image

Угроза того, что роботы отберут у нас работу, сейчас становится всё более актуальной. Искусственный интеллект становится всё более развитым. Если говорить о ресторанных услугах в Китае, то роботы-официанты уже существуют.

image

Можно ли считать это приговором для официантов-людей в китайских ресторанах? Скорее нет, чем да.

Владельцы заведений, которые хотят заменить персонал, не испытывают нехватки предложения: 169 разных продавцов выставили на продажу роботов-официантов на Taobao. Но, согласно статистике, ни один не был куплен.

image

Это может быть немного удивительным, учитывая, что большинство роботов способны заменить официантов-людей для работы с клиентами, если верить поставщикам. Они могут перемещаться по ресторану, не наезжая на посетителей, приветствовать их на входе, говорить о блюдах  и даже кое-что другое, например, проигрывать музыку.

Так почему же их никто не покупает? Продавцы на Taobao не хотят отвечать на этот вопрос, заявляя, что они используют также и другие каналы.

image

Одной из причин может быть стоимость роботов. В долгосрочной перспективе роботизированный официант окупится, если он заменит человека, но начальная стоимость очень высокая. В среднем такие роботы стоят $9400 – меньше, чем среднестатистическая зарплата официанта-человека в Китае за год.

image

Ещё одной причиной может быть то, что технология пока не оптимальная – робот-официант способен выполнять базовые задания, но не справится с неожиданными ситуациями, не чувствует настроения клиентов, чтобы подстроиться под них, не способен попытаться успокоить обозлённого посетителя и извиниться за ошибку и т. д. Роботы, вероятно, в состоянии делать основную работу типичного официанта, но не могут решать небольшие человеческие вопросы, с которыми сталкивается официант во время своей смены.



Впрочем, наиболее вероятно, официанты-роботы просто кажутся холодными и бесчеловечными. Особенно в Китае, где межличностные взаимоотношения являются очень важными и никто не ходит в ресторан, чтобы пообщаться с роботом. Робот-официант может быть из разряда тех вещей, которые помогают привлечь в заведение новых клиентов (как в Таиланде ресторан Hajime Robot Restaurant), но трудно представить себе, что такие машины смогут обрести популярность среди постоянных клиентов.



Вне сомнения, эпоха роботов уже наступила. Крупнейший застройщик в стране недавно сообщил, что заменит ещё больше рабочих роботами. Но в ресторанном бизнесе, по крайней мере пока, человеческие качества кажутся одними из главных.

Комментарии (9)


  1. i360u
    01.12.2015 13:18
    +10

    В какой момент тележка с моторчиком становится роботом? Когда к ней прикрепят айпад? По моему, роботы конечно грядут, но то, что сейчас показывают на выставках и пытаются продавать как «роботов» — это нечто нелепое, беспомощное и бессмысленное.


    1. Sudno
      01.12.2015 16:09
      +6

      И к тому же имеющее совершенно непонятно зачем гуманоидную форму. Уж лучше бы это была просто коробка с колесиками.


  1. alltiptop
    01.12.2015 13:32

    Они всё равно смотрятся все очень дёшево, какими бы высокотехнологичными не были.


  1. ivan386
    01.12.2015 14:31

    Надо чтобы разговаривал с клиентами живой официант который будет отображаться на экране робота.


  1. Sudno
    01.12.2015 16:17
    +1

    Мне кажется, место роботам — на производственной линии, а так же на других монотонных задачах (уборка, покраска и т.п.). В сфере где нужно общение с клиентами робот — это проигрыш (по крайней мере, пока).


    1. nochkin
      01.12.2015 20:32
      -2

      Если у робота будет горячий утюг, то общение с клиентом может пойти намного продуктивнее.


  1. GarryC
    01.12.2015 16:47
    +1

    21 век, 2015 год, Карл.
    И супер роботы, которые даже на видео работают в разы (а то и на порядок) медленнее человека. И вот кому он на фиг сдался такой?


  1. just_prepod
    01.12.2015 16:48

    А по-моему наоборот, разгневанных посетителей будет меньше — не на железку же им злиться. А те, кто любят помыкать официантами просто не будут ходить в заведения с роботами.


    1. c01nd01r
      02.12.2015 13:37

      Ну не знаю… Уж лучше пускай меня обслуживает симпатичная официантка, чем какой-то робот.