Всем привет! Меня зовут Женя Судариков, я директор лаборатории данных в IT-компании Синимекс. Хочу поделиться историей о том, как я осуществил свою мечту, проплыв 6,5 км на открытой воде через Босфор. Возможно, мой опыт кому-то будет полезен или вдохновит.

Как я узнал про заплыв

В детстве и юности я всегда был далек от спорта в силу состояния здоровья. Часто пропускал уроки физкультуры в школе, а в институте вместо игры в волейбол или футбол с одногруппниками писал реферат по своему заболеванию. Так что был тот еще спортсмен. В 2012 году у нас возле старого офиса открылся фитнес-клуб “Republica”, и мы с коллегами решили купить туда абонементы. С этого момента начался мой реванш за упущенные годы. Я начал ходить в зал два раза в неделю, а потом взял занятия с тренером и стал заниматься три раза в неделю. Мои занятия всегда ограничивались залом, за пять лет я ни разу не дошел до бассейна. Спустя несколько лет я случайно увидел в клубе такой баннер:

И это меня зацепило где-то изнутри. Как раз перед этим я был в Стамбуле в отпуске, и пролив произвел на меня неизгладимое впечатление. Я понятия не имел, что на нем проходят такие соревнования, и был потрясен до глубины души. Несколько моих коллег ходили в клуб в бассейн регулярно, даже брали занятия с тренером и всегда здорово отзывались об этих тренировках. Мои возможности плавания ограничивались сочинским брассом в десятке метров от берега. Выражаясь простым языком, плавать я не умел. Мысль о Босфоре не вылетала у меня из головы, и спустя несколько месяцев я взял у коллеги контакты тренера и пошел на первое занятие.

История маршрута

Заплыв через Босфор проводится уже на протяжении 35 лет, начавшись в 1989 году с 68 участниками. С каждым годом их количество постоянно увеличивалось. В 2023 году число зарегистрированных участников превысило 2600 человек.

Заплыв стартует у пристани в районе Канлыджа, к северу от Моста Султана Мехмеда Фатиха, в азиатской части Стамбула. Маршрут следует в южном направлении и завершается в европейской части города, в парке Джемиля Топузлу в районе Куручешме, к северу от Моста Мучеников 15 Июля.

В погоне за слотами 

Говорят, что покупка слота - одна из самых сложных частей всего мероприятия, ведь желающих очень много, и слоты расходятся моментально. Продажи открываются в ночь на 4 января, причем точное время неизвестно, нужно постоянно мониторить сайт. На каждую страну существуют квоты, и по отзывам, их разбирают за несколько минут.

Плюс к этому, сейчас нужно иметь карту иностранного банка, поскольку российской оплатить не получится. Стоимость слота составляла 480$. Мы с моим давним другом Владимиром Бузовым, основателем компании Smarthead, решили воспользоваться виртуальными карточками дубайского банка Pyypl, куда закинули деньги через крипту, и уселись в 23:30 мониторить старт продаж. Каждый год продажи начинаются в разное время: когда в 00:10, а когда и в три ночи. В этом плане нам повезло, продажи начали в течение получаса.

Мы заранее подготовили все необходимые данные, чтобы как можно быстрее вбить их в регистрационную форму, но нас ждало разочарование: платежи по виртуальным картам не проходили. Для нас это был настоящий шок, но тут Володя вспомнил, что у него есть карта сестры, которая живет в Штатах. Попробовал с нее и у него все прошло, слот был куплен! Я уже хотел пожелать ему удачи в заплыве, а сам настроился попытать счастье в следующем году, но он по-дружески предложил попробовать оплатить и мой слот своей картой. И тут случилось то, чего никто не ждал, – на ней закончились деньги…

Он бросился писать сестре, чтобы она пополнила баланс, а время неумолимо тикало, и слоты уходили. Это были очень долгие минуты ожидания…

Но чудо все-таки случилось, и мы успели купить второй слот! Радости не было предела!

Сколько стоит участие

Сам слот на заплыв стоил порядка 480 долларов, билеты до Стамбула на наш период можно было найти за 40 тысяч рублей туда-обратно, но я брал их за бонусные мили «Аэрофлота», поэтому получилось экономней. 

Ну и двухспальные апартаменты обошлись нам примерно в 900$ за четыре ночи. Мы взяли их поближе к стартовому городку с отличным видом на Босфор и мост, а так, наверное, можно было найти дешевле.

Цены на все остальное, как мне показалось, были сопоставимы с московскими. Может быть, даже немного повыше.

