Написав первый текст в августе 2011, за 12 лет я срослась с Хабром: сперва вела блоги двух компаний, затем левачила партизанскими статьями, и наконец, стала работать в самом Хабре. Меня как автора до Хабра особо и не было — так, разовые заказы на переводы, переделанные песни или двустишия для фирменных календарей как крохотная подработка «чтоб не отвыкнуть». Иногда приходила мысль: а есть ли жизнь меня как автора вне Хабра? А раз есть мысль, нужен эксперимент! За несколько лет я получила 7 публикаций в печатных деловых журналах федерального уровня, публиковалась на популярных площадках рунета (не во всех случаях под своим именем), даже пыталась развивать Дзен (но тут не хватило времени и идей). Мера успешности была разной, но с Хабром не сравнится ни одно из изданий. Итак, рассказываю.

Редактор правит текст(ом)

Первое, с чем приходится столкнуться на части площадок и особенно в печатных изданиях, это редакционная политика и поведение редактора и корректора. Варианта два: «электронщики» легко меняют текст или заголовок и даже не спрашивают, печатные издания выматывают правками, на которые ты рано или поздно соглашаешься (ну или отзываешь материал, чем, к слову, внезапно устраняешь все правки и сокращаешь сроки выхода до «срочно в номер»). Иногда редактор прямо говорит, что может остаться в тексте, а что нет, потому что необходимо соблюсти политес и быть хорошей девочкой. Это откровенно неприятно, потому что твой текст становится как бы уже и не таким твоим и, если ты соглашаешься, то уже не машешь авторским экземпляром перед носом родных и друзей, а тихо кладёшь его в комод под коллекцию прикольных журналов. 

А вот что рассказывает о своём опыте @Boomburum «В одном из изданий статьи как могли «оптимизировали» под вёрстку в журнале. Если надо было вставить пару фотографий и текст не влезал, его просто кромсали до неузнаваемости, чтобы он гармонично влезал по длине. В итоге свою статью можно было реально не узнать или офигеть от того, что в ней пропало/появилось».

А как на Хабре: модераторы могут исправить опечатки, удалить/заменить мат, рекламу или другие элементы, которые нарушают правила. Всё. Ни одной правки, которая меняет смысл текста. Если ситуация нехорошая и нужно срочно удалять/править целые абзацы, то мы скрываем статью в черновики и пишем автору, что нужно принять какое-то решение. В любом случае право исправлять мы оставляем за автором, с нас — всемерная помощь, поддержка и аргументация, что же не так и почему необходимы изменения. Ну и как бонус, всё же на Хабре можно всё оперативно поправить (и даже поменять ник) — в печатных изданиях если ты В., а вышло с А., то тираж таким и останется. К слову, в некоторых электронных изданиях до толкового редактора, способного помощь, иногда достучаться крайне тяжело. В одном случае я так и не достучалась.

Обратная связь

В принципе, можно ограничиться одним предложением: такого уровня обратной связи, как на Хабре, нет нигде. Но здесь всё же стоит развернуть, потому что не всё так очевидно.

От печатных изданий обратная связь случается редко. В основном, вам передадут какие-то тёплые слова читателя, если он всё же напишет отклик где-то в социальных сетях издания. Даже один такой отклик дорогого стоит, потому что требует сложной логистики от читателя. Та же история и с корпоративными статьями — с той разницей, что в компанию могут обратиться за информацией с упоминанием, что прочитали о вас в журнале.

В интернет-изданиях всё тоже непросто. Есть те, где вы соберёте кучу комментариев, но они будут не по тебе, иногда злые и даже оскорбительные (почему-то некоторым издателям нравится сохранять право на оскорбление на страницах своих ресурсов). Есть те, есть те, где царит количество и совсем беда с качеством. Есть те, где комментариев будет мало по причине сложной регистрации или особенной аудитории (например, топ-менеджеров). Ну и есть те, кто просто не предусмотрел диалог с читателями. 

А как на Хабре: аудитория вовлечённая и комментирует, в основном, по делу. Перегибы случаются, но в целом комментаторы дают профессиональные и ценные ответы и комментарии. Иногда комментарии оказываются полезнее самой публикации. Но важно, что обратная связь есть и автор видит, что он нужен, востребован, интересен, анализирует точки роста. Хотя уведомление о новом комментарии — это всегда страшновато ;-) Ну и определённый процент обратной связи случается через личные сообщения, а также через контакты, которые вы можете указать под статьёй или в своём профиле.

