Действие происходило в одном регионе нашей необъятной Родины.
В далеком 2018 году руководитель, он же инвестор, «обрадовал» тем, что я должен принять в управление и развить некоего местного провайдера. При знакомстве с матчастью была обнаружена сеть в крупном коттеджном поселке примерно на 500 абонентов. Эта сеть построена по технологии GPON, на базе оборудования Eltex и роутера Mikrotik CCR1009, которые размещались в помещении местного магазина (ларька). Почему там? Потому что он находился в центре поселка:) Кабель был прокинут на опорах линий электропередач.
Далее выяснилось, что ни лицензий, ни договоров аренды этих ЛЭП не было. Главной идеей развития было подключать не в городе, а в области, так как там нет ни больших операторов, ни каких‑либо еще. «Ростелеком» предлагал в лучшем случае ADSL, в худшем — ничего, покрытие 4G было плохим, да и с безлимитными тарифами дела обстояли плохо; как оказалось, в настоящем (в 2023 году) — еще хуже.
Нужно было навести порядок в сети, в документах, легализоваться и параллельно разработать «план наступления» на область. Хотелось продолжить строить сеть GPON, так как стоила она недорого и показывала хорошую скорость, но у нее был огромный минус. Хозяева опор попросили за аренду каждого столба порядка 300–500 рублей в месяц (в дальнейшем я узнал, что крупнейший локальный оператор города построил всю свою сеть на этих опорах, платя, по всей видимости, альтернативно).
В качестве другого способа подключения мы рассматривали Wi‑Fi. Минусов сначала было два: низкая скорость и непонятное и страшное ГРЧЦ (главный радиочастотный центр), который выдавал разрешения на вещание в определенном спектре частот. Но обо всем по порядку.
По документам начали с регистрации нового юрлица и подачи заявления на лицензию (телематические услуги, передачу данных). Оказалось, лицензию получить довольно легко. Достаточно скачать в интернете шаблоны документов и заполнить.
Рассматривая варианты продвижения к абонентам, мы случайно узнали, что в центре небольшого городка у руководителя есть свободный участок с высокой трубой от разрушенной котельной. Отличный объект для наших экспериментов. Но нужно было пройти квест с получением частот.
На удачу пошли в местный радиочастотный центр сразу к начальнику. На нас смотрели косо, разве что у виска не крутили, но примерно рассказали, в какой лотерее нам предстоит поучаствовать. Смысл такой: отправляешь заявку в ГРЧЦ с подробным описанием своих потребностей по частотам, планируемого оборудования и точными координатами места установки (то есть трубы). Платишь за рассмотрение заявки 35 тысяч рублей, ждешь около 2 месяцев, и тебе говорят, что могут выделить, к примеру, всего одну полосу в 5MHz. Но нам повезло, и на первый объект выделили целых 3 полосы по 40MHz в 5GHz диапазоне. Правда, в тот момент мы еще не знали, что это был последний подарок судьбы, который вселил в нас лишний оптимизм. Дальше нам везло гораздо меньше. Полосы выделяли менее широкие, а платить надо было ещё 35 тысяч, и после оформления этих частот в аренду предстояла ежегодная плата Х рублей.
В 2018 году Eltex был одним из ведущих российских разработчиков и производителей телекоммуникационного оборудования. Исходя из этого, мы решили приобрести его базовую станцию и абонентские устройства. Eltex предлагал хорошие условия по оплате и тестирование. Наши сотрудники съездили на завод, где производят изделия, прошли обучение по установке и настройке. Спасибо за это компании, было интересно.
Тем временем, только сформированный отдел продаж вовсю искал абонентов. Для меня было откровением, что появилось так много желающих подключиться, несмотря на довольно высокий прайс: абонентская плата в размере 1000–1500 рублей и 5000 рублей за подключение. Кстати, в кол‑центре работали несколько ребят с судимостью до того, как это стало мейнстримом. Хорошие ребята, они встали на путь исправления, и сейчас у них все отлично.
Вернусь к нашей трубе. Мы смонтировали базовую станцию, решили вопрос с электроэнергией и Uplink'ом для неё. Начали подключать абонентов. И вроде бы не первый год занимаюсь установкой всякого оборудования, но каждый раз охватывает особое чувство радости, когда всё начинает работать, сессии поднимаются, трафик бежит. Тут счастье не было долгим.