Самая малость бюрократии

Для первоначальной подачи заявки нужна только банковская карта, остальные документы нужно предоставить в течение нескольких месяцев после подтверждения покупки слота.

Что потребуется для заявки:

  • Фотография, как на паспорт. Не старше 6 месяцев.

  • Страница вашего загранпаспорта. Та страница, где фотография и имя на латинице.

  • Справка о состоянии здоровья установленного образца.

  • Письмо от тренера по плаванию о том, что вы умеете плавать и сможете проплыть данную дистанцию. 

  • Заверенная копия диплома тренера.

Справки о состоянии здоровья, нужные для заплыва, мы получили достаточно быстро в одной из клиник, которые специализируются на их выдаче. Процесс занял не более десяти минут, врач померил давление и сделал ЭКГ. После этого выдали две справки на английском и русском языке.

В тот момент времени я уже не занимался с тренером, потому что он уехал на ПМЖ в Турцию, но я все-таки написал ему, чтобы получить рекомендацию, и он без проблем прислал все, что требовалось.

Все документы нужно загрузить в личный кабинет и ждать официального подтверждения. После этого твоя заявка считается одобренной, открыт зеленый свет для участия в заплыве. В моем случае подтверждение пришло через пару часов, но у кого-то занимало больше времени.

И, конечно, физподготовка

Как я уже сказал, до этого я плавал несколько лет, в принципе уже достаточно неплохо. Первые несколько месяцев я кардинальным образом не менял режим тренировок: по-прежнему ходил в бассейн два раза в неделю. В среднем проплывал за тренировку полтора – два километра.

У нас с Владимиром была идея присоединиться к одной из спортивных школ. Мы даже нашли неплохой вариант в одной из них. Мы хотели, чтобы нам обоим подходило и время, и локация, поэтому пришлось рассмотреть несколько вариантов. В итоге мы записались и внесли стартовый взнос. Программа была рассчитана на шесть месяцев с поэтапной оплатой. Но за несколько дней до начала первого занятия нам позвонили из школы и сказали, что им не удалось набрать группу. Предложили альтернативные варианты или вернуть деньги. После обсуждения мы выбрали второе.

Решили с Володей тренироваться по отдельности. В конце марта я понял, что сам могу упустить какие-то нюансы подготовки, и может, на каких-то тренировках излишне жалею себя, поэтому по рекомендации своего бывшего тренера нашел нового и приступил к занятиям.

Основной акцент сделали на корректировку техники, интервальные тренировки, ориентирование на открытой воде и наработку объемов.

Нагрузка почувствовалась сразу.

Параллельно с этим я в своем привычном режиме ходил в зал пару раз в неделю и пару раз в неделю бегал по одиннадцать – двенадцать километров.

Выбраться из бассейна

Для меня основным беспокойством было отсутствие опыта участия в заплывах и ограниченный опыт плавания на открытой воде: на отдыхе плавал просто в Средиземном море вдоль пляжа.

Поэтому помимо отработки отдельных элементов в бассейне, когда наступило лето, мы стали проводить тренировки в Строгино.

Сначала я арендовал гидрокостюм, а после того, как вода уже достаточно сильно прогрелась, плавал без него. Поначалу было очень некомфортно плавать в непрозрачной воде, но я достаточно быстро привык и начал отрабатывать технику ориентирования.

Чтобы справиться с плаванием на долгие дистанции, которое тоже было непривычным для нас, мы с Владимиром зарегистрировались на один из заплывов, проводящихся в нашей стране. Для начала мы решили выбрать то, что более комфортно и не очень далеко, поэтому отправились на Селигер в Тверскую область на заплыв на одну морскую милю.

Помимо прикольной поездки по красивым местам, мы получили очень ценный опыт старта и ориентирования. И поняли, что все-таки есть своя специфика в отличии от бассейна.

Босфорские течения

Большую часть дистанции участники плывут по течению, поэтому расстояние в шесть с половиной километров проплывается существенно быстрее, чем в стоячей воде.

Но поскольку в Босфоре есть два течения: верхнее из Черного моря в Мраморное, которое проходит преимущественно по фарватеру залива, и нижнее из Мраморного моря в Черное, - то часто по ходу маршрута создаются опасные противотоки, в которые лучше не попадать, иначе рискуешь как минимум сильно потерять скорость, а как максимум быть отброшенным назад.

