Акерлоф в своей знаменитой статье «The Market for 'Lemons': Quality Uncertainty and the Market Mechanism» (1970) описал, как асимметрия информации (когда продавец знает о товаре больше, чем покупатель) может привести к вытеснению качественных товаров с рынка товарами низкого качества («лимонами»). Это происходит, потому что покупатели, не имея возможности отличить качественный товар от некачественного, готовы платить только среднюю цену, которая невыгодна продавцам качественных товаров. В 2001 году за эту работу ему (и ряду других экономистов) дали нобелевскую премию.
Недавно меня посетила идея, что рынок компьютерных курсов в России имеет классические черты, описанные в модели «Лимонов».
Посмотрим на причины вызывающие рынок «лимонов»:
1. Асимметрия информации:
Сложность оценки качества: Потенциальным студентам сложно оценить качество курса до его прохождения. Реклама и обещания могут быть заманчивыми, но реальное содержание и преподавательский состав могут не соответствовать ожиданиям.
Отсутствие стандартизации: Отсутствуют единые стандарты качества для компьютерных курсов. Это затрудняет сравнение разных предложений и выбор оптимального варианта.
Информационный шум: Огромное количество онлайн-школ и курсов создает информационный шум, затрудняющий поиск качественного образования.
2. Низкий порог входа на рынок:
Легко создать онлайн-курс: Создание онлайн-курса не требует значительных инвестиций и специальных разрешений. Фактически, для входа достаточно сверстать посадочную страницу и набирать слушателей. Это привлекает на рынок множество игроков. И мусорных предложений среди этого множества - большинство.
Отсутствие серьезных барьеров: фактически отсутствует сертификация преподавателей. Ситуация когда бывший студент не устроившись в бизнес идет преподавать на выпустившие его курсы - норма которой не стесняются.
3. Недостаточная прозрачность:
Отзывы и рейтинги: Отзывы и рейтинги курсов могут быть накрученными или не отражать реальной картины.
Скрытые условия: Некоторые школы могут скрывать важные детали, например, о квалификации преподавателей или объеме материала.
4. Недостаточная защита прав потребителей:
Сложность возврата денег: В случае неудовлетворенности качеством курса, возврат денег может быть затруднен, поскольку услуга оказана, а сертификации качества - нет.
Отсутствие эффективных механизмов контроля: Механизмы контроля качества образовательных услуг в сфере IT развиты недостаточно.
В результате:
"Хорошие" курсы вытесняются "лимонами": Студенты, столкнувшись с низкокачественными курсами, теряют доверие к рынку в целом. Это затрудняет развитие качественных образовательных программ, так как им сложнее конкурировать с более дешевыми, но менее качественными аналогами.
Снижение общей ценности образования: Преобладание "лимонов" снижает общую ценность образования в сфере IT, подрывает доверие к онлайн-обучению и затрудняет поиск квалифицированных специалистов.
Особо усугубляется ситуация с курсами для школьников. Поскольку если выпускники обычных курсов "вАйТи" сразу начинают искать работу, то школьникам ещё учиться и учиться. Поэтому отзывы от них и их родителей будут самые субъективные.
Что можно сделать?
Если мы принимаем диагноз за основу, то лечение уже известно. Авторы, изучавшие феномен рынка "лимонов" (Акерлоф, Спенс, Стиглиц и другие), подробно прописали рецепт:
1. Сигнализирование (Signaling):
Сертификация и аккредитация: Независимые организации могут проводить сертификацию и аккредитацию товаров и услуг, подтверждая их качество и соответствие определенным стандартам. Это помогает покупателям отличить качественные предложения от "лимонов".
Гарантии и возврат денег: Предоставление гарантий и возможность возврата денег в случае неудовлетворенности качеством товара или услуги снижает риски для покупателей и стимулирует продавцов предлагать качественные продукты.
Репутация и брендинг: Компании, инвестирующие в свою репутацию и брендинг, сигнализируют о своем стремлении предлагать качественные товары и услуги, чтобы сохранить доверие клиентов.
2. Просеивание (Screening):
Отзывы и рейтинги: Покупатели могут использовать отзывы и рейтинги других покупателей для оценки качества товаров и услуг.
Тестирование и пробные периоды: Предоставление возможности протестировать товар или услугу перед покупкой или воспользоваться пробным периодом позволяет покупателям получить более полное представление о качестве.
Сравнение характеристик и цен: Тщательное сравнение характеристик и цен разных предложений помогает покупателям сделать более обоснованный выбор.
3. Государственное регулирование:
Законодательство о защите прав потребителей: Законы, защищающие права потребителей, могут предусматривать ответственность продавцов за предоставление недостоверной информации или продажу некачественных товаров.
