![C:\Users\friolt\Desktop\Новая папка\Screenshot_1.jpg](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b4b/a81/967/b4ba8196775d463595f49784370731d2.jpeg)
Не так давно был обнародован первый трейлер к GTA VI. И несмотря на то, что уже как пару месяцев геймеры наслаждались сливами альфа материалов с Vice‑City, сейчас общественность крайне нагрета, почти перегрета ожиданием. А ведь до самой игры еще целых 2 года… В лучшем случае... А для обладателей ПК — итого больше.
А значит, у нас есть веский повод обратить внимание на все что связано с предыдущими частями GTA, будь то очередная сессия в GTA 5, или очередное недовольство переизданием Definitive Trilogy. Но если проторенные дорожки вам наскучили, то всегда есть способы скоротать ожидание за клонами GTA, будь то:
The Gateway.
Saints Row.
Watch dogs.
True crime.
Just Cause.
Driver.
Mafia.
Много их. В конце концов есть Cyberpunk 2077, или любая другая игра, вышедшая после 2013-го года, и упирающаяся в открытый мир (привет Ubisoft). Но помимо клонов, которые заслуживают внимания, есть ещё и те, которые были забыты сразу после выхода, и справедливости ради… Забыты заслуженно!
State of Emergency
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/fe4/293/25b/fe429325b3440c5448b20545ddd271a5.png)
Вообще, сейчас в меня должны полететь камни — и люди, которые загуглили игру, и увидели Википедию, должны сказать «нет — это даже и близко не клон GTA, Какие‑то циферки, какие‑то панки, какой‑то счет».
А теперь давайте вспомним GTA 1:
Открытая локация.
Возможность убивать все что движется.
Награда за почти любое действие.
Бонусы.
Чтобы перейти на следующую локацию нужно набрать счёт.
Да, в GTA были квесты, ну так и в State of Emergency они тоже есть, поэтому игру смело можно назвать клоном GTA. Только не GTA 3, а скорей GTA 1, и 2. Уж очень видны корни старой Rockstar в этой игре.
Ну а что ещё более удивительно, игра вышла слегка погодя сразу за Gta III, и в свое время стала одним из бестселлеров PlayStation 2.
Что касается геймплея? Ну здесь — бей и беги, локация‑Песочница, чрезвычайное положение, Беспредел, 1000 NPC под управлением искусственного интеллекта.
Чем‑то это похоже на то, что устраивали игроки в Vice‑city, когда вводили чит‑коды на агрессию. Только здесь это не «баг, а фича». И на этом построен весь геймплей.
Перипетии с Dreamcast. Они могли стать родоначальниками жанра
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a61/56e/8f6/a6156e8f667ee3a87b42fc4d6c1bb958.png)
Но куда интересней выглядит история, когда узнаешь, что разработка State of Emergency была своего рода — производственным адом, но только в малых масштабах. Студия VIS entertainment, переживала не лучшие времена. Золотая её эпоха закончилась сразу после выпуска EarthWorm Jim 3D для Nintendo 64, а две последующие игры (одна по Tom and Jerry, вторая тоже связанная с мультфильмом Powerpuff Girls) были приняты весьма посредственно.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/21c/2bf/fcc/21c2bffccb0423d5a1c7e2fc376cb47c.png)
И поэтому, когда их взяли под крыло RockStar Games, их идея по созданию «глобального п… Кошмара в городе», показалась довольно свежей.
Игра разрабатывалась практически с выхода DreamCast, но затем, когда были представлены Devkit и возможности Playstation 2, разработчики изменили курс на 180 градусов. Несмотря на то, что у DreamCast была лучше фильтрация текстур, и она выдавала картинку более приятную глазу, у Playstation было преимущество — возможность рендерить сотни людей одновременно, и главное прописать каждому ИИ.
Так что в спешном порядке игра была портирована, переделана, и начала использовать возможности новой консоли. А в дальнейшем, когда VIS Entertainment увидели возможности Xbox…
GTA без машин
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f77/779/f95/f77779f95894f2cf5db0988bac06db86.png)
Итак, игра представляет собой полную поделку на ГТА 1,2, только в 3Д. Но почему в таком случае там нет машин? Ответ предельно прост — скромный бюджет разработки, и сроки.