Накануне старта

Чтобы справиться с непростыми условиями заплыва, нужно уметь ориентироваться по маршруту и выбирать правильное направление. В интернете об этом есть много информации, но самую ценную мы получили во время предзаплывного брифа, организованного предыдущими участниками, на арендованном теплоходе за день до старта.

Нам подробно рассказали, что нас ожидает, показали все необходимые ориентиры, дали советы по прохождению дистанции, предостерегли от частых ошибок, а самое главное – зарядили позитивом и уверенностью, что все будет отлично!

Один из самых ценных советов, который я, на мой взгляд, получил, – если ты не претендуешь на подиум, то не надо думать о времени, а лучше максимально сосредоточиться на получении удовольствия от заплыва. Маршрут проходит через уникальный исторический город, который был столицей четырех империй: Римской, Византийской, Латинской и Османской. Без всяких сомнений ты ощущаешь энергетику, царящую вокруг.

Секреты техники плавания

Каких-то прописанных требований к стилю плавания на заплыве нет, но 99% участников плывут вольным стилем. Изредка имеет смысл переходить на брасс для лучшего ориентирования. А еще участники переворачиваются на спину, когда проплывают под Мостом Султана Мехмета Фатиха, чтобы оценить масштаб сооружения.

Самый основной полезный навык на открытой воде – это умение поднимать голову вперед, чтобы корректировать свою траекторию. В плавании есть упражнение «крокодильи глаза», именно оно позволяет довести до автоматизма умение ориентироваться.

Необходимый минимум: о снаряжении

Из снаряжения на самом заплыве разрешены только очки, шапочка и чип (для отслеживания твоего времени), которые есть в комплекте. Ну и, естественно, плавки / купальник. Любой неопрен, а также любые гаджеты и фитнес-трекеры запрещены.

Когда ты садишься на корабль, который доставляет тебя от стартового городка, до стартовой точки ты можешь взять с собой воду, питание, тапки и еще что-то необходимое. Но нужно учитывать, что все это потом останется на корабле и больше ты этого никогда не увидишь.

Мы взяли энергетические гели, воду и разовые тапочки, которые также были в стартовом комплекте. Одежду, обувь, часы, телефон и т.д. мы сдали в камеру хранения в стартовом городке, положив предварительно в рюкзак, в котором нам выдали стартовый комплект.

За что могут дисквалифицировать

Все обязательные требования приведены в руководстве участника, которое выдается в стартовом комплекте, а также подробно рассказаны в обзорном видеоролике на канале заплыва.

Прежде всего запрещен неопрен – любые плавки или джаммеры из неопрена, гидрокостюмы само собой.

Также запрещены любые гаджеты, в том числе фитнес-трекеры. В случае потери шапочки или чипа нужно немедленно обратиться к организаторам, без них также могут запретить старт. Ну и нарушение указаний волонтеров и несоблюдение правил заплыва грозят дисквалификацией.

Еще нужно обратить внимание на состояние ногтей: с длинными до участия не допустят. Так как происходит массовый старт, есть риск нанести травмы другим участникам. Поэтому волонтеры, которые стоят при погрузке на корабль, проверяют руки у всех участников заплыва, и у кого, по их мнению, ногти не соответствуют требованиям, отправляют к столику с кусачками. При мне было несколько таких человек, которые что-то подстригали.

Меры безопасности

На время заплыва Босфор перекрывают на четыре часа, ограничивая на участке заплыва любое судоходство.

Когда мы подплывали к месту старта на теплоходах, увидели, как корабль береговой охраны ВМС Турции в буквальном смысле слова встал поперек Босфора.

Для сопровождении пловцов вдоль маршрута была приготовлена целая флотилия моторных лодок и каноэ со спасателями. Кроме того, дроны и беспилотные катера использовались для съемок и видеонаблюдения.

В стартовом городке дежурила вереница машин скорой помощи. В целом складывалось впечатление, что все находится под контролем и спасатели готовы прореагировать на любую внештатную ситуацию.

Также перед вторым мостом стояли спасательные лодки. Они подбирали тех пловцов, которые не рассчитали траекторию и проскочили заход на финиш из-за сильного течения.

Перед стартом

Вечером накануне заплыва мы плотно поужинали, закинув в себя огромную порцию углеводов, и полюбовались вечерним видом на мост через Босфор с крыши ресторана.
Вечером накануне заплыва мы плотно поужинали, закинув в себя огромную порцию углеводов, и полюбовались вечерним видом на мост через Босфор с крыши ресторана.
Из окна моей спальни тоже открывался вид на Мост Мучеников 15 Июля.
Из окна моей спальни тоже открывался вид на Мост Мучеников 15 Июля.

