Привет! Меня зовут Артём, я старший программист в SM Lab. А ещё я люблю велосипеды. Так как работа программистов чаще всего так или иначе сидячая (ну, кроме тех ребят, кто осилил освоить стол для стоячей работы и прочие плюшки), то нам приходится придумывать, как бы добавить в жизнь активности и движения. Полезно и для здоровья в целом, и для мозга. Мой выбор — велосипеды. В этом посте я поделюсь своим опытом веложизни и расскажу, на что обратить внимание, если вы хотите сами собрать себе крутого двухколёсного коня из отдельных деталей. А ещё будет много (много) фоток.
Иногда достаточно маленького события, способного изменить жизнь навсегда.
Однажды два практически незнакомых человека в разных частях России одновременно зашли в один устаревший мессенджер и с удивлением обнаружили друг друга онлайн.
Мой интерес к аське был исключительно рабочим, а вот мой собеседник туда попал случайно – зашел посмотреть, кто еще онлайн.
- Привет, мы знакомы? – Поздоровался первым Ярослав.
- Да, вместе играли на местном сервере когда-то.
- А-а-а, точно, вспомнил! Так мы, получается, в одном городе родились!
После небольшого диалога выяснилось, что у нас похожие интересы и образ мышления.
- Слушай, а поехали в горы, я тут себе велик клевый купил… - написал Ярослав на следующий день, прикрепив фото байка.
И тут я понял, что недавно собрал первый свой велосипед для экстремального катания. Недолго думая, я согласился ехать.
С велосипедами я дружу с детства, но по-настоящему начал их понимать с 2010 года и рассказ этот про людей, большие горы и то, как осуществилась детская мечта.
Небольшая вводная по дисциплинам
Кросскантри – езда на выносливость по любым типам ландшафта, в основном по прямым и вверх. Олимпийская дисциплина.
Трейл / Эндуро / Allmountain – техничная и веселая езда по тропинкам природным и искусственно построенным трассам по прямой, чаще вниз, но иногда и вверх, чтобы потом снова скатиться. Технические детали опустим, это плюс-минус схожие дисциплины.
Даунхилл – супертехничная дисциплина, где нужно лететь исключительно вниз по камням, корням, прыгать трамплины на огромных скоростях. Ездить по построенным трассам, ездить везде под действием гравитации. Вверх не едется никак, велик не позволяет.
В детстве я любил смотреть видеоролики, где большие дядьки прыгали на монструозного вида велосипедах с огромных уступов или делали трюки на сериях трамплинов. Все это действо сопровождалось задорной музычкой. Ну и как тут устоять и не влюбиться в процесс?
Я начал мечтать, что когда-нибудь смогу также (спойлер – не смог, но мне это и не нужно было). Через какое-то время у меня появился мой первый велосипед. А, нет, первый был, конечно, «школьник» - маленький и страшный. После него была батина «Десна», но тут мы говорим о маунтинбайке, между прочим, а не вот это вот все. Первый МТБ был простым кросскантрийником, не предназначенным для гор (хотя «маунтинбайк» дословно – горный велосипед), но был не самый плохой. Так, середнячок. Но, пожалуй, главное, что в нем меня привлекало – он был красный! GT avalanche 2.0 2010г. на 26-дюймовых колесах. В нем было аж 24 скорости, среднего уровня оборудование, а ехал он быстрее, чем велики другого цвета. До сих пор что-то внутри екает при взгляде на него.
Почти сразу после покупки первого серьезного МТБ мой круг общения заметно расширился. Появилось много новых знакомых и друзей, темы для разговора с незнакомыми людьми, новый досуг и чувство ветра в волосах под шлемом, когда едешь наперегонки со световым днем, а затем уставший, но довольный моментально засыпаешь, едва добравшись до кровати. Свобода, которую не замечаешь, пока не прикоснешься и не ощутишь ее. Так для меня приоткрылась новая дверь, а я слегка выставил в нее ножку, чтобы не захлопнулась ненароком.
