Не так давно проходил тест у психиатра. Хорошо, что не стал с ним спорить о том, что же куб или не куб нарисовали в тесте канадские учёные. Тест я благополучно прошёл. Но остались сомнения: чем мог для меня закончиться спор с психиатром? Ведь теперь запись врача в электронную медицинскую карту не так легко оспорить и исправить пациенту. А уж смотреть то эту электронную карту может не только пациент.

Тест у психиатра

Справка от психиатра требовалась для оформления водительских прав. Пошел пораньше в психдиспансер, народа было мало. Врач психиатр  (молодая женщина) добродушно начала беседу и, тем не менее, далее в непринуждённой беседе прошлась по всем моим датам (выяснила: помню ли их я). Затем предложила мне листочек с заданиями теста.
Первое задание: соединить прямыми возрастающие числа, хаотично расположенные на листочке. Задание мне понравилось – получился красивый полигон. Он придал мне математический настрой. С ним я приступил ко второму заданию.

Врач показала листочек (с рисунком 1) и сказала: – Здесь нарисован куб, и вам тоже следует нарисовать куб.

Рисунок 1. Куб, нарисованный в тестах.
Рисунок 1. Куб, нарисованный в тестах.

Я рассуждал: стороны квадрата с рисунка 1 параллельны обрезам листа, значит рёбра, исходящие из его углов, перпендикулярны плоскости листа с рисунком. Каждое из них должно проецироваться в точку. И тут математика дёрнула меня за язык, и у меня вырвалось:
– Вообще-то, здесь нарисован не куб!
Возникла пауза.

Конечно, мне было понятно, что это кабинетная проекция – косоугольная проекция, которую только условно можно считать реалистичным рисунком. Но тут мне вспомнились кадры из одной старой комедии про рационального математика.

Этот математик, объезжая закоулками пробки, на своём микро-авто, подтолкнул слона, которого переводили по дороге из зоопарка. Слон присел и помял капот авто. Полицейским, остановившим помятое авто, не понравился ответ математика:
 – Это слон сел мне на капот. Математика отправили в психлечебницу. «Старожил» психушки поучал математика: – Если хочешь отсюда выйти, то сразу не говори доктору, что слон был всего один. Сначала скажи – три слона, потом – два, пока все слоны не кончатся, и доктор поймет, что он тебя вылечил.

Врач прервала паузу и спросила: – А вы специалист?  

– Вообще-то, я в этом разбираюсь, но не буду тратить время, – ответил я и нарисовал куб, а для пущей наглядности пунктиром обозначил невидимые рёбра.

В следующем  задании: «показать стрелками часов время без четверти восемь», я не стал умничать, нарисовал стрелки. Врач одобрительно кивнула.

 Остальные  задания вопросов и сомнений не вызвали. В последнем задании: «Подобрать обобщенное имя к предметам, нарисованным на карточке», например, для мотоцикла и велосипеда – транспортные средства, тоже трудностей не возникало. А когда появилась карточка с ботинком и карандашом, я не стал придумывать «атрибуты дизайнера обуви» или умничать, что эти предметы надо задавать как «перечисляемое множество», а вопросительно посмотрел на врача.
Она сказала: – Если затрудняетесь, ставьте прочерк.
Так я и сделал. На этом тест закончился. Мне выдали справку с положительным заключением.

Домашняя проработка

Вновь я вспомнил про этот куб, когда случайно увидел его на 1-ом ТВ-канале центрального телевидения в передаче Е.В.Малышевой про здоровье. Оказалось, что  тест с этим кубом специально разработали канадские учёные.  Ну, раз здесь постарались канадские  учёные, то отвечу цитатой из [1]: «– Учёностью меня не обморочишь!...»).  Ведь ни в проектировании, ни в реалистическом рисовании не применяют кабинетную  проекцию, а практически используют прямоугольное и центральное  (перспективное) проецирование. И если считать, что используется общепринятое прямоугольное проецирование, то, напрашивается вопрос: что же за фигура была изображена?  И сама собой возникла геометрическая задачка №1.

Задачка №1.

