В одной телеге мы поедем;
Примись за промысел любой:
Железо куй — иль песни пой
И сёлы обходи с медведем. / А.С. Пушкин /
Цыганская инженерия
Всем известно, что цыгане - превосходные инженеры, в том смысле что они находят нетривиальные пути для достижения задуманного используя простые подручные и прихваченные задёшево средства. В то же время, ничто человеческое им не чуждо и если вольная цыганская душа требует для коня золотую сбрую - так тому и быть. Цыганский кабинет существует для того, чтобы руска рома были и «на стиле», и не тратились на какой-нибудь Ortega Stwo, когда им приспичит сыграть публике свой «джаз-мануш» на старой CIGANO.
Да, это - ещё один букварь о том, как сыграть в ящик. Что прямо отправляет нас к звукоисторгающей продукции предлагаемой коварными купцами любезным цыганам на базаре. Причина его возникновения проста в своей нехитрой диалектике: в любом базарном хозяйстве производители стремятся к полному господству, по мере обретения которого цена на гитарные ящики растёт неограниченно, а качество так же неограниченно падает. И что же здесь остаётся среднему-бедному роме с «совсем нету денег»? Только взять в руки шуруповёрт...
Невидимая рука (с базара)
В невыдуманной яви все играют в ящик и с ящиками всё очень плохо. В такой мере, что зреет впечатление, как будто производители и сами поверили, что волшебные импульсы могут заставить петь любой громкоговоритель. Кузнецы гитарных ящиков различают их только по наличию или отсутствию в них моделирующего усилителя. Громкоговорители делятся на три типа: брендированные, с нашлёпкой в виде флага США или Великобритании, или без оной (предвещаю, что модель будет на Y – это Yamaha).
Модным является использование в современных гитарных ящиках автомобильных коаксиальных или компонентных безымянных громкоговорителей. Должно быть удешевляет производство (автомобильный гарнитур, в отличии от гитарного, отпускают по «цене грязи»). Этот подход чаще встречается в дюжих моделях, в тех что попроще — бросовый Китай. В ящике «с завода» сегодня может стоять вообще всё что угодно, лишь бы оно исторгало
Никак не мешает гаджо покупать после просмотра очередного обзора «лучшего комбика». Там всё равно ничего не видно за тканью/решёткой...
Данные о производителе и модели громкоговорителя попадают в характеристики только если к ящику прикрутили Celestion или Jensen – на них у цыган стойкий рефлекс, что твоя собака Павлова.
Хотя для раскрытия гитарного звука необходим минимум 12“ (лучше - 4x12”), в основной массе ящиков будет прикручен 10“ громкоговоритель или меньше. Потому что в пенале или студии рядового гаджо и 6”— 8” на 5-15 Вт — «за глаза», а употреблять чужак его будет на половине громкости. Можно и меньше, но два СЧ — это будет называться «стерео». Или 5“ НЧ/СЧ и твитер — тоже часто.
От трети до половины ящика занимает усилитель, а два ящика с абсолютно одинаковыми громкоговорителями легко разнятся геометрией в 1,5-2 раза, но ещё не встречал ни одного дотягивающего до расчётной. Если можно потратить меньше лыж на изготовление короба, зачем тратить больше? Нет, никто и ничего там не считает, расслабьтесь.
Огромное число литераторов рассказывает о грандиозной разнице между электро- и электроакустической гитарой. Неофиты задаются вопросом: как приобресть один ящик для обеих гитар? Производители убеждают: совсем никак, для последнего есть отдельный модельный ряд. Деревяшка более тембрально щедра, а электрогитара — она же для «джи-джи» и имеет более бедный частотный размах, поэтому наличествуют специальные гитарные динамики. Что не мешает именитым производителям прикручивать в свои ящики любые валяющиеся под ногами на складе громкоговорители: речевые, НЧ, вообще любые.
Звукорежиссёр мог бы возразить: но, позвольте, электрогитара охватывает спектр частот от 82 Гц до 1570 Гц, а деревянное только от 82 Гц до 1175 Гц...
