Недавно я начал слушать группу Nirvana и заметил, что звук гитар в их песнях отличается от того, что обычно можно услышать в современных группах. Это особенно заметно в начале песни «Rape Me».

Я не очень разбираюсь в музыке и буду очень благодарен, если кто-нибудь объяснит, как Курт Кобейн модифицировал свою гитару, чтобы получить такой уникальный звук?

Делали ли другие участники группы, кроме Курта, похожие модификации со своими инструментами для достижения такого эффекта? Если да, то какие?




Мэтью Рассел (Matthew Russell): Для начала стоить отметить, что большую часть своего существования Nirvana была неизвестной и бедной группой. Поэтому они пытались как можно больше сэкономить на покупке оборудования. Их инструменты были хорошими, но не впечатляющего качества и, скорее всего, подержанными.

За свою жизнь Курт пользовался разными гитарами. Его можно было часто заметить с гитарой Stratocaster, выпущенной компанией Fender (на фото выше).

Гитарой Jaguar:



Гитарой Mustang:



… и самой известной гитарой Jagstang, которая сочетала в себе качества гитар Jaguar и Mustang. Она изображена на рисунке ниже, который сделал Кобейн:



Также он использовал и другие гитары, например, Univox, копию Mosrite. Это доказывает, что любая гитара может звучать как гитара Курта Кобейна, если на ней играет Курт Кобейн. Гитаристы часто говорят, что все зависит только от того, кто играет на гитаре, и в какой-то мере это правда.

Гитары Jaguar и Mustang в то время были не очень популярными, так как все группы пытались подражать таким гигантам, как Van Halen или Guns & Roses, которые использовали совершенно другие марки инструментов. Именно по этой причине поддержанные гитары Fender можно было купить по очень низкой цене.

Основной модификацией, которую Курт производил для своих гитар, была установка хамбакера, вместо стандартных синглов. Звук, полученный с помощью хамбакеров, обычно мощнее, объемнее и обладает выраженным акцентом на средние частоты. Они в два раза больше синглов (сравните размер черного хамбакера на Stratocaster’е с двумя обычными белыми звукоснимателями на картинках выше), поэтому, чтобы поставить хамбакер на гитару, предназначенную для использования синглов, требовалось снять верхнюю защитную часть с деки гитары или даже резать саму деку.

Такая модификация была проделана с Jaguar’ом Курта (на картинке выше), но делал её не он, а предыдущий владелец гитары. Иногда Курт использовал звукосниматели Seymour Duncan Hot Rails – это хамбакеры, уменьшенные до размеров сингла. Их можно было установить на гитары Fender без особых проблем. Он также использовал звукосниматели Seymour Duncan JB, если это позволяла сделать конструкция гитары.

Чтобы получить такой звук, Курт модифицировал не только гитары, но и другое оборудование. Я нашел информацию о том, что Кобейн несерьезно относился к выбору оборудования и использовал очень разные компоненты. Во время туров его стандартным оборудованием были предусилитель Mesa Boogie и раздельные усилители низкой частоты. Эта система доставляла много проблем команде техников, которые отчаялись убеждать Курта использовать что-то более надежное.

Также он использовал BOSS DS-1 и DS-2, педали эффектов Distortion, и chorus-педаль Electro Harmonix Small Clone, выпущенную в 1970 году. С их помощью он добивался «плавающего» звука, как например, в песне «Come As You Are». Педали эффектов Distortion – это ножные переключатели, которые обычно включаются между гитарой и усилителем.

Их используют для резкого перехода от тихого «чистого звука» к громкому агрессивному «грязному звуку», как во вступлении песни «Smells Like Teen Spirit». Также их можно использовать для получения постоянного «грязного звука», вне зависимости от того, к какому усилителю подключена гитара.

Педаль BOSS DS-1 можно заметить на переднем плане фотографии ниже. Я могу объяснить вам, как Курт добился такого гитарного звучания, но я понятия не имею, как он делает эту стойку на голове, одновременно играя на одном из модифицированных Stratocaster’ов.



