Акерлоф в своей знаменитой статье «The Market for 'Lemons': Quality Uncertainty and the Market Mechanism» (1970) описал, как асимметрия информации (когда продавец знает о товаре больше, чем покупатель) может привести к вытеснению качественных товаров с рынка товарами низкого качества («лимонами»). Это происходит, потому что покупатели, не имея возможности отличить качественный товар от некачественного, готовы платить только среднюю цену, которая невыгодна продавцам качественных товаров. В 2001 году за эту работу ему (и ряду других экономистов) дали нобелевскую премию.

Недавно меня посетила идея, что рынок компьютерных курсов в России имеет классические черты, описанные в модели «Лимонов».

Посмотрим на причины вызывающие рынок «лимонов»:

1. Асимметрия информации:

  • Сложность оценки качества: Потенциальным студентам сложно оценить качество курса до его прохождения. Реклама и обещания могут быть заманчивыми, но реальное содержание и преподавательский состав могут не соответствовать ожиданиям.

  • Отсутствие стандартизации: Отсутствуют единые стандарты качества для компьютерных курсов. Это затрудняет сравнение разных предложений и выбор оптимального варианта.

  • Информационный шум: Огромное количество онлайн-школ и курсов создает информационный шум, затрудняющий поиск качественного образования.

2. Низкий порог входа на рынок:

  • Легко создать онлайн-курс: Создание онлайн-курса не требует значительных инвестиций и специальных разрешений. Фактически, для входа достаточно сверстать посадочную страницу и набирать слушателей. Это привлекает на рынок множество игроков. И мусорных предложений среди этого множества - большинство.

  • Отсутствие серьезных барьеров: фактически отсутствует сертификация преподавателей. Ситуация когда бывший студент не устроившись в бизнес идет преподавать на выпустившие его курсы - норма которой не стесняются.

3. Недостаточная прозрачность:

  • Отзывы и рейтинги: Отзывы и рейтинги курсов могут быть накрученными или не отражать реальной картины.

  • Скрытые условия: Некоторые школы могут скрывать важные детали, например, о квалификации преподавателей или объеме материала.

4. Недостаточная защита прав потребителей:

  • Сложность возврата денег: В случае неудовлетворенности качеством курса, возврат денег может быть затруднен, поскольку услуга оказана, а сертификации качества - нет.

  • Отсутствие эффективных механизмов контроля: Механизмы контроля качества образовательных услуг в сфере IT развиты недостаточно.

В результате:

  • "Хорошие" курсы вытесняются "лимонами": Студенты, столкнувшись с низкокачественными курсами, теряют доверие к рынку в целом. Это затрудняет развитие качественных образовательных программ, так как им сложнее конкурировать с более дешевыми, но менее качественными аналогами.

  • Снижение общей ценности образования: Преобладание "лимонов" снижает общую ценность образования в сфере IT, подрывает доверие к онлайн-обучению и затрудняет поиск квалифицированных специалистов.

Особо усугубляется ситуация с курсами для школьников. Поскольку если выпускники обычных курсов "вАйТи" сразу начинают искать работу, то школьникам ещё учиться и учиться. Поэтому отзывы от них и их родителей будут самые субъективные.

Что можно сделать?

Если мы принимаем диагноз за основу, то лечение уже известно. Авторы, изучавшие феномен рынка "лимонов" (Акерлоф, Спенс, Стиглиц и другие), подробно прописали рецепт:

1. Сигнализирование (Signaling):

  • Сертификация и аккредитация: Независимые организации могут проводить сертификацию и аккредитацию товаров и услуг, подтверждая их качество и соответствие определенным стандартам. Это помогает покупателям отличить качественные предложения от "лимонов".

  • Гарантии и возврат денег: Предоставление гарантий и возможность возврата денег в случае неудовлетворенности качеством товара или услуги снижает риски для покупателей и стимулирует продавцов предлагать качественные продукты.

  • Репутация и брендинг: Компании, инвестирующие в свою репутацию и брендинг, сигнализируют о своем стремлении предлагать качественные товары и услуги, чтобы сохранить доверие клиентов.

2. Просеивание (Screening):

  • Отзывы и рейтинги: Покупатели могут использовать отзывы и рейтинги других покупателей для оценки качества товаров и услуг.

  • Тестирование и пробные периоды: Предоставление возможности протестировать товар или услугу перед покупкой или воспользоваться пробным периодом позволяет покупателям получить более полное представление о качестве.

  • Сравнение характеристик и цен: Тщательное сравнение характеристик и цен разных предложений помогает покупателям сделать более обоснованный выбор.

