группой экспертов из флагманских организаций. Как вы можете догадаться, эти специалисты непосредственно связаны с тестированием и отбором операторов различных комплексов, где принятие верного решения является основным фактором успешного выполнения задачи и безопасности. Один из важных критериев оценки — уровень изменения когнитивных способностей испытуемого в условиях стресса различной интенсивности. Наша часть задачи сводится к обработке десятков косвенных параметров, их объединения, категорирования и получения мгновенного дискретного значения успешности участника. Часть параметров реально получить бесконтактно. Далее, переходя на уровень выше, мы формируем, скажем так, общий мгновенный уровень успешности команды, после чего вносим изменения в сложность миссии, изменяем уровень сложности индивидуальных задач и их таймингов.

Вы спросите: а как вы собираетесь загнать участника в стрессовую ситуацию? Довольно просто. Здесь нам помогут время и сложность выполнения текущей задачи, психологические, технические, логические отвлекающие факторы, факторы коммуникации между участниками команды.

Иными словами, одна из научно‑исследовательских задач ПАК — оценка психоэмоциональной выносливости человека, его умения справляться с нагрузкой заданной величины и продолжительности, проведение унифицированного срезового тестирования:

  • определение области психоэмоциональной продуктивности человека;

  • разработка комплекса нагрузочных проб или заданий с возможностью варьирования объема и темпа, исходя из начального определения уровня психологической структуры личности, а также ее психофизилогических особенностей деятельности.

Побочным, но крайне ценным результатом проекта является возможность получения массива обезличенных данных участников, обработка которых, как мы предполагаем, позволит получить самим участникам новые знания о себе, а также посмотреть, как группа незнакомых друг с другом людей может действовать в состоянии стресса. Обобщенные результаты статистической обработки также могут иметь прикладную ценность для совершенствования общества.

Мы видим проект в качестве интерактивного научно‑просветительского комплекса, возрастной категории 7+, с годовой пропускной способностью до ста пятидесяти тысяч человек. Проведенные ранее исследования и опросы вселяют оптимизм относительно спроса на новое развлечение в силу его некоторой новизны. В то же время, это офлайн-проект, имеющий ограничения по посещаемости как в силу локализации, так и в силу собственной пропускной способности. Если говорить об инновационности, то скорее всего — это новая мелодия, состоящая из тех же семи нот, но, скажем так, более современная.

Буду признателен за конструктивные идеи, связанные с нашим проектом.

Комментарии (18)


  1. HotPaganini
    01.11.2023 12:26
    +1

    Очень классно. Оффлайн проекты, безусловно, в ближайшее время будут только более востребованы. Я бы с огромным удовольствием понажимал там кнопочки. А как будете наказывать тех, кто не управился в отведенное время? Не забудьте про эпилептиков, так что лучше злостно лампочками мигать не.


    1. EvgenyTFT Автор
      01.11.2023 12:26

      Спасибо за отклик! По таймингам предполагается помогать участнику если у него возникают сложности и поэтапно "двигать" его к "выходу" закрывая за ним "двери". Степень падения когнитивных способностей мы будем видеть в реальном времени по мере, скажем так, корректных действий, а также по совокупности данных телеметрии уровня стресса.


  1. avshkol
    01.11.2023 12:26
    +1

    Как тренажёр для корпоративных команд - отличная идея... Думаю, еще и очередь выстроится, если сутки будут не дороже 10 тыс руб с человека...

    Можно сделать лайт-вариант на несколько часов и варианты на сутки, трое, неделю (например, за это время участникам нужно выучить незнакомый язык программирования и хакнуть системы корабля, обучить и приручить ИИ-помощника корабля, собрать разобранный блок управления двигателем из инструкции на 150 страниц, включая пайку и 3d-печать деталей)...

    Но тогда придётся делать туалет, место для беспокойного сна, запасы еды, дежурных охранников или газ для усыпления буйных, дежурного врача и психолога...