Стандарты качества: Государство может устанавливать обязательные стандарты качества для определенных товаров и услуг, чтобы предотвратить появление "лимонов" на рынке.
Лицензирование и регулирование: В некоторых отраслях может потребоваться получение лицензии или разрешения на ведение деятельности, что помогает отсеять недобросовестных продавцов.
4. Повышение информационной грамотности:
Образование потребителей: Повышение информационной грамотности потребителей помогает им лучше разбираться в характеристиках товаров и услуг, критически оценивать информацию и принимать более обоснованные решения.
Независимые обзоры и исследования: Независимые обзоры и исследования товаров и услуг предоставляют покупателям объективную информацию, помогая им сделать правильный выбор.
К чему это все написано?
Нет! Я не предлагаю всем сразу отправиться на чистку рынка курсов. Просто, после прочтения одной хорошей рекламы хороших (возможно) курсов, я задумался о механизмав разделения зерна от плевел. И вспомнил этот старый экономический принцип.
Верю ли я в то, что постановка диагноза достаточна для выздоровления? Нет! Сами экономисты отмечали, что для работы механизмов оздоровления рынка требуется согласованная работа бизнеса, потребителей и государства. ИМХО -- в наших ойкуменах это скорее Лебедь, Рак и Щука, чем сбалансированная команда.
Просто я увидел идею и решил её выложить.
Комментарии (57)
IvanZaycev0717
13.08.2024 17:54+4бывший студент не устроившись в бизнес идет преподавать на выпустившие его курсы - норма которой не стесняются
Настоящему специалисту деньги надо платить - а для бизнеса это дополнительные издержки. Поэтому нанимают выпускников.
Вообще вся эта ситуация с курсами все больше напоминает мем про египтологию:
My friend got a degree in egyptology, but can't get a job, So he's paying more money to get a Phd, so he can work teaching other people egyptology. In his case college is literally a pyramid scheme
Вообще было бы интересно узнать, сколько выпускников курсов НЕ нашли работу по окончанию. А таких, я думаю, ни одна тысяча наберётся. Просто они стесняются об этом говорить - кто любит говорить о своих провалах/неудачах.
aamonster
13.08.2024 17:54А что, курсы серьёзно повышают шансы найти работу? Кто в состоянии её найти самостоятельно – да, получит пользу и от курсов (если они не совсем убогие). Остальные просто отдадут деньги.
panzerfaust
13.08.2024 17:54+22Государство может устанавливать обязательные стандарты качества для определенных товаров и услуг
Больше государства для бога государства.
Если кто забыл, государство у нас и так полностью контролирует традиционное образование. То самое образование, после которого человек осознает свою несостоятельность на рынке труда и идет на курсы.
То есть теперь государство залезет немытыми руками в курсы, и они прям зацветут?
Нет. Человек пройдет госшколу, госвуз, госкурсы, осознает свою несостоятельность на рынке труда и пойдет искать какие-то другие курсы, пока еще не обфоршмаченные государством. Зато появится комиссия госдумы по курсам, министерский комитет по курсам, отдел курсов в АП. И все за ваши налоги.
MAXH0 Автор
13.08.2024 17:54+1Вот именно поэтому в низу статьи я оставил ремарку про Лебедя, Рака и Щуку.
panzerfaust
13.08.2024 17:54+10в наших ойкуменах это скорее Лебедь, Рак и Щука
Нет, не в наших, а вообще. Вы же призываете государство микроменеджить область, где оно заведомо нихрена не смыслит. У государства уже есть (в теории) суды, гражданские кодексы, законы защиты прав потребителей. Если курсы - говно, то давайте решать проблему в рамках этих институтов.
А иначе реально захочешь открыть авторский курс языка Rust - придется ждать, пока соберется высочайшая госкомиссия по языку Rust и в течении трех лет выдаст стандарт преподавания. А пока кури бамбук да не вздумай заниматься нелицензированной передачей знаний - это экстремизм.
ultpit
13.08.2024 17:54+1Государство может сделать хорошо. Сделать бесплатные(и доступные всем) онлайн курсы. Например базе МФТИ и МГУ. Это государство может. Но нет. Никому это не надо. Впрочем как и традиционное образование.
Armitage1986
13.08.2024 17:54+2МФТИ (или его преподы) и без государевой помощи прекрасно выкладывают свои замечательные курсы лекций на youtube. Тот же канал Тимофея Хирьянова, например.
Незачем усложнять то, что работает просто.
kogemrka
13.08.2024 17:54+1Хочу отметить, что курсы - это не только и не столько лекции. Точнее, лекции - это тоже важно (и спасибо тому же самому лекторию МФТИ за выкладывание почти всего).
Но, имхо, в хорошем прогерском или математическом курсе в принципе практическая работа занимает больше времени, чем просмотр всех лекционных материалов.