Фронтальная (прямоугольная) проекция шестигранника выглядит (см. рисунок 1) как кабинетная проекция куба. Считая, что грани, параллельные фронтальной плоскости, – квадраты, а расстояние между ними равно длине стороны этих квадратов, построить вертикальную и профильную проекции шестигранника. Также определить его тип и угол наклона рёбер к фронтальной плоскости (то есть угол между ребром и его  проекцией на плоскость  квадрата).

А для тренинга к заданиям 2 и 3 подготовил задачку №2 и задачку №3.

Рисунок 2. «Претенденты»  на изображение куба.
Рисунок 2. «Претенденты»  на изображение куба.

Задачка 2.

На каком из рисунков  2а, 2.б, 2, 2.г, 2.д, 2.е, 2.ж, 2.з изображён куб?

Задачка 3.

Показать стрелками часов время: «без четверти восемь».

Рисунок 3. Какие часы правильно показывают время: «без четверти восемь?»
Рисунок 3. Какие часы правильно показывают время: «без четверти восемь?»

 Ответы на эти навеянные тестированием задачки приведу в конце текста, а далее рискну сформулировать некоторые выводы.

Мои скромные выводы

Из прохождения тестирования  у психиатра мне показалось, что  не всегда главное точно отвечать на вопросы. Важно следовать общепринятому контексту.
Если вопрос сформулирован четко и однозначно, то ответить на него легко. Например, я встречал в тестах на IQ вопрос-задачку:  «Собралась компания из 12 человек, и каждый каждому пожал руку. Сколько всего было рукопожатий?». Здесь всё просто: первый пожал 11 рук, второй – 10, …, 11-ый – одну. Всего 11+10+…+2+1=(11+1)+(10+2)+…+(5+7)+6=12*5+6=66 рукопожатий. Но не во всех вопросах чётко оговорены условия (см. ответ задачки №2), которые предполагаются по умолчанию, и даже правильный обоснованный ответ может не оказаться верным с точки зрения психиатра. Возможно, что эти вопросы специально так составляются. И уж конечно не следует спорить с психиатром. Важно то, что врач (в ограниченное регламентом время приёма) запишет в вашу медицинскую карту. Ведь это может иметь серьёзные последствия. И не так легко пациенту оспорить и исправить негативную запись. А уж смотреть то эту электронную карту может не только пациент. Конечно, полезно знать об этом мнение специалистов и учитывать их рекомендации.

Ответы к задачкам и способ построения решений 

При геометрических построениях, доказывающих правильность альтернативной точки зрения, необходимо обеспечить высокую точность. Её требовали даже при традиционных графических построениях. Рассказывают, что классик отечественной начертательной геометрии профессор Владимир Осипович Гордон [2] на экзамене сделал замечание студенту, который не чертил, а рисовал всё от руки. Студент огрызнулся: – А какая разница? Профессор сказал: – Это начертательная геометрия! И вообще, кто кого учит: яйца курицу или курица яйца? Студент: – Вообще-то, курица учит. Профессор: – То-то! А я старая курица! Студент и с этим согласился, взял линейку и стал чертить, а не рисовать.
Но здесь используем не графическое, а  математическое задание координат вершин шестигранника и компьютерные вычисления координат их проекций на плоскость проецирования. Так что погрешность обуславливается только разрешением при графическом выводе.

Ответ к задачке 1. 

Тип шестигранника: наклонная призма с основаниями  – квадратами (эти грани по определению лежат в параллельных плоскостях). Боковые грани призмы – параллелограммы, две стороны каждого параллелограмма – рёбра, совпадающие со сторонами квадратов, лежащих в основании призмы, а два других ребра наклонены под углом π/2 – arccos(2/√5)≈63,435° к основаниям призмы.

Рисунок 4. Изображение наклонной призмы («кабинетного куба»).
Рисунок 4. Изображение наклонной призмы («кабинетного куба»).
Рисунок 5. Чертёж наклонной призмы (к задачке 1).
Рисунок 5. Чертёж наклонной призмы (к задачке 1).

Ответ к задачке 2. 