Различные приемы, используемые во время звукозаписи, тоже играли свою роль. Например, местоположение микрофона в студии, могло повлиять на качество звука. Стив Альбини (Steve Albini), который помогал записать альбом «In Utero», записывал группы одним дублем – они играли в помещении, где стояли несколько микрофонов. Такая методика позволяет получить более «сырой» звук, которого нельзя добиться другими методами, например, когда участников группы записывают по отдельности.

Техника игры Курта, или скорее ее отсутствие, тоже влияла на конечный результат. Это возвращает нас к теории, что все зависит только от самого гитариста. Кобейн был способен на многое, но он не был виртуозным гитаристом. В свою игру он вкладывал больше чувства, чем умения: он сильно бил по струнам, получая уникальный звук. Он не старался играть в одной тональности с другими членами группы или постоянно попадать в ноты – все это отражалось на звуке его гитары.

Кобейн использовал «неправильное» оборудование и играл очень агрессивно. Его вдохновляли такие стили, как панк и альтернатива, а также популярный в то время рок, поэтому он не хотел, чтобы его гитара звучала «чисто», без каких-либо дефектов. Он использовал оборудование, которое не могло воспроизводить звук высокого качества, даже если бы Курт захотел того. Кобейн работал вместе с продюсером, который тоже не был заинтересован в «хорошем» звуке, потому помог музыканту усилить агрессивное звучание гитары, используя различные методы записи.



Леон Левнгтон (Leon Lewington): Вот отличное интервью, в котором Курт объясняет, как он получил такой уникальный звук: «Курт Кобейн об оборудовании и многом другом в его последнем интервью для журнала «Guitar World».

Никто в группе не обращал особого внимания на то, как настроены их инструменты. Все просто подстраивались под гитару Курта. Он тоже не беспокоился по поводу состояния его гитар: о том, как они настроены или в каком состоянии находятся струны.



Дилан Нобуо Литтл (Dylan Nobuo Little): Если говорить вкратце, то такой уникальной его музыку делали несколько факторов. Во-первых, он использовал не предназначенные для такой игры гитары (Курт предпочитал Fender’ы, которые не были созданы для панк-рока и педалей Distortion, а Jaguar, с которым часто ассоциируют Кобейна, создавалась для сёрф-рока).

Во-вторых, уникальный звук создавали тональности, в которых он играл, и более мощные хамбакеры (они лучше принимают средние частоты, и их звук считается более теплым и полным). Также на звук влияло используемое оборудование и стиль игры Курта (которые были очень нетипичны). Теперь перейдем к описанию всех гитар, на которых он играл (в хронологическом порядке), и другого оборудования, которое он использовал.

Курт был левшой, и, несмотря на то, что праворукие гитары дешевле и их легче найти, он старался как можно чаще играть на леворуких гитарах, поскольку они больше подходили для его агрессивного стиля игры. Однако время от времени он использовал модифицированные праворукие гитары с измененным порядком струн, особенно в то время, когда Nirvana еще была гаражной группой, и им было сложно достать необходимое оборудование.

В течение этого периода Курт использовал много разного б/у оборудования (в основном копии Fender и Gibson), в том числе Mosrite Gospel, Epiphone ET-270 и Aria Pro II Cardinal, которые стали его запасными гитарами. Самой известной гитарой этого периода была Univox Hi-Flyer, копия Mosrite Mark IV, обладавшая небольшим весом и уникальной формой деки, которую Курт продолжил использовать, даже когда Nirvana стала популярной группой. За всю свою карьеру он приобрел и модифицировал множество гитар.



Начиная примерно с 1991 года, Курт предпочитал играть на гитарах Fender. После выпуска альбома «Nevermind» он выступал с сильно модифицированной гитарой Fender Jaguar '65 цвета «санбёрст», которая имела красную пеструю накладку на деку. Сейчас гитары Jaguar, и похожие на них Jazzmaster, стоят очень дорого, но в то время эти американские модели можно было купить по довольно низкой цене. Курт купил свою гитару примерно за $500 в ломбарде LA Recycler.

