Корни моей любви к туризму уходят в далекое прошлое, когда мне исполнился первый год жизни — тогда меня первый раз родители взяли в поход в горы. Годы шли, география путешествий множилась, а походный набор оставался примерно одинаковым, за исключением того, что техника обновлялась: палатки стали не брезентовые, а синтетические (гораздо легче и компактнее), спальники стали меньше и теплее, а деревья больше… И только одно, источник света, был без изменений — фонарик с галогеновой лампой. Садились батарейки быстро, а свечи в палатке использовать категорически нельзя, так как палатки горят особенно быстро. Только с появлением достаточно мощных светодиодов проблема начала решаться.
Я вырос, а любовь к туризму осталась — я успел поспать в палатке в Булонском лесу, эта же палатка прикрывала от ветра на Лазурном берегу средиземноморского побережья, укутывался в спальник в Карелии, спал на пенке на южном берегу Крыма. И везде, так или иначе, возникал вопрос организации электроснабжения: зарядить фотоаппарат и камеру, обеспечить питанием ноутбук для продолжения работы, включить музыку (хотя я и не любитель музыки на природе), зарядить шуруповерт (приходилось работать в пути), ну и обеспечить лагерь ночным освещением. В общем, источник энергии нужен всегда.
Я давно увлекаюсь автономными источниками энергии и солнечной энергетикой, о чем даже написал немало публикаций, а в этом году в мои руки попал Мобильный Источник Энергии (МИЭ Travel). Но поскольку это был тестовый экземпляр, было бы неверно писать о нем сразу, но теперь я получил серийный образец и с радостью поделюсь опытом. Это будет особенно интересно в преддверии Нового Года (для меня это оказался отличный подарок) и очень актуально в связи с энергетическими событиями на территории полуострова Крым.




Летом, когда состоялся проект ПЛОТ у Алексея Земскова и мне довелось поучаствовать в реализации солнечной электростанции, я увидел тестовый экземпляр мобильной солнечной электростанции.



Сейчас серийный образец мобильной солнечной электростанции выглядит так:



Комплектация такого чемоданчика довольно богатая:
1. 4 светодиодных лампы с креплением
2. кабель зарядки от прикуривателя автомобиля
3. кабель зарядки от солнечных батарей (10 м)
4. кабель прямого подключения к аккумулятору
5. кабель подключения к МИВ Crystal (мобильная система очистки воды, о ней напишу отдельно)
6. нож с ножнами и креплением на бедре
7. специальная походная зажигалка

Фотографии комплектации
1. 4 светодиодных лампы с креплением



2.кабель зарядки от прикуривателя автомобиля


3.кабель зарядки от солнечных батарей (10 м)


4. кабель прямого подключения к аккумулятору


5. кабель подключения к МИВ Crystal (мобильная система очистки воды, о ней напишу отдельно)


6. нож с ножнами и креплением на бедре


7. специальная походная зажигалка



Сам чемодан обладает завидными техническими характеристиками(взято с сайта производителя):
Корпус из особо прочного пластика
Встроенный аккумулятор (АКБ): ёмкость 36 Ач*12 В
Инвертор напряжения: выходное напряжение 220 В, 500 Вт
Солнечный контроллер МРРТ 12/24 В 15 А (позволяет заряжать АКБ и в пасмурную погоду).
Рекомендуемые солнечные панели: выходное напряжение 12В или 24В мощность до 200 Вт (приобретаются отдельно).

Теперь осмотрим чемодан со всех сторон. На каждом торце есть различные разъемы.
С одной стороны:
1. розетка 220 В
2. Разъем подключения к клеммам авто (кабель 4 в фото выше)
3. 4 разъема для подключения светодиодных ламп
4. обычный разъем автомобильного прикуривателя
5. общий автомат-выключатель всей системы
6. выключатель инвертора 220В с индикаторами работы и перегрузки


С другой стороны:
1. разъем подключения солнечных панелей
2. разъем подключения внешнего зарядного устройства (подойдет любое зарядное устройство для ноутбука с подходящим разъёмом)
3. разъем USB
4. вентиляционное отверстие


Чемодан весит порядка 15 кг, выполнен из крепкого пластика с надежными защелками и имеет довольно компактные габариты.
В видео периодически фигурирует экранчик на верхней части чемодана. На нем отображается текущее напряжение аккумуляторов и баланс тока: если баланс положительный и встроенный аккумулятор заряжается, то цифры будут с положительным значением. Если же потребление энергии будет больше, чем поступление, то значение тока будет отрицательным. Очень любопытно наблюдать за изменением цифр при работе приборов и ярком солнце.
Также надо отметить наличие стандартного автомобильного прикуривателя. Так как у каждого автолюбителя найдется немало техники, заточенной под эксплуатацию в авто, то и этот разъем наверняка не будет пустовать. К примеру, есть автомобильные кипятильники и чайники, телевизоры с питанием от 12В. Лагерь можно оснастить системой видеонаблюдения, подключив к этому чемоданчику видеорегистратор. Да мало ли устройств можно запитать, если не заводя при этом автомобиль?