Все 8 изображений, показанных на рисунке 6, являются  правильными аксонометрическими  изображениями куба. Этот куб (с единичной длиной рёбер) размещён в первом квадранте так, что три его ребра совмещены с координатными осями прямоугольной системы координат. На рисунке 6 для перспективных (центральных) проекций указаны: O – начало uOv-координат на картинной плоскости, G – центр пучка. Взгляд наблюдателя направлен из точки G к точке O перпендикулярно картинной плоскости. А какой рисунок окажется верным на взгляд психиатра?  И хотя все изображения правильные, в тесте я нарисовал куб, как на рисунке 6.д.

Рисунок 6. Изображения куба в параллельных и перспективных проекциях.
Рисунок 6. Изображения куба в параллельных и перспективных проекциях.

Ответ к задачке 3. 

 Если внимательно посмотреть на рисунок 7 и включить логическое мышление, то уверенно можно сказать, что именно часы справа показывают время «без четверти восемь». А вот часы слева могут показывать ещё и время «19 часов 45 минут». Вроде бы всё логично. А какой вариант подойдёт для ответа психиатру? В тесте я не стал искушать судьбу (использовал иную «логику») и нарисовал стрелки как у часов, показанных слева. 

Рисунок 7. Часы, которые должны показывать время «без четверти восемь».
Рисунок 7. Часы, которые должны показывать время «без четверти восемь».

Справочные материалы

Основные определения

Аксонометрия (аксонометрическая проекция) – проекция фигуры (с пространственной системой координат) на некоторую (картинную) плоскость.
Картинная плоскость – плоскость, на которую проецируются заданные в пространственной системе координат точки фигуры.
Центральное (перспективное)  проецирование – проецирование пучком прямых, исходящих из одной точки – центра пучка.
Параллельное проецирование – проецирование линиями, параллельными одному заданному направлению.
Прямоугольная проекция – аксонометрическая проекция, для которой направление проецирования перпендикулярно картинной плоскости.
Фронтальная проекция (на плоскость V)вид спереди (простыми словами).
Горизонтальная проекция (на плоскость H)  – вид сверху (простыми словами).
Профильная проекция (на плоскость W)   – вид сбоку (простыми словами).
Косоугольная проекция – аксонометрическая проекция, для которой направление проецирования не перпендикулярно картинной плоскости.
Кабинетная проекция – косоугольная проекция, у которой ось x – расположена горизонтально, ось z – проведена вертикально, а ось y – проведена под углом 45° к горизонту. При построении изображений по осям x и z откладываются натуральные размеры, а по оси y – размеры сокращают в 2 раза (см. рисунок 8).

Рисунок 8. Кабинетная проекция.
Рисунок 8. Кабинетная проекция.

Литература

[1]  А.С.Грибоедов, Горе от ума, М., 1833.
[2]  В.О.Гордон, М.А.Семенцов-Оргиевский, Курс начертательной геометрии, Наука, 1968.

Комментарии (24)


  1. engine9
    23.03.2024 06:57
    +9

    Узнаётся экспресс-тест на деменцию. Опытного психиатра такое дотошное отношение к уточнению вопросов, буквальное понимание задач (когда на вопрос как дела, человек начинает перечислять поминутно весь свой день) и проблемы с чувством социального контекста может натолкнуть на подозрение наличия у пациента аутистических черт.


    1. dyadyaSerezha
      23.03.2024 06:57
      +5

      Я удивился, что автор не спросил врача, почему все грани у квадрата-неквадрата одинаково белые - ведь свет не может идеально равномерно падать со всех направлений. И куб должен на чем-то лежать, если не указано, что это левитирующий куб. И вообще.

      И насчёт часов автор не прав - в примере явно видно, что у правых часов 12 делений, а не 24.


    1. fasvik
      23.03.2024 06:57

      может натолкнуть на подозрение наличия у пациента аутистических черт.

      А это плохо?


      1. engine9
        23.03.2024 06:57

        Сложно сказать однозначно, хорошо это или плохо. Смотря как человек ими обладающий адаптировался к жизни и насколько выражены эти черты. Кому-то это еще и помогать может :)


  1. Tzimie
    23.03.2024 06:57
    +7

    Я вот подумал. Мою дети зумеры наверное не пройдут тест на "без четверти восемь"


  1. lxsmkv
    23.03.2024 06:57
    +5

    Интересно вообще, откуда в людях берется установка на то, что в вопросе может быть подвох. По идее ведь, надо понимать, что тест массовый, значит 60-80% должны с ним легко справиться. Хотя, пожалуй, это даже не ожидание подвоха как такогово, а скорее более широкий контекст задачи, которым одни одни умеют лучше управлять чем другие, отфильтровывая ненужные части контекста по ситуации. Впринципе это и хорошо и плохо одновременно.

