Речь пойдет о небольших региональных digital-агентствах и веб-студиях с оборотом 1-1,5 млн в месяц (без учёта рекламных бюджетов, разумеется).

Я сразу хочу подчеркнуть, что это не теория, и я понимаю о чем говорю: я работал по найму в подобных студиях и два года руководил своим агентством, которое до сих пор успешно работает, но уже без меня.

Рынок и игроки 

Те, кто хотя бы раз изучал предложения, понимают, что даже в регионах игроков на этом рынке великое множество. Тут есть услуги на любой вкус и кошелек. Этот рынок называют низкодисперсионным — ни у одного игрока тут нет и 1% рыночной доли, даже у самых крупных столичных агентств.

Всё дело, на мой взгляд, в очень низком пороге входа и совершенно некомпетентном рынке. Чтобы «стать digital-агентством» вы должны сменить статус ВКонтакте и в целом хватит. По сути, любой кто хоть что-то смыслит «в этих ваших интернетах» называется интернет-маркетологом, и при определённой смекалке без труда находит себе парочку небольших клиентов.

Половина из таких агентств не имеет ни офиса, ни сотрудников. Проще говоря, это старые-добрые фрилансеры, прячущиеся за «красивыми» логотипами. Они сами и аккаунт-менеджеры, и специалисты по контекстной рекламе, и программисты-разработчики, и собаку вашу выведут.

Бизнес понимает, что в интернете есть целевая аудитория, что контекстная реклама и социальные сети генерят их конкурентам клиентов, вот только как именно это делается, они не понимают. Специалисты же сыпят умными словами, без стеснения светят своими CTR-ами и, попросту говоря, втираются в доверие.

И вот по одну сторону барикад у нас бизнес, который пока слабо представляет себе как и что нужно делать, а по другую — специалисты, которые не намного лучше бизнеса понимают что делать, но убеждают всех и себя в обратном.

Я не хочу обидеть тех, кто действительно старается двигать рынок вперед. Кто упорно разжевывает клиентам тонкости рекламы и доводит их до результата. Но из всех специалистов, что я знаю, таких меньшинство. Большинство гонятся за сиюминутной прибылью — взять сейчас, а потом будь что будет.

Структура агентства 

Я знаю о чем говорю, потому что сам будучи специалистом возомнил себя предпринимателем. Мы сняли офис, сделали сайт — вот оно, восхождение будущего digital-короля. Я действительно верил в это и был уверен, что мы на верном пути.

Структура агентства выглядела просто, мы сами делали всю работу, но разработку сайтов отдавали на фриланс. 

Разработка простых сайтов

Один сайт стоил в среднем 20-30 тысяч рублей. Почему такой разброс? Тут уж как продадим.

Себестоимость складывалась из шаблона, купленного у перекупа за 1-2 тысячи рублей и работу фрилансера-программиста за 2-3 тысячи рублей. Иногда пару тысяч мы отдавали за контент, но в целом этом всё.

Чистая прибыль с такого проекта составляла, как правило, 15-20 тысяч рублей.

Контекстная реклама и таргет

Этим занимался я сам, поэтому чистая прибыль для агентства, как мы думали, вся сумма. Продавали мы таргет или контекст за 15 тысяч рублей, в нашем городе это средняя цена.

За что ещё платили

А это уже как карта ляжет: мы вели группы в соцсетях, настраивали CRM-системы, SEO-шили сайты и.т.д. В общем, подходили к задачам клиента максимально комплексно, проблема только была в том, что ресурсов у нас не было вообще ни на что.

Я хочу немного остановиться и сказать, что я не сидел с хитрой мордой и не думал, как бы облапошить клиента. Как раз наоборот: во мне всегда был дух справедливости, я был уверен, что мы стараемся и делаем правильно, ведь клиенту нужны все эти услуги! Только спустя какое-то время, после своего ухода я, наконец, осознал всю тяжесть своих поступков и ключевую причину, почему нормальные деньги так и не пришли.

Почему не было результата для обеих сторон? 

Для клиента тут очевидно не будет результата. Ведь политика работы была такова: что хочет клиент, то и нужно делать. Если вы тоже считаете что это правильно, что именно это и называется клиентоориентированность, то у меня для вас плохие новости: это воровство. 

Клиент, по определению, идёт к вам как к специалистам. И если он заказывает Яндекс.Директ, то плевал он на ваши настройки — он заказывает клиентский поток в свой бизнес. Настраивая даже хорошую контекстную рекламу на отвратительный сайт, вы убиваете результат еще в зародыше.

Делая «продающий» Landing Page клиенту на коленке, вы, по сути, просто воруете у него деньги. Я занимаюсь платным трафиком больше 5 лет, и видел всего парочку специалистов, которые реально делают продающие сайты. Которые рисуют структуру с пониманием, что и зачем они делают. 

Всегда, абсолютно всегда, это сводится к какой-то абстрактной продающей структуре сайта, возникающей непонятно откуда в голове у специалиста. А чаще всего структура выглядит таким образом:

  • Офер с кнопкой заказать

  • Описание услуги

  • Что мы еще делаем?