Структура текста

Когда автор пишет статью для какого-либо печатного издания, он намеренно или спонтанно следует конъюнктуре издания: стилю, ожиданиям аудитории, общей тональности других авторов. Иногда редактор призывает составить и согласовать подробный план, чтобы сразу понять, о чём и как будет рассказано. Есть определённые рамки, и даже самый живой и гениальный текст должен в них вписаться (что, справедливости ради, не отрицает наличия юмора или авторских фишек). Кроме этого, практически всегда есть ограничение по количество печатных знаков (7–10 тыс., для колонок и того меньше). И ты, пока пишешь, режешь, кроишь, меняешь текст, делаешь его причёсанным и каким-то даже неродным — текст возможно приобретает совсем не ту форму, которую ему хотелось придать изначально.

Электронные журналы за редким исключением (некоторые деловые издания) все пожелания выражают как рекомендацию, ограничений немного. Но всё же они есть, и им стоит следовать.

А как на Хабре: На Хабре большинство ограничений устанавливается правилами или сложившимися традициями. Но это UGC-ресурс, поэтому на откуп пользователю остаются структура, подача, оформление, стиль, объём публикации. Такой подход позволяет создавать разнообразный, креативный авторский контент, который сам по себе порождает лучшие практики. Открою вам секрет: перед обучающими семинарами для пользователей или компаний, а также между ними мы коллекционируем лучшие заголовки, идеи оформления и подачи, идеальные лид-абзацы, КДПВ и заставляем призываем наматывать на ус эти практики, чтобы совершенствовать свои последующие статьи

Посев публикации

Когда делишься своим опытом, знаниями, готовишь материал именно от своего имени, деньги почти не имеют значения: редакторское вознаграждение в печатных изданиях просто смешное, до ППА на Хабре ещё нужно дорасти, на других сайтах вообще не платят, если ты не автор на договоре или не рассчитываешь на одни лишь читательские донаты. Хочется, чтобы твой труд прочитали как можно больше людей. В печатных журналах количество читателей ограничено тиражом (который также есть номинальный для рекламодателей и реальный), да и то прочитают далеко не все: сколько журналов оседают невостребованными в офисах, на конференциях и форумах, в высоких кабинетах… Совсем другое дело — онлайн.

Однако просмотры просмотрам рознь: где-то их будет много из-за толпы разношёрстных читателей, где-то мало, но сплошь заинтересованные, где-то они придут отложенно, спустя некоторое время.

А как на Хабре: Хабр в этом плане хорош: автор сразу получает думающую и активную аудиторию, которая готова читать и обсуждать интересный материал практически на любую тему (в рамках разумного). Это та часть Хабра, которая безусловно вдохновляет: ты пишешь о том, что знаешь и любишь, а тебя читают тысячи и десятки тысяч пользователей. Конечно, кто-то читает по диагонали, кто-то открывает, кидает в закладки и закрывает, но… когда за полчаса тебе приходит 15-20 репортов об одной и той же крохотной опечатке, ты счастлив, потому что твою статью, что твою статью не просто прочитали, но и не поленились приложить усилие, чтобы сделать её чуточку лучше!

Комьюнити

Вы можете сказать, что мы слишком субъективны, но всё же — у Хабра самое мощное комьюнити. И та его часть, которая работает в Хабре: поддержка, модераторы, кураторы, редакторы. Дотянуться до любого модератора проще простого: достаточно написать в личные сообщения или поддержку. Мы отвечаем быстро, по делу, не отмахиваясь, а уделяя время каждой проблеме. Больше того, у нас есть чаты, где мы совместно обсуждаем сложные случаи и, как правило, идём пользователям навстречу (если ноу криминалити, конечно, так как на тёмную сторону нас нет-нет, да пытаются сманить). Некоторые пользователи знают наши телеграмы и пишут прямо туда (и это не обязательно «Звёзды» или «Легенды»). Тесный контакт с пользователями, открытость и помощь — фактически ДНК Хабра. 

Технотекст

Один из способов пообщаться с пользователями — наш ежегодный конкурс «Технотекст». Когда-то он зародился как коммерческая история и придумали его ребята из коммерческой службы, но спустя четыре года трансформировался в историю, полностью сосредоточенную на комьюнити. Мы собираем лучшие статьи, общаемся с авторами, обучаем других авторов, награждаем лучших, с некоторыми встречаемся в офисе, курим кальян и не оставляем надежды собраться на уютную офлайновую встречу. 