    1. EvgenyTFT Автор
      01.11.2023 12:26

      Да, и так тоже можно, но это уж совсем жестко:) Такими темпами мы доберемся до сурдокамеры ЦПК. Все же эта история позиционируется как стресс и изменение когнитивных способностей в коротком (а иногда в ультакоротком) промежутке времени, когда на сцену выходит подсознание. Согласен, что длительные миссии тоже могут быть, но для них потребуется уже иной подход оценки результатов.


  1. Yukr
    01.11.2023 12:26
    +1

    хорошая затея, желаю удачи!

    если бы внезапно гас свет, и в это время подо мной затрясся пол (или стал надуваться) - я бы наверное испытал стресс... ))


    1. EvgenyTFT Автор
      01.11.2023 12:26

      Спасибо! Чтобы создать стресс совершенно не нужно пугать. Достаточно дать ограниченное время, неизбежность выполнения задания и один или несколько отвлекающих факторов. Собственно, например, авиационные неприятности в экипаже происходят как раз от быстротечной ситуации накапливающихся проблем и потеря пилотами контроля за событиями.


  1. GeorgeTudosi
    01.11.2023 12:26
    +1

    Какая крутая штука! Было бы интересно поучаствовать. Как можно вписаться в проект для усиления команды?


    1. EvgenyTFT Автор
      01.11.2023 12:26

      Напишите в личном сообщении в какой области Ваш интерес и скилы.


  1. GingerAle
    01.11.2023 12:26
    +1

    150000 человек в год - это 25 человек в час за 16-ти часовой рабочий день ежедневной работы, без перерывов. Звучит нереалистично.


    1. EvgenyTFT Автор
      01.11.2023 12:26

      Спасибо за замечание! Корабль несколько больше, чем указано на схеме. Указана максимальная пропускная способность, но при этом группы идут волнами. Продолжительность активности внутри около часа, при этом пока первая группа "подлетает" на спасательном челноке и получает первичные инструкции, вторая внутри оживляет источник энергии и совершает иные полезные действия, а третья уже улетает из опасного места. Они изолированы и состоят из 14 человек каждая, что вполне вписывается в 12 час рабочий день. А потом, кто сказал, что это будет всего один корабль в этом проекте?


  1. Vasiliy_S
    01.11.2023 12:26
    +1

    Даёшь Among Us оффлайн!


    1. ksbes
      01.11.2023 12:26

      SS13

      (обязательно завести помидоры!)


    1. EvgenyTFT Автор
      01.11.2023 12:26

      Ну не совсем так конечно, но по прохождению миссии можно будет посмотреть персональный отчет по эффективности действий игрока. Если получится, попробуем дать некую "карту подсознательных действий".


      1. ksbes
        01.11.2023 12:26

        Можно попробовать запустить "подсадную утку". Или просто выдать одному из участников персональное задание по саботажу.


        1. EvgenyTFT Автор
          01.11.2023 12:26

          В современном мире ( и нескольких незнакомых друг с другом участников, стрессе, лимите времени, кто там будет разбираться) мы ( чтобы не тратить деньги на лишний персонал, так как все бегают по кораблю как шальные) можем эмулировать виртуального игрока, который будет пакостить в том отсеке где никого нет. Хотя, как тут обсуждалось, более простым способом может быть слегка неадекватный ИИ корабля.


  1. HiLander
    01.11.2023 12:26
    +1

    А для самых крутых команд предусмотрен режим когда ИИ корабля выходит из строя и начинает давать откровенно самоубийственные команды?


    1. EvgenyTFT Автор
      01.11.2023 12:26

      Самоубийственные нет, но будут, по крайней мере, два инструмента: корабль может сбивать с толку участника когда он совершает правильные действия ( на критическое мышление) и предложение бросить заблокированного участника и не рисковать собой так как это не рационально и рискованно.


      1. HiLander
        01.11.2023 12:26

        Как вариант добавить поломку системы оповещения (нет подсказок никому до конца восстановления) и/или ее перебои когда расслышать можно только часть текста (например пароля для инициации среди исполнителей процесса брутфорса))).

        И особым шиком, конечно, разделить команду (например, выдав всем наушники, или хотя бы нескольким, работающим в "Зоне тишины") и сначала произвести впечатление единого голосового помощника для всех, а потом потихоньку стравливать членов команды друг с другом давая диаметрально противоположные команды...