Привет, Хабр!
Приглашаю вас в увлекательное путешествие в удивительный мир микрочипового граффити. Приготовьтесь к встрече с настоящими шедеврами, скрытыми от посторонних глаз в самом сердце электронных устройств. Поговорим о феномене чип-арта, его истории, технических аспектах и о том, какое место он занимает в современной технологической культуре.
Что такое микрочиповое граффити или чип-арт?
Это микроскопические рисунки, узоры и надписи, которые инженеры наносят прямо на кремниевые подложки интегральных схем в процессе их разработки и производства. Представьте себе крошечные изображения, в десятки и сотни раз меньше толщины человеческого волоса, впечатанные в структуру чипа. Сова, рыба-пуля, слоник Ганеша, символ Инь-Янь – вот лишь некоторые из удивительных находок, обнаруженных на реальных микросхемах.
Феномен чип-арта зародился еще на заре полупроводниковой эры, в 70-х и 80-х годах прошлого века. В те времена разработка микросхем была делом в большей степени ремесленным, нежели автоматизированным. Инженеры вручную чертили схемы на больших листах бумаги, а затем кропотливо переносили их на фотошаблоны для производства чипов. Процесс был трудоемким, но оставлял место для творчества. В перерывах между расчетами и чертежами разработчики баловались тем, что добавляли на свободные участки между элементами схемы миниатюрные картинки, надписи, а порой и целые сюжетные композиции.
Поначалу этот кремниевый самиздат имел сугубо практическое значение. До принятия в 1984 году в США Закона о защите топологий интегральных схем (Semiconductor Chip Protection Act) наличие характерного рисунка на чипе позволяло доказать факт копирования дизайна конкурентами. Ведь если на "подозрительно похожей" микросхеме обнаруживался точно такой же дудл, это явно указывало на воровство, а не на честную разработку. Своеобразное клеймо автора, говоря простым языком.
Но очень скоро чип-арт перерос свою сугубо утилитарную функцию. Для инженеров рисование на кремнии стало способом самовыражения, отдушиной в рутине бесконечных расчетов и проверок. Многие вкладывали в крохотные картинки особые смыслы. Кто-то таким образом увековечил память о важных событиях как успешное завершение проекта,. другие изображали персонажей любимых книг и фильмов, видеоигр и комиксов, третьи просто отрывались по полной, придумывая забавные мини-комиксы и визуальные каламбуры на технические темы.
И все это великолепие – не нанесено просто на бумагу или экран монитора, а буквально впечатано в кремний, материальное, надежное. Инженерный аналог наскальной живописи, закодированное послание будущим поколениям исследователей технологий. Ведь создатели граффити прекрасно понимали, что их творения останутся внутри чипов на долгие годы, может быть, даже на века.
Первым человеком, открывшим для широкой публики мир чип-арта, стал Майкл Дэвидсон – исследователь в области оптической микроскопии из Университета штата Флорида. В 1990-х годах, разглядывая под микроскопом срезы различных микросхем, Дэвидсон неожиданно наткнулся на странные узоры, непохожие на обычные элементы чипа.
Поначалу он подумал, что это какие-то системы защиты от обратного проектирования. Но после публикации фотографий загадочных артефактов в Интернете на Дэвидсона вышли сами авторы граффити – инженеры, втайне развлекавшиеся кремниевой живописью.
Необычное хобби ученого привлекло внимание широкой аудитории, породило волну публикаций в СМИ и послужило толчком к созданию в 1998 году легендарного сайта Silicon Zoo, первого в мире интернет-каталога чип-арта. Благодаря Дэвидсону и его единомышленникам скрытый мир инженерного фольклора впервые предстал перед изумленной публикой. Люди с восторгом рассматривали диковинные узоры, разгадывали их смысл, строили теории.
Так, широкую известность получил портрет Уолли – персонажа популярной в 90-е серии детских книг-головоломок "Где Уолли?". Схематичное изображение долговязого человечка в очках и полосатой шапочке нашли на чипе графического процессора одного из первых игровых ПК. Поклонники игр тут же окрестили находку "пасхалкой от разработчиков".