    Помню, что в университете я на экзаменах с выбором ответа и сам часто склонялся к ненужным переосмысливаниям вопросов. Пока репетитор не вдолбил в голову, что следует выбирать тот ответ, который от тебя ожидают, и нельзя уходить в мелкие подробности и додумывать то, чего нет в условиях. Именно поэтому у меня в школе были трудности с физикой.

    Зато, помню, когда я сдавал практические основы электротехники, я так разобрался в предмете, что даже однокурсника протащил через экзамен да еще и ошибку на электросхеме в методичке доцента нашел, по которой он препдавал несколько лет. Он от приятного удивления аж пошел к лаборантке в соседний кабинет сообщить об этом.

    И вот, уже десять лет как, я работаю тестировщиком :) И добился в этой области определенных успехов. Электротехнику, правда, опять забыл, как будто и не учил никогда.

    Получается, въедливость основательность, обстоятельность доскональность вовсе не плохие или вредные черты сами по себе, просто нужно их направить в нужное русло.

    P.S.: О, вспомнил, мне мама еще в школьном возрасте говорила : "Ну что, ты всё время лезешь в дебри, а?". Ха-ха.


    1. engine9
      23.03.2024 06:57
      +4

      Человеческий мозг и разум это такая парадоксальная штука тяготеющая и к обобщениям и к чистым абстракциям. При этом мы сами не всегда замечаем как подвержены когнитивным искажениям и влиянию физиологического состояния на наши мысли и отношение к тем или иным вещам.

      Черты не могут быть абстрактно плохими и хорошими, например если бы ваш доцент был обидчивым и мстительным человеком, чтобы не признать ошибку он мог прям на экзамене злоупотреблять властью и вас топить. А в вашем случае он оказался смелым и разумным человеком, раз позволил студенту себя поправить. (Такое благородство не часто встречается, когда человек по рангу выше может с воодушевлением признать неправоту, обычно люди тщедушные и обидчивые).

      Вот еще пример, чрезмерная тревожность и склонность к сомнению может привести человека к тревожному расстройству, а может спасти жизнь в момент, когда от его бдительного взгляда не ускользнёт что-то подозрительное. Т.е. одна и та же черта в разных контекстах может работать на благо или на вред носителя.

      Мышление приобретает могучую силу и "полётность" когда человек обогащает его так называемым "метамышлением" — способностью рассуждать с учётом знания о несовершенстве собственного мышления. Самое простое для понимание следствие такого подхода — отказ от поиска универсальных истин и отказ от поиска "идеального решения" потому что приходит понимание непредсказуемости будущего и хаотичной природе мира.


  1. ABRogov
    23.03.2024 06:57
    +1

    Всё еще остается загадкой, зачем на права нужен тест психиатра?!


    1. vesper-bot
      23.03.2024 06:57

      Чтобы шизиков отсеять, или тех, кто внезапно по своим мыслям может на этой машине спилотировать в соседа или толпу.


  1. red_elk
    23.03.2024 06:57

    Если вопрос сформулирован четко и однозначно, то ответить на него легко. Например, я встречал в тестах на IQ вопрос-задачку: «Собралась компания из 12 человек, и каждый каждому пожал руку. Сколько всего было рукопожатий?». Здесь всё просто: первый пожал 11 рук, второй – 10, …, 11-ый – одну. Всего 11+10+…+2+1=(11+1)+(10+2)+…+(5+7)+6=12*5+6=66 рукопожатий.

    Всё просто, только рукопожатий 33


    1. kvivan Автор
      23.03.2024 06:57

      33 – хорошее число. Возможно, оно даже лучше, чем 66. Но следует пояснить, как оно у вас получается в задачке о рукопожатиях?


      1. red_elk
        23.03.2024 06:57

        Ошибся, перепутал с другой похожей задачей. 66 правильный ответ.