Как минимум, курс - это ещё и система проверки (в случае базовых курсов алгоритмов - готовые системы есть и их вагон, но делаем шажок в сторону литкод-задач - и становится сложнее. Посмотрите лекции Липовского из Шада или Мфти про concurrency - там внутри курса свой фреймоворчик для тестирования, свои хитрости для того, чтобы в реализациях учеников находить хитрые гонки при сдаче и т д).
В идеале - у прогерских курсов требуется какое-то код ревью или организация peer review (как, например, сделано у dlschool) (но там peer review дополняется ручным ревью и обратной связь на этапе завершающего проекта, плюс какие-то задания тоже проверяются руками команды курса в дополнение к peer review).
В курсах по математике (смотри НМУ) - часто требуется сдача "листочков" и проведение экзаменов. В более "традиционном" сеттинге вуза (на примере физтеха) - тетрадки с прорешиванием и докапывающийся до мелочей семинарист, их проверяющий.
Сами лекции можно смело заменить на книжку (к примеру, Бесов у нас - на первой же лекции предлагал вообще не вести никаких конспектов, так как он уже тщательно законспектировал свои же лекции в свою же книжку).
---
Опять же, ни разу не хочу обесценить выкладывание лекций - это хорошо, правильно и я неимоверно рад тому, что можно взять и просто посмотреть лекции физтеха или стенфорда.
Просто по-хорошему, наибольшая ценность-то нормального курса для проходжящего курс - она не в лекциях. Напротив, встречал такие подходы - вместо лекций - просто предлагается смотреть соответствующий стендфордский курс по машзрению, а авторы курса - концентрируются на семинарах, домашке и курсовых проектах.
—-
В этом, имхо, проблема сделать доступное/бесплатное онлайн образование - книжку или лекции, однажды сделанные, можно бесплатно тиражировать бесконечное число раз. А вот ручная работа и обратная связь - тиражируется с трудом, больно и дорого.
ultpit
13.08.2024 17:54Согласен на 100%. Но платные курсы ещё хуже. Часто там 90% это просто видео лекции. Но в живом формате и «ответы на вопросы». s/ Что делают эти лекции по настоящему стоящими. 2 часа каждая лекция. Из которых 40мин суть. Остальное вода - приветы, сборы, проверка связи, переходы, ответы на «актуальные вопросы»(выбирая самые тупые)./sarkazm. 9 таких скучных(наполненных) видео лекций и цена в 90тр. Вот это стандарт вайти курсов(от скилбох до всех остальных популярных «академий»).
Вот такие «курсы» и могло бы заменить на бесплатный курс. И в принципе они есть. Только не системные и часто обрывочные( у автора не хватает сил закончить или обновлять курс).
И тогда платные курсы вынуждены были бы переходит на другой формат «ручная работа и обратная связь».
Да и книги кстати тоже. Почему бы многие электронные обучающие книги не сделать бесплатными? Я не про пиратство. А выкупить у авторов права на электронный выпуск и сделать бесплатную/общедоступную лицензию. Это государство тоже могло бы сделать.
ultpit
13.08.2024 17:54Да. Именно потому я привёл их в пример МФТИ. У Тимофея хороший вводный курс(на блокируемом ютубе). Т.е. люди уже делают хорошо. Но государство могли бы выделить на это гранты. Создать бесплатный общий системный курс. Т.е. не выискивать отдельно курсы(часто обрывочные) под разные темы. А системный подход.. Где под конкретную профессию/сферу дорожная карта и сразу список лекций, материалов и практических заданий.
То есть моя идея помочь(например выделив гранты) сделать «таким как Тимофей» лучше.Armitage1986
13.08.2024 17:54+1Боюсь, получение денег от государства будет идти рука об руку с неразумным количеством требований и предписаний к тому, как, кому, на что, и с какими песнями эти деньги можно тратить. И сколько томов отчетности предоставить в ответ.
Я очень часто встречал мнение людей, занимающихся популяризацией науки и обучением, в том числе в виде очных курсов и разнообразных детских кружков, что им проще и дешевле вообще перестать вести какую-либо деятельность, чем участвовать в этой мышиной возне с государственной бюрократической машиной.
Грустно это все, конечно.
MAXH0 Автор
13.08.2024 17:54Нет, не в наших, а вообще.
Как бы вот именно сейчас Вы спорите не со мной, а с нобелевскими лауреатами. Это они предлагали. Я намеренно выдал список рекомендаций целиком, без изъятия и отсебятины.
От себя я добавил только сомнения в применимости рецепта конкретно у нас в следствии незрелости институтов государства и гражданского общества. НО общая канва рассуждений остается прежней: нужны независимые рейтинги, критерии оценки, сертификация, защита прав потребителей и т.д.
