Почти настало время для шоу с массивной ракетой Starship от SpaceX.
SpaceX снова планирует утренний старт ракеты.
Ars Technica, Эрик Бергер, 04.11.2023

Starship собран и готов к полету, сообщает SpaceX. Credit: SpaceX
Starship собран и готов к полету, сообщает SpaceX. Credit: SpaceX

SpaceX объявила в пятницу, что компания планирует провести вторые летные испытания ракеты Super Heavy и ее верхней ступени Starship в «середине ноября».

Компания заявила, что дата запуска ожидает одобрения регулирующих органов, а это означает, что Федеральное управление гражданской авиации и Служба рыболовства и дикой природы США еще не завершили процесс экологической экспертизы ракеты и ее стартовой площадки, окруженной водно-болотными угодьями в Южном Техасе.

Тем не менее, заявление SpaceX указывает на то, что компания полагает, что может вскоре получить одобрение регулирующих органов. Это согласуется с тем, что источники сообщили Ars: федеральное одобрение второго запуска Starship близится к завершению.

Первый полет, не самый лучший

Первый полный комплект Starship, включая его ускоритель Super Heavy, стартовал из Южного Техаса 20 апреля 2023 года. Ракета стартовала, несмотря на то, что три из 33 ее основных двигателей Raptor не заработали при старте. Еще три двигателя отказали во время подъема, и через пару минут ракета была окончательно уничтожена системой прекращения полета, когда она отклонилась от курса. Тем не менее SpaceX получила ценные данные.

Проблемы были не только с ракетой, но и со стартовой площадкой. Компания построила свою первую пусковую башню без пламегасителя и других конструкций, позволяющих снизить ущерб от 33 мощных двигателей. В результате стартовой площадке был нанесен значительный урон, а энергия запуска выбросила бетон в окружающие водно-болотные угодья.

 За прошедшие с тех пор месяцы SpaceX с характерным для нее быстрым темпом полностью перестроила стартовую площадку и установила систему водяного подавления звука, чтобы ослабить энергию взлета. Часть проверки, проводимой Службой рыболовства и дикой природы, направлена ​​на то, чтобы убедиться, что эти меры позволят адекватно смягчить взрывную силу зажигания ракеты и ее отлета от стартовой площадки.

Будет жарко

SpaceX снова нацелился на утренний старт ракеты, возможно, около 8 часов утра по местному времени в Южном Техасе (14:00 UTC). Источники сообщили Ars, что самая ранняя возможная дата запуска — 13 ноября, но ничего не решено окончательно.

График и профиль полета, опубликованные компанией в пятницу для второго летного испытания, аналогичны апрельским испытаниям, предусматривающим 90-минутный полет верхней ступени Starship, которая должна почти завершить полный оборот по орбите, прежде чем приводниться в Тихий океан возле острова Кауаи.

Одним из заметных изменений является добавление кольца «горячего разделения» между ускорителем Super Heavy и верхней ступенью Starship. Этот метод потребует зажигания двигателей Starship Raptor до того, как верхняя ступень отделится от первой ступени Super Heavy. Это технически сложнее, чем ожидание разделения ступеней, но в конечном итоге приведет к увеличению вероятности вывода Starship на орбиту.

«Очевидно, что это приведет к разрушающему воздействию на ракету-носитель, поэтому вам необходимо защитить от пламени двигателей верхней ступени верхнюю часть Super Heavy», — заявил ранее в этом году основатель SpaceX Илон Маск, добавив, что изменение конструкции позволит увеличить грузоподъемность ракеты Starship примерно на 10%.

SpaceX не будет пытаться посадить ни первую, ни вторую ступень в этом полете. Вместо этого цель состоит в том, чтобы доказать летные возможности сверхтяжелой ракеты и, если произойдет разделение, характеристики Starship. По словам Маска, вероятность того, что Starship достигнет цели в этом полете, составляет около 60%.

В любом случае, это будет настоящее шоу.

Перевод: Александр Тарлаковский (блог tay-ceti.space)
Оригинал: It’s almost showtime for SpaceX’s massive Starship rocket (SECOND TIME'S THE CHARM?)

Эрик Бергер – автор книги «Старт. История успеха SpaceX. Илон Маск и команда» (Liftoff: Elon Musk and the Desperate Early Days That Launched SpaceX).

Комментарии (14)


  1. PuerteMuerte
    04.11.2023 16:01
    +3

    Где вариант ответа "Может быть"? :)


    1. anapogo
      04.11.2023 16:01
      +1

      Да ладно Вам, пессимист. - Show Must Go On ????