Коллекция Silicon Zoo росла и пополнялась все новыми экспонатами. Инженеры и просто любопытствующие со всего мира присылали Дэвидсону чипы в надежде обнаружить на них скрытые сокровища. К началу 2000-х каталог насчитывал более 300 артефактов - от простеньких символов и надписей до сложных многофигурных композиций.
Искусство чип-арта достигло своего расцвета где-то между концом 1980-х и началом 2000-х. Именно в эти годы было создано большинство самых известных дудлов, ныне считающихся классикой жанра.
Увы, с той поры ремесло кремниевых живописцев постепенно сошло на нет. Виной тому - бурное развитие САПР, ужесточение контроля производственного процесса, возросшие требования к эффективности и срокам выпуска продукции. И все же традиция чип-арта не умерла окончательно. Даже сейчас некоторые инженеры-энтузиасты ухитряются протащить на кремний то забавную рожицу, то эмблему любимой рок-группы. А тот факт, что риск обнаружения граффити теперь выше, чем когда-либо, лишь добавляет остроты процессу. Эскизы тщательно продумываются, чтобы не выделяться на фоне схемы, маскируются под функциональные элементы.
Отдельного упоминания заслуживает новое поколение любителей чип-арта, сформировавшееся в последнее десятилетие. Это уже не сами авторы граффити, а скорее искатели сокровищ, черпающие вдохновение в древних артефактах. Люди вроде Кена Шиппера, больше известного как Capricorn Semiconductor, маниакально коллекционируют и каталогизируют старые чипы в надежде отыскать на них затерянные шедевры кремниевого фольклора. Они скупают на eBay платы от списанной техники, часами просиживают над микроскопами и щедро делятся своими находками в соцсетях.
Благодаря усилиям этих энтузиастов искусство чип-арта переживает сегодня второе рождение. Оцифрованные и каталогизированные дудлы становятся достоянием широкой аудитории, получают новую жизнь в виде принтов, стикеров, элементов дизайна. Устраиваются онлайн и офлайн выставки, конкурсы, ретроспективы. Появляются статьи, видеоролики и даже документальные фильмы, посвященные истории и эстетике кремниевого самиздата. В 2024 вышел на экраны полнометражный документальный фильм The Chip Art Documentary, рассказывающий о героях и событиях чип-арт движения.
Пусть сами чип-арты давно канули в лету вместе с техпроцессами и маршрутами разработки чипов прошлого века. Пусть современные инженеры заняты совсем другими, куда более приземленными делами. Но явление чип-арта, как части цифрового фольклора, живо и продолжает привлекать внимание людей по всему миру. Оно напоминает нам, что за холодной и безликой материей технологий всегда стоят живые люди с их мечтами, фантазиями и естественным стремлением к прекрасному.
В следующий раз, разбирая старый калькулятор, телевизор или мобильник, не спешите отправлять печатные платы в утиль. Внимательно рассмотрите чипы под микроскопом или хотя бы через мощную лупу. Мало ли, вдруг вам повезет найти настоящий шедевр кремниевого Ренессанса!
Комментарии (6)
dokito
18.04.2024 08:10+4Это всё здорово, конечно, но зачем они это делали... Хотя такое самовыражение лучше, наверное, чем множество других, менее креативных, способов.
checkpoint
18.04.2024 08:10+3В комментах к видео на Ютубе написали зачем это делалось. Эти художества имели целью не только самовыражение авторов, но и вполне практическое применение - по ним определяли качество литографии и точность совмещения слоёв. Посмотрите на изображение птички коллибри из скриншота ниже, оно состоит из множенства квадратных пекселей расположенных на регулярном расстоянии друг от друга. Любые дефекты производства сразу проявятся на таком "муаре".
ivansychev
Интересно, насколько технологи и искусство в этом случае взаимосвязаны. Добавили инженеры дополнительную нотку творчества.