GospodinKolhoznik
13.08.2024 17:54+5Как бы вот именно сейчас Вы спорите не со мной, а с нобелевскими лауреатами. Это они предлагали.
Это инфоцыганский приём. Вы же повторяете эти утверждения, значит вы с ними согласны, понимаете суть этих утверждений и можете самостоятельно аргументировать их правоту. Поэтому спорят не с нобелевским лауреатами, а именно с вами, как с человеком который написал эти слова сам, по собственной воле и из собственных соображений.
MAXH0 Автор
13.08.2024 17:54+1О! Ваша логика имела бы место если бы это была бы масштабная евангелистическая статья с проповедью. Я же написал статью одной идеи - "вайтишники сеют лимоны". О чем прямо указал на кнопке.
Эта идея пришла мне буквально 20 часов назад. Т.е. за три часа до публикации статьи. Я читал пост одной онлайн-школы и задумался на тем, что я - педагог, не могу понять хорошие это курсы или не очень. И школа не заинтересованна выложить объективную информацию, а только рекламную.
Дальше все просто. Я вспомнил, что где-то я что-то читал. Но читал я очень давно. Еще когда оценивал для себя биржи Forex (одно время они были популярны и росли в РФ, как лимоны на грядках Мичурина).
Поэтому я обновил информацию, сопоставил и ИМХО пасьянс сошелся. О чем я и написал. Каюсь, я не читал даже оригинальную книгу - только популярные выводы.
НО, как мне кажется, все симптомы на лицо и, скорее всего, диагноз точен.
GospodinKolhoznik
13.08.2024 17:54Да я с вами согласен по сути вопроса про рынок лимонов. Хотя и слабо себе представляю, как его можно улучшить регулированием. Просто прием "вы спорьте не со мной, а с великими учёными мужами" нечестный. Я как то в одном месте работал, и там в принудительном порядке периодически отправляли на инфоцыганские курсы. А т.к. кроме этой дичи в работе все остальное устраивало, приходилось посещать тренинги. Так у всех инфоцыган это был излюбленный приём - вытирать какую угодно дичь, а когда кто то из аудитории не выдерживал и говорил что это совсем уж бред, инфоцыган тут же открывал на презентации слайд с каким ни будь выдающимся учёным (обязательно зарубежным, из Западной Европы или США) и говорил - вот этот всеми признанный гений в своей научной статье так доказал - вы не со мной спорите, а ним, вот я его труды прочитал и знаю о чем говорю, а вы в этом вопросе вообще ничего не понимаете, и вместо того, чтобы спорить со светлом науки лучше бы его работы почитали.
У них есть несколько методик как затыкать возражающих и это один из самых эффективных способов заткнуть человека и продолжать нести чушь.
StjarnornasFred
13.08.2024 17:54Вы же призываете государство микроменеджить область, где оно заведомо нихрена не смыслит
Во-первых, вы его недооцениваете. Государство - это не только парламент и полиция, но ещё и Минсельхоз, Минспорт, Минцифры, Минпромторг, Минтруд, Минобрнауки и т.д., а также многочисленные госкомпании. И, поверьте, там есть достаточно квалифицированных специалистов. Во-вторых, микроменеджмент не требуется, достаточно сформировать профстандарты и в дальнейшем приглядывать за их соблюдением. В-третьих, вся эта система уже есть и работает, просто в неё не включены ИТ-специальности.
У государства уже есть (в теории) суды, гражданские кодексы, законы защиты прав потребителей. Если курсы - говно, то давайте решать проблему в рамках этих институтов.
Даже если они есть (предположим), то остаётся проблема: как без профстандарта доказать, что курсы - говно?
panzerfaust
13.08.2024 17:54+3Государство - это не только парламент и полиция, но ещё и Минсельхоз,
Минспорт, Минцифры, Минпромторг, Минтруд, Минобрнауки и т.д., а также
многочисленные госкомпанииДа, да. Я сейчас в прямом эфире наблюдаю, как все эти гиперкомпетентные люди дают стране угля. Насколько там успешен государственный Газпром, не напомните?
Даже если они есть (предположим), то остаётся проблема: как без профстандарта доказать, что курсы - говно?
Не знаю. А как доказать, что вуз - говно, что школа - говно? Ну там-то все уже по стандартам, как вы любите. А Илонов Масков наши вузы все равно не выпускают массово. И есть огромный спрос на смену профессии после вуза.
kogemrka
13.08.2024 17:54+1А Илонов Масков наши вузы все равно не выпускают массово.
Насколько помню - у Илона Маска бакалавриат по экономике (и очень мутная и смешная история с бакалавриатом по физике, которого скорее нет, чем есть, но могу ошибаться, не помню деталей)
Эффективных управленцев вроде бы наши вузы выпускают ещё как)
panzerfaust
13.08.2024 17:54+2Маск тут как символ чего-то успешного. Как я понял логику этатистов: вот плохие курсы выпускают черт знает что. Сейчас мол придет государство со своей сертификацией и наведет порядок.