В основном в то время я обычно катался далеко и на весь день, много где побывал в пределах своей области. Почти всегда выезжал не один. Часто ездил с незнакомыми людьми с местного форума – просто было интересно. Почти всегда происходили какие-то курьезы или комичные ситуации. Приятно было посмеяться над ними, когда ты не один.
Через некоторое время я понял, что хочу ехать быстрее, дальше и легче. Так я стал обладателем абсолютного по моему мнению совершенства: Cube reaction pro 2013г. с алюминиевой рамой и 29-дюймовыми колесами. Велосипед был изящным и напичканным технологиями, а весил меньше 13кг, для меня такой вес был просто космическим, первый GT был около 14 – 15 кг. Этот чистокровный по происхождению немец ехал также хорошо, как и выглядел, все до винтика в нем было прекрасно и радовало меня каждый день, а еще вызывало неподдельную зависть у друзей и знакомых. С ним моя жизнь еще сильнее изменилась. Ездить больше я не начал, зато стал гораздо меньше уставать. А после замены покрышек на более легкие я мог проезжать на нем сотни километров за день.
«Кубик» радовал меня гораздо дольше, аж до 2018 года и всем он мне нравился, но чего-то не хватало. Детские мечты не давали покоя и я понимал, что двигаюсь немного не в ту сторону. Обычная езда по прямой не доставляла мне особого удовольствия от спорта, хотелось чего-то другого. Да и музыка из роликов детства периодически врубалась сама собой в голове. Так я решился приоткрыть свою дверь в мир МТБ чуть сильнее и задумался о покупке двухподвеса, параллельно изучая теорию.
Двухподвес – это тоже велосипед, но сзади у него не жесткий треугольник, а дополнительный амортизатор. Нужен он для того, чтобы на кочках заднее колесо не отрывалось от земли. Контроль у таких двухподвесных байков гораздо выше, значит можно ездить техничнее и быстрее вниз, зато медленнее по прямой из за раскачки подвески и большего общего веса. До этого у меня были исключительно велосипеды с жестким задним треугольником. Называются просто: «хардтейлы». Они легче и быстрее, но вниз едут хуже.
Мой первый двухподвес (раньше их еще называли «сосис») не ворвался в мою жизнь с двух ног, а приходил постепенно, деталь за деталью материализовался у меня дома. Я решил собирать его, а не купить сразу готовый, так как матчасть я знал тогда уже достаточно хорошо и было интересно сделать что-то свое. Рама была куплена на аукционе, а остальные детали я скрупулезно подбирал под себя почти полгода, по итогу получился он: Trek remedy 9 с алюминиевой рамой и модным на то время размером колес 27.5 дюймов в кислотных голубом с оранжевым цветах.
Сборка принесла мне много нового опыта и знаний в велотеме. Еще было просто интересно ковыряться с железками, настраивать и обслуживать то, на чем я проезжу еще лет 5. Очень приятное ощущение, когда что-то долгое время делаешь своими руками, а потом используешь это в жизни.
Помните Ярослава? В следующем после сборки «Трека» году мы первый раз поехали в горы. Закинув в пикап 2 велика и преодолев 1400 километров за сутки, мы остановились в палаточном лагере рядом с морем. Представьте, что ночью засыпаешь под бушующий рев штормящего моря, утром выходишь из палатки, а сзади величественно возвышается она: со снегом на вершине и торчащими во все стороны под неестественно выгнутыми углами стволов сосенок гора.
Как же приятно неспеша встать, позавтракать под морскую суету и гогот чаек, надеть экипировку и поехать на троллейбусную станцию на велосипедах. Поговорить с водителем и доехать до перевала. Именно здесь начинались трейлы. Начиналось наше ежедневное путешествие. После небольшого подъема на перевал через густой лес, открывался сумасшедший вид на море. Полюбовавшись красотами, мы ехали вниз, с каждым спуском все быстрее. Катание в горах ни на что не похоже – это езда по природному рельефу, который слегка направила и скорректировала рука человека – и получились трейлы. Трассы для катания. Техничные, сложные, опасные. Первый год мы просто выживали в горах. Ехали максимально медленно на тормозах, из-за чего они перегревались и приходилось много отдыхать. Были падения, но защита помогала всегда. Я уже в первый год понял, что приблизился к своей детской мечте, распахнув дверь в мир МТБ. Это было начало нового этапа.