Фотографии с 4 сторон






Выше я упоминал, что в комплект поставки входит кабель подключения к прикуривателю автомобиля. Это не только позволяет подзарядить встроенный аккумулятор на ходу, но и задействовать инвертор, оснастив машину розеткой на 220В. Я как-то наблюдал, как в дороге пользовались мультиваркой(мощность 350 Вт):



Его можно использовать как носимый аккумулятор с инвертором, так и постоянный источник энергии, как это делали мы летом в лагере. Но для этого надо добавить солнечные панели мощностью до 200 Вт, так как солнечный контроллер на 15А больше просто не сможет обработать. Да и средняя выработка панелей в летний солнечный день составит около 1.5 кВт*ч и этой энергии хватит зарядить аккумулятор, все гаджеты лагеря и еще останется. Надо отметить, что солнечный контроллер обладает поддержкой MPPT, а значит, солнечные батареи можно подключать последовательно для большего напряжения, что в целом увеличивает КПД системы (меньший ток, тоньше провода, меньше потери, возможность зарядки при рассеянном свете). Солнечные батареи можно выбрать любые, но со стеклянным покрытием они довольно таки габаритные и тяжелые, а производитель предлагает компактную сдвоенную солнечную панель — ее толщина в сборе не превышает 4 сантиметров — это в самом широком месте и только из-за металлической ножки. Весь комплект легко помещается даже в багажнике компактного автомобиля. Я перевозил ее на Mitsubishi Colt.


Ради эксперимента я попробовал завести автомобиль от этого чемоданчика. Чтобы было честно, машина всю ночь простояла на морозе, аккумулятор сняли и подключили чемодан. Что из этого вышло-на видео:


Ноутбуки, телефоны и фотоаппараты заряжались исправно, но стало любопытно, как чемоданчик перенесет работу с электроинструментом. Испытания начались с электролобзика и болгарки:


Видео наглядно демонстрирует работу электроинструментов и самостоятельную перезагрузку чемоданчика даже после перегрузки. В случае с болгаркой вопрос решился просто: меньший нажим и аккуратная работа с оборотами двигателя позволили, в конечном итоге, перепилить лист, а затем и арматуру.

Походы иной раз бывают на заметном удалении от цивилизации и на довольно продолжительное время, поэтому возникла мысль запустить от чемоданчика хлебопечь, ведь гораздо проще выпечь хлеб на месте, чем каждые несколько дней ездить в ближайший населенный пункт за свежим хлебом. Хлебопечь у меня Moulinex Uno с заявленной мощностью 700 Вт. Напомню, что чемоданчик Микроарт МИЭ оснащен инвертором на 500 Вт. Эксперимент вышел интересный. Пока прогревался ТЭН в хлебопечке, инвертор периодически уходил в перегруз, но через мгновенье включался и хлебопечь продолжала работать. Когда же ТЭН нагрелся и потребляемая мощность несколько снизилась, инвертор перестал выключаться. Надо предупредить, что за время выпечки (3 часа) хлебопечь потребляет около 600-650 Вт*ч, то есть солнце должно светить очень хорошо, чтобы восполнять энергию в аккумуляторах, которой всего 432 Вт*ч, если высадить аккумуляторы полностью. Поэтому надо либо подключить чемоданчик к автомобильному аккумулятору, либо подогнать запуск выпечки к ясной и солнечной погоде, чтобы солнечные батареи трудились вовсю.
С помощью ваттметра я зафиксировал мощность, при которой инвертор уходил в перегруз: 539 Вт.



Заключение
В целом, устройство показало себя очень стабильным и производительным: возможности питания инструментов и приборов вполне достаточны для походного варианта, несколько способов зарядки не оставят без электричества, а богатая комплектация позволит и машину завести, и лагерь осветить, и костер разжечь, и мясо для шашлыка нарезать (не забываем про турбо-зажигалку и нож). Полагаю, что комплект чемодана и тонких солнечных панелей пополнит мой походный скарб без особого ущерба места в багажнике, а вопрос с энергообеспечением будет снят надолго.

Напоследок, несколько фотографий летней эксплуатации этой мобильной электростанции. Полный туристический комплект:



Комплект в работе:



Вид с воды на лагерь:

Комментарии (27)


  1. vvmk
    01.12.2015 09:35
    +2

    Обзор интересный, фото со всех сторон тоже хорошо, но что же у него внутри?


    1. shuvaevgl
      01.12.2015 10:28
      +2

      Аккумулятор, инвертор, солнечный контроллер, предохранители, провода… Просто и работает.


