Если вы пришли за конкретными цифрами (инфографики, статистики), то вам сюда:
Spamalytics: an empirical analysis of spam marketing conversion
Average daily spam volume worldwide from october 2020 to september 2021, global number of spam content removed by facebook from 4th quarter 2017 to 2nd quarter 2022
What's on the other side of your inbox - 20 spam statistics for 2022
45+ hacking statistics 2022 social media, email phishing and mobile hacking stats
Здесь по большей части собственный опыт, не приправленный цифрами, потому что нельзя их распространять, и вот это вот всё.
Давайте сразу оговоримся: спам — это плохо; фишинг спам — ещё хуже; рассылка «нигерийских писем счастья» — вообще отвратительно. С другой стороны, согласно определению — спамом может называться в принципе любая реклама в интернете, т. К. Даже рекламная плашка на youtube — это все ещё получение видео корреспонденции лицам, не выражавшим желания её получить, и это даже не смотря на подписанные правила пользования, которые навязываются интернет-гигантами в одностороннем порядке
Ну серьёзно, ну, где вы видели, чтобы человек нажал «не соглашаюсь с условиями пользования», и с ним кто-то на персональном уровне заключил личный контракт, где не было бы какого-то определенного пункта. Более того, где вы видели, чтобы люди массово читали условия пользования продуктом.
В общем, в теории спамом можно назвать что угодно, и хабровчане справедливо называют спамерами копирайтеров, но для удобства повествования давайте определимся, что мы ограничимся почтовым спамом, спамом в мессенджерах и спамом в социальных сетях, как его наследниками, в виду простоты формы и обобщения.
Так вот… спам… спам — это чрезвычайно эффективный маркетинговый инструмент, сверхэффективный, но почему-то, большая часть людей, занимающихся маркетингом, о нем молчат. И молчат они отнюдь не по этическим причинам, а по причине высокой конкуренции…
К чему всё это? Все достаточно просто — не так давно, довелось соприкоснуться со спамом не со стороны получателя, а со стороны компании, занимающейся холодными рассылками, которую, конечно спамом не называют, но каждый раз видя используемые методы, никак иначе не назовешь.
К большому сожалению, конкретные цифры я не могу указывать, поэтому буду оперировать данными из открытых источников, и/или приблизительными порядками.
П.с. Интересное наблюдение, в попытках показать актуальные примеры из открытых источников, о том, как нужно и как не нужно работать со спамом, столкнулся с тем, что в последние 14 лет, исследований на тему спама стало сильно меньше, но при этом самого спама меньше не стало.
Спасибо, кэп! Почему спам эффективен?
Итак, начнем с очевидного — никто не любит спам, но он повсюду. При этом, по большей части это добровольно получаемый спам. К примеру, приходя в «оффлайновый» магазин, вы столкнетесь с тем, что вам будут настойчиво предлагать оформить скидочную карту взамен на ваш email и/или номер телефона.
И за эти 10% скидки вы добровольно соглашаетесь на спам рассылку с коммерческими предложениями. И кто бы что ни говорил, эти предложения действительно полезны если вы пользуетесь продукцией конкретного бренда, или получаете услуги в конкретном месте.
Но на практике, когда каждый магазин, каждый банк, каждый мобильный оператор пытаются вам помочь, предложив самые выгодные и расчудесные услуги на свете, всё это превращается в информационную мешанину, и что в итоге? Правильно — раздражение, спам фильтры и пропуск потенциально полезных и действительно выгодных предложений.
Более того, лично у меня есть и отдельный номер, и отдельный почтовый ящик, специально для получения подобных рассылок.
Как показывает целый раздел на хабре про «email маркетинг» и рассылки, подобный подход действительно работает. И несмотря на то, что и я, и вы довольно умные люди, которые не читают спам сообщения, кто-то их не только читает, но и переходит по рекламным ссылкам, и даже совершает покупки руководствуясь рекламой полученной таким образом.
Ну иначе, никто не вкладывал бы огромные средства в создания ux рассылок, в верстку писем, и всего подобного.
И даже если подобное не приходит к вам на почтовый ящик, то с большей вероятностью такие предложения сыплются к вам на telegram, или viber. Смешно ли нет, но есть целые компании, которые занимаются исключительно дистрибуцией программного обеспечения для осуществления спама в viber, и их не гложет ни карма, ни буква закона.