3. Государственное регулирование:

  • Законодательство о защите прав потребителей: Законы, защищающие права потребителей, могут предусматривать ответственность продавцов за предоставление недостоверной информации или продажу некачественных товаров.

  • Стандарты качества: Государство может устанавливать обязательные стандарты качества для определенных товаров и услуг, чтобы предотвратить появление "лимонов" на рынке.

  • Лицензирование и регулирование: В некоторых отраслях может потребоваться получение лицензии или разрешения на ведение деятельности, что помогает отсеять недобросовестных продавцов.

4. Повышение информационной грамотности:

  • Образование потребителей: Повышение информационной грамотности потребителей помогает им лучше разбираться в характеристиках товаров и услуг, критически оценивать информацию и принимать более обоснованные решения.

  • Независимые обзоры и исследования: Независимые обзоры и исследования товаров и услуг предоставляют покупателям объективную информацию, помогая им сделать правильный выбор.

К чему это все написано?

Нет! Я не предлагаю всем сразу отправиться на чистку рынка курсов. Просто, после прочтения одной хорошей рекламы хороших (возможно) курсов, я задумался о механизмав разделения зерна от плевел. И вспомнил этот старый экономический принцип.

Верю ли я в то, что постановка диагноза достаточна для выздоровления? Нет! Сами экономисты отмечали, что для работы механизмов оздоровления рынка требуется согласованная работа бизнеса, потребителей и государства. ИМХО -- в наших ойкуменах это скорее Лебедь, Рак и Щука, чем сбалансированная команда.

Просто я увидел идею и решил её выложить.

Комментарии (36)


  1. GospodinKolhoznik
    13.08.2024 17:54
    +5

    Ситуация когда бывший студент не устроившись в бизнес идет преподавать на выпустившие его курсы - норма которой не стесняются.

    С обычными школами и ВУЗами то же самое.


    1. MAXH0 Автор
      13.08.2024 17:54

      Школьник, не поступивший в вуз, устраивается в школу учителем без профильного пед. образования? Как то с трудом верится...

      Я не имею ввиду, когда чел. закончив курсы работает в бизнесе и в свободное время сеет разумное вечное на родных курсах.


      1. GospodinKolhoznik
        13.08.2024 17:54
        +5

        В том смысле, что люди отучились, ни дня не проработали в реальном секторе экономики и пошли учить других. Круче всех в этом плане философы. Единственное место, куда может устроиться работать по спецтальности философ, это пойти преподавателем на кафедру философии. Такой вот замкнутый сам на себе образовательный процесс - учиться только для того, чтобы учить других и ни для чего больше.


        1. exTvr
          13.08.2024 17:54
          +5

          Кто может – делает.

          Кто не может – учит.

          Кто не может учить – управляет.

          Старик Мёрфи знал толк в MBA курсах./s


          1. randomsimplenumber
            13.08.2024 17:54
            +1

            Старик ошибся Кто не умеет работать - руководит Кто не умеет руководить тот учит.


  1. IvanZaycev0717
    13.08.2024 17:54
    +4

    бывший студент не устроившись в бизнес идет преподавать на выпустившие его курсы - норма которой не стесняются

    Настоящему специалисту деньги надо платить - а для бизнеса это дополнительные издержки. Поэтому нанимают выпускников.

    Вообще вся эта ситуация с курсами все больше напоминает мем про египтологию:

    My friend got a degree in egyptology, but can't get a job, So he's paying more money to get a Phd, so he can work teaching other people egyptology. In his case college is literally a pyramid scheme

    Вообще было бы интересно узнать, сколько выпускников курсов НЕ нашли работу по окончанию. А таких, я думаю, ни одна тысяча наберётся. Просто они стесняются об этом говорить - кто любит говорить о своих провалах/неудачах.


    1. aamonster
      13.08.2024 17:54

      А что, курсы серьёзно повышают шансы найти работу? Кто в состоянии её найти самостоятельно – да, получит пользу и от курсов (если они не совсем убогие). Остальные просто отдадут деньги.


  1. panzerfaust
    13.08.2024 17:54
    +17

    Государство может устанавливать обязательные стандарты качества для определенных товаров и услуг

    Больше государства для бога государства.

    Если кто забыл, государство у нас и так полностью контролирует традиционное образование. То самое образование, после которого человек осознает свою несостоятельность на рынке труда и идет на курсы.

    То есть теперь государство залезет немытыми руками в курсы, и они прям зацветут?