Она уже была модифицирована предыдущим владельцем (Мартином Дженнером (Martin Jenner) из Cliff Richard и The Everly Brothers). Он поставил на нее двойные хамбакеры Dimarzio (нековый датчик типа PAF и бриджевый Super Distortion), бридж Tune-o-Matic от Schaller, как на гитарах Gibson, и второй регулятор громкости.

Он привык к такому набору элементов и продолжил в таком же ключе модифицировать свои гитары Fender. Потом он заменил стандартный переключатель выбора звукоснимателей (3-х позиционный переключатель) на кнопочный переключатель с тремя режимами. До этого он заклеивал переключатель изолентой, чтобы случайно не сменить его положение, так как он в основном использовал бриджевый звукосниматель.

Позднее, после записи альбома «In Utero», он заменил хамбакер Super Distortion своим любимым Seymour Duncan JB. Так же стоит отметить, что он никогда не использовал рычаги тремоло и фиксировал их струнодержатели, повышая сустейн и точность настройки гитары. Более того, все его гитары имели крепления для ремня Schaller, а сами ремни фирмы Ernie Ball были черные или белые.

У него под рукой всегда было несколько гитар Fender Stratocaster (в основном они были белого или черного цвета, однако одна была цвета «санбёрст», а другая красного), которые разбивались во время знаменитых концертов группы. Они были собраны либо в Японии, либо в Мексике, и являлись дешевыми альтернативами американских моделей.

На все эти гитары он поставил хамбакер JB. Иногда это был Seymour Duncan '59 или, когда на деку какого-нибудь Strat'а не помещался большой хамбакер – Hot Rails. После того как Strat’ы разбивали, из их частей собирали новые гитары («Franken-Strat»). Примером такой гитары может служить полностью черная гитара Strat (с черной декой, накладкой, звукоснимателем ’59 и регуляторами, а также наклейкой Feederz) с грифом от Fernandes Strat (оригинальный гриф был сломан).

Этот гриф продержался всего месяц, и его заменили грифом от Kramer (группа постоянно возила их с собой для ремонта). Скорее всего, они нравились Курту больше чем грифы Fernandes (хотя их было легче всего достать). Все остальные грифы его Fender’ов были с накладкой из палисандра, которые ему нравились больше чем кленовые.

Во время тура с альбомом «In Utero» основной гитарой Курта была Fender Mustang. У него было несколько таких гитар: одна цвета «Fiesta Red» с запасной накладкой белого перламутрового цвета и черными звукоснимателями и две другие цвета «Sonic Blue». Они отличались только внешним видом – одна имела красную пеструю накладку и белые звукосниматели, а другая накладку на деку матового красного цвета и белый и черный звукосниматели.

Стандартные бриджи были заменены на Tune-o-Matic от Gotoh, а звукосниматель рядом с ними – на Seymour Duncan JB. Как и в случае с гитарой Jaguar, он не использовал нековые звукосниматели (кроме некоторых студийных записей) и рычаги тремоло. Пружины тремоло были заменены обычными шайбами, а струнодержатель закреплен так, чтобы струны проходили через него напрямую. Такая система более характерна для гитар Gibson.



Курт также начал сотрудничать с компанией Fender для создания гитары Jag-Stang – комбинации гитар Jaguar и Mustang, которая сочетала в себе его любимые качества: бридж Tune-o-Matic, бриджевый хамбакер, небольшую длину (короткая 24 дюймовая мензура) и уникальную форму самой гитары. Однако он использовал эту гитару лишь несколько раз уже ближе к концу своей карьеры – Курт оставался верен гитарам Mustang. Стоит отметить, что вся группа настраивала свои инструменты ниже на полтона.

Для акустических выступлений Курт использовал либо гитару Epiphone Texan со съемным звукоснимателем Bartolini 3AV (ее можно было легко узнать по наклейке «Nixon Now»), либо очень редкую гитару Martin D-18E 1950 года. Ее можно услышать в альбоме «Unplugged In New York», но в качестве электроакустики (со звукоснимателем Bartolini 3AV, но уже встроенным в саму гитару), которую он подключал через педали и микшер, поэтому ее нельзя назвать чисто акустической.