  • Отзывы

  • Закажите у нас

  • Футер с картой

Эту продающую структуру сайта я сделал за 5 секунд и бесплатно, готов спорить, что большинство мелких агентств сделают то же самое, но за деньги.

К чему я все это говорю? К тому, что если клиент платит вам деньги, он не диктует вам как и зачем что-то нужно делать. Вы говорите ему, как и зачем это делать, иначе грош цена такому специалисту.

Почему нет прибыли?

Дело в том, что буквально разрываясь от услуги к услуге в попытке заработать все деньги мира, агентство не видит, что по большому счету оно вообще ничего не зарабатывает.

Мало того, что оно не зарабатывает, оно ещё и гробит свою репутацию отвратительным качеством работы. И тут я могу спорить на деньги, что ни одно агентство из 3-4 человек, которое делает сайты-контекст-таргет-seo, не в состоянии дать не то что хороший, даже просто нормальный результат. Ни одно.

Когда всё делаешь в режиме «аврал», когда у тебя специалист — и таргетолог, и директолог, и контент-менеджер — о каком результате вообще может идти речь?

Выводы 

Я написал эту статью несколько месяцев назад поздно вечером, но так и не стал выкладывать.

Большинство, если не всё, в этой статье человеку со стороны может показаться банальным. Ведь действительно, ничего нового я тут не рассказал. Но по какому-то неведомому закону все наступают на эти грабли, и будут продолжать наступать в попытках повторить успех Setters.

Если бы мне показали эту статью несколько лет назад, возможно, я на 1-2 года раньше понял бы весь абсурд того, что я называл бизнесом.

Комментарии (9)


  1. rezedent12
    01.12.2023 08:24

    Добавил в закладки что бы при удобном случае показать руководителю.


    1. Yaroslav_Osintsev Автор
      01.12.2023 08:24

      Рад, что оказался полезным)


  1. aanovik42
    01.12.2023 08:24

    Специалисты же сыпят умными словами, без стеснения светят своими CTR-ами и, попросту говоря, втираются в доверие.

    Это, кстати, правда. Схожее обилие бессмысленного сленга я встречал разве что у бородатых сисадминов времён Фидонета (а такого количества англоязычных терминов не видел даже в англоязычных книгах по маркетингу). Наиболее вменяемые специалисты, по моим наблюдениям, изъясняются наиболее доступным языком.


    1. Jeywar
      01.12.2023 08:24

      Прямо с языка сняли. Личное мнение: Больше напоминает "плач над несбывшимися надеждами".


  1. PereslavlFoto
    01.12.2023 08:24
    +1

    Вы говорите ему, как и зачем это делать, иначе грош цена такому специалисту.

    А клиент отвечает: «Мы так никогда не делали и не будем, а ваши фантазии можете воплощать за свой счёт. Если мы платим, то делайте именно то, что мы решили сделать».


    1. dblackpro
      01.12.2023 08:24
      +1

      "Тогда идите к хирургу со своим аппендицитом и диктуйте ему, как держать скальпель."

      По факту автор прав. Маркетинг в режиме "Наджумлю сайт на 7 тыщ, директ и SEO в подарок" - всегда заведомо плохой результат.

      Для маленьких региональных студий из 3-4 человек только 3 бизнес-модели с простым входом дадут результаты клиентам, понятный управляемый доход и хорошую репутацию:

      1. Крафтовый маркетинг, когда команда" устраивается на работу" к 1-2 большим клиентам, вдумчиво делает проекты и только потом берет следующие.

      2. Жёсткое нишевание. Например маркетинг "под ключ" только для строителей или толко для салонов красоты.

      3. Моно-услуга. Например, только лендинги на Тильде или только ВК таргет.

      Для всего остального, если клиенту объективно надо, можно договориться с таким же, как и вы, профессионами на партнёрских условиях.


    1. Yaroslav_Osintsev Автор
      01.12.2023 08:24

      Клиент, который так отвечает - ищет мальчика на побегушках за 3 тысячи рублей. Нормальный клиент как раз приходит с запросом "решите мне конкретную проблему", а не "сделайте как я сказал"


  1. Drukinchi
    01.12.2023 08:24

    У меня другой опыт, мы брали клиентов, кого-то хоронили, кого-то отрабатывали, продолжали рост, сейчас начинаем новый этап масштабирования.

    Да, до сих пор не все проекты успешные, но мы знаем почему и эти дырки закрываются.

    Резюме такое, абсолютно подходить к своему опыту нельзя, у других он может быть другой


    1. Yaroslav_Osintsev Автор
      01.12.2023 08:24

      Ну я в целом и подчеркнул, что это мой опыт. Но, скорее всего, вы не сделали тех ошибок, что сделал я на старте. Для меня результатом стало нишевание, так мы решаем конкретную проблему конкретного сегмента, а не все для всех.