Как два пальца: нота «Ми» большой октавы (E2) соответствует 82,407 Гц или открытой 6-й струне. Диапазоны употребляемые в эквализации просто отражают среднее число ладов на соответствующей средней гитаре. Если в ящике стоит громкоговоритель с частоткой от 130 Гц (типа, Celestion Truvox 0510), то с «джи-джи» на этом всё ещё можно играть Виталика и даже провести слепой тест наглядно обнаруживающий несовместность электрогитарного с электроакустическим. Однако, чистый звук покажет кто где опрастался.
Отсюда даже глухой цыган должен был уяснить, что если он играет в пониженных строях на чистом звуке (само по себе — редкость. басист что ли?), то лучше бы иметь динамик начинающийся где-нибудь с 50 Гц.
Подбор динамика
Цыганская душа не приемлет простые траектории, поэтому часть гаджо уже отправилась читать спецификации на сайты Eminence, Jensen и Celestion, а другая пошла нюхать клей БФ в попытках склеить лепестки ржавого советского динамика.
Для оставшихся: громкоговоритель может быть какой угодно, но только — 8 Ом.
Не будет чрезмерным подбор широкополосного круглого 6”— 8” громкоговорителя на 10-15 Вт от японского или корейского производителя: Technics, Pioneer, Panasonic, Mitsumi и др. способного на размах 50 Гц — 17 кГц. Чувствительность должна быть не ниже 90 дБ, а резонансная частота (Fs) максимально близка к 82,4 Гц (ниже - лучше).
Большинство цыган способно справиться с подбором по трём параметрам. Кабинет с таким громкоговорителем можно будет использовать и как обыденную, но очень хорошую колонку.
Можно взять широкополосник с меньшим размахом крыльев, но тогда его придётся сопрягать с твитером (по примеру многих производителей) и он не будет многоцелевым. Не смогут в универсальность и коаксиальные громкоговорители, при всей заманчивости их спецификаций и бросовой цене.
Помните: производители всегда лгут.
Подбор усилителя
Усилитель может находиться где угодно, но только — снаружи ящика.
Парадоксально, но это самая простая задача. Всего за год до катастройки был основан кооператив «Азия», а сегодня цыгане имеют хрестоматийное импортозамещение из города Омска в виде честных JFET-усилителей AMT Tubecake, стоимость которых на 2023 год с Авито составляет от полутора до трёх тысяч рублей.
Они одинаково хорошо подходят для усиления любых балалаек и имеют выход с импедансом только 8 Ом (можно подключить 8-16 Ом).
Ручки «Depth» и «Presence» на этих усилителях управляют фильтрами НЧ и ВЧ, соответственно. Первая усиливает резонанс кабинета и предоставляет отличный цыганский панч, а вторая как будто специально предназначена для электроакустических гитар. Если в темброблоке гитары есть такая же ручка «Presence» (обычно делает «горб» ±12 дБ в районе 10 кГц), лучше убрать её в «0» и пользоваться «Presence» на усилителе.
Для употребления в домашних условиях надо брать TC-1 на 1,5W. Разница с трёхватной версией в двух резисторах, переводных наклейках на корпусе, 12В блоке питания (вместо 18В) и балансе между громкостью и спокойствием табора.
Цыганским баронам и прочим потерпевшим рекомендую Quilter 101 Mini Head. Это красивая и мощная голова идеально подходящая и для цыганского Maton, и для цыганского Les Paul.
Подбор кабеля
Если производители делают по принципу «только чтобы работало», то для себя надо делать «чтобы звучало». Акустический кабель — редкий гость в звукоисторгающей продукции. Обычно там какая-нибудь худосочная люминь, либо обычный силовой кабель. Рекомендованное сечение = 2x2,5 мм2 медного акустического кабеля.
При увеличении сечения происходит улучшение АЧХ на всём диапазоне, и в первую очередь НЧ. Подводящие провода у любого динамика очень тонкие, но отрезок от клемм до катушки так мал, что никакой роли не играет.
