Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела.
Аристотель

Немного первоАпрельских рассуждений на Ленту ;) Скучно мы живем, господа. Жизнь стала суровая и к шуткам не располагает. Или не так?

Предлагаю вашему вниманию небольшое эссе-экспромт о природе смеха.

Многие из Вас, возможно, читали книгу «Имя розы». Кто не читал, советую прочесть. Книга многогранная и увлекательная. И внешняя канва крутится вокруг конфликта миропонимания.

Роман "Имя розы" исследует столкновение различных культурных и философских взглядов через конфликт персонажей. Центральная тайна романа связана со второй частью "Поэтики" Аристотеля, посвященной смеху. Смех, по мнению одного из персонажей, имеет способность подрывать страх перед властью, способствовать самостоятельному мышлению и сомнениям в оправданности властных притязаний. Размывая границу между элитой и простыми людьми, смех разрушает тайны власти и освобождает личность от манипуляций, предоставляя свободу выбора. И именно поэтому трактат Аристотеля должен быть сокрыт от широкой публики.

Герой повествования, оппонируя, утверждает, что люди должны иметь свободу выбора и самостоятельно решать вопросы своей жизни, поскольку их созидательная природа предполагает интеллектуальную свободу. Он отвергает идею ограничений и препятствий в доступе к культурному наследию, исходя из убеждения, что каждый человек должен иметь право на самостоятельное мышление по вопросам веры и жизни в целом.

Встреча традиционалистов и новаторов в романе отражает различные взгляды на открытие тайны смеха и его влияние на общество.

Актуально, не так ли...

Смех парадоксален. Еще Леонардо да Винчи заметил сходство смеховой гримасы с негативными эмоциями, такими как ярость, гнев и горестный плач, что вызвало у него непонимание. Но если взглянуть на смех с позиции Аристотеля, то становится понятно что смех компенсирует невозможность проявить ярость. Смех реакция на малое зло, которая была обозначена еще Аристотелем в “Поэтике”: “смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное”...

Смех, порождаемый событиями, вызывающими осуждение, обладает парадоксальным характером, который является его главной особенностью человека. Этот вид смеха представляет собой высший способ оценки зла, обусловленный рациональной и интеллектуальной природой. Чтобы смеяться над злом, человек должен отстраниться, осознать его суть и меру, а также свое превосходство над ним.

Этот парадоксальный аспект смеха может отражать сущность человека, выражая не только радость, но и способность человека страдать или гневаться. Смеяться на щекотку могут даже крысы. Смеяться над злом умеет только человек...

Закончить этот первоапрельский пост хотелось бы цитатой из умной и светлой комедии времён прогрессирующего застоя:

Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!

P.S. Пост написан экспромтом, в ответ на скучные шутки из ленты. Надеюсь, что понимание природы смеха позволит Вам шутить тоньше и интереснее. Ведь объектов для шуток сейчас много. И на самом деле сейчас время улыбаться.

Комментарии (1)


  1. Markscheider
    01.04.2024 06:04
    +3

    Раз уж вы начали пост с библиографии, упомяну недавно прочитанную мной книгу «Смех Циклопа» Бернара Вербера.

    Я к детективам оч. спокоен, но рассуждения и исторические экскурсы в природу смеха и юмора показались очень интересными.

    Не то что бы must read, но интереса заслуживает.