Так мы ездили 4 года. Дорога в горы не была испытанием, всегда было интересно пройти этот путь заново, предвкушая затяжные подъемы вверх и адреналиновые спуски вниз. Затем мы узнали, что существуют «заброски», это когда тебя на пикапе доставляют наверх горы и ты со свежими силами летишь вниз, попутно гогоча и подпрыгивая на камнях. И тут все снова разделилось на до и после. После покатушек в горах мы побывали в байк парке «Красная поляна», где «заброски» делаются на подъемнике. И трассы там полностью построены человеком. То есть за день можно съехать 5 – 10 раз. Сравнивая с первым годом в горах, это буквально на порядок больше. В Красной поляне есть трассы разного уровня сложности, можно взять в прокат экипировку и даунхильный велосипед и абсолютно безопасно съехать «зеленые» трейлы – нужно только желание, деньги и уметь ездить на велосипеде.
Во время катания на «Треке» я узнал, что такое геометрия велосипеда, на что она влияет и понял, какой на самом деле байк мне нужен. В этот момент я решился купить себе еще одного немца: Карбоновый Canyon torque CF7 на 29-дюймовых колесах, на котором я сразу же сделал замену некоторых деталей, которые меня не устраивали. Сейчас он ждет начала сезона и выглядит вот так.
На нем я пока отъездил совсем немного, но по ощущениям велосипед более длинный и стабильный на спусках, по сравнению с «Треком» и больше подходит под мой рост. А самое главное, я понял, что попал в цель. Это тот велосипед, о котором я мечтал в детстве. То чувство радости, когда преодолеваешь страх и прыгаешь трамплин, который раньше боялся, ощущение легкой перегрузки в поворотах, когда влетаешь в них на скорости, когда несешься сломя голову вниз по корням или камням – моменты, ради которых хочется жить и дышать и опять ждать, когда же весна. Велосипед можно купить, но каждое мгновение, проведенное рядом с друзьями на покатушках - бесценно. На байк в этом сезоне у меня большие планы – хочу как следует испытать его в Красной поляне. Хоть и катаюсь я пока не так хорошо, как хотелось – но чувствую, как прогрессирую с каждым годом.
На «Каньоне» я пока не так много проехал, успел покататься у себя в Липецке, Воронеже и Тамбове. Немного фото:
На что обратить внимание при сборке кастомного вела
Если вдруг у вас появилось жгучее желание чего-нибудь себе собрать, прочитав эту статью, то несколько раз подумайте. Для меня сборка это пройденный этап, а текущий мой велосипед – куплен в готовом виде и на нем сделаны некоторые замены. На данный момент отечественные производители закрывают не все потребности рынка велозапчастей и некоторые вещи придется покупать из-за рубежа с определенными сложностями логистики. Ну, а если вас не переубедить, то вот несколько советов для сборки, а также общих рекомендаций:
Всегда надо смотреть на совместимость железок. Если сомневаешься, подходит одна деталь к другой или нет - перепроверь несколько раз, задай вопрос в велочате.
Подобрать точное соответствие цветов деталей довольно сложно, если не видишь запчасть вживую. Один и тот же оранжевый двух разных фирм может сильно отличаться цветовым оттенком. Тут либо брать все у одного производителя, либо рисковать и покупать, что есть.
Существуют два основных производителя деталей трансмиссии: Sram и Shimano и очень много тех, кто делает периферию.
Все детали условно можно разделить на уровни: начальные, средние, высокие и топовые. Чем выше уровень – тем легче по весу железка и тем дольше она прослужит, а также меньше шанс, что она подведет в самый ответственный момент. Если сравнивать высокий и топовый уровни компонентов, то стоимость увеличивается непропорционально снижению веса. Нужно искать золотую середину надежности и веса, для меня это Shimano XT и Sram GX. Нет смысла делать сборку на компонентах среднего и нижнего уровня, потому что готовые заводские решения «в сборе» по стоимости будут выигрывать почти всегда, а вот дорогие топовые компоненты , но по скидкам – лично мой выбор для покупки. Для меня сборка была прежде всего «челенджем», по цене вышло чуть дороже, чем «комплит» из магазина, с учетом того, что старался экономить и брать запчасти по акциям.