  1. mk2
    04.11.2023 16:01
    +18

    До Земли долетит точно.


  1. AnatolyEmelin
    04.11.2023 16:01
    +29

    Пусть у них все получится.


  1. ssj100
    04.11.2023 16:01
    +2

    Ну чтож, удачи !!!


  1. MaximRV
    04.11.2023 16:01
    +1

    а интересно, что соотношение в голосовалке у статьи примерно соответствует оценкам руководителя компании. 65.7% по состоянию на 3:28 UTC


  1. Zhuikoff
    04.11.2023 16:01
    +1

    ".. к своего рода взрыву" - машинный перевод!?

    "это поджарит ускоритель"?


    1. tarlakovsky Автор
      04.11.2023 16:01
      +1

      "Поджарит" - не годится.
      blasting = подрывной, взрывчатый, взрывной, губительный, струйный, разрушающий, взрывающий
      Может быть "приведет к разрушающему воздействию" - более правильный вариант.
      Исправил.


      1. Valerij56
        04.11.2023 16:01

        Я бы сказал "это, возможно, приведёт к разрушающему воздействию" или "это, возможно, приведёт к разрушению". За прошедшие месяцы проставка между ускорителем и Старшипом (или первой и второй ступенью в нашей традиции) претерпела уже несколько итераций, как раз для того, чтобы горячее разделение не привело к разрушению ускорителя. Другое дело, что это как раз надо проверить в процессе запуска.


  1. vassabi
    04.11.2023 16:01

    1) эх, если бы все так умели - превращать лимоны (взрывы ракет первых серий) в лимонад (в яркие и красочные шоу со взрывами, вместо бурчания "столько народных денег на ветер бросают!!")

    2) не нужно забывать - для чего строится и функционирует этот "аттракцион с фейерверками". Где конкуренты, где соревнование? Или все рассчитывают бороться с будущим монополистом при помощи "красного флага" перед повозкой ? Как только Маск сможет вывести завод в астероиды\на луну, вы знаете в каком гробу он будет видеть разрешения ФАА и "фондов дикой природы и рыболовли" на запуски ?


    1. Valerij56
      04.11.2023 16:01

      1) Полностью согласен.

      2) Надо понимать, что уже сейчас, при нынешней частоте запусков Фалькона-9, производство полезной нагрузки не обеспечивает полной загрузки пусковых мощностей. Все ждут начала эксплуатации Старшипа, и объявления цен на его запуски. Тем не менее готовятся к запускам Вулкан и New Glenn, так что с конкурентами всё будет в порядке.

      3) Увы, на восточном побережье Штатов свободного места для космодрома для регулярных запусков Старшипа нет. Рано или поздно Маску придётся строить искусственный остров на сваях в Мексиканском Заливе, слава богу там мелко.


  1. Dolios
    04.11.2023 16:01

    «Очевидно, что это приведет к разрушающему воздействию на ракету-носитель, поэтому вам необходимо защитить от пламени двигателей верхней ступени верхнюю часть Super Heavy», — заявил ранее в этом году основатель SpaceX Илон Маск, добавив, что изменение конструкции позволит увеличить грузоподъемность ракеты Starship примерно на 10%.

    Нужно ставить дополнительную теплозащиту (лишняя масса). Интересно, как при этом у них увеличится грузоподъемность ракеты при прочих равных?


    1. vassabi
      04.11.2023 16:01
      +2

      мне кажется - у него сейчас задача, чтобы оно просто продемонстрировало выход на орбиту.

      а там уже можно будет допиливать - посадку, вхождение в атмосферу, стыковку с расстыковкой и т.д.

      Нужно просто больше запусков - вместо большего ожидания


    1. Valerij56
      04.11.2023 16:01
      +1

      Маск снова пытается решить проблему итерациями, сейчас он не использует теплозащиту, но в проставке теперь есть днище, которое должно защитить механизмы управления плавниками ускорителя и другое оборудование, размещённое над топливными баками. Насколько это получится - будем наблюдать.

      Грузоподъёмность увеличивается так как исключается баллистическая пауза во время разделения, когда Старшип и Ускоритель летят по инерции, с выключенными двигателями.

      И, безусловно, теперь Маск планирует сначала научить Старшип летать в одноразовой конфигурации, и, как можно быстрее, перейти к запускам полноразмерных Старлинков-2 (или уже Старлинков-3?).