Мы уже рассказывали в нашем блоге о проекте наших партнёров и друзей EmerCoin: распределенная система управления ключами, децентрализованный сервис аутентификации, пиринговая децентрализованная система обмена рекламными ссылками и еще несколько разработок, которые неосуществимы в блокчейне криптовалюты Bitcoin. На этот раз нам хочется поделиться тем, как все начиналось. Для этого мы поговорили с экспертом в области криптографии и компьютерной безопасности и одним из сооснователей криптовалютной сети EmerCoin – Олегом Ховайко.



Автобиография


Мне уже 47 лет. Родился я в небольшом городе в Украине. Учился в школе, увлекался техническими науками, финансами. Уже с 15 лет жил отдельно от родителей: ПТУ, армия, институт. В 1998 году уехал в США и там десять лет проработал на государство, потом перешел на работу, связанную с финансами. Все это время было увлечение – криптография. Получается так: финансы, новые технологии, криптография – все это сложилось воедино и вылилось в то, чем я сейчас и занимаюсь – в проект EmerCoin.

Как все начиналось? Тот функционал, который я видел в Биткоине, мне не особо нравился, но при этом я понимал, что Биткоин – это гениальное изобретение. Поэтому возникла идея двигаться дальше. Так я и присоединился к проекту EmerCoin, изложив им ряд идей, с помощью которых проект стал существенно отличаться от других криптовалют.

Чем Эмеркоин отличается от остальных


Смотрите, Биткоин – это действительно первая криптовалюта и так или иначе он главный, еще и потому, что в нем производятся реальные финансовые транзакции.

Так как код у Биткоина открытый, стали создаваться аналоги. Соответственно, огромное количество криптовалют – они только для того и сделаны, чтобы просто «напечатать» монет, всем их раздать, в надежде на то, что они тоже когда-нибудь вырастут в цене. Разработчики не понимают, что сама идея копирования, даже с небольшими вариациями – она провальная. Это то же самое, что Казимир Малевич нарисовал черный квадрат, а я нарисую зеленый треугольник и продам его за миллион. Странно, да? Я считаю, что нужно создавать что-то принципиально новое.

Мы начали рассматривать монету, как технологичную платформу для различных сервисов, разного функционала, который, как мы считаем, востребован и нужен людям. Мы взяли технологию блокчейн за основу для наших сервисов. У нас их много и все они интересные. Наша цель — и дальше развиваться в интернет-комьюнити и создавать что-то новое.

Команда


В основной команде – пять человек. Я имею в виду людей, которые регулярно тратят на проект свое время. Есть люди, довольно большое число, которые нам помогают. Все они разбросаны по миру: в Австралии, Америке, Канаде, Мексике, Германии, Эстонии и т.д. Если брать общее количество, то человек пятнадцать наберется. Есть и те, кто появляется время от времени.

Основной костяк отвечает за инфраструктуру сервиса, сайта и т.д. У нас хорошая команда, с которой я разделяю общее мировоззрение философского вида и общий технический взгляд на вещи; мы мыслим одинаково. Так что мы просто нашли взаимопонимание и начали заниматься проектом. Эмеркоин пока ещё убыточен: работаем на энтузиазме, без какой-либо зарплаты.

Как продвнуть новую технологию


Для того чтобы привлечь внимание, надо отличаться. К тому же люди воспринимают любое новое начинание не то, что с недоверием, а со шквалом необоснованной критики. И неважно, хорошее начинание или плохое, позиция следующая: «не видел, но осуждаю». Возле криптовалюты собралось такое общество, которое пытается получить только выгоду: намайнить или прикупить и слить. Их не интересуют новые технологии и самое печальное, что уровень их познания в этом – минимальный. Это сообщество изначально мало меня интересует. Мы пытаемся с помощью нашего EmerCoin выйти в реальный мир. Мы создаем сервис не только для обмена монеток, но ещё и для решения проблем, существующих в реальном мире. Мы видим проблемы, мы видим пути их решения, в этом направлении и движемся.