Собирать каждый узел нужно на правильной смазке и обязательно затягивать динамометрическим ключом.
Инструменты для сборки, кстати – отдельный разговор, я до сих пор потихоньку докупаю что-то по необходимости. Но основное, что потребуется – это набор шестигранников (желательно качественный, чтобы не слизывать болты), смазки и желание всем этим заниматься.
На б/у-запчасти имеет смысл смотреть, только если уже есть какой-то опыт подбора железа. Я для себя решил, что б/у может быть только рама, но и покупка такой рамы – большой риск: могут быть скрытые повреждения, да и усталость металла никто не отменял. С карбоном вообще отдельная история.
Железки надо периодически обслуживать, а не просто собрать и катать всю жизнь. Но это, скорее, общая рекомендация. Для вилок и задних амортизаторов производители обычно публикуют мануалы с сервисными интервалами, но я такие вещи отдаю на обслуживание в мастерскую за неимением дорогих инструментов и времени. Остальные узлы нужно просто вовремя смазывать и держать в чистоте.
Сейчас в России есть несколько производителей велозапчастей, которых я стараюсь по возможности поддержать, чего и вам советую ? В РФ производят тормозные роторы, выносы, передние звезды и другую периферию – все это при желании можно найти в интернете.
Сборка – процесс долгий, и, если он не приносит удовольствия – лучше его не начинать вовсе.
Ну и самое главное правило, которое не раз меня спасало от всевозможной дичи – не знаешь – спроси, не понял – переспроси у того, кто знает и разбирается.
Ну вот и все! Спасибо, что дочитали. Если у вас возникло непреодолимое желание скатиться вниз с горы на велосипеде, пишите мне, подскажу, что с этим можно сделать)
Надеюсь, я смог этой статьей немного вдохновить хоть кого-то, и если кто-то задумается о покупке велосипеда, значит все это было не зря. Всем ветра в волосах, всегда катайте в шлеме и занимайтесь только тем, что нравится вам.
Комментарии (36)
NickDoom
21.03.2024 11:45+4Иногда достаточно маленького события, способного изменить жизнь навсегда.
Ага, я так на мопеде в рискованный левый поворот попёр, а там в слепой зоне обгоняли с нарушением. Итого — на всю жизнь теперь толстый неповоротливый хромой индюк, а был, сЪка, космодесантник.
bbs12
21.03.2024 11:45Я тоже слегка покалечен после мота (минус 1 глаз), но ни о чем не жалею, ибо видел как люди умирают в старости от рака и альцгеймера и такого счастья нам не надо.
adeshere
21.03.2024 11:45+2Из числа российский производителей прорекламирую (совершенно бесплатно для них) Титан-Рапид из Королева (координаты желающие найдут в интернете). Они делают титановые рамы, вилки, багажники и другие детали на заказ по размерам заказчика. Судя по моему - клиентскому- опыту - делают профессионально. Одно время они массово делали рамы для западных брендов, так как на той стороне хорошо обработанный титан становился золотым, а титан-рапид унаследовал технологии из советского прошлого и делал одновременно и качественнее, и намного дешевле. Но потом вперед вырвался углепластик, а титан ушел в относительно узкую нишу, где надежность важнее, чем вес. Причем нишу совсем не массовую, т.к. это в любом случае топ-сегмент.
Да, у них там все незадешево, зато "любой каприз за ваши деньги". Я уже лет пятнадцать на их раме катаюсь, включая довольно серьезные автономки. Не так давно закупил у них раму жене. Но, любой разговор там начинается с индивидуального чертежа. Если точно знаешь, какая геометрия тебе нужна (включая все нюансы вплоть до градусов/миллиметров) - то очень советую к ним заглянуть. С другой стороны, если вся конкретика пожеланий ограничивается "хочу красивое и крутое", то заказывать раму в Т-Р вряд ли стоит ;-)
A_L_I_E_N
21.03.2024 11:45+1У самого вел !2010! года Felt Q220 от которого осталась только рама, ну вот нравится мне эта геометрия! Обвес - "Shimano XT по-кругу" + швальбе марафоны с заливкой yellow gel (южный регион - курунты-колючки).