Примерно через месяц пятничным вечером поступил запрос от техподдержки: ничего сделать не можем, коммутатор видим, базовой станции нет. Ищем, кто бы мог сделать визуальный осмотр. Нашли, вроде бы на трубе ничего нет… Утром пораньше берем комплект (базовая станция + антенны), летим на восстановление, а на месте — как в переводе Гоблина название известного фильма Гая Ричи — «Snatch». Кому понадобилось оборудование, не очень понятно. Монтировали, подключали и настраивали целый день. Восстановили ближе к вечеру. Честно говоря, я так и не понял, находясь на вершине этой трубы: то ли труба раскачивалась, то ли наши ноги подкашивались от страха высоты. В тот день мне помогал молодой парень из техподдержки — мусульманин, у него шел священный месяц Рамадан. Не пил даже воды, из‑за этого ему было очень тяжело работать.
Количество абонентов в этом городе росло, и одной базовой станции стало не хватать. Добавили вторую на ту же трубу, разнеся антенны. Затем потребовалась установка станции в другой части населенного пункта, но такой трубы больше не нашлось. И мы сделали большую ошибку: купили участок на сотки 4 и установили базовую станцию на телескопической мачте на растяжках. У этого решения оказалась масса минусов. Без большой мехруки доступ к антеннам и базовой станции был невозможен. Вся конструкция в сильный ветер угрожающе раскачивалась, и было заметно падение качества сигнала. А про то, что она сама упасть могла, и говорить не хочется. Еще требовалось продумать сохранность мачты и тросов от вандалов.
Больше мы так не делали.
Учиться и постигать неизвестное приходилось буквально на ходу. К примеру, во время общения с операторами и коллегами по бизнесу узнал много нового. Оказывается, есть оператор ООО «Милеком», у которого тысячи километров «оптики» за Уралом, соединяющей разные регионы (всегда думал, «Ростелеком» ли это, ТТК или сотовые операторы). И то, что сотовые операторы без особых проблем на своих вышках размещают чужое оборудование, дают VLAN и бесперебойное питание. Знать бы чуть раньше, и не было б этого монстра в виде мачты.
Позже мы размещали своё оборудование преимущественно на вышках мобильных операторов. Гораздо реже — на высоких зданиях и сооружениях. К примеру, на таких, как элеваторы. Попутно замечу: без курьёзов в сотрудничестве с партнёрами тоже не обошлось. Однажды, приехав по заявке об отсутствии связи, мы не обнаружили вышку мобильного оператора, на её месте остался лишь наш оптический кабель. Как оказалось, её демонтировали, а сообщить нам забыли.
В то время у нас возник вопрос: как подключать абонентов? Первый пул заявок был накоплен большой. Приехали, подключили всех скопом — хорошо, но подключать одного абонента за 200 км от офиса было нерационально. Проверяли на практике разные схемы.
Первая — индивидуальная доставка комплекта и подключение силами либо абонента, либо кого‑нибудь из местных спецов. Вторая — передавали на ответственное хранение несколько комплектов местному жителю, который либо сам подключал, либо передавал абоненту. Конечно же, не обошлось без воровства, несмотря на всякие договоры. Третья — мы поставляли комплекты СДЭКом, почтой, даже рейсовыми газелями. Что удивило — абоненты зачастую охотно соглашались на самостоятельную установку, для них были изготовлены печатные и видеоинструкции. В итоге остановились на таком варианте: доставка почтовой службой и установка преимущественно силами самих абонентов. Несколько клиентов настойчиво просили «городской телефон». Пришлось сделать через SIP.
Так как нам выдали лицензию, то у нас появилась обязанность сдавать всякую отчетность в Роскомнадзор и платить добровольно‑обязательный сбор за каждого абонента в отчетном периоде. Очень странный сбор. Вручили прикольные коробочки АС «Ревизор» — перепрошитые роутеры TP‑Link, которые нужно было включить в нашу сеть, чтобы они мониторили качество блокировки запрещенных сайтов. Из чистого любопытства и исключительно ради научного интереса было выяснено, что, если заблокировать весь трафик и оставить только до Роскомнадзора или вообще подключить к другому провайдеру, то вопросов к качеству фильтрации не возникало (сейчас, наверное, уже не так). Но было куплено специальное ПО, которое выгружало списки и прогоняло весь трафик через себя. Когда трафик был небольшой, все работало неплохо, но это явно был «костыль».
