Хабр, привет! Меня зовут Волков Дмитрий, и я являюсь руководителем отдела развития интеграционных шлюзов Страхового Дома ВСК. В августе 2023 стала доступна возможность подать сведения о ДТП через портал гос. услуг. Страховая компания должна в течение 5 минут принять ваше заявление, уведомить вас об этом и запустить процесс рассмотрения и урегулирования вашего заявления.

Для Страхового Дома ВСК прямое взаимодействие со СМЭВ 3 стало новым вызовом, которого мы не испугались и пройдя весь путь интеграции и наладки своих процессов стали первой страховой компанией, чей убыток был урегулирован через гос. услуги. В данной статье я хочу рассказать о нашем удачном опыте, как мы реализовали своё взаимодействие со СМЭВ 3 и подробно остановимся на следующих моментах:

  1. Что же это такое – СМЭВ;

  2. Внедрение Адаптера в архитектуру ВСК;

  3. Плюшки от интеграции со СМЭВ 3.

Что же такое СМЭВ и с чем его едят?

Подробно о СМЭВ можно почитать здесь, а если коротко, то СМЭВ — это государственная информационная система, маршрутизирующая запросы между потребителем услуги и поставщиком и следящая за безопасностью этого взаимодействия. Потребителем в данном случае выступают разного рода организации, как государственные, так и частные, поставщиком услуг — орган государственной власти (МВД, ЗАГС и т.п.).

Организация взаимодействия в СМЭВ
Организация взаимодействия в СМЭВ

Чтобы стать участником СМЭВ необходимо:

  1. Пройти путь официальной регистрации;

  2. Организовать защищённый канал связи (был настроен ранее в рамках аутентификации клиентов через ЕСИА);

  3. Настроить/реализовать интеграционный модуль для подключения к СМЭВ (Адаптер);

  4. Получить доступ к нужным данным.

Внедрение Адаптера в архитектуру ВСК

 В силу сжатых сроков реализации мы решили воспользоваться готовым интеграционным модулем от гос. услуг – Адаптер, который хранит в себе все секреты взаимодействия со СМЭВ:

  • формирование конечных XML запросов к СМЭВ;

  • подписание запросов;

  • пересылка вложений;

  • возврат статусных сообщений.

Изучив документацию по Адаптеру, мы развернули его внутри своей сети в виде отдельного сервиса, взаимодействие с которым у нас осуществляется через протокол REST. Следующим шагом нужно было научить приложения ВСК работать с этим Адаптером. Чтобы унифицировать этот процесс, мы разбили взаимодействия со СМЭВ на 3 слоя:

  1. Сервисы-адаптеры — нужны для маппинга входящих/исходящих данных;

  2. Платформенные сервисы — содержат в себе внутреннюю логику ВСК для работы с интеграционным модулем и инфраструктурными приложениями.

  3. Адаптер СМЭВ — общается с самим СМЭВ.

Получилась следующая архитектура:

Архитектура приложения «Шлюз гос.органов»
Архитектура приложения «Шлюз гос.органов»

Наше решение реализовано на следующем стэке:

  • .NET;

  • PostgreSQL;

  • Kafka;

  • Minio.

На реализацию платформенных сервисов и сервиса-адаптера для ДУУ ОСГАО ушло примерно 2,5-3 месяца чистого времени для Agile-команды из 6 человек.

 Под реализацией понимается:

  • подготовка требований;

  • разработка платформенных сервисов и сервиса-адаптера;

  • интеграция с внутренней системой учёта убытков;

  • интеграция с внутренней системой маршрутизации файлов;

  • тестирование;

  • ввод в эксплуатацию.

Теперь рассмотрим детальнее каждый из слоев приложения:

Сервисы-адаптеры

Каждый сервис является независимым и несёт в себе логику преобразования формата данных ВСК в формат данных для Адаптера и наоборот, преобразует ответ Адаптера в удобный вид для приложений ВСК.

Структура запроса для Адаптера унифицирована, но она содержит в себе блок с бизнес-данными конкретного Вида Сведений (далее - ВС). В терминах СМЭВ вид сведений — это описание формата запроса и ответа для конкретного взаимодействия. Т.е. если мы синтегрировались со СМЭВ по какому-то конкретному ВС, это ещё не значит, что для всех последующих ВС мы просто получаем доступ и наслаждаемся реализованным процессом обмена. Каждый ВС требует своей обработки и наши сервисы-адаптеры с этим успешно справляются.