Так вот, я несколько отвлекся от темы, заговорив о рассылках. Почему спам работает?
Причины 2:
Первая из них
— это самый дешевый источник трафика. Конечно, есть исследования, которые опровергают это (что-то там про средство для увеличения чего-то там, про 350,000.000 писем, и про 29 закрытых чеков). Но даже этот источник умалчивает о главном — о цене закрытия чека среди этих 350,000.000 писем. А шутка в том, что при полной автоматизации процесса приема заказа, и расходах на спам, предприятие все равно было бы прибыльным. (при затратах на спам порядка 270 фунтов, было закрыто чеков на сумму 2700, превышающую затраты на спам. Учитывая около нулевую стоимость рекламируемого продукта… вывод делайте сами)
При этом, помним о том, что в данном случае и спамеры были не спамеры а исследователи. И пользовались они дорогими ботнетами. И оффер у них был исключительно с мимикрией под уже существующий. И виральность была только в продукте, но не в его подаче и т.д. И т.п.
Вторая причина — продажи баз данных с данными
И подобные базы безумно доступны. За ними уже даже в даркнет не нужно идти, а можно купить в Telegram, хоть за ToN, хоть за рубли. И самое противное, что некоторые из этих баз, ограничиваются не только данными о ФИО и номере телефона, но и имеют какие-то анкетные данные (по большей части те, которые собирают у вас компании). И имея эти данные, можно уже делать довольно прицельные рассылки.
И вот этими данными пользуются не только классические спаммеры, но и без зазрения совести вполне большие и добросовестные компании (собственно, увидев, как компания, с которой я сотрудничал, чуть ли не в прямую покупала такую базу, для увеличения кол-ва чеков перед новогодними праздниками, я и решил погрузиться в тематику вопроса).
Ещё одно интересное наблюдение, так это то, что доверие к спаму, от компании, которой в теории человек мог пользоваться, значительно выше, чем к откровенно виральной. Причина? Простая — человек, считает, что не он попал в какие-то базы, где его контакт украли и используют, а что он сам по ошибке где-то зарегистрировался.
Итак, что там у нас? Очевидные вещи. Спам — это дешево. Спам — это выгодно. А с оптимизированными базами, которые ещё можно и фильтровать под необходимые задачи, он вообще превращается в золотую жилу. Но это только вершина айсберга.
Грязные методы — самые эффективные
Итак, ещё один очевидный вывод — что лучше всего работают самые грязные виральные триггеры. Но в противовес любым другим странам, на территории СНГ лучше всего работают триггеры страха, а именно:
«вас взломали»;
«вы оформили кредит, подтвердите»;
«вам прислали код подтверждения».
Причем на территории СНГ он работает по весьма объективным причинам. Никогда нельзя узнать:
Взломали ли тебя на самом деле?
Не оформил ли кто кредит на твое имя?
Возможно, твои данные попали в какую-то базу?
Или это просто спам рассылка.
В виду этого, процент открытия по подобным ссылкам (особенно, если они фишинговые) в разы выше, чем у «нигерийских писем счастья» и иже с ними. Почему? Потому что спамеры адаптировались, и порой игнорирование такого письма может обойтись значительно дороже, чем переход по ссылке.
В особенности часто подобными виральными методами грешат МФО. По большей части, они рассылают подобные письма, что называется «из пушки по воробьям», а затем из тех, кто перешел по их ссылкам, активно терорризируют их затем, и/или дожимают на взятие кредита.
Как использовать спам в маркетинге?
А теперь давайте на секунду, забудем о всех самых грязных мыслях спаммеров, и реальных сферах их использования, и предположим, как имея подобные ресурсы, любая кампания, имеющая доступ к любой из локальных баз (можно даже без имен, достаточно номера телефонов и/или email), относительно чистыми методами может использовать возможности спам рассылок.
Единственный способ использовать спам, и войти в относительный компромисс со своей совестью, это с целью сбора более подробных данных, для дальнейших а/б тестов в таргетинге.
В чем суть? Допустим у вас есть гипотеза, что аудитории «А», должен зайти ваш продукт, а аудитории «Б» не должен. Вы можете запустить пробный таргет… и получить выборку (ну размер выборки зависит от бюджета на тесты). А можете провести по подобной аудитории спам-рассылку, и на те же средства, получить выборку (не считая закрытых чеков) в несколько раз больше.