О выборе между PoW и PoS-майнингом


Для Bitcoin используется «Proof-of-Work», при которой безопасность сети гарантируется вычислительной мощностью участников. Вероятность сгенерировать очередной блок у отдельного майнера, прямо пропорциональна его вычислительной мощности. Я сомневаюсь, что Bitcoin откажется от PoW, потому что считается, что менять ничего не надо, ведь станет только хуже. К тому же, это не поднимает капитализацию биткоинов, вот и весь ответ. Хотя стоило бы, ведь при подборе хэшей майнеры сжигают большое количество энергии.

У нас PoW-майнинг является запасным вариантом, потому что PoS тоже имеет свою уязвимость. По сути, «Proof-of-Work» и «Proof-of-Stake» — это разные барьеры против мошенничества, барьеры разной природы. Комбинированная система – гибридная, она требует и того, и другого. Создать атаку на гибридную систему намного сложнее, чем какую-то одиночную, потому что «атакующему» требуется собирать ресурсы разной природы. Мы считаем, что такой подход является наиболее правильным. Концепция «Proof-of-work» защищает от генезис-атаки и от некоторых других. Честно скажу, изначально мы сделали именно так, потому что так был сделан Пиркоин, который мы взяли за основу, а мы тогда в этом деле не очень то и разбирались. Взяли за основу этот перспективный вариант, некоторые вещи переделали, и все. Однако, потом мы поняли всю мудрость, глубину подхода Пиркоин, которые мы перенесли в EmerCoin. Как часто бывает: сначала сделали, а потом поняли. Есть варианты монет, где используется стопроцентный PoS-майнинг, например криптовалюта NxtСoin. На примере сравнения с этой монетой, понимаем, что вариант нашей системы более правильный.

О помощи Стэнфордскому университету


Мы помогаем на добровольной основе, т.е. спонсируем проект. Так, почему мы это делаем? Нужно развивать не только технический прогресс, но и прогресс жизни. Понимаете, все мы хотим жить долго, а лучше и вечно, а для этого нужны научные исследования. Это именно то, чем занимается Стэнфордский университет: научные исследования и разработка новых лекарств. Соответственно они сделали такую программу помощи, по которой мы можем спонсировать именно эту область науки – биологию. Происходит это так: вычислительная мощность компьютеров участников программы осуществляет симуляции сворачивания белка, разработку лекарств и другие типы молекулярной динамики.

Люди, которые участвуют с помощью своих процессоров в этой программе, получают от нас небольшое количество EmerCoin. При этом достигается ряд целей: во-первых, мы своими усилиями можем хоть чуть-чуть помочь науке, во-вторых, мы, таким образом, немножко популяризируем EmerCoin. И в-третьих, люди с помощью своего процессора могут заработать себе некоторое количество EmerCoin. Суммарная мощность проекта довольно неплохая. Мы насчитываем примерно 500 человек, которые занимаются этим у нас, они получают за это монетки, мы спонсируем проект в Стэнфордском университете и все довольны.

Проблема выпуска новых доменных зон


У ICANN нет альтернативных доменных зон — у них «основные». А у альтернативных — нет такого аналога, в смысле – нет всеобщего регулирующего органа. Каждый alt-провайдер сам решает, какие зоны и как он будет обслуживать. Как решается? У нас — просто. Решили новую зону сделать — внесли в конфиги кошельков, обслуживающих зоны соответствующую запись, и всё. Естественно, так как мы взаимодействуем с OpenNIC, надо им официально сообщить об открытии зоны, чтобы они отправляли запросы в соответствующие зоны в кошельки. И всё.

Не было бы счастья, да Роскомнадзор…


После того как Роскомнадзор заблокировал множество популярных ресурсов, интерес к доменным зонам Эмеркоин со стороны владельцев сайтов весьма вырос. Сейчас в системе уже четыре популярных сайта. Кроме этих четырех, конечно есть еще много сайтов не особо популярных, о которых просто смысла говорить нет. А из популярных ресурсов: первый – это flibusta.lib, он самый первый в наших доменных зонах, второй – это довольно крупный торрент-трекер nnm-club.lib, потом maxima-library.lib – русская онлайн библиотека и последний – это coollib.lib.