Взаимодействие с данными сервисам реализуется как с использованием API, будь то REST или gRPC, так и с использованием событийной шины — Kafka, в зависимости от процесса и потребностей. Сейчас для каждого нового сервиса-адаптера в среднем требуется примерно 1 спринт на реализацию.

Платформенные сервисы

В данных сервисах реализована логика:

  • доставки вложений до Адаптера (да-да, файлы должны быть физически расположены рядом с модулем, иначе он их не увидит);

  • подготовки финального запроса к Адаптеру;

  • опроса Адаптера о наличии новых сообщений от СМЭВ;

  • маршрутизации ответов СМЭВ к сервисам-адаптерам в зависимости от ВС.

Взаимодействие между платформенными сервисами и сервисами-адаптерами осуществляется через Kafka.

Я, конечно, рассказал бы об этом подробнее, но последующее раскрытие информации несет в себе коммерческую тайну :)

Адаптер СМЭВ

Как было упомянуто ранее, в нём скрыты все процессы подготовки XML запроса к СМЭВ, подписание запросов, валидация подписи входящих запросов, отправка статусных сообщений. Адаптер имеет свой веб-интерфейс, через который осуществляется часть настройки Адаптера и который позволяет просматривать историю запросов.

Плюшки от интеграции со СМЭВ 3

Как итог, помимо соблюдения регуляторных требований и сохранения своей лицензии, мы открыли для себя новый источник информации, который помогает нам снизить риски мошенничества за счет верификации данных в СМЭВ.

На текущий момент в ВСК осуществляется:

  • приём заявлений для дистанционного урегулирования убытка ОСАГО;

  • проверка действительности паспортов клиентов;

  • проверка сведений о факте смерти клиента;

  • электронное подписание документов с клиентами через приложение «Гос.ключ»;

  • получение разрешённых данных клиента ФЛ из цифрового профиля;

  • получение разрешённых данных клиента ЮЛ из цифрового профиля;

  • приём заявления на создание полиса ДМС Мигрант.

А также, интеграция со СМЭВ открывает возможность автоматизации части процессов по взаимодействию с государственными органами. Например, регистрация дел исполнительного производства и получение их статусов в Федеральной системе судебных приставов (ФССП).

Сейчас на пороге стоит интеграция со СМЭВ 4, продолжение следует…

Комментарии (3)


  1. kozlov_de
    10.04.2024 09:18

    Как прошло с получением сертификатов на тест и прод? Почему старая версия смэв? Хотя мы тоже на 3, но мы не с нуля.

    Схема не очень точная: ис поставщика синхронно отвечает что запрос получен и поставлен в очередь или что ошибка парсинга. Потом когда очередь дойдет даёт ответ на запрос.

    Что за коробочное решение от госуслуг?

    Приложений ВСК много? Если одно, то адаптеры проще в самом приложении сделать. Не очень понятно, что там адаптировать


    1. JhaoDa
      10.04.2024 09:18

      Что за коробочное решение от госуслуг?

      Написано же — Адаптер, а точнее ИУА — Интеграционный Узел Адаптера от РТЛабс.

      Почему старая версия смэв? Хотя мы тоже на 3, но мы не с нуля.

      СМЭВ 3 и СМЭВ 4 — совершенно разные вещи.


    1. Gu44i Автор
      10.04.2024 09:18

      Как прошло с получением сертификатов на тест и прод?

      Запускались, когда ещё была возможность использовать сертификаты без МЧД, поэтому проблем с их выпуском для прода не возникло, сертификаты выпускали через Контур. Для теста сертификат генерится на стороне ЛК УВ в гос. услугах.

      Почему старая версия смэв?

      Как ответили выше, СМЭВ3 и СМЭВ4 это разные вещи и состав взаимодействия в них отличается. Ключевой кейс был по урегулированию убытков, он запускался именно на СМЭВ3. Сейчас смотрим в сторону интеграции со СМЭВ4 по другим процессам.

      Схема не очень точная

      Схема из официальной документации СМЭВ

      Приложений ВСК много?

      Да, к сервисам ходят разные приложения ВСК в рамках своих процессов.