      1. vvmk
        01.12.2015 14:59
        +1

        Интересует именно техническое устройство, функциональные блоки и так ясны.
        Если это коммерческая тайна-так и скажите.


        1. shuvaevgl
          01.12.2015 21:10

          Производитель выразил четкую позицию не публиковать фотографии устройства, но технические характеристики и функционал я могу расписать


          1. IRainman
            02.12.2015 10:21
            +1

            Хорошо, тогда, хотя бы опубликуйте типы используемых батарей (химия хотя бы), а так же типы инверторов и принцип работы контроллера заряда (тип контроллера заряда), ибо они бывают разные и от этого сильно зависит эффективность. Всё это одной табличкой. Пока же обзор обзором, но кота в мешке покупать лично я не стану, да и обзор без этих подробностей не интересен, уж простите.


            1. shuvaevgl
              02.12.2015 11:48
              +1

              Аккумуляторы гелевые 2х18 Ач, инвертор с модифицированным синусом мощностью 500 Вт.
              Про солнечный контроллер я уже писал — работает по технологии MPPT, то есть позволяет подключать солнечные батареи с напряжением выше аккумуляторов.


              1. IRainman
                02.12.2015 16:44

                Благодарю, теперь стало интересно и понятнее, однако смущает следующее: насколько вижу по конструкции ни о какой пыле/влагозащите чемоданчика речь не идёт, как предлагаете эксплуатировать установку в условиях с только с палаткой? На счёт солнечных-батарей я не волнуюсь ибо складные решения (до уровня примерно листа A3) на рынке есть, в т.ч. и на значительную мощность. В тоже время чемодан по виду мочить даже хорошей росой не стоит ибо розетки наружу, разъёмы и автомат тоже, да и воздушное охлаждение тоже смущает. Не требую от чемодана возможности погружения в ручьи и озёра, но уж от дождя и влаги (не тропического ливня) защиту всё таки хочется, чтобы можно было снаружи на рюкзак карабином пристегнуть например. Посему вопрос: есть ли более приспособленные к суровым реалиям отдыха в совсем диких условиях модели чемодана?

                Для меня это по истине ключевой вопрос ибо местами при путешествии в горы и леса там такие места есть, что даже лошадь или даже более мелкий ишак не везде пройдут, а машины нужны вообще волшебные из серии танков, притом из особой породы, которые умеют ещё и по склонам лазить :)


                1. shuvaevgl
                  02.12.2015 16:54

                  Чемодан можно как в машине оставить, так и пакетом накрыть — на солнце ему жарковато будет, но мы ведь говорим о дожде. Он габаритами совсем не велик, почти любой целлофановый пакет из супермаркета накроет. Есть еще для фото-кофров пакеты с резинкой — мало места занимают и влагозащищенные. Вот фото для наглядности:
                  image


                  1. IRainman
                    02.12.2015 17:00

                    Меня в целом конструкция смущает, накрыть то можно, но при высокой влажности ведь внутри будут, буквально, лужи конденсата, ведь розетка, разъёмы, автомат и отверстие для вентиляции всё не герметичное по своей конструкции. Опять же я понимаю желание производителя не показывать начинку, но без знания как внутри чемодана сделана защита электроники от влаги уже просто эксплуатировать такой прибор при перепадах температур боязно, не говоря уж о длительных забросах в глухомань.


                    1. shuvaevgl
                      02.12.2015 17:06

                      Ваш автомобиль будет стоять в такой же глухомани, под капотом будет тот же конденсат, а машина все равно заведется и ничего не перемкнет. Напряжения и токи там не такие уж и большие, чтобы произошло КЗ. Конечно, если машину загнать в речку, утопив капот, то можно и электронику пожечь. Так и тут: конденсат выпадет на внешних стенках или внутри — при нагреве чемодана на солнце все испарится через вентиляционное отверстие.
                      Честно говоря, при отдыхе на берегу Волги, даже не заморачивались на эту тему: влажность высокая, с утра на палатках была роса, а чемодан как стоял на берегу, так и простоял там все время — работает до сих пор.
                      На чемодане стоит автомат на 63А — это по постоянному току. От КЗ на клеммах аккумуляторов также стоят плавкие предохранители. В инверторе стоит свой плавкий предохранитель.


  1. Alexeyslav
    01.12.2015 10:53
    +1

    Зажигалкой поиграться и выкинуть от греха подальше. Китай… у меня 3 такие штуки в итоге потрескались через год крайне редкого использования с разгерметизацией.
    Лучше положить в комплект «газовую спичку» с металлическим корпусом, или более серьёзную(внушительную) китайскую горелку.

    Солнечные панели во сколько обошлись?