О противодействии государству


Мы создаем новую технологию, на этом все. Есть такой хороший стишок о «Pirate Bay» и там присутствует забавная фраза: «Вот, скажем, в мяч играя, дети стекло разбили сгоряча, по этой логике в ответе производители мяча». Так вот, здесь примерно то же самое. Мы создали некую распределенную технологию, не более. Касаемо каких-то сайтов — мы сами их не создаем, не управляем ими и вообще никакого отношения к этому не имеем. Раз уж на то пошло, то люди создали Интернет, а в нём есть различные сайты, которые не нравятся кому-либо. Давайте тогда всех создателей всемирной информационной компьютерной сети тоже посадим. Глупо, не правда ли? А если уж говорить конкретно о преследователях, то преследовать надо исключительно нарушителей закона. Более того, по законам страны, в которой живу я, мне ничего не грозит. Опираться на весь мир смысла нет. Мы создаем некоторое технологическое решение, которое помогает людям. Создавая новые технологии, мы ориентируемся больше на нужды обычных людей, а не бизнеса.

Об отношении к криптовалютам и криптотехнологиям


Еще пятнадцать лет назад к сети Интернет относились, как к игрушке и чему-то совершенно ненужному. Примерно такое сейчас отношение к криптовалютам и криптотехнологиям. Но есть одна важная вещь – у людей возникает интерес, а именно у определенных групп внутри крупных организаций, например в банках, но только на уровень официального взаимодействия или введения регуляций это официально не выходит. Понятно почему. Крупный банк, естественно, сильно зарегулирован, вернее, поддерживает огромное количество регуляций и официально взаимодействовать, например, с криптовалютой, не может, потому что это не прописано в законе. Логично, что сейчас они собирают информацию, но конкретных действий не предпринимают. Вполне разумный подход с точки зрения серьезных финансовых кругов.

Активно проявляют интерес и обычные организации, но у них какой-то наивный подход. На моем опыте была ситуация. Мол, можно сделать криптовалюту, чтобы весь майнинг попадал нам? Можно, конечно, но они не задумываются, что можно поставить сервер и «рулить» там, как душе угодно, но нельзя сделать систему одновременно централизованную и децентрализованную, в конце концов, сеть опрокинут.

Спрос на Эмеркоин


Из последних: США, Китай, Индия и Россия. Кстати, новости о возможном запрете Биткоин в России на интерес к Эмеркоин никак не повлиял, это и понятно. Будет там запрет или нет, еще не понятно. У нас в России есть сайты, которые принимают платежи в криптовалюте, например 7Pay.in, есть сайты информационные или русская биржа btc-e. В принципе, несмотря на то, что разговоры на эту тему ведутся, есть огромное количество бизнесов, которые с этим связаны, которые этого не скрывают и открыты для всех.

Если можно было бы начать с нуля…


Так, есть ряд технических параметров, которые я бы изменил. Конкретно то, что сейчас там стоит доход 6%, я бы сделал 4%. С моей точки зрения, это немного убыточно. Понимаете, он станет хорошим, когда сеть разовьется и, когда система стабилизируется на уровне сотен тысяч или миллионов кошельков. Сейчас у нас только несколько тысяч и для текущего этапа такой процент немного великоват. Конечно, это не критично, но если была бы возможность, я бы поменял.

А так, мы создаем новые вещи, развиваемся и, безусловно, что-то меняем, улучшаем, но уже в процессе реального времени.

Комментарии (1)


  1. MrFrizzy
    15.12.2015 23:13

    Для популяризирования платформы нужна готовая инфраструктура. Это как на мобильном рынке: у ios и android уже построена хорошо развитая инфраструктура для разработчиков и пользователей, и на рынок с новой платформой влезть очень тяжело.
    В этом я согласен с еще одним сооснователем emercoin Евгением: важен «человеко-ориентированный интерфейс и всё такое яблокоподобное».
    Пободные платформы уже набирают обороты: ethereum, maidsafe, dash… И скорее всего преимущество получит та, что на первом этапе привлечет разработчиков готовыми инструментами, библиотеками и всем тем, что составляет инфраструктуру. К сожалению, вряд ли на это повлияют инженерные фичи вроде повышенной безопасности или особенных фич блокчэйна.
    Имхо сейчас лучшая позиция у ethereum