Обе эти гитары являлись модифицированными праворукими моделями с измененным порядком струн. Забавно то, что гитара, на которой он играл во время записи песен «Polly» и «Something In The Way» с альбома «Nevermind», была в очень плохом состоянии, однако он никак не модифицировал ее и даже не менял на ней струны. Это была 12-струнная Stella Harmony, которую он купил за 30 долларов в ломбарде. У нее было только 5 нейлоновых струн, а бридж держался на клею.

Как истинный коллекционер, в основном, старых, необычных и дешевых инструментов, Курт сознательно избегал покупки нового оборудования. Я не упомянул об огромном количестве других гитар, на которых он играл: пара модифицированных гитар Telecaster и другие гитары Mustang (в основном модель '69, известная по своему появлению в клипе «Smells Like Teen Spirit»). Гитары Mosrite Mark IV и Fender XII (обе уничтожены вместе с домашними записями и дневниками, которые Курт прятал в своей ванной, чтобы уберечь от грабителей – их залило водой).

P.S. От рассказов об интересных особенностях музыкальной индустрии и находках культовых музыкантов мы перешли к делу и запустили тематический раздел "Музыкальные инструменты и аппаратура". Сейчас мы работаем с 19 категориями товаров (от MIDI-клавиатур до гитарных динамиков), но на этом мы, конечно, не остановимся. Ждите новинок :)

Комментарии (38)


  1. sl4mmer
    13.12.2015 13:53
    +1

    Хамбакеры как раз выдают более скучный звук — если мертвый и лишенный красок звук для вас более теплый и полный… ну не знаю. Я пробовал ради прикола играть переключив бриджевый и нековый датчики в режим хамбакеров — чистый звук получается совершенно ни о чем. Мякотка их использования в другом — за счет лучшей компрессии их сигнал легче исказить примочками. Думаю этого Курт и добивался


    1. sl4mmer
      13.12.2015 14:02
      +1

      >Курт предпочитал Fender’ы, которые не были созданы для панк-рока
      А он и не играл панк-рок. Что значит вообще создана для панк-рока? Главной особенностью данного стиля является пожалуй характерная игра на повышенных строях со всеми вытекающими, но специально для этого затачивать гитару нет смысла. Максимум поставить струны потоньше. Датчики… тут уже во многом играют роль личные вкусы


    1. SarganSaor
      13.12.2015 14:26

      Это фломастеры, кому-то нравится как звучит сингл, кому то хамб. Звук на нековом датчике на гибсоне характерен, и ни с чем не спутаешь, впрочем как и «стекло» стратовских синглов и или телековский «тванг». Любоой сигнал можно перегрузить, неважно сингл это или хамб, просто хамб в силу конструктивных особенностей не фонит.


    1. walker
      13.12.2015 15:05
      +2

      Хамбакеры как раз выдают более скучный звук — если мертвый и лишенный красок звук для вас более теплый и полный… ну не знаю

      Скажите это BB Кингу и Джимми Пейджу :))


    1. 1514m
      13.12.2015 17:18
      +2

      «Скучный», «мертвый», " теплый", «плотный» звук… Серьезно?


      1. dead_undead
        13.12.2015 19:18
        +1

        приятный звук — штука очень субъективная


      1. sl4mmer
        13.12.2015 22:05

        >«Скучный», «мертвый»
        Имелось ввиду неестественность звучания среднего диапазона частот, Окраску звуку в основном они придают


      1. franzose
        14.12.2015 02:42

        А также «коричневый». Наряду с «коричневой нотой».


        1. Stalker_RED
          14.12.2015 04:44

          Коричневый можно попытаться оправдать: en.wikipedia.org/wiki/Colors_of_noise


    1. ShadowsMind
      13.12.2015 18:11
      +1

      Хамбакеры как раз выдают более скучный звук

      А Энди Джеймс, Закк Уайлд, Бакетхед, Джон Петруччи (можно продолжать очень долго) в курсе что их звук «скучный»!?