Ну так в школы, пту и вузы оно уже давно пришло. Как там с выпуском первоклассных специалистов? И чего эти первоклассные специалисты на курсы-то ломанулись?
piton_nsk
13.08.2024 17:54+1И, поверьте, там есть достаточно квалифицированных специалистов.
А с чего, собственно, мне вам верить?
exTvr
13.08.2024 17:54+1это скорее Лебедь, Рак и Щука, чем сбалансированная команда.
Однажды лебедь раком щуку /извините/s
Но примерно так оно и есть в нынешних реалиях.
StjarnornasFred
13.08.2024 17:54+2государство у нас и так полностью контролирует традиционное образование.
Не совсем так. Государство полностью контролирует (путём вмешательства в сам процесс) традиционное образование в школах и вузах. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) им контролируется в минимальном объёме, на уровне выработки требований к квалификации специалиста, и с этим всё в порядке.
То самое образование, после которого человек осознает свою несостоятельность на рынке труда и идет на курсы.
Возьмите какую-нибудь рабочую специальность. Например, экскаваторщик. Чувствует ли он свою несостоятельность на рынке труда после образования, т.е. ДПО с присвоением документа о квалификации? Нет. Он идёт устраиваться по вакансии "Машинист экскаватора такого-то разряда", предъявляет документ, проходит собеседование на общую адекватность (никаких испытаний вроде езды по автодрому или фигурного копания - всё это он делал, когда сдавал на разряд). Ему не говорят "вы учились на Вольво, а у нас Коматсу, там рычаги по-другому расположены, у вас нет навыков". Он довольно просто трудоустраивается и работает. Если же его не взяли, то идёт в другое место, а не на дополнительные неофициальные курсы, не офоршмаченные государством.
Человек пройдет госшколу, госвуз, госкурсы
Не обобщайте. Госкурсов почти нет, они в большинстве своём частные, но с соблюдением требований по аттестации.
Зато появится комиссия госдумы по курсам, министерский комитет по курсам, отдел курсов в АП
Шёл -дцатый год их существования, а всё описанное так и не появилось. Но вот когда к тысячам рабочих специальностей добавится ещё пара десятков айтишных, то, конечно, непременно появится. Да ладно!
В общем, я за включение айтишки в ЕТКС. Пусть это не будет всеобъемлюще, но хотя бы десяток-другой базовых специальностей ("Программист" по основным языкам или принципам, "Веб-дизайнер", "Системный администратор", "Тестировщик" и т.д.) точно стоит. Это и на качество курсов повлияет - никто не пойдёт на курсы по программированию, по итогам которых не получит квалификацию - и рынок труда для обеих сторон упростит. (Разумеется, против этого будут активно выступать недобросовестные работодатели, желающие оставить возможность отказывать в найме без объяснения причин, и хакеры собеседований, желающие получать большую зарплату и не работать).
panzerfaust
13.08.2024 17:54+4Возьмите какую-нибудь рабочую специальность. Например, экскаваторщик. Чувствует ли он свою несостоятельность на рынке труда после образования
Пруфы-то есть, что все рабочие специальности счастливы и ни капли не чувствуют несостоятельность? Курсы-то вообще откуда берутся? Потому что есть спрос на смену профессии. Не?
Ему не говорят "вы учились на Вольво, а у нас Коматсу, там рычаги по-другому расположены, у вас нет навыков". Он довольно просто трудоустраивается и работает
Обычно этот агрумент я слышу от людей, которые систематически не могут никуда устроится, несмотря на свой дутый стаж. Ходят и рассказывают, как они в 95 году драйверы писали на си, а теперь их почему-то не берут писать энетрпрайз на котлине. Ну мол что си что котлин - рычаги по-другому расположены. А собес почему-то пройти не получается.
piton_nsk
13.08.2024 17:54никто не пойдёт на курсы по программированию, по итогам которых не получит квалификацию
Что значит "получит квалификацию"? Бумажку дадут, тут можно не сомневаться, только деньги заплати.
Вообще говоря все это уже есть - есть и высшее и среднее образование для программистов/айтишников. Стандарты, курсовые, экзамены, диплом. Что вам не хватает?