Конечно, можно бесконечно долго обсуждать этот метод с точки зрения этичности. Но среди всех возможных методов применения спама (даже не рассылки по холодной базе), это наиболее дешевый способ проверить рекламную гипотезу. Хотя на другой чаше весов, всегда находятся репутационные потери. Но если репутация для вас не так важна, как потенциальная прибыль, то… все равно не используйте спам. Точка. Не. Используйте. Спам! Приведенный пример носит исключительно образовательный характер и не является рекомендацией к действию.
Почему спама мало в самых темных уголках CPA-Affiliate
Ещё один интересный факт, это то, что использование спам рассылок, используется в аффилативном маркетинге, однако не повсеместно.
По большей части, спамом грешат не самые высокомаржинальные сферы с большими чеками. (в т.ч. Дейтинг и иже с ним), а ниши, которые рассчитаны на спонтанные покупки с небольшими чеками.
Которые возглавляет ненавидимый многими беттинг и гемблинг. Но что куда более удивительно, наряду с ними, очень активно спамом пользуются инфоцыгане.
При это они не чураются как обыкновенной рассылки по базам, так и черной рассылки с виральными заходами. Все лишь бы получить заветный клик, а затем и прибыль от проданного курса/мастер-класса и пр.
Спам — риски
Безусловно, спам — это всегда репутационные потери, поэтому большие компании… активно используют их без зазрения совести.
Речь идет не о холодной рассылке, пусть даже и по купленным базам, а по обыкновенном партнерском маркетинге. Создаётся определенная прокладка, между компанией, которая реализует определенный товар/услугу.
А спамит вас уже не компания, а её «партнеры», любыми доступными методами, при этом компания якобы просто «закрывает глаза» на то, каким именно способом к ним попал тот или иной клиент.
Вообще маркетологи, это очень циничные люди, но куда более циничные и неправильные, это исполнители, которые желая угодить заказчикам, порой портят исходный продукт. Да, да, речь о том, когда рекламу суют даже там, где её нет. А ярчайшим примером подобного зла, является студия Red Head Sound, которая поместила в озвучку сериала интеграцию с Aviasales в сериале Оби Ван Кеноби.
Итоги? А какие могут быть итоги? Ну наверное только одни — диверсифицируйте риски, и следуйте здоровой паранойе. Привязывайте карту к телефонному номеру, который более нигде не используется. Заводите отдельную почту телефон мессенджер под подобные рассылки, и отдельный аккаунт для личной связи с родными и близкими. Это конечно полностью не обезопасит вас от вездесущих спаммеров, но вы будете всегда знать кто, и с какой целью вам пишет, что позволит хотя-бы меньше переживать по поводу нежелательной корреспонденции.
Комментарии (12)
Galperin_Mark
19.12.2023 09:24Это конечно полностью не обезопасит вас от вездесущих спаммеров, но вы будете всегда знать
Просьба дописать концовку статьи.
SergiiDia Автор
19.12.2023 09:24Спасибо за вашу внимательность, поправил. Видимо потерял при переносе в редактор.
ifap
19.12.2023 09:24где вы видели, чтобы человек нажал «не соглашаюсь с условиями пользования», и с ним кто-то на персональном уровне заключил личный контракт
Я видел лучше: ФАС стандартно признает подобные формулировки ненадлежащим согласием на получение рекламы со всеми административными вытекающими для их авторов.
приходя в «оффлайновый» магазин, вы столкнетесь с тем, что вам будут настойчиво предлагать оформить скидочную карту взамен на ваш email и/или номер телефона
Уже больше года, как это незаконно, хотя и не работает на практике. Но дальше - см. п.1: первый же пожаловавшийся - и 1 e-mail и/или номер телефона начинает стоить спамеру 100-500 килорублей.
Ну иначе, никто не вкладывал бы огромные средства в создания ux рассылок, в верстку писем, и всего подобного.
Это до первого штрафа, дальше спам остается выгодным только при сохранении эффекта масштаба, когда какой-нибудь Совкомбанк нанимает ИП Кикенова для рассылки своего спама миллионными тиражами, а тот платит штрафы по "льготной" ставке для ИП, а не юрлица.