  1. xSinoptik
    23.03.2024 06:57
    +7

    Проходил тест по психологии, на котором мне показали бабочек и птиц. Спросили, что их объединяет. Я сказал: они животные и они летают. На что психолог посмотрел на меня с оттенком отвращения и заметил, что бабочки вообще-то не животные, а насекомые.

    Когда я уходил, мой психолог уже делилась с коллегами рассказами обо мне, искренне удивляясь тем, что таких очевидных вещей можно не знать в моём возрасте

    В общем, не выделывайтесь. Так как в моём случае речь шла об уголовном деле, я так и не узнал, что там обо мне написали


    1. ABRogov
      23.03.2024 06:57
      +1

      Хорошо, что там грибов не было. На картинке.


  1. ParaMara
    23.03.2024 06:57
    +3

    Ботинок и карандаш - средства оставления следов.

    Стрелки показывающие без четверти восемь - вертикальная черта, потому что без четверти восемь - это шесть.


    1. kvivan Автор
      23.03.2024 06:57

      Приятно, что с математикой у нас хорошо! Это важнее не проставленной запятой.


  1. iShrimp
    23.03.2024 06:57
    +1

    Не совсем понимаю, почему на рисунках "а" и "г" изображён куб. Ведь если левая грань перпендикулярна плоскости картины, то рёбра, перпендикулярные ей, должны быть параллельны плоскости картины. Т.е. "лицевая" (ближайшая к нам) грань должна проецироваться в квадрат?


    1. engine9
      23.03.2024 06:57
      +2

      Мне кажется это из за геометрических искажений. Вот, проверил в блендере, перспективная проекция.


      1. kvivan Автор
        23.03.2024 06:57
        +1

        Спасибо за наглядную демонстрацию перспективной проекции и за пояснения для iShrimp.


  1. Daddy_Cool
    23.03.2024 06:57

    С кубом - хорошая задачка для школьной олимпиады по геометрии.


  1. lxsmkv
    23.03.2024 06:57
    +1

    Здесь нарисован куб, и вам тоже следует нарисовать куб

    Вообще, если инструкция звучала именно так, то я бы не стал привязываться к словам.

    На бумаге мог быть изображен круг и поставлена точно такая же задача. Если назвали круг кубом и сказали нарисовать куб, то рисуем круг, потому, что было сделано условное переименование.

    Это ведь не тест на эрудицию.

    Помню объяснял своему сыну как меняется значение в зависимости от контекста

    Рисую на доске такой знак "V" и спрашиваю "что это значит"?

    - Английское "ви".
    - А может римское пять?
    - А, да, может.
    - А может это значит два? Как два растопыреных пальца.
    - Ну да, может тоже.
    - А может это стрелка указывающая направление? Куда она указывает? Вверх, вниз, вправо, влево?
    - Вниз.
    - Вниз чего? К южному краю доски или вниз к полу?
    - Ну это как посмотреть.
    - Видишь, получается, что значение, которое мы вкладываем зависит от контекста. А интерпретация тоже зависит от доступного контекста. Лексического, пространственного и т.п. Если ты например не знаком с римскими цифрами, то тебе эта интерпретация будет просто недоступна.
    - Верно.
    - Поэтому вероятность успешной коммуникации, зависит от доступного контекста кодирующей и декодирующей (интерпретирующей) стороны. Ты замечал, что люди обычно в разговоре кивают головой, подтверждая, что понимают сказаное, то есть следуют мысли? Так вот, это кивание происходит как правило тогда, когда принимающая сторона нашла контекст в котором она может расшифровать сообщение. При этом это может быть неверный контекст. Отсюда и идут все недопонимания.


  1. ihouser
    23.03.2024 06:57
    +2

    Вообще то, ортогональное отображение в графических программах, обычное дело.

    В нем легче обнаружить ошибки чем в перспективном, хоть объекты и выглядят неправильно.


  1. kinall
    23.03.2024 06:57
    +3

    #include 'Хакер и солонки.txt'

    Или вот ещё был случай:

    printf('Истории про остроумные ответы на таможне', filesep, 'История_', str(rand(1, 1000), '.txt')


  1. Refridgerator
    23.03.2024 06:57
    +1

    Общение с психиатром может быть очень интересным. Ты ему шутку, а он тебе - диагноз (с)