    Нет. Человек пройдет госшколу, госвуз, госкурсы, осознает свою несостоятельность на рынке труда и пойдет искать какие-то другие курсы, пока еще не обфоршмаченные государством. Зато появится комиссия госдумы по курсам, министерский комитет по курсам, отдел курсов в АП. И все за ваши налоги.


    1. MAXH0 Автор
      13.08.2024 17:54

      Вот именно поэтому в низу статьи я оставил ремарку про Лебедя, Рака и Щуку.


      1. panzerfaust
        13.08.2024 17:54
        +8

        в наших ойкуменах это скорее Лебедь, Рак и Щука

        Нет, не в наших, а вообще. Вы же призываете государство микроменеджить область, где оно заведомо нихрена не смыслит. У государства уже есть (в теории) суды, гражданские кодексы, законы защиты прав потребителей. Если курсы - говно, то давайте решать проблему в рамках этих институтов.

        А иначе реально захочешь открыть авторский курс языка Rust - придется ждать, пока соберется высочайшая госкомиссия по языку Rust и в течении трех лет выдаст стандарт преподавания. А пока кури бамбук да не вздумай заниматься нелицензированной передачей знаний - это экстремизм.


        1. ultpit
          13.08.2024 17:54
          +1

          Государство может сделать хорошо. Сделать бесплатные(и доступные всем) онлайн курсы. Например базе МФТИ и МГУ. Это государство может. Но нет. Никому это не надо. Впрочем как и традиционное образование.


          1. retar
            13.08.2024 17:54

            openedu ru?


          1. Armitage1986
            13.08.2024 17:54
            +1

            МФТИ (или его преподы) и без государевой помощи прекрасно выкладывают свои замечательные курсы лекций на youtube. Тот же канал Тимофея Хирьянова, например.

            Незачем усложнять то, что работает просто.


        1. MAXH0 Автор
          13.08.2024 17:54

          Нет, не в наших, а вообще.

          Как бы вот именно сейчас Вы спорите не со мной, а с нобелевскими лауреатами. Это они предлагали. Я намеренно выдал список рекомендаций целиком, без изъятия и отсебятины.

          От себя я добавил только сомнения в применимости рецепта конкретно у нас в следствии незрелости институтов государства и гражданского общества. НО общая канва рассуждений остается прежней: нужны независимые рейтинги, критерии оценки, сертификация, защита прав потребителей и т.д.


          1. GospodinKolhoznik
            13.08.2024 17:54
            +4

            Как бы вот именно сейчас Вы спорите не со мной, а с нобелевскими лауреатами. Это они предлагали.

            Это инфоцыганский приём. Вы же повторяете эти утверждения, значит вы с ними согласны, понимаете суть этих утверждений и можете самостоятельно аргументировать их правоту. Поэтому спорят не с нобелевским лауреатами, а именно с вами, как с человеком который написал эти слова сам, по собственной воле и из собственных соображений.


        1. StjarnornasFred
          13.08.2024 17:54

          Вы же призываете государство микроменеджить область, где оно заведомо нихрена не смыслит

          Во-первых, вы его недооцениваете. Государство - это не только парламент и полиция, но ещё и Минсельхоз, Минспорт, Минцифры, Минпромторг, Минтруд, Минобрнауки и т.д., а также многочисленные госкомпании. И, поверьте, там есть достаточно квалифицированных специалистов. Во-вторых, микроменеджмент не требуется, достаточно сформировать профстандарты и в дальнейшем приглядывать за их соблюдением. В-третьих, вся эта система уже есть и работает, просто в неё не включены ИТ-специальности.

          У государства уже есть (в теории) суды, гражданские кодексы, законы защиты прав потребителей. Если курсы - говно, то давайте решать проблему в рамках этих институтов.

          Даже если они есть (предположим), то остаётся проблема: как без профстандарта доказать, что курсы - говно?


          1. panzerfaust
            13.08.2024 17:54
            +3

            Государство - это не только парламент и полиция, но ещё и Минсельхоз,
            Минспорт, Минцифры, Минпромторг, Минтруд, Минобрнауки и т.д., а также
            многочисленные госкомпании

            Да, да. Я сейчас в прямом эфире наблюдаю, как все эти гиперкомпетентные люди дают стране угля. Насколько там успешен государственный Газпром, не напомните?

            Даже если они есть (предположим), то остаётся проблема: как без профстандарта доказать, что курсы - говно?

            Не знаю. А как доказать, что вуз - говно, что школа - говно? Ну там-то все уже по стандартам, как вы любите. А Илонов Масков наши вузы все равно не выпускают массово. И есть огромный спрос на смену профессии после вуза.