«Жирный» кабель
Цыгане способные паять кабель 2x5,2 мм2 (максимум на котором фиксируются улучшения в АЧХ) — делают это, остальные идут на компромисс: берут акустический медный кабель 2x4 мм2 и ножевые клеммы под 5,5 мм2 на вход, радостно обжимают их, дополнительно заливая везде оловом (кроме клемм динамика). Потому что пайка обеспечивает лучший контакт, чем обжим, а для того чтобы снять такую запаянную клемму будет достаточным её просто нагреть.
Цыганский кабинет потребует ~3 метра кабеля, грубо: 1 метр на внутреннюю проводку и 2 метра на звукокабель от усилителя до кабинета. Не имеет смысла идти в магазин и выкладывать 5 тысяч руб. за какой-нибудь BOSS с жилами 14 Ga имея внутри ящика на голову более качественный 11 Ga за 500 руб/метр. Хотя, такой толстый кабель потребует покупку т.н. «жирных» штекеров типа REAN NYS 225 или (хотя бы) Neutrik NP2X-BAG. На кабеле можно использовать термоусадку. Гнездо может быть самым обычным.
Корпус кабинета
Любой уважающий себя цыган хранит в гараже или на балконе своего шатра обломки старой мебели. Традиционный мебельный щит имеет толщину в 15 мм и вылеплен из плиты ЛДСП долголетней просушки и умерших в ней формальдегидов.
Чёрная мебель безупречна для создания цыганского кабинета и при внимательном отношении к кромке способна подарить ящику «заводской» вид. Мелкие огрехи распилов и щёлки прокрашиваются чёрным маркером и заклеиваются чёрной изолентой.
Хорошо резонирует пролакированная ЛДСП, а её толщина сводит на нет все призвуки (за которые так «любят» фанеру). Хитрый Marshall делает свои кабинеты вообще из МДФ и вприсядку зрел фанеру.
Единственный реальный грех цыганского кабинета — вес. В полном сборе эталонный цыганский кабинет весит 8,2 кг.
Сборка короба
Цыганский кабинет имеет размеры (ШxВxГ) 330x380x280 мм, внутренний объём 26 л и состоит из 6 деталей (ШxВ):
280x380 - Левая/Правая (стенки)
280x300 - Верхняя/Нижняя (плоскости)
300x350 - Лицевая/Задняя (крышки)
Такие размеры часто встречаются у мебельных полок, что позволяет распланировать отпил «лишней» длины так, чтобы сохранить окромкованные края в лицевой части кабинета.
Сборка состоит из трёх шагов. Сначала в Левой и Правой стенке отсверливается по 4 сквозных отверстия через которые Верхняя и Нижняя плоскости притягиваются к стенкам длинными чёрными саморезами. Края отверстий слегка рассверливаются сверлом большего диаметра для углубления головок саморезов «заподлицо». Кудесники конфирматов могут сделать это соединение с ними (хоть на эксцентриках).
На втором шаге берётся брусок 30x30 и отпиливается в длину 240 мм. Этот брусок необходимо отсверлить в 3 местах и прикрутить в углы изнутри каркаса 1 саморезом по центру к плоскостям и 2 саморезами к стенкам, как показано на рисунке.
Задняя крышка будет лучше лежать, а закрытый кабинет будет более герметичен если расширить опалубку выравнивающими брусками как показано на фотографии. Они тоже прикручиваются к стенкам и плоскостям, по 2 самореза на брусок. Для лицевой крышки направляющие не нужны из-за её утопленности в короб.
На третьем шаге в Лицевой и Задней крышках отсверливаются по 4 отверстия в углах с отступом 15 мм от края (чтобы попасть в центр бруска 30x30) и примеряются в полученный каркас. Перед выпиливанием крышек лучше измерить образовавшийся проём, т.к. из-за миллиметров набегающих из толщин плёнки на ЛДСП необходимые размеры могут оказаться чуть меньше расчётных 300x350 и крышки не будут влезать. Лицевую крышку лучше «по красоте» прикрутить обычными чёрными саморезами, а Заднюю саморезами с широкой шляпкой. Саморезы выбираются в 2-3 толщины крышки, т.е. 32-45 мм в длину.