      1. Pinsky
        13.12.2015 18:23

        Петруччи и без звука дико скучный)))


        1. ShadowsMind
          13.12.2015 18:43
          +1

          Отчасти с Вами согласен, но скорее из-за того, что мне просто не совсем жанр по нраву. Но надо признать, что звучание и техника у Петруччи на очень высоком уровне.


          1. Pinsky
            13.12.2015 23:56

            Стоит признать, что у него техника на высоком уровне. Звучание крайне никакое. Есть очень много гитаристов с куда более интересным звуком.


      1. sl4mmer
        13.12.2015 22:03

        Я имел ввиду чистый звук, до эффектов


    1. neko_nya
      14.12.2015 00:31
      +1

      Вы просто не умеете их готовить. Гари Мур, Марк Нопфлер. «Brothers in arms» — гибсоновский звук во всей красе.


    1. k0ldbl00d
      14.12.2015 07:57

      Мякотка их в том, что они выдают больший по амплитуде сигнал при меньшем уровне шумов, более плотный, и с более выраженной серединой (по сравнению с синглами). На хайгейновых каналах усилителей, с большой перегрузкой на синглах играть очень проблематично — звук получается слишком грязным из за очень большого коэффициента усиления. Другими словами, если хочется «стекла» на чистом звуке — надо использовать синглы, либо схему split-coil (известную еще как «отсечка»), при котором от хамбакера отключается одна его «половинка» и он работает как сингл. Если хочется экстремального перегруженного звука — годится только хамбакер.


  1. Temych
    13.12.2015 16:09
    +1

    А есть статистика — сколько гитар разбил Курт на сцене после их модификации?


  1. Sadler
    13.12.2015 17:42
    +8

    Ага, иногда на концерте Курт так модифицировал свои гитары, что приходилось брать другие.


  1. c01nd01r
    13.12.2015 18:50
    +2

    Еще есть интересная статья в журнале Популярная Механика 2015/7 (№153) (не сочтите за рекламу) как Эдди Ван Хален изобрел свою гитару.


  1. keslo
    13.12.2015 20:24
    +2

    Курт был фанатом и искал свой звук. Видимо, он не стремился к чистоте звука, но искал «честный» и максимально наполненный чувством звук.
    Да, в записях звук не идеален. Но именно за такой звук мне и нравится Nirvana.
    Толпы групп копирующих звук Курта тому доказательство.


    1. dmitrykabanov
      13.12.2015 22:03

      Идеального для всех не бывает, все верно


  1. beliakov
    13.12.2015 23:55
    +4

    Замена какого-то винтика в гитаре не сделает песню шедевром. Суть не в инструменте а в самой музыке.




    1. evnuh
      14.12.2015 14:00

      Сначала эти ребята дают концерт в концертном зале, а потом накладывают звуки танцпольного моша на припеве, когда на самом деле зрители в зале сидят как УГ и молчат. ЗАЧЕМ?


      1. beliakov
        14.12.2015 14:31

        В комментах на ютубе это обсуждалось:

        Kyrae Jenkins 3 months ago
        +Leominos I think the crowd audio was added in cuz every time the camera pans to the crowd, they look like the most bored unenthusiastic crowed I have ever seen. Like...you have crowds that are everywhere mosh pits and all. Then you have the phone crowds that have to record the entire concert on their iphone. And then you have this dead crowd. These guys are awesome but I feel like the crowd audio was added in. The people and their expressions and lack of movement/joy doesn't sync with how loud the crowd noises were. I think they deserve that kind of crowd noise but those people didn't seem to be that into it. :(?


        SuperLososs 2 months ago
        +Kayla Teets (Kyrae Jenkins) not that I am being an advocate of fake crowd noises (because I am not), or of the production here, but I think the noise is genuine. As I've explained above, what you refer to with "...cuz every time the camera pans to the crowd, they look like the most bored ..:" is actually not THE crowd, just some guys sitting behind the stage. The real crowd is behind camera, only time you see them is actually in the last couple of seconds of the video. ;)?