StjarnornasFred
13.08.2024 17:54Мне не хватает той чёткости формулировок и точности градации, которая уже есть для сотен рабочих специальностей. В ЕТКС подробно расписано, что должен знать и уметь крановщик V разряда, токарь II разряда, настройщик фортепиано VIII разряда. И в профильных учебных заведениях (нет, не в общеобразовательных школах и не в вузах - не понимаю, зачем их трижды приплели выше, хотя о них вообще речи не было) реально готовят и аттестуют специалистов согласно требуемой квалификации.
shares-caisson
13.08.2024 17:54Не в защиту государства, но в целом идея рабочая: иметь некий орган стандартизации, выдающий ачивки. Другой вопрос, что нужно длительное время для формирования доверия к подобным ачивкам и если их станет выдавать орган имеющий некоторое доверие изначально, то это может ускорить процесс. Очевидно, что в условной России или Америке -- доверие государству чрезвычайно низкое и это не сработает (хотя в определённых областях работает -- взять ту же тушёнку или кабель "по ГОСТу" -- им люди доверяют больше чем "по ТУ", хотя казалось бы -- второе это тот самый рынок, такой замечательный и саморегулирующийся). А там где доверие есть, то прекрасно можно бутстрапить на его основе.
С ещё одной стороны, стандартизация гибких и быстро меняющихся областей замораживает локальный оптимум, а область потом может уйти далеко от этого и если нет ресурсов на постоянное поддержание актуальности, то качество будет быстро падать. А они вряд-ли будут, потому что с помпой запускать что-то новое гораздо интереснее, чем тихо поддерживать -- и поэтому у государства (его политиков) найдутся ресурсы на создание стандарта и следящих за ним органов, но потом это заглохнет с большой вероятностью.
ru1z
13.08.2024 17:54иметь некий орган стандартизации, выдающий ачивки. Другой вопрос, что нужно длительное время для формирования доверия к подобным ачивкам
Время и доверие здесь не совсем к месту. Стандартизация подразумевает, что сам орган стандартизации организован на самом высоком уровне, да так, что в ином случае органу и депутатам грозит уголовка, а если это напротив - просто орган раздачи ачивок, то это что-то вроде выдачи званий почетного академика - это у нас уже есть и смысла в этом исчезающе мало. Имхо, на создание хорошо организованных органов стандартизации уйдет уйма сил и времени, а результат, как вы и написали, может уплыть от ожиданий развивающихся областей.
в определённых областях работает -- взять ту же тушёнку или кабель "по ГОСТу
С гостами на продукты - проще, если с ними что-то очень не в порядке, то люди начинают болеть, умирать, начинаются протесты и разбирательства - иными словами, есть жесткая обратная связь и контроль со стороны людей, это редкие случаи где можно хоть немного повлиять на государство, отсюда и какое-то доверие, но не совсем к государству.
С курсами и похожим - абсолютно непонятно как можно оценивать и влиять на целое государство, которое монополизировало практически все. Как можно будет посадить государственное стандартизационство в случае инфоцыганского курсоводства, если у них на все есть прикрывающие бумажки? Что делать в ситуации, когда неожиданно оказывается никто не виноват и некого привлечь к отвественности, потому что происходит бюрократическое покрывание чиновников? Ачивки государство выдаст и даже сделает так, что эти ачивки будут иметь силу в других участках монополии, а вот будет ли толк? Это, имхо, слишком сложный конгломерат взаимодействий, где системная жесткость и отсутсвие обратных связей принесет много сюрпризов.
JediPhilosopher
13.08.2024 17:54+3Много с этим проблем. Я вот парапланеризмом занимаюсь, и мы через это сейчас проходим.
Дано: есть сфера экстремального спорта, есть школы где учат летать, есть покатушки в тандеме для всех желающих.
Проблема: нихрена не понятно, кто хорошо учит, а кто деньги берет, у кого шанс убиться большой, а у кого поменьше. Кто-то учит обстоятельно, используя современное оборудование, а кто-то катает на древних изношенных крыльях, прицепленных тросом к снегоходу
Много лет уже все говорят, что надо бы что-то стандартизовать... Да только кому этим заниматься? Во-первых вопросы доверия, большинство соглашается, что если ввести какой-то аналог обязательных водительских прав (а парапланы сейчас в России не требуют лицензии вообще), то и купить их можно будет точно так же как права, и ни о чем это говорить не будет. Во-вторых работа с экзаменами и выдачей этих прав - это большой головняк, советы давать готовы все, а взвалить его на себя - мало кто.
Все соглашаются только, что государство сюда пускать нельзя. Оно просто все запретит нахрен, приравняет парапланериста к пилоту боинга и потребует учиться 6 лет в академии ГА (собственно несколько раз уже пыталось, но пока удалось от таких законопроектов отбиться). Но кроме государства ресурсов что-то такое вводить ни у кого нет.
Сейчас общероссийская федерация сверхлегкой авиации пытается что-то такое внедрить, добровольную сертификацию - сперва для пилотов, потом для инструкторов и тандемщиков. Но очень медленно через пень-колоду все получается, половина сообщества это вообще игнорирует или прямо палки в колеса им вставляет. Да и делается на полуголом энтузиазме, так что техническая сторона этого (а это экзамены, сайт, база с лицензиями, инструменты валидации) работает тоже ну не очень хорошо.