Динамик и фазоинвертор
Нельзя просто взять и отсверлить Лицевую крышку по центру т.к. цыганский кабинет — наглухо закрытый, а это значит, что без фазоинвертора он будет бурчать. Любой громкоговоритель имеет прямой и обратный ход диффузора. При движении диффузора назад, объём воздуха содержащийся в закрытом кабинете срабатывает как пружина, и блокирует дальнейшее продвижение диффузора, отсель происходит ущерб в НЧ и бубнение. Именно по этой причине гаджо мастерят свои ящики полностью или частично открытыми, теряя в объёмности звучания.
Добросовестные производители, такие как Bogner, не производят гитарные ящики без фазоинверторов. На первом месте для панчовой цыганской гитары стоит то, что фазоинвертор в кабинете просто должен быть. Считается что площадь отверстия фазоинвертора должна равняться площади диффузора громкоговорителя, но в целом это величина измеряемая, подбираемая и изменяемая.
Расположение и площадь фазоинвертора взяты из спецификаций Matsushita Electric Industrial Co., Ltd для громкоговорителей 7" при соответствующем литраже. Минимальная длина трубы фазоинвертора составляет 45 мм, рекомендуемая — 85 мм. В идеале, край трубы фазоинвертора должен достигать или немного заходить за высоту нижнего фланца установленного динамика.
Внутреннюю прямоугольную трубу фазоинвертора изготавливают из бруска прикрученного к Лицевой крышке с тыльной стороны так, чтобы он вплотную примыкал к отверстию фазоинвертора по периметру. Брусок можно накручивать «бутербродом» увеличивая таким образом длину трубы.
С учётом толщины стенки 15 мм, можно ограничиться бруском 30x30 мм и далее подбирать необходимую длину трубы просто вставив в отверстие пару листов плотного картона и наблюдая насколько меняется звук в НЧ при их перемещении внутрь/наружу. Сделав отметку ручкой и вытащив листы, можно нарастить трубу фазоинвертора до требуемой длины, зафиксировав таким образом эффект.
Громкоговоритель крепится снаружи, сквозь отверстие в Лицевой крышке и опирается своим подвесом на 15 мм её толщины, чтобы быть намертво прихваченным саморезами в штатные отверстия. Цыгане не доверяют креплению изнутри практикуемому, например, Orange. В этом случае ЛДСП быстро выкрошится и динамик с грохотом упадёт внутрь цыганского кабинета, чтобы кататься и биться там о стенки, пока табор будет скакать в закат на своих крылатых конях.
Подключение кабинета
Толщина ЛДСП не позволяет крепить гнездо 6,35 мм прямо в корпус. Между тем предприимчивости у цыган в любое время не отнять.
Цыганский инженерный гений крепит гнездо на крышку от обычной распределительной коробки за 15 руб., вырезает в задней стенке ящика дырку чуть больше гнезда, а саму крышку прикручивает к корпусу саморезами.
Некоторые цыгане задумываются о подключении кабинета к любому подходящему звукоисторгающему устройству простым набрасыванием проводов. Для этого используется колодка стоящая ориентировочно от 150 руб., провода от гнезда пробрасываются до неё, а уже от неё — до громкоговорителя. На открытых торчащих контактах колодки проще спаять две пары кабелей (по паре на контакт).
Также колодка позволяет подключить второй ящик с динамиком на 8 Ом параллельно цыганскому, но в этом случае сам цыганский кабинет надо будет подключать уже к 4 Ом выходу, например, того же Quilter 101 Mini Head.
Можно подключить два ящика и последовательно, просто «перепутав» провода в колодке («плюс» на «минус» и «минус» на «плюс»). При этом общее сопротивление их громкоговорителей сложится (главное чтобы не превысило 16 Ом), а цыганский кабинет надо будет подключать к выходу 8 Ом (или 16 Ом, если он есть) усилителя.
Вся коммутация производится при выключенном усилителе. При неверном подключении однотактовые ламповые усилители сгорают со спецэффектами, а транзисторные сначала разогреваются и с них обваливается вся краска. Теперь вы понимаете почему цыган часто относят к группам риска.