У жены карбоновая мерида (с таким же обвесом), ну чтоб полегче, девочка всё же!
Весь парк инструментов, смазок, жидкостей для обслуги. Проще самому разобрать-собрать, чем куда-то везти, оставлять, потом забирать..
Раз в год подкрутил-смазал - как часы. Не сразу к этому пришёл, всё постепенно, с осознанием, что "хорошее железо должно быть хорошим" (цитаты великих).
Нашли своё. Катаем-кайфуем!)
Gumanoid
21.03.2024 11:45+1На байк в этом сезоне у меня большие планы – хочу как следует испытать его в Красной поляне.
В этом году не получится, увы :(
Plahotniy
21.03.2024 11:45зато в этом году "Белка в колесе" станет еще ближе к званию лучшего байк-парку страны, приезжайте на РЭС)
kelleron
21.03.2024 11:45+1С удовольствием бы, но ехать слишком далеко от Москвы(
Plahotniy
21.03.2024 11:45не сложнее чем до Крыма)
https://twentysix.ru/blog/FRaction/140723.htmlkelleron
21.03.2024 11:45+1Да, я уже почитал эту статью) При планировании отпуска в горах учтем, спасибо
atomlib
21.03.2024 11:45Велосипед может привести раку простаты и мужскому бесплодию. Снижается количество сперматозоидов в семени, их подвижность и его объём.
d33
21.03.2024 11:45+8Сидение на месте может привести к раку простаты и мужскому бесплодию. Снижается количество сперматозоидов в семени, их подвижность и его объём.
Borjomy
21.03.2024 11:45Разница в рисках радикально различается. У профессиональных велосипедистов проблемы и с простатой и с коленями. Это уже говорит о многом. Спорт НЕ ПОЛЕЗЕН для здоровья. Не зря на прогулочных велосипедах широкое седло ставят. А седла, которые мы видим в статье, вообще не предназначены для длительного сидения. В отличие от стульев. Трассу на ногах проходят.
У меня коллега тоже очень любит велосипед и кататься, как автор статьи. Только передвигается он на машине. Ибо поумнел с возрастом. Да и жену с детьми на один велосипед не посадишь.
Gumanoid
21.03.2024 11:45+3Как раз наоборот, широкие сёдла не предназначены для долгого катания, а на узких можно долго безопасно катать (если седло правильно подобрано).
Rsa97
21.03.2024 11:45+1Не зря на прогулочных велосипедах широкое седло ставят.
При правильном подборе и установке седла вся опора приходится на седалищные бугры, а мягкие ткани не передавливаются. На широком мягком седле такого достичь сложно, оно более универсально, но не подходит для долгого катания. Узкое седло требует индивидуального подбора, но позволяет ездить долго без каких-либо проблем.
ALapinskas
21.03.2024 11:45+1Почти любые профессиональные спортсмены имеют свои проблемы, но это не значит, что спорт в целом вреден и полезно лежать всю жизнь на диване. Нужно знать про эти проблемы и чем они конкретно могут быть вызваны, чтобы минимизировать негативный эффект. По велосипеду, если вы не занимаетесь этим профессионально, это, как правило, неправильно подобранные компоненты, неправильная настройка, неправильная посадка, езда итп.
Julegg
21.03.2024 11:45+1Трейл / Эндуро / Allmountain — техничная и веселая езда по тропинкам природным и искусственно построенным трассам по прямой, чаще вниз, но иногда и вверх, чтобы потом снова скатиться. Технические детали опустим, это плюс‑минус схожие дисциплины.
Извините, но нет. Эндуро - спортивная дисциплина со своими соревнованиями и чёткими правилами (как и хс с даунхиллом). А трейл и АМ - стили катания по фану. По ним в принципе не проводят соревнований.