    1. shuvaevgl
      01.12.2015 11:00
      +2

      Газовая спичка- это зажигалка с длинным носиком?
      Солнечные панели, которые на фото — 24800


      1. Alexeyslav
        01.12.2015 13:37

        Дороговаты панельки выходит…
        Газовая спичка… ну их по разному называют, я имею в виду сверхкомпактные прямые газовые горелки напоминающие спичку, раньше я их видел в продаже(лет 5..7 назад) а сейчас их нет, но они являются основой любого газового паяльника. И только в металлическом корпусе они способны работать непрерывно дольше 20 секунд, остальные пластиковые ИМХО не могут работать дольше без вреда для конструкции.
        Китайские не нравятся еще тем что немного поработав буквально 1-2 заправки и работа становится возможной только на максимальном положении клапана, а все остальные положения недостаточны для поддержания пламени. И зажигается на холодную не сразу, а после длительного прогрева не сразу прекращается огонь.

        что-то вроде такого http://vpohod.in.ua/img/catalog/real/KT-2202.jpg только полностью алюминиевая ни одного пластикового элемента и автономная. Свои 5..10 минут горения обеспечивает, спустя годы использования.


        1. shuvaevgl
          01.12.2015 21:11

          Все удовольствие в том, что можно подключить абсолютно любые панели. Можно взять жесткую панель со стеклом и рамкой и закрепить на крыше авто — больше свободного места в багажнике


          1. Alexeyslav
            02.12.2015 00:44
            +1

            Если есть авто, зачем солнечные панели? Электричество от ДВС может быть получено быстрее и дешевле чем от солнечных панелей.
            Солнечная энергия становится выгодой только в том случае когда других источников энергии нет под рукой.


            1. shuvaevgl
              02.12.2015 11:51

              Ну авто не всегда эффективно использовать, если Вам нужно немного энергии, но в длительный период- все время движок гонять нерационально, а недоглядеть и высадить аккумулятор — это запросто. Потом можно и не завести машину для заряда аккума.
              Вторая причина — Шум работающего двигателя или генератора.
              Третья причина — Чемодан можно перенести с места на место в лагере, машину же двигать в разбитом лагере проблемно.
              Четвертая причина — Солнечные панели — это лишь один из источников заряда для аккумуляторов. Можно использовать для заряда солнечную панель, прикуриватель авто, просто аккумулятор авто, зарядку ноутбука (дома). То есть получается носимая электростанция со своим аккумулятором.


              1. Alexeyslav
                02.12.2015 12:13

                Я говорю про то что если на природу выбрались на авто, то быстрее надёжнее и дешевле заряжать аккумулятор именно от авто, не нужно для этого возить на крыше солнечные панели которых может и не хватить для зарядки светового дня. Один час работы двигателя — условно сутки работы солнечных панелей. И работа двигателя не будет зависеть от погоды.


                1. shuvaevgl
                  02.12.2015 13:00
                  +1

                  Скорость зарядки аккумуляторов должна быть регламентирована для нормальной эксплуатации. Время зарядки почти всех аккумуляторов, кроме литий-ионных составляет 10 часов с током 0.1С(емкость аккумулятора). Поэтому зарядить за час от авто — это вскипятить аккумулятор и снизить его ресурс вдвое.


  1. sfrolov
    01.12.2015 11:29
    +1

    Как я понял, солнечная батарея складывается только один раз, и ее надо перемещать в этой картонной упаковке, что на фото под батареей?


    1. shuvaevgl
      01.12.2015 11:37
      +2

      Да, она складывается на манер книжки, элементами внутрь, чтобы не повредить. В коробке она продается, можно транспортировать в ней, а можно и просто в багажник кинуть.


  1. lostpassword
    01.12.2015 13:25
    +1

    Кошка на фотографии тоже на природу выезжает?)


    1. shuvaevgl
      01.12.2015 21:11
      -1

      Кот мелкий, пока осваивает скрадывание в снегу. Сам белый и снег такой же. Если не шевелится-очень сложно найти на поляне.


  1. Celtis
    01.12.2015 14:04
    +1

    Рекомендуемые солнечные панели: выходное напряжение 12В или 24В мощность от 200 Вт (приобретаются отдельно).
    Но для этого надо добавить солнечные панели мощностью до 200 Вт, так как солнечный контроллер на 15А больше просто не сможет обработать.
    Так «от» или «до»?


    1. shuvaevgl
      01.12.2015 21:12

      Спасибо. ТТХ взял с сайта производителя, пропустил


  1. 029ah
    01.12.2015 15:12

    Очень странно, что нет какой-либо защиты от дождя, особенно в таком суровом на вид кейсе.


    1. shuvaevgl
      01.12.2015 21:13

      Защита от брызг вполне достойная: он стоял под падающим снегом, снег на нем таял. От воды не убережет, а от капель-легко


  1. Sadler
    02.12.2015 13:01
    -1

    Мне фотографии панели напомнили известную оптическую иллюзию с решёткой и чёрными (белыми) точками.