В общем во многих сферах такая проблема, страдают все, но взять на себя ее решение не готов никто, а от государства все бегут как от огня, так как оно своим регулированием скорее все сломает.
qiper
13.08.2024 17:54Когда "тема" дохнет, её начинают активно продавать
А тут ещё Корона и СВО - джекпот инфоцыганам
CitizenOfDreams
13.08.2024 17:54+5Недавно меня посетила идея, что рынок компьютерных курсов в России имеет классические черты, описанные в модели «Лимонов».
Да я так сходу не соображу, рынок чего в России не имеет черты "лимонов". От газированной воды до тех же автомобилей.
flx0
13.08.2024 17:54+1Рынок глазированных сырков же! В Москве сырки Б.Ю.Александров за x3 от средней цены продавались очень успешно. По данным трехлетней давности, не знаю как там сейчас.
Halt
13.08.2024 17:54+3А теперь никак. После смерти Александрова оно ушло вместе с ним. То есть компания что-то там делает, но это уже совсем не то.
jackcrane
13.08.2024 17:54+1как вы считаете, будет ли платежеспособный спрос на курсы «Как уйти из АйТи (без потерь и дауншифтинга)» ?
ЦА: те кто заманались в край и хотят всю это нездоровую IT-мастурбацию бросить, налоговые резиденты РФ, 21+.
формат: идеологическая накачка + практические домашние задания + контроль исполнения и корректировка,
для желающих — индивидуальная психологическая работа с коучем.
dyadyaSerezha
13.08.2024 17:54+3Такие курсы, причём с практическими занятиями "без потерь и дауншифтинга" уже сделали, вот прям ровно такие. Их призывные пункты по всей стране. "И платят неплохо, весьма неплохо" (с)
qeeveex
13.08.2024 17:54Отзывы не показательны из-за накруток.
MAXH0 Автор
13.08.2024 17:54Это вопрос решаемый. Отзывы по результатам фронтального опроса проводимые независимым агентством через год после окончания курсов будут более объективны, чем отзывы проводимые самой школой на корпоративе по случаю вручения дипломов.
asdfddsa
13.08.2024 17:54+1покупатели, не имея возможности отличить качественный товар от некачественного, готовы платить только среднюю цену, которая невыгодна продавцам качественных товаров. В 2001 году за эту работу ему (и ряду других экономистов) дали нобелевскую премию.
А я всегда думал, что люди не заваливаются в магазин с фразой "дайте мне самый дорогой и самый качественный товар", лишь потому, что они вечно нищие, которые не могут потратить лишнего. А вон оно как оказывается на самом деле, по версии великих ученых, народ не может отличить колбасу от говна и потому покупает говно.
shares-caisson
13.08.2024 17:54+4Вы думаете, что если у вас появятся деньги, то вы автоматически станете разбираться во всех на свете товарах и услугах, доступных к покупке? Или, что завалившись в магазин с фразой "мне самое качественное и дорогое", то вы автоматически получите самое качественное, а не просто самое дорогое (и рассчитанное на богатеньких лохов)?
CitizenOfDreams
13.08.2024 17:54+1А вон оно как оказывается на самом деле, по версии великих ученых, народ не может отличить колбасу от говна и потому покупает говно.
Именно так. Народ видит хороший товар за N денег, а рядом фактически массогабаритный макет за N/2 денег. Покупает макет. В следующий раз владелец магазина покупает партию макетов.
И так везде. Работающая мышка Logitech за 1000 рублей и условно работающая СуньХунь за 500 рублей (радиус действия меньше, на гладком столе работает плохо, просыпается только по щелчку кнопкой, с наполовину севшей батарейкой начинает тормозить).
Работающая лампочка за 300 рублей и сдыхающая через неделю за 100.
Флешки "Мирекс", которые мне одно время чуть ли не каждую неделю кто-нибудь приносил со словами: "Посмотри, что с ней, почему-то перестала работать".
Крабовые палочки, которые на самом деле имитация имитации краба. Настоящую имитацию (ха-ха) делают из минтая, но народ ее, увы, не мог отличить, так что почти все крабовые палочки в российских магазинах сделаны из соевого белка и крахмала.
asdfddsa
13.08.2024 17:54Ваш пример с едой наглядно демонстрирует узаконенное мошенничество. Вы реально думаете, что народ не видит подмену мяса в колбасе? Это дерьмо многие уже просто перестали брать, перейдя на другие виды еды, но качество продолжает падать, а цена расти. Моя бабушка раньше час ходила по фермерскому рынку, чтобы выбрать хорошие продукты, любой нормальный человек так делал, пока рынки повсеместно не начали сносить и строить на их месте торгующие говном супермаркеты, где нет никакого качественного товара, есть лишь дорогое говно и подешевле говно для бедных.