Я решил лечь спать пораньше, чтобы хорошо выспаться. Пришел в апартаменты, заранее приготовил все вещи на утро, чтобы не терять времени на сборы. Поставил будильник на шесть утра и отправился спать. Для меня это была тревожная ночь, спалось плохо, сказывалось предстартовое волнение.

Долгожданный старт

С утра мы быстро встали, позавтракали овсянкой и выдвинулись в стартовый городок. От наших апартаментов до него было пятнадцать минут пешком. По дороге в том же направлении двигался целый поток людей, практически все были участниками заплыва.

Когда мы подошли, в стартовом городке уже во всю шла движуха. Куча народу, разные информационные стенды, кто-то в последний момент регистрировался и получал стартовый комплект. Организаторы привлекли множество волонтеров, и, несмотря на огромное число участников, никакой суеты или неразберихи не было. Организация процесса заслуживает искренних похвал.

 Мы быстро переоделись, все убрали в рюкзак и сдали в камеру хранения. После этого пошли на разминку, которую организовали специально для участников.

Зарядка заняла минут десять-пятнадцать. После этого началась погрузка в корабли для отправки на стартовую точку.
Зарядка заняла минут десять-пятнадцать. После этого началась погрузка в корабли для отправки на стартовую точку.

Всего было три корабля, на которые участники заходят в порядке очередности стартовых номеров. Сначала идут более возрастные пловцы, а завершают погрузку более молодые и спортсмены, которые плывут на результат.

Самым первым кораблем отходит самый дальний от пирса, но пловцы с него стартуют в последнюю очередь, а те, кто оказывается на последнем отплывающем корабле, стартуют в первой волне.

У нас был план попасть именно на последний корабль, чтобы не плыть в толпе участников. Поэтому мы пропустили основную толпу и решили заходить в конце. Наш план удался.

На борту корабля царила предстартовая атмосфера и очень позитивная энергетика. Участники еще раз осматривали маршрут по ходу движения корабля, обменивались последними советами и деталями заплыва, фотографировались компаниями на телефоны и фотики волонтеров.

После того, как мы пришвартовались, потянулись томительные минуты ожидания. Организаторы подогнали плавучий понтон к крайнему кораблю, с которого и начинался старт.

 И вот он, стартовый гудок, и первые пловцы устремляются в воду.

Как я уже писал выше, на ноге каждого участника закреплен чип, и когда ты пробегаешь по красному ковру на понтоне, включается трекер отсчета твоего индивидуального времени. После того, как ты вылезаешь на финишный понтон и пробегаешь по другому, зеленому, ковру, система фиксирует твой результат.

Мы с Володей стартовали с разницей где-то в три-четыре минуты. Он побежал чуть вперед, а я решил пропустить основную массу спортсменов, плывущих на первом корабле.

Когда оказываешься в воде после прыжка с понтона, твоя основная задача – как можно быстрее отплыть от него, чтобы тебе никто не приземлился на голову или спину. Я такого лично не видел, но подобные истории рассказывали.

 После этого тебе нужно взять курс на опору моста и плыть до середины пролива. Как только ты чувствуешь, что температура воды упала на несколько градусов, ты оказался в течении из Черного в Мраморное море. Его и нужно держаться практически до самого финиша.

По ходу заплыва есть несколько ключевых ориентиров, на которые следует равняться, чтобы находиться на оптимальной траектории:

  • Середина Моста Султана Мехмета Фатиха

  • Высокий флагшток с турецким флагом

  • Середина провиса линии ЛЭП через Босфор

  • Остров Галатасарай

  • Середина Моста Мучеников 15 Июля

После того, как оказываешься в воде, какое-то время плывешь в плотной группе других участников. И первые мысли только о том, чтобы не получить в лицо чьей-то ногой или рукой. Но спустя уже несколько минут группа растягивается, каждый выбирает свою траекторию и свой темп. Для каждого начинается свой собственный заплыв, к которому он готовился долгое время.

Через пять минут после старта я уже оказался практически в полном одиночестве. Я плыл в своем привычном темпе, стараясь больше концентрироваться на технике. Никуда не спешил и старался внимательно следить за ориентирами.

Спустя какое-то время вода вдруг потемнела, и я понял, что оказался в тени первого моста. Я перешел на брасс, чтобы осмотреть это величественное сооружение. Дальше взял курс на флагшток. За день до этого было ветрено и сам флаг спустили, но флагшток просматривался.