      1. exTvr
        13.08.2024 17:54
        +1

        это скорее Лебедь, Рак и Щука, чем сбалансированная команда.

        Однажды лебедь раком щуку /извините/s

        Но примерно так оно и есть в нынешних реалиях.


    1. StjarnornasFred
      13.08.2024 17:54

      государство у нас и так полностью контролирует традиционное образование.

      Не совсем так. Государство полностью контролирует (путём вмешательства в сам процесс) традиционное образование в школах и вузах. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) им контролируется в минимальном объёме, на уровне выработки требований к квалификации специалиста, и с этим всё в порядке.

      То самое образование, после которого человек осознает свою несостоятельность на рынке труда и идет на курсы.

      Возьмите какую-нибудь рабочую специальность. Например, экскаваторщик. Чувствует ли он свою несостоятельность на рынке труда после образования, т.е. ДПО с присвоением документа о квалификации? Нет. Он идёт устраиваться по вакансии "Машинист экскаватора такого-то разряда", предъявляет документ, проходит собеседование на общую адекватность (никаких испытаний вроде езды по автодрому или фигурного копания - всё это он делал, когда сдавал на разряд). Ему не говорят "вы учились на Вольво, а у нас Коматсу, там рычаги по-другому расположены, у вас нет навыков". Он довольно просто трудоустраивается и работает. Если же его не взяли, то идёт в другое место, а не на дополнительные неофициальные курсы, не офоршмаченные государством.

      Человек пройдет госшколу, госвуз, госкурсы

      Не обобщайте. Госкурсов почти нет, они в большинстве своём частные, но с соблюдением требований по аттестации.

      Зато появится комиссия госдумы по курсам, министерский комитет по курсам, отдел курсов в АП

      Шёл -дцатый год их существования, а всё описанное так и не появилось. Но вот когда к тысячам рабочих специальностей добавится ещё пара десятков айтишных, то, конечно, непременно появится. Да ладно!

      В общем, я за включение айтишки в ЕТКС. Пусть это не будет всеобъемлюще, но хотя бы десяток-другой базовых специальностей ("Программист" по основным языкам или принципам, "Веб-дизайнер", "Системный администратор", "Тестировщик" и т.д.) точно стоит. Это и на качество курсов повлияет - никто не пойдёт на курсы по программированию, по итогам которых не получит квалификацию - и рынок труда для обеих сторон упростит. (Разумеется, против этого будут активно выступать недобросовестные работодатели, желающие оставить возможность отказывать в найме без объяснения причин, и хакеры собеседований, желающие получать большую зарплату и не работать).


      1. panzerfaust
        13.08.2024 17:54
        +3

        Возьмите какую-нибудь рабочую специальность. Например, экскаваторщик. Чувствует ли он свою несостоятельность на рынке труда после образования

        Пруфы-то есть, что все рабочие специальности счастливы и ни капли не чувствуют несостоятельность? Курсы-то вообще откуда берутся? Потому что есть спрос на смену профессии. Не?

        Ему не говорят "вы учились на Вольво, а у нас Коматсу, там рычаги по-другому расположены, у вас нет навыков". Он довольно просто трудоустраивается и работает

        Обычно этот агрумент я слышу от людей, которые систематически не могут никуда устроится, несмотря на свой дутый стаж. Ходят и рассказывают, как они в 95 году драйверы писали на си, а теперь их почему-то не берут писать энетрпрайз на котлине. Ну мол что си что котлин - рычаги по-другому расположены. А собес почему-то пройти не получается.


    1. shares-caisson
      13.08.2024 17:54

      Не в защиту государства, но в целом идея рабочая: иметь некий орган стандартизации, выдающий ачивки. Другой вопрос, что нужно длительное время для формирования доверия к подобным ачивкам и если их станет выдавать орган имеющий некоторое доверие изначально, то это может ускорить процесс. Очевидно, что в условной России или Америке -- доверие государству чрезвычайно низкое и это не сработает (хотя в определённых областях работает -- взять ту же тушёнку или кабель "по ГОСТу" -- им люди доверяют больше чем "по ТУ", хотя казалось бы -- второе это тот самый рынок, такой замечательный и саморегулирующийся). А там где доверие есть, то прекрасно можно бутстрапить на его основе.

      С ещё одной стороны, стандартизация гибких и быстро меняющихся областей замораживает локальный оптимум, а область потом может уйти далеко от этого и если нет ресурсов на постоянное поддержание актуальности, то качество будет быстро падать. А они вряд-ли будут, потому что с помпой запускать что-то новое гораздо интереснее, чем тихо поддерживать -- и поэтому у государства (его политиков) найдутся ресурсы на создание стандарта и следящих за ним органов, но потом это заглохнет с большой вероятностью.