Необходимая роскошь
Неотъемлемой чертой цыганского характера является то, что цыган никогда не будет экономить там, где экономить не надо. Собрав очередной свой цыганский кабинет, он не прикрутит к нему дверную ручку за 50 рублей, чтобы она врезалась в руку и примерзала к пальцам зимой. Нет, он купит ручку из хорошей кожи, с надёжным креплением и внутренним каркасом. Такую ручку он прикрутит надёжными винтами, дополнительно надев с тыльной стороны шайбы и навинтив на них по две гайки (чтобы не открутилось).
Для охраны громкоговорителя на нём должен быть установлен надёжный гриль. Под надёжным прилично разуметь не распечатанную на 3D-принтере круглую решётку с надписью «#ПОШУМИМ!», а толковое металлическое устройство. Например, гриль AurA WGM-3108:
Есть стенка в 10 мм подходящая для утопленной крышки;
Есть отличные чёрные винты в комплекте, на которые можно сразу и прикрутить;
Толстая решётка выдерживает удар копыта цыганской лошади;
Выгнутая наружу форма решётки не может помешать работе динамика;
Покрывает любые динамики 6" — 8".
Заключение
Конечно, в проекте цыганского кабинета нет никакой новизны, но он набирает 40 баллов из 100 по критериям всероссийского конкурса «Акустическая мысль» 2023 года:
Актуальность (востребованность идеи в современном мире);
Экономическая выгода (малозатратное).
Если читатель внимательно следовал рекомендациям, то в результате у него должно было появиться что-то вроде этого:
Табор уехал в Москву, чтобы помолиться Матроне Московской (цыгане верят, что по-цыгански молиться нельзя — Бог не слышит, надо по-русски и в Москве знают — как), отовариться ёлками, подарками, и во всеоружии встретить Васильев день и Рождество. Так что остаётся пожелать много маленьких жеребят, три мешка золота, а также здоровья и счастья тем кто это прочитал и их семьям!
Markscheider
Ай-нэ-нэ, спасибо!
Вопрос от непрофессионала. А натуральное дерево (массив) не используется для изготовления корпусов? Из опыта предполагаю, что нет. Вопрос - почему?
aGGre55or Автор
Почему же, используется. На авито даже есть объявления по изготовлению корпусов для АС из фанеры, шпона, МДФ или массива натурального дерева на станках с ЧПУ. Любое дерево на выбор, но недёшево. Плотность ЛДСП 660 кг/м3 (в среднем), плотность красного дерева 670 кг/м3, а зачем платить больше? Человечество ставило эксперименты со всеми материалами для оформления динамиков, в т.ч. есть работы по оформлению кирпичом, войлоком и свинцовыми листами)
jar_ohty
Дерево, особенно сухое, хорошо резонирует, отчего и используется для музыкальных инструментов. Корпус АС резонировать должен *как можно меньше*. Иначе мы будем вместо музыки слушать коробочные призвуки. Композитные материалы типа ДСП и МДФ как раз хорошо поглощают вибрацию.
souls_arch
Таки да. Но в целом статью надо относить к разряду юмор. С детства помимо программирования увлекался рдт+микроэлектроника+синтез и гитара (физика физмата тоже имела отпечаток как и начальное муз образование, что лишь совершенствовалось далее). Аки Ричи Блэкмор и многие другие. Почти все переросло в профессию. Да, я играл в юности и ранней молодости и в кабаках, и на стриту и на стадионах. Пусть и не разряда Лужники. А потом тяга к железу и софту победила. А сейчас вот иногда думаю. Мож нах все и в композиторы и звукрежи обратно на пороге 50 лет? Выступать уже не тянет очень давно. А вот работа в студии...
Markscheider
Никогда не поздно, но тогда держите в голове, что с возрастом снижается чувствительность уха к ВЧ в звуковом диапазоне. Надо либо научиться делать на это поправку, либо держать около себя молодого "слухача". Ну, или слухачку :)