В этом году стартовал VI «Технотекст» и мы активно собираем заявки.

В общем, подавайте заявки на конкурс, заходите посмотреть вебинар, подписывайтесь на полезный канал о статьях (без рекламы и частых дзиньков) и, если ещё нет, в конце концов, соберитесь и напишите первую статью! Есть сомнения, пишите @Exosphere в личку.

Прочитать про «Технотекст» подробно можно в этом анонсе

Подать заявку

Комментарии (7)


  1. MountainGoat
    18.12.2023 20:23

    В заголовке "Хвалим Хабр" много опечаток получилось.


  1. Kahelman
    18.12.2023 20:23

    Как в журнале: надо печатать на бумаге, которая стоит денег и размер номера ограничен. Как на хабре: « мели-Емеля, твоя неделя», цены на накопители/сервера падают. Кстати, не мешало бы редактору почаще статьи кромсать чтобы откровенную воду не лили …


  1. smart_alex
    18.12.2023 20:23

    Да, если вам есть что сказать, то Хабр — это отличное место для этого (хотя не без мелких недостатков).


    1. LoveMeOrHateMe
      18.12.2023 20:23

      Ой ну как это вы так. Всю статью в одно предложение уместили! Безобразие!


  1. Efimov_pr
    18.12.2023 20:23

    На Хабре иногда довольно странная "обратная связь".

    В одной из последних статей про менеджмент получил какое-то количество минусов. Люди пишут, что типа текст не соответствует тематике Хабра.

    Меня это, конечно, огорчает, потому что безусловно соответствует, так как прям на самом верху есть потоки про Администрирование, Дизайн, Менеджмент, Маркетинг и даже про Научпоп.

    1. То есть сайт был чисто для программистов ну примерно этак в... 2006 году, а теперь это уже давно не так.

    2. На Хабре явно выделены потоки и я пишу в соответствующие темы.

    3.  Хейтеры минусят в разделах про маркетинг — ну если кому не нравится этот хаб, то зачем вообще в него заходить? Непонятно.

    4. Я уверяю вас, что без маркетинга и менеджмента мало какой стартап или команда разработки куда выплывет в перспективе не только вообще, а ещё потому что сегодня важнее казаться, чем быть. Особенно в медиа.

    5. Много раз наблюдал, как программисты всё идеально делают в своей документации по проектам и кладут болт на маркетинг. В результате весь их промоушен был уныл и не получал спроса.

    6. Я много пишу про документы в менеджменте и про брифование на проектах — без этих бизнес-процессов вообще ничего не получится ни у одной компании, которая стремится хоть к чему-то.

    7. Мало того, это дыра не только в IT, а в целом и на рынке маркетинга в первую очередь. Этот пробел у 99% компаний во всех сферах бизнеса!

    Поэтому меня удручает, что совсем нерелевантная хрень типа статьи о том, как оводы жрут лошадей (не шутка!), набирает много плюсов, а какие-то другие неплохие тексты (не обязательно мои) получают минусы из-за того, что какому-то рандомному челу в моменте не зашло по вкусу.

    Тут хороший пример про то, что вообще хотят обсуждать пользователи сайта — это не программирование, а общие проблемы по жизни, так как всех тем про IT и на работе хватает, а вот про всякие трудности не каждый решится с директором поговорить. Как пошутил кто-то: на Хабр заходит то, что заходит на Хабр. Не будь у меня до этого аккаунта, то может такой текст модераторы и из песочницы не пропустили бы, а так набрал 149 плюсов, даже за вычетом пачки минусов.

    Читал, как администрация Хабра за последние несколько лет сделала две волны послаблений в правилах, но мне кажется, что этого всё ещё недостаточно. Это ещё при том, что поток статей про маркетинг на сайте упал почти до нуля, а хороших из них там ещё меньше. И это всё тоже очень печально.


  1. fonderkina_j
    18.12.2023 20:23

    Вайб пассивной агрессии в сторону редакторов.

    У вас откровенная джинса с рекламой конкурса или байт на комментарии?


    1. Exosphere Автор
      18.12.2023 20:23

      Прямо специально одобрила. Джинса, реклама - вы молодец, не поленились зарегистрироваться. Наблюдения автора + анонс конкурса. В чём проблема?