Голограммы с тремя буквами
Проект наш постепенно развивался, сеть росла. В какой‑то момент подвернулся локальный провайдер на 200 абонентов, но у него была своя AS и сеть адресов /24. Мы его купили и наконец‑то стали полноценными операторами связи. Нами была арендована стойка в небольшом дата‑центре, где стояла пачка микротиков (локальный мем в действии: нужно больше микротиков). К ним подходило два 10G uplink'a от сотовых операторов, которые и давали VLAN'ы до наших базовых станций. Тут мое нутро инженера ликовало от задач и возможностей применять теоретические знания и от постоянного изучения новых тонкостей. Наконец‑то BGP, OSPF, STP, VRRP и многие другие технологии для меня перешли из разряда «просто читал» в реально используемые. Был рад взаимодействию со специалистами «больших операторов». Странно даже вспоминать о том, как я почему‑то радовался, когда трафик ушел стабильно за 1 Гбит/с.
В это время наконец‑то была поднята система мониторинга на Zabbix, постоянно шла работа по улучшению качества работы кол‑центра, реализованного на Asterisk+GoIP+Bitrix24, а также системы оплаты и биллинга, шла работа над документацией и стабильностью сети. Зачастую приходилось экономить средства и выдумывать что‑то свое, оригинальное. Например, с онлайн‑оплатой и фискализацией или написанием своего смс‑шлюза для отправки смс через GoIP, а не покупкой готовых решений и так далее.
Безусловно, возникали всякие проблемы, но мы их решали по мере появления. Некоторое время мы отписывались, что СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий) стоит у вышестоящего оператора, закон Яровой исполняется им же. Но товарищ майор все-таки выдал нам под роспись черный ящик и сказал, что это СОРМ. Это был обычный системник горизонтального исполнения, опечатанный голограммами с тремя буквами. Я только не понял, как мы должны зеркалировать трафик >2 Гбит/с на порт этого компа со встроенной сетевой на один Гбит, но постеснялся спросить. Как это работает, для меня осталось тайной. Хотя через год-полтора нам настойчиво предлагали установить «нормальный» СОРМ за свои деньги.
Во время реализации проекта мы проводили эксперименты с разным оборудованием. С одной стороны, не хотелось разводить зоопарк вендоров. Производителей вокруг много. С другой стороны, на поиск лучшего по шкале «цена/качество» нас толкали любопытство и желание добиться успеха. Мне тогда нравилось стабильно работавшее оборудование LigoWave, которое (по моим ощущениям) превосходило в скорости Eltex. Очень хотелось проверить в работе свой любимый Mikrotik. Его абонентские устройства были в то время, пожалуй, одними из самых дешёвых, но потом разочаровали. На мой взгляд, WiFi — не сильная сторона компании во всей линейке продуктов. Ubiquiti, к сожалению, выходили дорогими, хотя предпочитаю их в качестве офисных точек доступа.
Вскоре стали подключать через сотовых операторов абонентов там, где не было возможности подключить к нашим базовым станциям, причем трафик и биллинг использовался наш. Потом мы стали предлагать услугу «резервированного интернета», правда, это не спасало, когда ложился главный наш узел.
Моё участие в этом проекте завершилось так же неожиданно, как и началось. Инвестор по внешним причинам вышел из этого проекта и продал, считай, готовый работающий бизнес.
Хоть наши цифры в начале были скромные, но я точно видел светлые перспективы.
Это был замечательный опыт, где пришлось и руководить, и самому руками работать, и изучить много интересного.
Провайдер же жив до сих пор, но это — другая история.
Комментарии (8)
MrHaft
10.01.2024 14:17Спасибо за статью)
Вы в итоге только на 5GHz работали?
2,4 не выдали?
fboris Автор
10.01.2024 14:17Рад, что понравилось. На 2,4 скорость обеспечить даже 10 клиентам не получается, только на радиомостах для одиночных пользователей использовали.
rip12isp05
10.01.2024 14:17на 2.4 на микротиках сеть работает с одной БС 50 клиентов в NV2 скорости до 50 Мбит на клиента, более 3 лет
mikmiknik
10.01.2024 14:17Однажды, приехав по заявке об отсутствии связи
Спасибо за интересный рассказ, однако в таких историях всегда немного удивляет, почему об отсутствии связи провайдер узнает от клиента? Причем наверняка пока у клиента приняли заявку, ему пришлось и кабели проверить, и роутер перезагрузить, и прочую стандартную ерунды. Нет, было бы ещё объяснимо, если речь шла в 90-х, но 2018 это не такое далёкое прошлое и oss софта для мониторинга и автоалертов более чем достаточно. И да, я дочитал, что со временем таки поставили Zabbix.
kazaneuro
10.01.2024 14:17+1Узнал свой город. Был даже их клиентом. Пока не пришел Ростелеком. С gpon.
nevzorofff
Прикольно. Как в начало 2000х вернулся.