Иногда видел отдельные шапочки других пловцов, которые обгоняли меня, иногда я обгонял кого-то. Но большую часть дистанции я плыл один.

Ускользающий финиш

В тот день течение было достаточно сильным, и минут через сорок я оказался напротив искусственного острова Галатасарай с огромными синими баннерами “Amazon Prime”. После него метров через 200-300 нужно было поворачивать в сторону финиша, иначе был риск улететь за второй мост и завершить гонку в лодке спасателей.

Это был очень ответственный участок маршрута, нам говорили, что после того, как заходишь на финиш, нужно изо всех сил грести на мигающие огни над финишным понтоном, чтобы зайти по самой оптимальной траектории и не попасть в противоток возле берега. Что, собственно, я и сделал и изо всех сил поплыл на горящие вдалеке огни. Поначалу финиш приближался достаточно быстро, я то и дело поднимал голову, чтобы скорректировать маршрут. Но потом в какое-то время я немного увлекся и, когда поднял голову в следующий раз, понял, что плыву на трибуны, которые находятся метров за сто до финиша. Конечно, я попытался поскорее исправить эту оплошность, но было уже понятно, что траектория далека от оптимальной и мне предстоит бороться со встречным течением.

Я еще прибавил в темпе. До финиша оставалось метров 150. И тут я понял, что такое противоток в действии: я греб изо всех сил, максимально работая и руками, и ногами. Но спустя пять минут изматывающей работы осознал, что финиш почти не приблизился. Возникало ощущение, что я почти стою на месте.

В принципе я был готов к такой ситуации, так как до этого многие описывали подобные чувства и «непередаваемые» эмоции от происходящего. Я продолжал работать, сердце бешено колотилось в груди, воздуха не хватало, но если финишный понтон и приближался, то я этого почти не замечал. Перед финишем скопилось много людей, и все застряли, примерно в том же положении, что и я.

Вдруг я заметил одного пловца, который плыл перпендикулярно к берегу. Сначала я не обратил на него внимания. А потом заметил, как он резко повернул на девяносто градусов и поплыл к понтону, хоть и медленно, но побыстрее, чем я.

Я решил попробовать повторить этот маневр, и действительно, прогресс пошел чуть быстрее. Оказывается, чуть ближе к берегу противоток был немного слабее. Я собрал все силы в кулак и через несколько минут схватился за финишную лестницу.

Дальше я смутно помню, как выскочил на понтон, прошелся по дорожке, на которой считываются данные с чипа и фиксируется твое время. Кое-как стянул чип с ноги и поменял его на сухое полотенце – по стандартной процедуре в заплыве.

Пульс стучал в висках, и накатывали небольшие приступы тошноты. Я прошел метров сто, подышал полной грудью, и после этого стало полегче. После этого я уже мог размышлять трезво и отправился в точку, где мы с Володей договорились встретиться.

В голове была только одна мысль – я это сделал!!!

Планы на будущее

В этом году я сделал первый шаг в заплывах на открытой воде. Опыт получился вдохновляющий, есть желание продолжать дальше. Достаточно много различных мероприятий проходит по всей России, мы побывали только на одном из них – на Селигере. Поэтому, если все будет хорошо, есть планы в следующем году расширить географию.

Нам пришёлся по душе формат ‘swim & travel’, поэтому в следующем году попробуем купить слот на заплыв в Марселе «Побег из замка Иф», по мотивам романа Дюма «Граф Монте-Кристо». По формату он более камерный, чем Босфор, но от этого не менее интересный.

Но это уже планы на следующий сезон, а зимой мы нашей компанией планируем встать на сноуборды и ворваться на бескрайние поля паудера.

Комментарии (4)


  1. Dre77551
    15.12.2023 14:43

    Комментарий - восхищение!


  1. Sazonov
    15.12.2023 14:43

    А какая была температура воды во время заплыва? Я плавать особо не умею, но мне нравится открытая вода и ощущение того что до дна под тобой очень далеко. Больше километра по открытой воде не проплывал.


    1. IntoDream Автор
      15.12.2023 14:43

      Зависит от конкретного года. Но обычно держится в диапазоне 22-24 градуса. В течении, в котором плывешь большую часть дистанции, чуть прохладнее. По субъективным ощущениям плыть было очень комфортно.


  1. Pavel1114
    15.12.2023 14:43

    Круто. Спасибо за подробный рассказ. Может когда нибудь тоже соберусь и сделаю. Сейчас пока на этапе отработки техники в бассейне