Вы явно путаете причину со следствием. Вся эта копроэкономика строится на тотальной нищете, кредитах и монополизации рынков, а не на том, что китайский нонейм никто не может отличить от нормального бренда. У богатых людей нет проблем с выбором мышки, лампочки или телевизора, они просто берут хорошее, а если не разбираются, то обращаются к людям, которые им помогают в этом.
randomsimplenumber
13.08.2024 17:54они просто берут хорошее а если не разбираются, то обращаются к людям, которые им помогают в этом.
Тут подвох. Люди которые помогают им - они точно разбираются в сортах колбасы? Или просто покупают что дороже?
HotReset
13.08.2024 17:54Пример качественных лекций
https://www.youtube.com/playlist?list=PLLzDp0xxPXgQKuJ4xKj-R2MUy1lw1YwS7
Причём, не за деньги. Сам недавно был новичком в вопросах виртуализации и эти лекции мне очень помогли начать.
MAXH0 Автор
13.08.2024 17:54Я думаю, что в конкретном случае, это пример лекций которые зашли конкретно вам. НО обратите внимание - автор вообще не участвует в этом рынке лимонов. Это преподаватель уфимского вуза выложил для своих студентов (и всех других) свои лекции по предмету в открытый доступ. Зная внутривузовскую бюрократию, то вряд ли за подобную цифровизацию ему заплатили.
Он не собирает со слушателей 800 рублей час, но продукт сделан добротно. Не могу оценить содержание: виртуализация это не моё, но объем уже внушает...
astenix
13.08.2024 17:54Замечательные вопросы.
Со всеми курсами на общем рынке происходит усреднение — баланс между необходимыми усилиями и результатом. В какой-то момент они все начинают быть похожими друг на друга, точно так же, как это происходит у автошкол — их овермного, и чем они отличаются? Какой критерий определяющ при выборе «куда пойти учиться»? Цена, качество обучения, гарантия работы после обучения, прозрачность процессов, близость курсов к дому ученика, или разные смутно-неопределенные ожидания учеников от результатов обучения?
Единые стандарты, даже если они в индустрии есть, не гарантируют соответствие результата ожиданиям. И как вообще определить стандарты качества образования? Какие формальные и неформальные критерии будут иметь значение и будут всеми учитываться одинаково? Какие критерии гарантируют качественно обучение? Например, если будущим программистам Java будут читать лекции о языке только на основе книги «Head First Java, 2nd Edition» и только хорошо поставленным голосом условной Siri — это будут качественные курсы?
Репутация и брендинг — а чего они стоят на рынке с огромным множеством одноразовых покупателей? Пусть ноют, пусть обижаются, пусть уходят — там же постоянно приходят новые.
В общем, если понять, что курсы существуют не для того, чтобы выпускать нужных рынку работников, то всё станет проще.
GospodinKolhoznik
С обычными школами и ВУЗами то же самое.
MAXH0 Автор
Школьник, не поступивший в вуз, устраивается в школу учителем без профильного пед. образования? Как то с трудом верится...
Я не имею ввиду, когда чел. закончив курсы работает в бизнесе и в свободное время сеет разумное вечное на родных курсах.
GospodinKolhoznik
В том смысле, что люди отучились, ни дня не проработали в реальном секторе экономики и пошли учить других. Круче всех в этом плане философы. Единственное место, куда может устроиться работать по спецтальности философ, это пойти преподавателем на кафедру философии. Такой вот замкнутый сам на себе образовательный процесс - учиться только для того, чтобы учить других и ни для чего больше.
exTvr
Кто может – делает.
Кто не может – учит.
Кто не может учить – управляет.
Старик Мёрфи знал толк в MBA курсах./s
randomsimplenumber
Старик ошибся Кто не умеет работать - руководит Кто не умеет руководить тот учит.
piton_nsk
Если человек преподает математику в ВУЗе, что такое реальный сектор экономики в данном случае?
JediPhilosopher
Нуу, это конечно вопрос - куда идти человеку с чисто математическим образованием, особенно если он принципиально не хочет быть программистом (куда в итоге идут большинство выпускников всяких матмехов).
У меня была пара знакомых математиков. Один ушел в науку и астрономию, считал что-то для астрофизиков. Ездил в командировки в кавказские обсерватории. Вторая пошла в геймдев и там придумывала всякие формулы для геймдизайнеров, типа "какой формы должна быть кривая опыта героя, чтобы десятый уровень достигался за неделю, а двадцатый за месяц".
Видимо во что-то вот такое, смежное с прикладным, где требуется математика.