Да, я бы ещё предложил рассмотреть дёрт/памптрек как альтернативу большому велосипеду, т.к. обычно до мест катания на дёртовых велосипедах добраться гораздо проще, да и памптреки сейчас строят во многих городах (плюс слышал, что незадолго до ковида среди российских чинуш стало модно продвигать идею постройки памптрека или скейтпарка вместо детской или спортивной площадки). В этом случае заехать после работы и проветрится в течении часика - плёвое дело.kelleron
21.03.2024 11:45+1Статья писалась для популяризации МТБ в основном, чтобы кто-то заинтересовался этим видом спорта, поэтому все так упрощено. А так да, можно отдельно расписать про памп/эндуро/дерт и еще много смежных дисциплин, но зачем?
Julegg
21.03.2024 11:45+1Затем, что львиная доля обитающих на Хабре живут на равнинной местности и чтобы покатать что угодно из мтб им придется достаточно далеко ехать (что уже у многих отбивает охоту), в то время как дёрт/памп могут прям под боком.
Ну и про хс с даунхиллом было же расписано, не вижу причин говорить А, но не говорить Б, особенно когда Б дает более полную картину и подчеркивает многообразие.
Upd уточню к чему моя претензия: у вас статья вышла крайне сумбурной. Удастся ли завлечь кого-нибудь таким материалом? Ну, скорее нет, к сожалению. Вам бы всё структурировать и напихать ссылок на полезные материалы. Рассказать про отличия мтб как хобби от мтб как спорта, где можно найти компанию (от форумов типа веломании и кочки, до крупных сообществ в соцсетях), где и как найти трейлы (трейлфоркс, где трейл итд) и в таком духе.
kelleron
21.03.2024 11:45+3UPD:
Да, было бы полезно, наверно. Если честно, когда писал, даже не думал об этом, пытался больше свои эмоции и впечатления описать.
Lazhu
21.03.2024 11:45+2можно ездить техничнее и быстрее вниз, зато медленнее по прямой
Кантрийный подвес отлично катит везде, кроме асфальта. Условное Подмосковье на кантрийнике и "красном оловянче" это две большие разницы.
У профессиональных велосипедистов проблемы и с простатой и с коленями.
У профиков как раз все отлично по крайней мере с коленями. Проблемы у горе слисапедалетателей с ж.пой на колесе и коленями в небо, которым не объяснили, как правильно сидеть и крутить.
Не зря на прогулочных велосипедах широкое седло ставят. А седла, которые мы видим в статье, вообще не предназначены для длительного сидения
На широких седлах ездят вокруг дома или до ближайшего ларька. Попробуйте проехать сотку в таком, потом пишите чушь
kelleron
21.03.2024 11:45Кантрийный подвес отлично катит везде, кроме асфальта. Условное Подмосковье на кантрийнике и "красном оловянче" это две большие разницы.
Да , согласен, есть кантрийные подвесы и едут они отлично по пересеченке:) Видимо, проблема в формулировке. Имелось ввиду хардтейл для плоскача и эндуро-двухподвес, тут разница в скорости очевидна.
Faxfox
У меня велосипед есть и мне нормально не могут настроить задний дисковый тормоз, какую то дичь постоянно втирают. Где можно про это почитать?
kelleron
Привет. А что говорят? И в чем проблема с тормозом?
Faxfox
угол сгибания троса неправильный, из-за того что его натягивают так чтобы колодки доставали диск при нажатию То есть видимо как я понимаю колодки сточились и вместо настроек колодок больше натягивают трос, а он из-за неправильного угла постоянно переламывается )))
kelleron
Если колодки сточились - их надо заменить. Если трос выгнут неправильно - его нужно обрезать по необходимости и выгнуть правильно. Вообще ставить диагноз по описанию - такое себе, если хотите, чтобы помогли - нужно видео / фото, пока непонятно, в чем причина.
alexdesyatnik
На ютьюбе полно видео про настройку всего велосипедного, я с их помощью достаточно быстро смог разобраться и с подстройкой тормозных колодок, и с прокачкой гидравлики. Там всё просто, попробуйте тоже разобраться сами.
Faxfox
Да можно и самому, но ведь должны быть специально обученные люди.
Gumanoid
Возможно диск погнут. Или надо отторцевать раму под креплением тормоза, а у них нет такого инструмента.