        SuperLososs 2 months ago
        +Raymond Duncan «A lot goes on in after an initial recording that most people never suspect.» hehe, true dat. I am one of those people that believe everything on «live cd»s is fresh and true to the concert recording :D so, while I still think it is not added, it does say in the description «filmed and edited… » I guess we have to be in the hall to be absolutely certain how loud the crowd is ;) with that in mind, I suggest we write to someone to buy us tickets, for science and research of course!?


        1. evnuh
          14.12.2015 16:08

          Ну тут очевидно, что наложены звуки, при том очень нелепо. Вопрос к музыкантам — если они хотят видеть ликующую толпу, нафига проводить концерт в концертном зале? Вообще не понимаю музыкальных артистов, дающих концерты в сидячих залах.


          1. beliakov
            14.12.2015 17:10

            Возможно я видео не особо удачно выбрал, ориентировался на количество просмотров. Вот другой вариант:


  1. neko_nya
    14.12.2015 00:34
    +2

    Звук — это 30% гитара и 70% — музыкант. Манера игры, интонации, сила, технические особенности… А модификации — это уже второе дело, они делают удобной игру конкретного звука для конкретного музыканта.


  1. nitro80
    14.12.2015 01:14
    +6

    Эх, зашёл в статью только что б прочитать про Курта :) В гитарах полный ноль :)


  1. freylis
    14.12.2015 06:47
    +2

    Любая гитара может звучать как гитара Курта Кобейна, если на ней играет Курт Кобейн

    это нужно в великий сборник цитат записывать, применительно к множеству видов жизнидеятельности


    1. Yurich
      14.12.2015 13:25
      +1

      Я на каком-то кулинарном форуме вызвал волну чистейшего, как слеза, баттхерта, сказав: «Узнать, умеете ли вы готовить плов, очень просто: надо просто посмотреть в свой паспорт. Если там написано Сталик Ханкишиев, то да, а иначе — нет».
      Меня там даже модер забанил :)


  1. engine9
    14.12.2015 13:39
    +1

    Скажу за фотографов. Есть люди уверенные, что их снимки станут великими если исполнены среднеформатными задниками и брендовой светосильной оптикой за много денег. Копят, снимают свое уныние со штатива, меряются шумами и битностью среди таких же высокомерных задротов на форумах. Этим, обычно, и ограничиваются.


    1. Fuzzyjammer
      14.12.2015 14:12

      Впрочем, очень многие любители фототехники вполне трезво понимают, что с искусством их гонка за светосилой и рисунком не имеет ничего общего. И среди коллекционеров музыкального оборудования тоже бытует самокритичная точка зрения, что они «ручки крутят, а не музыку играют».
      http://www.umop.com/art/kb040.jpg


      1. engine9
        15.12.2015 00:36

        Главное чтобы честно перед собой было.


    1. Yurich
      14.12.2015 14:24

      один из лучших снимков, что я видел, был сделан Сменой-8М
      уверен, что хассельбладом тот же кадр был бы снят еще лучше
      но да откуда в пионерлагере хасселблад?


  1. Spaceoddity
    22.12.2015 12:33

    Уж если кто и занимался серьёзной модификацией своих (своей) гитар — так это Брайан Мэй. А уж про гитарные таланты (и тем более инженерные) Курта Кобейна в первый раз слышу.


    1. Pinsky
      23.12.2015 11:47

      Брайн Мэй как бы сам сделал свою основую гитару)

      А по моддингам — это Стиви Рэй Воган, Мэтью Беллами, Бакетхед и еще несколько перцев, но не Курт. Курт молодец, но моддинг не его конек.


      1. Fuzzyjammer
        23.12.2015 12:41

        Какие модификации, кроме чисто декоративных, были у SRV?
        Какие модификации, кроме банального киллсвитча, использует Бакетхед?

        А вот Фреда Фрита вот за весь тред комментариев никто и не вспомнил :)


        1. Pinsky
          23.12.2015 13:25

          SRV самолично перематывал датчики, реставрировал полностью нерабочие инструменты, самолично модифицировал усилители, менял грифы на гитарах на совсем нестандартые(ширина грифа у него была сильно больше дефолтной фендерячей).