Для автомобиля, пускай и на уровне кровати на колесах, нужно разрабатывать физику. При этом вокруг этого необходимо строить геймплей (чтобы не получилось, как в Driver, и /или Mafia). Всё это и так в условиях переработок, связанных со сменой рельс. Да ещё и GTA III, которая вышла и показала, как нужно делать сюжетные игры в открытом мире песочницы.
Именно поэтому любые связи с Автомобилями были забыты, и студия решилась на концентрацию исключительно на уровнях песочницах и создании полного беспредела.
Честно говоря, если сравнить геймплейную составляющую, то игра по большей части была похожа на вышедший гораздо поздней Dead Rising.
Удивительный искусственный интеллект
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/22b/90c/c2c/22b90cc2c38263a1bb24697a015b3eee.png)
Одной из ключевых фишек игры был искусственный интеллект, который позволял одновременно симулировать поведение свыше 100 персонажей на экране. Правда как оказалось в дальнейшем — весь ваш искусственный интеллект, это обработка вместо одного персонажа, группы по одному и тому же паттерну.
А если посмотреть на то, как прекрасно эта толпа регулярно врезается в стены, пол потолки и пр. то просто становятся смешными.
Даже несмотря на то, что я поиграл в State of Emergency на выходе, в далеком 2003-ем, вся эта толпа не впечатляла. Зато впечатляла сама возможность отрендерить такое кол‑во персонажей одновременно!
Непередаваемая атмосфера «Стеба»
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/252/d22/599/252d22599e578dbdf1507dbc773ce8be.png)
Собрались как‑то панк, мужчина с кризисом среднего возраста и ЗЭК взорвать супермаркет в самом центре Америки… И взорвали… Конец шутки.
Собственно, на этом и ограничивается весь стеб State of Emergency. Конечно, взглянув на вступительную заставку, всё может показаться удивительным, смешным. Особенно учитывая 9/11, и что игра вышла буквально спустя пару месяцев после этой ужасной катастрофы.
Но в самой игре всё это ограничивается исключительно девушками с холодильниками на головах, да и всплывающей строкой, которая рассказывает о том «как добрый большой брат, следя за порядком, опять переехал на танках мирных граждан». Возможно это и есть юмор и стеб. Но в том же Grand Theft Auto он получился куда более живым, и «сатирическим».
Дримкастовское наследие — beat'em up!
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b12/702/d77/b12702d77db23f81c11185a57e55ddc7.png)
Вся эта задумка, все эти нюансы, связанные с открытым миром‑песочницей, с условным стебом, с пародией на Grand Theft Auto… Все это могло бы быть хорошо, если бы… Если бы не отвратительное управление и механика.
Игра пытается быть Beat'em Up… И именно эта часть у неё получается хуже всего.
Управление не отзывчивое.
Анимации рваные.
Комбо примитивные.
А единственное оружие, которое можно назвать действенным — это огнемет.
Получив огнемет, вы становитесь фактически богом, до тех пор, пока на нем не закончатся патроны. Вот весь уровень и превращается в «Взял квест, нашел огнемет, выполнил квест. Нашел огнемет. Взял следующий — победа».
Заключение? или зачем на это тратить время?
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0f4/5ae/045/0f45ae045e55be65e790b0046a561aed.png)
State of Emergency — это очень ужасная игра по меркам 2023-го года. Но если играть в неё в 2002-м, когда игр с полуоткрытым миром в 3D не так много, то большую часть косяков ей можно простить.
Но при том, что это очень плохая игра, и куда худший клон GTA, у неё действительно ряд инновационных идей, многие из которых затем оказались в самой GTA. Взять одних только помощников, которых можно было вербовать для выполнения миссий.
А зачем это было всё писать? Потому что под покровом Ностальгии и 20 летнего перерыва, игра казалась куда более прорывной, графонистой, и незаслуженно забытой. Но как оказалось, забыта она заслуженно!
Deirel
К чему это все?
Getequ
А к чему новости ВТБ и нефтянников на хабре?