  1. qiper
    13.08.2024 17:54

    Когда "тема" дохнет, её начинают активно продавать

    А тут ещё Корона и СВО - джекпот инфоцыганам


  1. CitizenOfDreams
    13.08.2024 17:54
    +4

    Недавно меня посетила идея, что рынок компьютерных курсов в России имеет классические черты, описанные в модели «Лимонов».

    Да я так сходу не соображу, рынок чего в России не имеет черты "лимонов". От газированной воды до тех же автомобилей.


    1. flx0
      13.08.2024 17:54
      +1

      Рынок глазированных сырков же! В Москве сырки Б.Ю.Александров за x3 от средней цены продавались очень успешно. По данным трехлетней давности, не знаю как там сейчас.


      1. Halt
        13.08.2024 17:54

        А теперь никак. После смерти Александрова оно ушло вместе с ним. То есть компания что-то там делает, но это уже совсем не то.


  1. jackcrane
    13.08.2024 17:54
    +1

    как вы считаете, будет ли платежеспособный спрос на курсы «Как уйти из АйТи (без потерь и дауншифтинга)» ?

    ЦА: те кто заманались в край и хотят всю это нездоровую IT-мастурбацию бросить, налоговые резиденты РФ, 21+.

    формат: идеологическая накачка + практические домашние задания + контроль исполнения и корректировка,

    для желающих — индивидуальная психологическая работа с коучем.


    1. dyadyaSerezha
      13.08.2024 17:54
      +2

      Такие курсы, причём с практическими занятиями "без потерь и дауншифтинга" уже сделали, вот прям ровно такие. Их призывные пункты по всей стране. "И платят неплохо, весьма неплохо" (с)


      1. StjarnornasFred
        13.08.2024 17:54
        +1

        Ну, по официальным данным и впрямь без потерь...


  1. qeeveex
    13.08.2024 17:54

    Отзывы не показательны из-за накруток.


    1. MAXH0 Автор
      13.08.2024 17:54

      Это вопрос решаемый. Отзывы по результатам фронтального опроса проводимые независимым агентством через год после окончания курсов будут более объективны, чем отзывы проводимые самой школой на корпоративе по случаю вручения дипломов.


  1. Power_off
    13.08.2024 17:54

    Рынок лимонов в банановой "федерации"...


    1. MAXH0 Автор
      13.08.2024 17:54

      Давно, во времена СССР, я любил читать О.Генри "Короли и Капуста". Про банановую сверхдержаву Анчурию. И параллели с тем что построили из СССР в РФ я нахожу и поныне. Это меня печалит.


  1. asdfddsa
    13.08.2024 17:54
    +1

    покупатели, не имея возможности отличить качественный товар от некачественного, готовы платить только среднюю цену, которая невыгодна продавцам качественных товаров. В 2001 году за эту работу ему (и ряду других экономистов) дали нобелевскую премию.

    А я всегда думал, что люди не заваливаются в магазин с фразой "дайте мне самый дорогой и самый качественный товар", лишь потому, что они вечно нищие, которые не могут потратить лишнего. А вон оно как оказывается на самом деле, по версии великих ученых, народ не может отличить колбасу от говна и потому покупает говно.


    1. shares-caisson
      13.08.2024 17:54

      Вы думаете, что если у вас появятся деньги, то вы автоматически станете разбираться во всех на свете товарах и услугах, доступных к покупке? Или, что завалившись в магазин с фразой "мне самое качественное и дорогое", то вы автоматически получите самое качественное, а не просто самое дорогое (и рассчитанное на богатеньких лохов)?


  1. HotReset
    13.08.2024 17:54

    Пример качественных лекций

    https://www.youtube.com/playlist?list=PLLzDp0xxPXgQKuJ4xKj-R2MUy1lw1YwS7

    Причём, не за деньги. Сам недавно был новичком в вопросах виртуализации и эти лекции мне очень помогли начать.


    1. MAXH0 Автор
      13.08.2024 17:54

      Я думаю, что в конкретном случае, это пример лекций которые зашли конкретно вам. НО обратите внимание - автор вообще не участвует в этом рынке лимонов. Это преподаватель уфимского вуза выложил для своих студентов (и всех других) свои лекции по предмету в открытый доступ. Зная внутривузовскую бюрократию, то вряд ли за подобную цифровизацию ему заплатили.

      Он не собирает со слушателей 800 рублей час, но продукт сделан добротно. Не могу оценить содержание: виртуализация это не моё, но объем уже внушает...