Вторая причина — продажи баз данных с данными
И тут уже маячит дело за незаконный оборот ПД...
В общем, все это работает до первой жалобы. Но идиотов, которые поверили, что спам - это дешево, выгодно и совсем безопасно - сколько
говна за банейзаписей в ЕГРЮЛ, а жалобщиков - маловато для того, чтобы при слове "спам" бизнесюк подпрыгивал, крестился и доставал осиновый кол.SergiiDia Автор
19.12.2023 09:24Вы безусловно правы, я чуть дальше упоминал о том как делают многие, что используют прокладку в качестве партнерской системы.
Плюс, очень много людей из арбитража этим страдают. И если за получение спама на телефон, я в своей практике видел, чтобы кто-то, как-то шевелился, то полученный спам на Электронную почту, зачастую принимают как само собой разумеющееся, и не пытаются идти с жалобой на какой-либо бизнес.
qw1
19.12.2023 09:24предлагать оформить скидочную карту взамен на ваш email и/или номер телефона
Уже больше года, как это незаконноНезаконна регистрация скидочной карты с потдверждением регистрации по номеру? Или последующие СМС-сообщения? Первое практикуется всеми крупные сетями страны. На второе у них галочка в "личном кабинете".
ifap
19.12.2023 09:24Если подробно, то здесь, если вкратце - незаконно требовать ПД для целей, не связанных с предметом договора. Так что буквально - да, требовать номер телефона для активации скидочной карточки незаконно. Но критерием истины является лишь практика, а она на данный момент заключается в том, что РКН просто в глаза долбится, но не видит нарушений там, где в них де-факто признается даже сам нарушитель.
qw1
19.12.2023 09:24Так участие в скидочной программе не является предметом договора (покупки яиц). Хочешь - заполняй анкету и участвуй, не хочешь - покупай на обычных основаниях, без скидки.
РКН понятно, почему в глаза долбится. Это государственная идея-фикс - сделать всех идентифицированными, даже при покупке буханки хлеба. Так зачем им противодействовать в этом торговым сетям.
ifap
19.12.2023 09:24Причем тут яйца? Скидочную карту Вы можете получить вообще ничего не покупая.
Это то самое государство, которое только что по собственной инициативе разработало и приняло закон, запрещающий бизнесу вымогать персданные, или мы говорим о каком-то другом государстве?
qw1
19.12.2023 09:24Скидочную карту Вы можете получить вообще ничего не покупая
Именно, что предоставление основной услуги не блокируется при отказе оформить карту. Добровольно предоставить перс. данные человек может, если хочет. А не хочет - не предоставляет.
ifap
19.12.2023 09:24Что ж Вы сразу не сказали, что работаете в РКН? Основная услуга, дополнительная услуга, предоставляет, если хочет - это же их
риторикадемагогия! А в законе написано другое.SergiiDia Автор
19.12.2023 09:24т.е. Если я правильно понял ваш диалог. Я могу зайти в любой оффлайновый магазин, и затребовать там неименную скидочную карту? даже не покупая товар. Всё верно?
ifap
19.12.2023 09:24Затребовать можете лишь в том случае, если магазином объявлено: дарим скидочную карту любому желающему. Кто-то просто раздает, кто-то продает, кто-то дарит после первой покупки на любую сумму.
ifap
Я видел лучше: ФАС стандартно признает подобные формулировки ненадлежащим согласием на получение рекламы со всеми административными вытекающими для их авторов.
Уже больше года, как это незаконно, хотя и не работает на практике. Но дальше - см. п.1: первый же пожаловавшийся - и 1 e-mail и/или номер телефона начинает стоить спамеру 100-500 килорублей.
Это до первого штрафа, дальше спам остается выгодным только при сохранении эффекта масштаба, когда какой-нибудь Совкомбанк нанимает ИП Кикенова для рассылки своего спама миллионными тиражами, а тот платит штрафы по "льготной" ставке для ИП, а не юрлица.
И тут уже маячит дело за незаконный оборот ПД...
В общем, все это работает до первой жалобы. Но идиотов, которые поверили, что спам - это дешево, выгодно и совсем безопасно - сколько
говна за банейзаписей в ЕГРЮЛ, а жалобщиков - маловато для того, чтобы при слове "спам" бизнесюк подпрыгивал, крестился и доставал осиновый кол.